• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие Вместе-дружная семья!

Проект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие Вместе-дружная семья!

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск


ПроектПроект в подготовительной группе по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие Вместе-дружная семья!

«Вместе - дружная семья!»

(Проект по взаимодействию с родителями воспитанников в рамках реализации образовательной области познавательной развитие).

(старший дошкольный возраст)












воспитатели

Марина Васильевна Мурашова

Силантьева Наталия Валерьевна


2015-2016 год

Тип проекта.

Информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта.

Групповой.

Участники.

Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность. Долгосрочный (9 месяцев, с сентября по май).

Актуальность. Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ патриотизма потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.

Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей - сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям.

Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на мой взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

- корни каждого - в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

- семья - ячейка общества, хранительница национальных ценностей.

Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания - развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства.

К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о таких понятиях как «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.

В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности - одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.

Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут объяснить значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Вместе дружная семья» была обусловлена выше перечисленными факторами.

Объект исследования.

Семья. Семейные ценности.

Предмет исследования.

Семья.

Цель. Формирование патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Задачи.

1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Практическая значимость заключается в создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.

Повышение качества образовательного процесса по патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, воспитателей.

Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

Создание методической копилки по патриотическому воспитанию.

Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Укрепление связи семьи и ДОУ.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, методов и форм, которая предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

Принципы построения общей дидактики

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности).

Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой).

Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания).

Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов.

Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий).

Гипотеза.

В условиях ДОУ возможно сформировать патриотические качества личности детей через приобщение их к семейным традициям и ценностям.

Проблемная ситуация.

Что такое семья? Какими бывают семейные традиции и ценности в каждой семье?

Принципы работы.

  • Принцип природосообразности: необходимо учитывать природу ребенка - пол, возраст; строить деятельность в соответствии с интересами и потребностями.

  • Принцип взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых: участие в организации воспитательной работы педагогов, родителей и общественности.

Материалы и ингредиенты для проведения эксперимента.

Фрукт лимон (2 штуки), бинт, салфетки, ватные тампоны для проращивания корешка у семени во влажной среде, горшок и земля для посадки, лейка.

Предполагаемый результат.

Детей, с большим интересом занимаются выращиванием экзотического растения.

Дети применяют на практике свои теоретические знания.

Дети самостоятельно отображают свои наблюдения, регулярно зарисовывая изменения, происходящие с косточкой лимона и ростком.

Родители активно принимают участие в проектной деятельности.

Связь с другими видами деятельности.

Непосредственно образовательная деятельность (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область - познавательное развитие).

Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие).

Этапы реализации проекта.

Этапы



Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап

Проведение родительского собрания на тему «Я и моя семья».

Ознакомление с проектом.

1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье.

2. Беседы о семье, маме, папе, бабушке и дедушке.

  • «Мамины помощники» - способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, воспитывать у детей заботливое отношение к маме, желание помочь ей.

  • «Моя семья» - воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

  • «Долог день до вечера, когда делать нечего» - уточнить представление детей об обязанностях в семье, формировать ценностные отношения к себе и своим близким.

  • «Бабушка, дедушка - мои лучшие друзья»- воспитывать гуманные отношения к старшему поколению.

3. Занятия:

  • «Моя любимая семья» - воспитывать внимательное отношение к членам семьи, расширить представление детей о своих родителях.

  • «Семья вместе - так и душа на месте» - выявление представлений о родственных отношениях, о своих родителях, оценить динамику детско - родительских отношений.

  • «При солнышке тепло при матери добро» - воспитывать любовь и уважение к любимой маме, учить заботиться о ней, помогать ей.

Мамами быть нелегко,
И скажу вам прямо:
В возрасте любом нужна
Всем нам наша мама .

  • «Мама, папа, я - дружная семья!» - формировать доброжелательные отношения между ребёнком и родителями, воспитывать гуманное отношение к родным.

  • «О моём любимом папе» - формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, учить рассказывать небольшие истории из личного опыта.

  • «Едем в гости к бабушке» - учить проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.

4. Анкетирование родителей «Нравственные ценности»

5. Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?»

6. Памятка родителям:

  • «Создание благоприятной семейной атмосферы».

  • «Что вы знаете о правах детей».

  • «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».

7. Социологическая анкета семьи.

8. Консультации

  • «Как правильно вести себя с ребёнком»

  • «Роль отца в воспитании ребёнка»

  • «Как желательно ( не желательно) вести себя с первым ребёнком»

  • «Детские игры - дело серьёзное»

9. Тестирование детей «Семейное отношение».

10. Чтение стихотворений, разучивание песен на тематику:

  • «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

  • «Мама» К. Ибряев

  • «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким

  • «А что у вас» С. Михалков

  • «Посидим в тишине» Е. Благинина

  • «Купание» «Младший брат» А. Барто

  • «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова

  • «Яблочко румяное» Е. Стеквашова

  • «Мамин портрет» Г. Виеру

  • «Мамочке подарок» О. Чусовитина

  • «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

11. Пословицы и поговорки о семье.

  • «Добрая семья прибавит разума - ума»

  • «Добро по миру не рекой течет, а семьёй живет»

  • «Семья - опора счастья»

  • «Семья - это радость, тепло и уют» и др. ( см. приложение)

12. Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др. ( см. приложение).

13. Опрос детей «Что я знаю о семье?»

14. Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.

15. Дидактические игр «Назови правильно» - формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др.. Учить правильно назвать своих ближайших родственников. « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей»





1. Рассматривание иллюстраций, книг, фотографий о семье.

2. Активное участие в беседе о семье, маме, папе, бабушке и дедушке.

  • «Мамины помощники» - способствовать воспитанию нравственных устоев семьи, воспитывать у детей заботливое отношение к маме, желание помочь ей.

  • «Моя семья» - воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

  • «Долог день до вечера, когда делать нечего» - уточнить представление детей об обязанностях в семье, формировать ценностные отношения к себе и своим близким.

  • «Бабушка, дедушка - мои лучшие друзья»- воспитывать гуманные отношения к старшему поколению.

3. Активное участие на занятиях:

  • «Моя любимая семья» -

  • «Семья вместе - так и душа на месте» - выявление представлений о родственных отношениях, о своих родителях, оценить динамику детско - родительских отношений.

  • «При солнышке тепло при матери добро» - воспитывать любовь и уважение к любимой маме, учить заботиться о ней, помогать ей.

Мамами быть нелегко,
И скажу вам прямо:
В возрасте любом нужна
Всем нам наша мама .

  • «Мама, папа, я - дружная семья!» - формировать доброжелательные отношения между ребёнком и родителями, воспитывать гуманное отношение к родным.

  • «О моём любимом папе» - формировать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека, учить рассказывать небольшие истории из личного опыта.

  • «Едем в гости к бабушке» - учить проявлять заботу о своей бабушке, относиться к ней с нежностью и любовью. Воспитывать культуру поведения.

4 Участие в тестировании «Семейное отношение».

5. Прослушивание стихотворений, разучивание песен на тематику:

  • «Разговор с дочкой», «Мама» А. Барто

  • «Мама» К. Ибряев

  • «Мама», «Моя мамочка» Я. Ким

  • «А что у вас» С. Михалков

  • «Посидим в тишине» Е. Благинина

  • «Купание» «Младший брат» А. Барто

  • «Маму поздравляют малыши»Л. Миронова

  • «Яблочко румяное» Е. Стеквашова

  • «Мамин портрет» Г. Виеру

  • «Мамочке подарок» О. Чусовитина

  • «Каждый по своему маму поздравляет» И. Ивенсен

6. Прослушивание и заучивание пословиц и поговорки о семье.

  • «Добрая семья прибавит разума - ума»

  • «Добро по миру не рекой течет, а семьёй живет»

  • «Семья - опора счастья»

  • «Семья - это радость, тепло и уют» и др. ( см. приложение)

7. Рассматривание иллюстраций «Права ребенка», «Семья» и др. ( см. приложение).

8. Участие в просе «Что я знаю о семье?»

9. Рассматривание фотографий членов семьи, семейных альбомов.

10. Занятие и игры с дидактическими играми «Назови правильно» - формировать представление детей о родственных отношениях в семье: каждый из них одновременно сын, дочь, внук и др.. Учить правильно назвать своих ближайших родственников. « Мамин помощники», «Пчелкина семья, сказка для малышей»



1.Помощь в сборе информации.

2. Анкетирование родителей «Нравственные ценности»

Тест для родителей « Умеете ли вы воспитывать своих детей?»

3.Памятка родителям:

  • «Создание благоприятной семейной атмосферы».

  • «Что вы знаете о правах детей».

  • «Не забыть сделать для ребёнка и вместе с ребёнком».

4. Социологическая анкета семьи.

5. Консультации

  • «Как правильно вести себя с ребёнком»

  • «Роль отца в воспитании ребёнка»

  • «Как желательно ( не желательно) вести себя с первым ребёнком»

  • «Детские игры - дело серьёзное»





II.

Практический этап

1. Рисование с элементами аппликации.

  • «Цветок для мамы» - вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать.

  • «Букет цветов» - развивать чувство формы и цвета, взвать желание нарисовать картину. Воспитывать чувство забот о маме.Рисунки совместно с детьми « Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».

2. Аппликация.

  • «Моя семья»- воспитывать заботливое отношение к родителям.

  • «Творческая мастерская» ( украшение фото рамок для семейного альбома совместно с родителями) - формировать у детей понятие «семья», развивать фонтазию, творчество ( см. приложение)

3. Выпуск каждой семьи газеты «Моя семья» - расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи.

4. Сюжетно-ролевая игра « Семья», « Дочки матери».

5. Конструирование « Мой дом».

6. Оформление стенда « Защита прав и достоинства ребёнка в семье»

1. Активное участие на занятии рисования с элементами аппликации.

  • «Цветок для мамы» - вызвать желание нарисовать цветок в подарок маме. Воспитывать заботливое отношение к маме, желание порадовать.

  • «Букет цветов» - развивать чувство формы и цвета, взвать желание нарисовать картину. Воспитывать чувство забот о маме.Рисунки совместно с детьми « Портрет моей мамы», «Дом в котором я живу».

2. Активное участие на занятии аппликации.

  • «Моя семья»- воспитывать заботливое отношение к родителям.

  • «Творческая мастерская» ( украшение фото рамок для семейного альбома совместно с родителями) - формировать у детей понятие «семья», развивать фонтазию, творчество ( см. приложение)

3. Создание совместно с родителями газеты семьи «Моя семья» - расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи.

4. Активное участие в сюжетно-ролевой игре « Семья», « Дочки матери».

5. Активное участие на занятии конструирования « Мой дом».

6. Оформление стенда совместно с родителями « Защита прав и достоинства ребёнка в семье»

1.Создание совместно с детьми газеты семьи «Моя семья» - расширить сведения о семье, способствовать воспитанию нравственных устоев семьи.

2.Оформление стенда совместно с детьми « Защита прав и достоинства ребёнка в семье»

III.

Заключительный этап

1. Родительское собрание «Воспитание любовью» помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему.

2. Семинар - практикум «Типы семейного воспитания» - определить психологические причины отклонений в семейном воспитании.

3. Выставка детских работ, совместного творчества родителей и детей.

4. Конкурс «Генеалогическое древо с презентацией» - расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях.

5. Оформление альбома «Семья - это мама, папа,Я» - заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества.

6. Праздник «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями.

7. Видеофильм об итогах реализации проекта:

«Семья - это важно!
Семья - это счастье!»

8. Видеоинтервью детей о своих семьях в рассказах « Семья глазами ребёнка».

9. Родительское собрание « Как хорошо , что есть семья, которая от бед везде хранит меня» - представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

1. Выставка детских работ, совместного творчества родителей и детей.

2. Конкурс детских работ совместно с родителями «Генеалогическое древо с презентацией» - расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях.

3. Оформление альбома совместно с родителями «Семья - это мама, папа,Я» - заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества.

4. Активное участие на празднике «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями.

5. Просмотр видеофильма об итогах реализации проекта:

«Семья - это важно!
Семья - это счастье!»

6. Видеоинтервью детей о своих семьях в рассказах « Семья глазами ребёнка».

1. Родительское собрание «Воспитание любовью» помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления любви к нему.

2. Семинар - практикум «Типы семейного воспитания» - определить психологические причины отклонений в семейном воспитании.

3. Родительское собрание « Как хорошо , что есть семья, которая от бед везде хранит меня» - представить себя в определенной роли, поддержать ситуацию игры; выработка и закрепление навыков общения, взаимопонимания, умения находить выход из трудных ситуаций.

4. Помощь в выставке детских работ, совместного творчества родителей и детей.

5. Активное участие в конкурсе детских работ совместно с родителями «Генеалогическое древо с презентацией» - расширить представление детей о родственных отношениях, о своих родителях.

6. Оформление альбома совместно с детьми «Семья - это мама, папа, Я» - заинтересовать родителей в продолжении сотрудничества.

7. Активное участие на празднике «Вместе весело шагать» -укреплять семейные традиции, налаживать преемственность между поколениями.

8. Просмотр видеофильма об итогах реализации проекта:

«Семья - это важно!
Семья - это счастье!»


















Заключение

В настоящее время этот проект актуален и особенно труден, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого - обязательное требование и условие данного проекта.

Центральную роль в гражданском обществе занимает личность гражданина.

Ключевую роль играет семья, т.к. именно семья выполняет ряд связанных с потребностями личности и общества функций: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-экономическую, духовно-эмоциональную и др.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если установить тесную связь с семьёй. В своей работе с семьёй я опиралась на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Позиция родителей является основой семейного воспитания ребёнка. С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, а и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг - другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека - гражданина Российской Федерации.

Одним из решений патриотического воспитания становится организация единого воспитательно-образовательного пространства для воспитанников, которое поддерживается в ДОУ и семье.

Список литературы

1. Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ./ Е.Ю.Александрова// Вологда, 2007 г.

2. Гладкова Ю.А. Взаимодействие с семьёй: вопросы планирования./Ю.А.Гладкова // Ребёнок в детском саду. - 2006. - №4. - С. 41.

3.Детский сад и родители. / Под ред. Е.И. Колоярцевой. - М.: «Прсвещение», 1969. - 169с.

4. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ./ Е.С. Евдокимова - М.: 2006 г.

5. Елизаров А.Н. К проблеме основного интегрирующего фактора семьи./ А.Н. Елизарова // Вестник МГУ. - 1996. - №1. - С. - 42 - 49.

6. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина./ Г.А.Ковалёва - М.: 2004 г.

7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, М.: 2005 г.

8. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. /Л.С.Киселёва - М.: 2004 г.

9. Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике. /В.Макарова // Дошкольное воспитание. - 2006. - №12. - С. 104 - 110.

10. Маркова Т.А., Загик Л.В., Иванова В.М. Детский сад и семья./ Т.А. Макарова, Л.В.Загик, В.М. Иванова - М.: «Просвещение», 1981. - 176 с.

11. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателя дет. сада./ Л.Ф. Островская - М.: «Просвещение», 1987. - 144 с.

12. Островская Л.Ф. Педагогические знания - родителям: Пособие для воспитателя дошкол. учреждения./Л.Ф. островская - М.: «Просвещение», 1983. - 176 с.

13. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Педагогические условия реализации нравственного воспитания дошкольников в деятельности./ Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Дошкольная педагогика. - 2007. - №8. - С. 9 - 11.


17


© 2010-2022