Проектная деятельность в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Деятельность музыкального руководителя ДОУ в воспитании толерантности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования













Анисимова Любовь Анатольевна

Музыкальный руководитель МАДОУ

«Детский сад № 312 комбинированного вида;

Г. Казань - 2015 г.



СОДЕРЖАНИЕ




  1. ВВЕДЕНИЕ. Актуальность проекта . . . . . . . . . . . . . . 3-4

  2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4-5

  3. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА . . . . . . . . . . .5

  4. ГЛАВА I Стратегия проекта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5-6

  5. ГЛАВА I I Этапы реализации проекта . . . . . . . . . . . . 7-8

  6. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .8-11

  7. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА . . . . . . . . . . . . . . 12

  8. ПРИЛОЖЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13-36

  9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37





ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы


Живут в Казани разные народы:

Растят хлеба, пасут стада

Одна на всех заря, одна погода,

Одни на всех закат и ивы у пруда!

И пролетает время не заметно -

Летят года, летят века

Но помнить нужно человеку

Кто он? Откуда? И когда…

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантность становится сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов, стран.

Толерантность - это человеческая добродетель: искусство жить в мире

разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.

Для дошкольного учреждения воспитания толерантности актуальна сама

по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированной коммуникативной деятельностью.

В условиях переходного периода, когда приняты ФГОС ДО, но нет утвержденной примерной общеобразовательной программы ДОО, перед каждым дошкольным учреждением стоит задача создания собственной общеобразовательной программы, которая должна отразить все линии развития дошкольника и особенно социально-коммуникативного развития. Так как оно направлено на «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;… формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых».

Проблема толерантного воспитания стоит перед всеми педагогами детского сада, и решить ее мы сможем только все вместе: и воспитатели, и специалисты и родители.

Поэтому было решено разработать проект «Деятельность музыкального руководителя ДОУ в воспитании толерантности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования», который стал частью большого проекта «Дружба народов», который объединил проекты всех специалистов ДОУ.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Создать в детском саду необходимые условия для толерантного воспитания дошкольников, приобщить дошкольников к национальной культуре разных народов.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.Развитие материальной, методической базы дошкольного образовательного

учреждения..
2.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного

возраста.

3.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности у

детей дошкольного возраста.

4.Организация партнерских отношений между дошкольным образовательным

учреждением, семьями воспитанников и социальными партнерами по

вопросам толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

Время реализации проекта: ноябрь 2014 года - май 2016 года.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

После реализации данного проекта в образовательном учреждении ожидаются следующие результаты:

1.У детей дошкольного возраста постепенно сформируются такие качества как отзывчивость, справедливость, скромность. Волевые качества - умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, в своих поступках следовать положительному примеру.
2.Усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и дошкольным образовательным учреждением. Родители сменят пассивную позицию на активную, приобретут знания в области воспитания толерантных отношений своих детей, и что важнее всего, притворят их в жизнь своих детей.

ГЛАВА I

Стратегия достижения поставленной цели и задач

Воспитание толерантных отношений у детей дошкольного возраста, будет организовываться через игровую, непосредственную образовательную, продуктивную, театрализованную и досуговую деятельности.

Разножанровость, яркость, красочность, доступность народного искусства проверены временем и всегда актуальны. При составлении методических разработок по данной теме интеграцию в другие педагогические деятельности можно проследить легко:

«Социально-коммуникативное развитие»: непосредственное участие в том или ином действии, в ощущении дружественного отношения рядом находящегося, его рукопожатия, доброго взгляда. Возникновение желания окунуться в мир рядом живущего народа, вместе радоваться и сопереживать друг другу.

«Познавательное развитие»: изучение исторических справок, народных традиций ,знакомство с бытовым обиходом , жизненным укладом, деталями народного костюма , ознакомление со сказками, календарными и народными праздниками и обычаями.

«Речевое развитие»: исполнение образцов устного творчества, исполнение песенного народного материала формирует звуковую речь детей, слуховую активность ,развивает словарный запас детей.

«Художественно-эстетическое» развитие: Рассматривание образцов народной живописи ,костюма и самостоятельного изготовление деталей народного рисунка, что повышает и расширяет художественный вкус детей.

«Физическое развитие»: участие в народных играх, забавах, народных танцах повышает физическую активность , укрепляет волевые качества детей

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время проведения досуговой, самостоятельной игровой деятельности. А также - это огромная каждодневная работа педагогов дошкольного учреждения. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

ГЛАВА II

Этапы реализации проекта

Реализация проекта состоит из трех основных этапов.

I этап: Подготовительный.

II этап: Реализация проекта.

IIIэтап: Презентация проекта.

Описание этапов проекта.

I этап: Подготовительный.

Разработать план работы по формированию толерантности на занятиях по музыкальному развитию на 2014-2016 учебные годы.

Продумать и подготовить систему мероприятий для проведения недели толерантности.
Приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов.
Создание картотеки подвижных игр народов Поволжья.
Вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку групповых мероприятий по теме толерантности. Воспитатели групп.

II этап: Реализация проекта.
Разработка плана работы по формированию основ толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Повышение компетентности родителей по вопросам воспитания толерантности у детей дошкольного возраста..
2.Оснащение предметно-развивающей среды в возрастных группах и в дошкольном образовательном учреждении, отвечающей принципам системности, культуросообразности, индивидуальности.

III этап Презентация проекта.

Презентация проекта на собрании педагогов, родителей, научно-практических конференциях, семинарах.
Ожидаемые результаты проекта.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

Время проведения

Темы Мероприятия

1 этап. Сентябрь-октябрь

Оснащение и обогащение предметно - развивающей среды в группе;

-приобретение дидактических игр, игрушек, наглядно-демонстрационных материалов

создание картотеки подвижных игр народов мира

создание демонстрационных альбомов об обычаях и традициях народов Поволжья.

2 этап - ноябрь - декабрь

Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса

. - диагностика по выявлению причин агрессивных отношений друг к другу у детей дошкольного возраста. -анкетирование родителей по выявлению возникающих трудностей в воспитании толерантного отношения.
-анализ по результатам диагностики детей, анализ анкетирования родителей по следующим параметрам.
Воспитанники:
-имеют представление «что такое хорошо и что такое плохо»;
-имеют представление о том, как поступать в конкретном случае;
-имеют представления о многонациональном составе нашей Родины и мировом сообществе.
Родители:
-умение выражать одобрение по поводу характеристики поведения своего ребенка;
-умение бесконфликтного общения в семье со своими детьми. Воспитатели групп,
педагог-психолог МБДОУ.

Ноябрь

«Игры народов мира». - развлечение
«Веселые помощники» - спортивно-фольклорный праздник

Декабрь

«Новогодние обычаи стран и народов мира». -настольные и напольные игры

-мультимедиа-презентации по темам;
-сюжетные игры;
-творческие рассказы по теме.
- мастер - класс по народному творчеству для детей.
-новогодние праздники (национальные культуры

Январь

«Моя страна»
«Символика нашей страны»
«Любимый город ждет гостей»
«Сказки народов Поволжья»
Викторина «Кто, где живёт?» -фильмы о городе, о людях живущие в нашем городе, о том какие религии исповедаются в нашем городе;
-рассматривание альбомов
-неделя зимних игр и забав;
-чтение русских народных закличек, песенок, потешек;
- мультимедийная презентация «Казань - многонациональный город».

Февраль

«Моя родословная»;
«Наши защитники»;
Мультимедийная презентация «Национальные костюмы разных народов». -творческие игры;

Март

-«Семейные династии»;
- Развлечение «Хоровод дружбы»;
«Много разных стран».
-рассказ о старинных обычаях встречи весны у народов других национальностей.

Апрель

«День Земли» -развлечения по теме;
«Посиделки» - развлечение по теме.

Май

«День Победы», «День семьи»

«День рождение русской березы» -беседы с детьми о том, как завоевывали победу люди разных национальностей в ВОВ;
-музыкально - спортивное развлечение;
-конкурс рисунков презентаций о своем прадедушке и прабабушке в годы войны;
- праздник ко Дню семьи;
- семейная гостиная;
- «Генеалогическое древо моей семьи»;

Третья неделя ноября (ежегодно)

Разработка и проведение плана мероприятий недели толерантности

Чтение сказок народов мира в течение недели.
«День сказок малышам» - театральные постановки старших дошкольников для младших.

Развлечение «Игры разных народов»
Фотовыставка «Мы и братья наши меньшие» (воспитатели, родители)
Совместное проведение мероприятий по толерантному взаимопониманию с чаепитием (национальные сладости) «Мы разные, но мы дружные» (дети и родители).

III этап

Презентация проекта.

Презентация проекта на собрании педагогов, родителей, научно-практических конференциях, семинарах.
Ожидаемые результаты проекта.
1.Пополненение современной методической литературой по воспитанию толерантных отношений у детей дошкольного возраста; появятся картотеки подвижных игр, сценарии праздника, досуговых мероприятий с детьми, родителями.
2. У детей будут развиты такие качества личности как отзывчивость, справедливость, скромность, доброжелательное отношение друг к другу независимо от национальности, культуры и вероисповедания, социального статуса.


ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА.


Уровень сформированности навыков толерантного поведения у детей будет отслеживаться путем наблюдений в свободной деятельности, в сюжетно-ролевых играх, беседах. Уровень сформированности знаний о воспитании толерантных отношений у родителей будет отслеживаться через анкетирование, определяться степенью заинтересованности. Уровень укрепления микроклимата в межличностных отношений педагога и детей в группах.
Индикаторами оценки эффективности проекта будут служить следующие показатели:
- положительное отношение к реализации данного проекта - 100%;
- участие родителей в проводимых мероприятиях - не менее 80%;
- успешное усвоение детьми навыков толерантного отношения друг к другу -100%;
- положительный психологический климат в группе - 100%;
- положительное и доброжелательное взаимоотношение родителей со своими детьми - более 80%;
- укрепление и развитие сети социального партнерства
- успешная адаптация и социализация выпускников дошкольного образовательного учреждения.




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Богомолова М.И. Генезис прогрессивных концепций межнационального воспитания детей: автореф. дис.- докт. Пед. наук. Набережные Челны.

2003. - с. 44.
2. Воронова Л. Какие глупости! Или Ты вращаешься над бездной. К вопросу о том, зачем с детьми надо говорить о толерантности //Библиотека в школе. -2002. -№3. - С. 10.
3. Вовк Л.А. Толерантность как способность понять и принять другого / Л.А. Вовк// Валеология: научно-практический журнал. - 2003. - № 3. - С. 51-52.
4. Гатагова Л. Уроки толерантности или вражды? // История "Первое сентября". - 2002. -№33. -С. 29; №34. - С. 24.
5. Гельдыев Р. Национальная группировка как негативный, но преодолеваемый фактор в учебно-воспитательном процессе: Урок толерантности //Школьный психолог. -2001. - №40. - С. 7.
6. Декларация принципов толерантности: Утверждена резолюцией 5. 61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. //Учительская газета. -2000. -12 сент. - С. 21; Первое сентября. -2000. -16 сент. - С. 6.
7. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. - С. 6.
8. Коломийчеко Л.В. Сущность и генезис педагогических инноваций по проблеме социального развития детей дошкольного возраста. Детский сад от А до Я, №3, 2006, с.23.
9. Коломийченко Л.В., Новикова Е.В. «Формирование национальной толерантности детей дошкольного возраста». - Пермь ПГПУ, 2010. - с 79.
10. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - № 11.
11. 9. Мириманова М. Толерантность как проблема воспитания // Развитие личности. -2002. - №2. - С. 104.
12. Оборина Е. В. Теоретические основы формирования межнациональной толерантности у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Оборина // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 123-124.
13. О социализации дошкольников: у нас в гостях кафедра дошк. педагогики Магнитогор. гос. ун-та // Дошк. воспитание. - 2006. - № 4. - С. 98-103.
14. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. - №11. -С. 51.

13


© 2010-2022