ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ) В УПРАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ САДОМ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крутий Ирина Михайловна

заведующий ДОУ №1 «Веснянка»,

Ревва Светлана Николаевна

воспитатель-методист

ДОУ №1 «Веснянка»


ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ) В УПРАВЛЕНИИ

СОВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ САДОМ


Семинар-практикум для методистов и

заведующих дошкольными учреждениями города

За последние годы в дошкольном образовании произошла модернизация системы работы в детском саду. В связи с этим возросли требования к организации воспитательно-образовательного процесса, а также к управленческой деятельности.

Значительным вкладом|вкладом| в разработку проблемы управления учреждением в сфере образования, работы с педагогическим коллективом, являются труды таких отечественных и зарубежных педагогов и психологов, как Ю.Бабанского, М.Ващенко, И.Жерносека, И.Зязюна, В.Зверева, Ю.Конаржеского, В.Лазарева, В.Мадзигона, В.Маслоу, М.Поташника, В.Сластенина, Н.Тализиной, П.Третьякова, Т.Шамовой, Л.Юрчук и другие. Их исследования направлены на разработку проблем развития целостной|цельной| эффективной системы управления.

Как считают эксперты до 80 % времени у каждого руководителя проходит зря или тратится|расходует| крайне|вконец,очень| нерационально; выполнение годовых планов (по факту) не отвечает даже 75%, не говоря уже о конечном|концевом| результате. Это связано с отсутствием четкого кратковременного и перспективного целеполагания, распределения приоритетных заданий на каждый временной промежуток, с учетом возможных отклонений от намеченных планов.

Специалисты делают вывод, что управленческая деятельность может быть успешной лишь|только| тогда, когда во главе стоит руководитель, который стремиться идти в ногу со временем, овладевает|обладает| новыми технологиями организации управления и эффективного использования рабочего времени, гибко относится к изменениям стратегических линий в принятии управленческих решений.

Гипотеза очень простая: повышение эффективности уровня работы учреждения прямопропорционально| зависит от качественного управления.

Решение данной проблемы предусматривает соответствующие преобразования в деятельности руководителей: психологические, организационные, функциональные.

Психологические изменения происходят в сознании руководителя и определяются готовностью к внедрению инноваций и изменению стиля руководства. Современный руководитель должен осознавать, что на смену философии влияния в управлении образованием пришла философия взаимодействия и сотрудничества на принципах гуманизации и демократизации. Целью управления является создание педагогических условий для развития и саморазвития педагогов, реализации ими своих потенциальных возможностей с целью достижения дошкольным учреждением высоких реальных стандартов, рейтинговых|рэйтинг| показателей и конкурентоспособности среди других детских садов города.

Анализ последних исследований свидетельствует, что управление на сегодняшний день рассматривается в широком определении и включает не только организацию воспитательно-образовательного процесса, управление людьми, управление финансовыми, материально-техническими, но и временными ресурсами.

Всем руководителям знакомо понятие «работа в системе аврала», когда в короткие сроки необходимо выполнить большой объем работы, причем качественно и эффективно.

Работа в режиме «стресса» приводит к эмоциональному сгоранию педагогов, что не может не отразиться на выполнении долгосрочных целей.

Поэтому перед руководителями очень остро стоит задача| рационального использования рабочего времени - они должны планировать не только| лише|| свое собственное время|подчас,порою|, но и рабочее время|подчас,порою| своих подчиненных.

Функциональные изменения определяются расширением диапазона управленческих функций. К классическим, добавляются прогностическая, политико-дипломатическая, менеджерская, которые включают четыре основных фактора:

- постановка актуальных теоретически обоснованных и практически значимых целей и задач;

- стратегическое планирование деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса;

- выбор и реализация поставленных приоритетных целей, коррекция ранее выбранной тактики и вектора деятельности в соответствии с реальными (изменившимися) условиями;

- квалифицированный самоанализ управленческой деятельности, мониторинг успешности развития учреждения, анализ деятельности всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Изменения методологических подходов к управлению дошкольным образовательным учреждением является актуальным для нашего детского сада. Решение отмеченной проблемы мы видим в поиске оригинальных механизмов и использовании|употреблении| технологий, направленных на повышение эффективности работы учреждения.

К|до| технологии тайм-менеджмента мы обратились неслучайно.

Проанализировав основные аспекты, мы обратили внимание на несколько важных выводов, которые|какие| были сделаны управленцами образовательных учреждений, которые на практике овладели данной технологией:

  1. чем более динамично|динамичный| развивается дошкольное образовательное учреждение, тем более серьезная нагрузка ложится на всех специалистов| всех подразделов|подразделения|, или каждого члена коллектива отдельно, поэтому появляется необходимость внедрения технологий тайм-менеджмента| в управленческую деятельность руководителя;

  2. использование|употребление| технологии позволит выйти|исходить| на высокий уровень выполнения годовых заданий|задачи| (до 98%), на основании четкого распределения |из-за| функций каждого педагога или творческих групп, что гарантирует повышение эффективности в работе;

  3. в процессе внедрения|вводит| технологии устанавливается позитивный|положительный| психологический климат в коллективе, формируется|формующий| готовность к|до| инновационной деятельности, через|из-за| высокую работоспособность и творческую инициативность.

Это побудило администрацию дошкольного образовательного учреждения №1 «Веснянка» к|до| детальному|подробному| ознакомлению с системой эффективного управления временем|подчас,порою| и внедрение|вводит| ее в управленческую деятельность.

Долгое время к|до| тайм-менеджменту| многие управленцы в сфере образования относились скептически|скептичный|. Это объясняется тем, что эта технология разрабатывалась и использовалась лишь|только| в экономической|экономичной| сфере. Большинство научных трудов, литературных статей, пособий|пособника,учебника| касаются управления бизнесом, составления|сдает,складывает| бизнес-планов, расширения экономической|экономичной| структуры или сети. Следовательно|итак|, создается впечатление, что эта технология сугубо экономическая|экономичная|.

На первый взгляд это может оказаться неинтересным, или даже бессмысленным|нелепым|, но практическую|практичную| ценность этой технологии можно оценить,|оценивать| лишь|только| получив конкретные позитивные|положительные|, высококачественные изменения|смену| в системе управления учреждением.

Упражнение 1 «Наши чувства»

Назовите 6 чувств, которые генетически заложены в человеке.

Осязание, обоняние, тактильная чувствительность, зрение, слух…

Вывод: было названо всего 5, а шестое … - чувство времени.

Почему это чувство никто не назвал? Неужели оно не такое важное, как все остальные? Давайте проверим.

Упражнение 2 «Ощущение времени»

Закройте глаза. (Через 10 сек. Просим присутствующих открыть глаза). Сколько прошло времени?

Закройте глаза, расслабьтесь и откройте их, когда, по-вашему мнению пройдет одна минута.

Как вы определили, что уже прошла минута? Какие были ощущения?

Почему некоторые из вас открыли глаза раньше времени?

Вывод: Этот экспресс-тест помог увидеть, насколько точно мы ощущаем течение времени

«Ассоциации»

Минута - что она может значить для вас?

Что можно сделать за одну минуту? Всегда ли мы ценим эту минуту?

Вывод: Самая большая трата, которую можно сделать - это трата времени.

Чтобы не терять драгоценное время, его необходимо использовать рационально. В этом нам поможет технология «тайм-менеджмент».

«Мозговой штурм»

Предлагается выражение американской писательницы Лидии Сигорни:

«Вчера, где-то между восходом и закатом, пропали два золотых часа, каждый из которых искусно был украшен шестьюдесятью минутами-бриллиантами. Нашедшему никакого вознаграждения не обещается, ибо они потеряны навсегда»

Давайте поразмышляем над глубиной данного высказывания. Что Вы можете о нем сказать? Какие впечатления или чувства у вас вызвали эти слова?

Вывод: Что произошло? Стрелки на часах вашей жизни продвинулись на два деления вперед - невозвратимо! Что бы мы об этом ни думали, что бы ни ощущали - мы не можем на это повлиять. Мы можем лишь, формировать правильное отношение ко времени, наше обращение со временем в соответствии с нашими представлениями или, по меньшей мере, пытаться делать это, чтобы время не ускользало, и не было потеряно навсегда.

Метод «микрофона».

Давайте поразмышляем над самим названием технологии. Тайм-менеджмент - это…

Участники семинара предлагают свои варианты ответа. Обсуждение продолжается в сопровождении презентации Power Point.

Тайм-менеджмент (time| management|) - буквальный перевод|переклад| - «время», «управлять» или управление временем|подчас,порою|, но по сути|по существу| никто не может управлять временем|подчас,порою|, потому что|ибо| это не является материальным измерением

Более корректный и правильный смысловой перевод|переклад| - «организация времени». Если глубже вникнуть в это понятие, то это технология организации времени и повышения эффективности его использования|употребления| для достижения поставленной любой|какой-нибудь| цели, технология эффективного планирования времени, как рабочего, так и личного.

В широком понимании «тайм-менеджмент - это совокупность законов, правил, методов, стратегий, которые направлены на достижение результата - эффективное использование времени: рабочего и свободного для достижения поставленных жизненных целей.

Экспресс-диагностика

Если у Вас возникает вопрос: когда это делать, то подумайте …«Как я трачу своё время»

  • Сколько рабочего времени Вы проводите эффективно? (%)

  • Сколько времени тратиться зря? (%)

  • На что уходит время, потраченное неэффективно?

Предлагается озвучить ответы.

У нас с вами есть прекрасная возможность сравнить личные ответы с данными, которые предоставили эксперты. Специалисты в области тайм-менеджмента единогласно говорят о том, что мы способны эффективно использовать только до 20% нашего рабочего времени. При этом эффективность заключается в том, чтобы в конце рабочего дня мы имели результат - продукт (в конечном или промежуточном состоянии). Это теория.

Переходим к практическому применению полученных знаний: предлагаю математический расчет: 20% от 8 часового рабочего дня - это 96 минут. Теперь представьте, что если даже это время мы тратим не рационально, не доводим начатое дело до конца, у нас нет конкретного, пусть и незначительного, но результата, то о какой производительности мы можем мечтать? Здесь на лицо конфликт внутреннего ощущения эффективности использования времени и упрямых фактов. С помощью элементарного математического просчета и сравнения доказывается актуальность проблемы организации и эффективного использования рабочего времени.

Для того чтобы удостовериться, что технология тайм-менеджмента подходит к|до| образовательной сфере, мы, провели сравнительный анализ структуры деятельности управленца и системы построения деятельности по «тайму».

Как видим, 4 блока идентичны по своему названию: планирование, организация, мониторинг, коррекция, но есть дополнения в содержании этих составляющих:

-планирование: распределение приоритетов|деление|, определение задач, постановка целей, составление планов деятельности (от генерального до ежедневного);

- организация: составление списков и расстановка приоритетов среди членов коллектива, распределение и делегирование обязанностей;

- мониторинг: качество выполнения плана работы, критериальное оценивание намеченных и достигнутых целей;

- коррекция: внесение изменений, дополнений, уточнений в текущие планы, в соответствии со схемой: план на 1 день корректируется|корректирующий| несколько раз, план на 1 месяц|луну| - каждую неделю, план на квартал - 1 раз в месяц, план на 1 год - 2 раза; кроме этого производиться анализ потраченного времени на выполнение заданий.

Пятый пункт - весомое дополнение, без которого невозможен следующий виток системы деятельности - это поиск резервов (финансовых, кадровых, временных) для выполнения запланированных действий.

Еще одно сходство мы обнаружили в организации работы в сфере дошкольного образования с базовыми принципами классической системы организации времени|подчас,порою|, идею создания которой|какой| приписывают Бенджамину Франклину.

Главное|головное| положение системы Франклина - материализовать время в конкретный результат, заставить время работать|трудиться| на нас, а не наоборот. Принципы этой системы предусматривают, что любое|какое-нибудь| большое|великое| задание|задача|, которое стоит перед руководителем, коллективом, распределяется на подзадачи, а те в свою очередь - на еще более мелкие, которые|какие| за короткий промежуток времени предоставляют возможность получить определенные результаты. Визуально это можно изобразить в виде многоступенчатой пирамиды, а применение системы - как процесс возведения|возведения,сведения,свода,низведения| этой пирамиды.

Главнее всего - 1 ступенька, фундамент пирамиды - жизненные приоритеты, на которых|каких| базируется главная|головная| цель (2 ступенька). Третья ступень - генеральный план достижения цели (сроки могут достигать от 5 до 25 лет). Четвертая ступенька - это долгосрочный промежуточный план (до 5 лет) с определением конкретных сроков|термина| и промежуточных конечных|концевых| результатов. Следующие ступеньки|ступенька| - средней длительности| и кратковременные| планы (на 1 год; 1 квартал, 1 месяц|луну|). Последняя ступенька - план на 1 день.

Главное|головное| правило: планы не могут оставаться неизменными|неизменяемыми|. Поэтому, в зависимости от срока|термина| необходимо анализировать свои планы и их результативность. План на 1 день корректируется|корректирующий| несколько раз, план на 1 месяц|луну| - каждую неделю, план на квартал - 1 раз в месяц, план на 1 год - 2 раза. В связи с тем, что долгосрочные планы состоят из кратковременных| и промежуточных действий, которые|какие| ведут к|до| получению конкретных результатов, можно утверждать, что контроль и анализ реализации происходит постоянно, вносятся коррективы, которые|какие| отвечают требованиям|востребованию| времени и изменению|смене| обстоятельств.

По нашему мнению, в сфере образования очень похожая система. Подставляя параметры системы Франклина получаем такую пирамиду.

Фундамент - или приоритеты - получение детьми начального|первоначального| дошкольного образования, предоставление равных стартовых возможностей для всех детей относительно|касательно| последующей учебы|обучения,учения| в первом классе.

Главная|головная| цель дошкольного учреждения - формирование необходимой жизненной компетентности и достижение дошкольником-выпускником уровня развития соответственно государственных стандартов.

Генеральным планом достижения поставленных заданий|задачи| можно считать Государственный образовательный стандарт. Долгосрочным промежуточным планом является типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Следующая ступенька - это авторские| и адаптированные программы развития детей, инновационные проекты, которые|какие| составляются|состоят| на срок от 1 до 3 лет.

Аналогом среднесрочных, промежуточных и кратковременных| планов являются: парциальные, адаптированные, рабочие программы, годовой план работы учреждения, перспективное и календарное планирование работы.

Технология тайм-менеджмента предполагает разные инструменты планирования. Некоторыми из них мы пользуемся ежедневно. Чаще всего планируя свою работу, мы ведем ежедневники, в которые вносим самые важные дела или встречи, о которых важно не забыть.

Во время планирования по тайм-менеджменту предлагается использовать таблицы, которые являются хорошим инструментом для равномерного распределения|деления| нагрузки и своевременной расстановки «галочек».

Для среднесрочного планирования мы используем таблицу с разбивкой|разбитием| на 12 месяцев, |что помогает равномерно распределить|деления| нагрузку на каждый месяц и увидеть выполнение намеченных мероприятий.

Содержание работы

IX

X

XI

XII

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Педагогический совет

+

+

+


Методическое объединение

+

+


Тематический

контроль

+

+



Подобные таблицы можно составлять на разные виды управленческой деятельности, например «Контроль», «Приказы», «Инструктажи» и т.д.|

Упражнение «Один день из жизни управленца»

Для выполнения следующего упражнения предложено педагогам объединиться в 3 группы.

Каждой группе необходимо составить план работы на первую половину дня с учетом 15-минутного интервала. (Заполняется графа «Содержание запланированной работы»). Если форма работы занимает больше времени, можно объединить несколько интервалов, то есть не 15 минут, а 30, 45 минут и т.д.

Рабочее время

Содержание запланированной работы

Факт выполнения

Приоритет,

делегирование

Хронофаги «поглотители|поглотитель| времени»

8.00 - 8.15




8.15 - 8.30




Теперь давайте проанализируем, что из запланированного мы точно успели (заполняется графа «Факт выполнения») и что нам помешало.

Заполняя графу «Хронофаги», воспользуемся подсказками «Поглотители» и «ловушки» времени.

Если кто-нибудь попытается отнять у вас 200 евро, вы будете этому препятствовать, как сможете. Если же кто-то пытается украсть два часа времени, многие против этого не возражают, даже иногда благодарят. «Единственные воры, которых в нашем обществе не наказывают, - это похитители времени», - говорил еще Наполеон.

Чтобы решить возникшие проблемы, необходимо расставить приоритеты (по важности и срочности выполнения), рассмотреть возможность делегирования запланированных дел, то есть правильно распланировать свою деятельность.

Теперь можно подумать над вопросом: нужен ли лично мне тайм-менеджмент. Ответить нам поможет размышление над результатами, которые можно получить, используя технологию тайм-менеджмента.


© 2010-2022