Самообразование педагогов в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Детский сад присмотра и оздоровления "Туллукчаан-от"









Педагогический проект.









«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»













Старший воспитатель МБДОУ «Туллукчаан-от»

с. Оргет Верхневилюйского улуса Республики Саха (Якутия)

Мартынова Надежда Титовна



Введение



Педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (Федеральный закон от 29.12.2012 г. No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 21.). Уровень квалификации руководящих и педагогических работников ДОО, реализующей Программу, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. В Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») определены должности руководителя (директор, заведующий), заместителя руководителя образовательного учреждения, а также перечень должностей педагогических работников и квалификационные требования к ним.

Понятие "самообразование" состоит из комплектования личной библиотеки и умственного труда дома, наедине ( В.А. Сухомлинский).

Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:

  • Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

  • Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

  • Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

  • Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно-заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.
Но, не для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, мы пришли к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности".
По мнению Н.С. Голициной, самообразование - это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогических и психологических наук
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово.
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;

  • Изучение учебной и научно- методической литературы;

  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;

  • Изучение новых программ и педагогических технологий;

  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;

  • Повышение общекультурного уровня.

Анализ литературы по проблеме, показывает, что изменились требования к самообразованию педагогов. При разработке плана работы по данной теме нами были изучены нормативно - правовые документы и применены на практике источники, имеющиеся в дошкольном учреждении:

  • методическое обеспечение ДОУ по данной теме;

  • диагностика мастерства и творчества педагога;

  • планирование самостоятельного самообразования педагогов по данной теме.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы самообразования педагогов, чаще работа с педагогами ведется только по одному из направлений, в связи с этим выявлены следующие противоречия:

  • Между участием педагогов в образовательном процессе и недостатком их заинтересованности в области данной проблемы, а так же низким уровнем педагогической компетентности педагогов;

  • Между пониманием педагогами значимости этой проблемы и нехваткой методической литературы;

  • Между необходимостью повысить заинтересованность педагогов и нуждающейся в обогащении по данной тематике, создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в ДОУ.

Одним из условий повышения качества работы дошкольного учреждения является дифференцированное оказание помощи педагогам на основе диагностики их профессионального уровня.

Задача старшего воспитателя - оказать помощь конкретному воспитателю в решении тех проблем, которые вызывают у него затруднение или являются предметом его интересов.

На основании всего выше изложенного сделан вывод о необходимости повышения самообразования педагогов в дошкольном учреждении, поэтому была выбрана тема:

«Самообразование педагога, как условие повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ»

Объект: процесс повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

Предмет: самообразование педагога, обеспечивающее развитие профессиональной компетентности педагогов ДОУ.

Цель: организация методической работы в ДОУ по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов по самообразованию.

Задачи:
- Поддерживать интерес педагогов к самостоятельному решению конкретных проблем развития дошкольников, к исследовательской деятельности посредством изучения методической литературы.
- Развивать умение анализировать результаты наблюдений, экспериментов, моделировать пути развивающей работы с детьми.
- Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Предполагаемые итоги реализации проекта:
Данный проект направлен на формирование у педагогов следующих умений:
- умение ставить цели, задачи, планировать работу;
- умение работать с учебной, справочной, научно - методической литературой, с интернет - ресурсами (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.);
- умение выделять главные, ключевые понятия в любом информационном материале, составлять опорные схемы, планы и др.;
- умение систематизировать, группировать изученные факты, ситуации в смысловые блоки, составлять графики, схемы, таблицы;
- умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказывать или опровергать суждения.

Основными нормативными документами, регламентирующими профессиональную компетентность педагога, являются:

  • Закон РФ «Об образовании».

  • Конвенция о правах ребенка.

  • Устав дошкольного учреждения.

  • Концепция дошкольного образования.

Срок реализации проекта: 3 учебных года.

Пути решения поставленных задач:

  • Проанализировать литературу по проблеме исследования.

  • Создать условия для самообразования педагогов:

- познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования,
- приобретение методической литературы,
- предусмотреть в графике работы педагогов время для самостоятельной работы с литературой в методическом кабинете.
3. Подобрать диагностические и исследовательские материалы по анализу и оценке потребностей педагогов в развитии.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по данной теме.
5. Включить в годовой план работы мероприятия, требующие от педагогов сбора информации, анализа деятельности, изучения и решения проблем и др.
6. Продумать участие педагогов в открытых улусных мероприятиях , творческих объединений.
1 этап - исследовательский

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Определить и проанализировать уровень самообразования у педагогов ДОУ.

Анкетирование педагогов «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

2015 - 2016 уч. год

Определить стадии развития педагогов:
- активно реализуют свои потребности в саморазвитии,
- отсутствует сложившаяся система развития,
- стадия остановившегося развития.

Анкетирование педагогов «Выявление факторов стимулирующих и препятствующих развитию педагогов»

2015 - 2016 уч. год

Выявить способности педагогов к самообразованию.

Анкетирование педагогов «Степень владения навыками самостоятельной работы»

2015 - 2016 уч. год

Оценить уровень владения необходимыми навыками самостоятельной работы.

2 этап - подготовительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формулирование задач, определение путей их решения, ожидаемые результаты, выделение механизмов реализации

Разработка плана проектных мероприятий

1 половина 2015 - 2016 уч. год

Организация последовательной системной работы по совершенствованию навыков самостоятельной работы педагогов ДОУ по самообразованию.

3 этап - практический

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Формировать представления педагогов о системе работы по самообразованию. Познакомить педагогов с теоретическими основами самообразования структурой оформления работы по самообразованию.
Развивать умение планировать работу по самообразованию; накапливать и систематизировать практический материал по теме самообразования.

Консультация «Самообразование педагогов ДОУ»:
- изучение разделов плана самообразования,
- этапы работы по самообразованию,
- структура оформления опыта работы.

2015 - 2016 уч. год

Знание теоретических основ самообразования.

Изучение нормативно - правовых документов

По плану ДОУ

Повышение уровня теоретической подготовки педагогов.

Оформление педагогами документации по результатам диагностического обследования воспитанников (сбор, обработка, анализ результатов диагностического обследования).

Каждый уч. год

Совершенствовать умение систематизировать, группировать полученный при исследовании материал, составлять графики, схемы, таблицы.

Оформление памяток по работе с методической литературой, подготовка докладов, выступлений.

2015 - 2016 уч. год

Совершенствовать умение работать с учебной, справочной, научно - методической литературой (подбор необходимой литературы, анализ прочитанного, написание конспектов, тезисов и т.п.)

Разработка рекомендаций «Исследовательская работа педагога как условие совершенствования профессиональной деятельности»

2015 - 2016 уч. год

Умение выделять главные, ключевые понятия в информационном материале, формулирование темы, целей и задач.

Творческий калейдоскоп (тематические недели)

По плану ДОУ в течение года

Способствовать раскрытию творческого потенциала педагогов.

Участие педагогов в работе консультационного пункта для родителей. Выпуск тематических письменных консультаций, альбомов, газет.

Постоянно

Пополнить копилку знаний педагогов эффективными, приоритетными приемами работы с родителями.

Участие педагогов в мероприятиях улусных творческих объединений.

Постоянно, по плану улусного МО

Развитие потребности в постоянном пополнении педагогических знаний.

Обзор новинок методической литературы (при участии педагогов)

Постоянно

Самостоятельное систематическое ознакомление воспитателей и др. специалистов ДОУ с новейшими достижениями педагогики.

Самоанализ педагогов по итогам работы за год.

В конце каждого уч. года

Развивать умение анализировать результаты своей работы, составлять прогноз на будущее.

Оформление каждым педагогом работы по самообразованию

Как итог

Оформленная работа по самообразованию.

4 этап - заключительный

Цель

Мероприятия

Срок

Ожидаемый результат

Подведение итогов работы.

Деловая игра «Аукцион идей»

2016 - 2017 уч. год

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с детьми дошкольного возраста.

Презентация педагогами тем самообразования.

В конце проекта 2017 - 2018 уч. год

Развитие потребности педагогов в постоянном пополнении педагогических знаний.

Заключение
Важным моментом работы по проекту является не столько подведение итогов проделанной работы, сколько определение её значимости и необходимости как для каждого педагога в отдельности, так и для образовательного учреждения в целом. Поэтому проектная работа завершается двумя значимыми мероприятиями: деловой игрой «Аукцион идей» и презентацией педагогами тем самообразования.

Список использованной литературы:

  • Белая К.Ю. 300 ответов на вопросы заведующей детского сада. М., АСТ,2003.

  • Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Творческий центр, 2005.

  • Голицына Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: «Издательство Скрипторий», 2006.

  • Максименкова И.В., Уварова Г.М., Хворова И.В. Самообразование педагогов: аналитический обзор профессиональных периодических изданий. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 1 / 2010 г.

  • Малкова О.А. Формирование навыков профессиональной самореализации педагогов. Журнал Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N 5 / 2010 г.

Приложение N 1
Кадровая характеристика педагогов ДОУ.
В ДОУ работает стабильный педагогический коллектив, имеющий средний профессиональный уровень (данные на 2015 - 2016 уч. год)

Образование

Педагогический стаж

Наличие квалификационной категории

Высшее
2 чел. - 33 %

От 0 до 5лет
0 чел.

Высшая кв. категория
0 чел.

Не окончен. высшее
2 чел. - 33 %

От 5 до 10 лет
1 чел. - 16.6 %

Первая кв. категория
4 чел. - 66 %

Средне - специальное
2 чел. - 33 %

От 10 до 15 лет
2 чел. - 33 %

Вторая кв. категория
0 чел.

От 15 до 20 лет
0 чел.

Соответствие занимаемой должности
2 чел. - 33 %

От 20 до 25 лет
2 чел.- 33 %

Без кв. категории
0 чел.

Более 25 лет
1 чел - 16.6 %

Приложение N 2


Памятка к исследовательской работе педагога

I. Как правильно сформулировать тему:

  • Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по
    схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Познавательные способности

На музыкальных занятиях

Исследование

Познавательная активность

На экскурсиях в природу

Развитие

Умения что-то делать

В процессе изучения чего-либо

Формирование

Личностные качества

В процессе знакомства с чем -

Становление

Любознательность

либо

Воспитание

Самостоятельность

В игровой деятельности

Анализ

Наблюдательность

и т.п.

Разработка

и т.п.

Организация

Влияние и т.п.

Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время
прогулок в природу»

  • Формулировка темы по схемам:

  • ЧТО - ТО как условие развития ЧЕГО - ЛИБО

  • ЧТО - ТО как средство формирования ЧЕГО - ЛИБО

  • Использование ЧЕГО - ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО -ТО
    Например:

«Сюжетно - ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей
дошкольного возраста»
«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»
«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у
детей старшего дошкольного возраста»
II. Определение актуальности и новизны исследования
Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и
значима для практики обучения и воспитания дошкольников?
Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут
в результате выполнения работы.
Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.
III. Формулирование цели исследования
Цель - это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об
общем результате работы.
Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей
детей дошкольного возраста»
Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей
детей дошкольного возраста.
IV. Формулирование задач исследования
Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач

Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать,

Условия, факторы, подходы, роль, значение,

рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать,

место, средства, возможности,

экспериментально про верить, доказать,

целесообразность, приемы, технологии,

апробировать и Т.П.

рекомендации и Т.П.

Приложение N 3
Индивидуальный план профессионального развития педагога
(рекомендации к его разработке)
Самообразование- это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Педагог должен в течении учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.

Разделы плана

  1. Изучение психолого - педагогической литературы

Указывается, по каким вопросам будет изучаться литература, работы каких авторов будут прочитаны педагогом.
Форма отчета: доклад, аналитическая статья, аннотация к прочитанной книге и т.д.

  1. Разработка программно - методического обеспечения учебно - воспитательного процесса

Указывается, что будет разрабатываться педагогом для обеспечения учебно - воспитательного процесса инновационной деятельности: авторские программы, технологические карты, тематическое планирование, конспекты занятий, подборки упражнений, дидактического материала и т.д.
Форма отчета: сами разработанные материалы или рекомендации для коллег по их использованию.

  1. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности

Указывается тема, по которой педагог предполагает обобщить свой опыт. В план обобщения опыта включаются действия по систематизации накопленного материала, анализу опыта, осуществлению дополнительных разработок, подготовке итоговых обобщенных материалов - написанию рекомендаций, статей, подготовке сообщений.
Форма отчета: статьи, рекомендации, доклады, методические разработки и др., подготовка материалов к аттестации.

  1. Участие в системе методической работы ДОУ

Указывается, в каких мероприятиях ДОУ предполагает участвовать педагог, его роль в проведении этих мероприятий.

  1. Обучение в системе повышения квалификации вне ДОУ

Указываются темы курсов, которые предполагает закончить педагог, участие в работе методических объединений.
6. Трансляция опыта (улус, республика, Россия).

Приложение N 4

Структура оформления опыта работы:

Оглавление: должно иметь вид развернутого плана с перечнем всех промежуточных заголовков и указанием страниц, на которых они находятся
Введение: - содержит обоснование актуальности той проблемы, которой посвящено описанию педагогического опыта. Оно должно обязательно включать описание причин, побудивших автора занимается решением данной проблемы, и анализ педагогической ситуации в собственном образовательном учреждении с точки зрения заявленной проблемы. В этой части автор должен заявить о тех целях, которые он собирался достигнуть при решении выявленной проблемы и (по возможности) о критериях, которые позволили бы оценить полученный результат.
Основная часть работы: включает теоретический и практический разделы
Теоретический раздел: анализ психолого - педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме. Он должен быть кратким и в основном содержать описание подходов, направленных на решение заявленной проблемы, являться своеобразной терминологической основной для дальнейшего описания опыта работы педагога.
Практический раздел: полное описание системы работы по рассматриваемой теме. Он включает в себя:
- подробное описание средств используемых автором для достижения заявленных целей;
- соотнесение своего опыта работы с опытом работы других педагогов, с выявлением специфики по заявленной проблеме;
-примеры элементов деятельности педагога, на которые автор опирается в своей работе (они являются составной частью описания).
Заключение: должно содержать:
- описание полученных результатов, их соотнесение с поставленными во вводной части целями, которые автор хотел достигнуть при решении выявленной проблем;
-описание планов дальнейшей работы по выбранной проблематике
Список литературы: должен включать не менее 3 наименований литературных источников, на которые прямо или косвенно ссылается автор при написании работы. При этом следует придерживаться норм оформления библиографических ссылок.
Приложения: должны быть подобраны таким образом, чтобы с их помощью можно было проиллюстрировать большую часть приемов и форм работы, описанных в практическом разделе основной части работы.

Приложение N 5

Условия профессионального роста

  1. Самообразовательная работа над рефератом по теме

  2. Чтение методической, педагогической и предметной литературы.

  3. Обзор в Интернете информации по теме

  4. Посещение семинаров, конференций, уроков коллег.

  5. Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами.

  6. Систематическое прохождение курсов повышения квалификации.

  7. Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.

  8. Изучение информационно-компьютерных технологий.

  9. Общение с коллегами в ДОУ, улусе и в Интернете.

  10. Участие в конкурсах в Интернете.

  11. Помещение своих разработок на сайтах в Интернете

Приложение N 6

Анкета «Оценка реализации потребностей педагогов в развитии»

Отвечая на вопросы анкеты, поставьте, пожалуйста, около каждого номера балл:
5 - если данное утверждение полностью соответствует вашему мнению;
4 - скорее соответствует, чем нет;
3 - и да и нет;
2 - скорее не соответствует;
1 - не соответствует.

  1. Я стремлюсь изучить себя.

  2. Я оставляю время для развития, как бы ни была занята делами.

  3. Возникающие препятствия стимулируют мою активность.

  4. Я ищу обратную связь, так как это помогает мне узнать и оценить себя.

  5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время.

  6. Я анализирую свои чувства и опыт.

  7. Я много читаю.

  8. Я широко дискутирую по интересующим меня вопросам.

  9. Я верю в свои возможности.

  10. Я стремлюсь быть более открытым человеком.

  11. Я осознаю то влияние, которое оказывают на меня окружающие люди.

  12. Я управляю своим профессиональным развитием и получаю положительные результаты.

  13. Я получаю удовольствие от освоения нового.

  14. Возрастающая ответственность не пугает меня.

  15. Я положительно бы отнеслась к продвижению по службе.

Приложение N 7

Анкета «Выявления факторов, стимулирующих и препятствующих развитию педагогов».

Оцените, пожалуйста, перечисленные ниже факторы по пятибалльной шкале:
5 - да (препятствуют или стимулируют);
4 - скорее да, чем нет;
3 - да и нет;
2 - скорее нет;
1 - нет.

Препятствующие факторы:

  1. Собственная инерция.

  2. Разочарование из-за имевшихся ранее неудач.

  3. Отсутствие поддержки и помощи в этом вопросе со стороны руководителей.

  4. Враждебность окружающих (зависть, ревность и т.п.).

  5. Состояние здоровья.

  6. Недостаток времени.

  7. Ограниченные ресурсы, стесненные жизненные обстоятельства.

Стимулирующие факторы:

  1. Методическая работа в ДОУ.

  2. Обучение на курсах.

  3. Пример и влияние коллег.

  4. Пример и влияние руководителей.

  5. Организация труда в ДОУ.

  6. Внимание к этой проблеме руководителей.

  7. Доверие.

  8. Новизна деятельности, условия работы и возможность экспериментирования.

  9. Занятия самообразованием.

  10. Интерес к работе.

  11. Возрастающая ответственность.

  12. Возможность получения признания в коллективе.

Обработка анкет

Посчитайте общую сумму баллов по первой анкете.
Если у вас набралось 55 и более баллов, вы активно реализуете свои потребности в саморазвитии.
Набрав от 36 до 54 баллов, вам придется признать, что у вас отсутствует сложившаяся система развития.
Набрав от 15 до 35 баллов, вы должны понять, что находитесь в стадии остановившегося развития.
Данные заносятся в таблицу.
Сумма баллов по второй анкете также заносятся в таблицу.
Коэффициент развития (К) вычисляется по формуле:
К = К (фактическое) : К (максимальное)
Где: К (фактическое) - суммарное число баллов, проставленных в анкетах,
К (максимальное) - максимально возможное количество баллов в анкетах.
Занесите данные в таблицу:

Обучение, развитие и саморазвитие педагога

N п/п

Способность педагогов к самообразованию

Ф.И.О.
педагога

Стимулирующие факторы

Препятствующие факторы

Система мер

1

Активное развитие

2

Не сложившееся развитие

3

Остановившееся развитие

Приложение N 8

Анкета «Степень владения навыками самостоятельной работы»

N

Критерии оценки

Самооценка

1

Работа с учебной, справочной, научно-методической литературой: подбор, анализ прочитанного, написание конспекта, тезисов.

2

Умение делать выводы по обзору литературы, выделять наиболее актуальные проблемы развития детей.

3

Сохранение информационного материала в памяти, воспроизведение необходимой информации по памяти.

4

Выделение главных, ключевых понятий в любом информационном материале, составление опорных схем изученной темы.

5

Самостоятельное усвоение педагогических и психологических понятий с помощью справочных материалов.

6

Систематизация, группировка изученных фактов, составление схем, графиков, таблиц.

7

Умение высказывать обоснованное суждение по проблеме, аргументировано доказать или опровергнуть суждение.

8

Самостоятельное выделение проблемы, теоретических и практических задач ее изучения.

9

Самоконтроль и самоанализ собственных действий при выполнении различных заданий.

10

Умение ставить цель, планировать свою работу, выделять время для работы по самообразованию.

Условные обозначения степени владения теми или иными навыками:
+ - владею свободно,
? - владею посредственно, вызывает затруднение,
! - не владею.




© 2010-2022