Выступление на педсовете по теме Инновационные технологии и их характеристики

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на педсовете

«Виды инновационных технологий и их характеристики»

Выполнила воспитатель

1квалификационной категории

КДУУ № 370 «Солнышко» г. Донецк

Колесник Ирина Анатольевна


В последнее время в образовании всё чаще поднимается вопрос о применении в работе с детьми инновационных технологий. Перед педагогом сегодня встают новые задачи и открываются новые возможности с учетом их применения.

Давайте вспомним, что такое инновация.

Слайд2

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному, в зависимости от различных методологических подходов

  • Технология - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

  • Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость).

  • Инновационная деятельность - это особый вид педагогической деятельности.

  • Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

  • Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях.

Слайд3

К числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;

  • технологии проектной деятельности;

  • развивающие технологии;

  • коррекционные технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • технологии исследовательской деятельности;

  • личностно-ориентированные технологии, технология «Step by step»;

  • игровые технологии;

  • технология портфолио педагога.

А сейчас рассмотрим каждую технологию отдельно.

Слайд4

Здоровьесберегающие технологии: основной их целью является становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Слайд 5

Формами работы являются:

- гимнастика (утренняя, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая и динамическая гимнастика);

- занятия физкультуры;

- спортивные праздники;

- физкультминутки между занятиями, динамические паузы;

- прогулки не только на территории детского сада, но и в лесопарковых зонах;

- релаксация;

- закаливание, водные процедуры;

- игры (спортивные, подвижные, народные,коммуникативные)

- стретчинг, хатка - його;

- массаж (точечный, самомассаж);

- коррекционные технологи.

Слайд 6

Проектная деятельность: её смысл заключается в создании проблемной деятельности, которая осуществляется ребёнком совместно с педагогом. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире.

Основной целью проектного метода является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Проекты различаются:

- по количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные;

- по продолжительности: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные;

- по приоритетному методу: творческие, игровые, исследовательские, информационные;

- по тематике: включают семью ребенка, природу, общество, культурные ценности и другое.

Слайд 7

Информационно-коммуникационные технологии получили свое естественное развитие в наш «продвинутый» век. Ситуация, когда ребенок бы не знал, что такое компьютер, практически нереальна. Дети тянутся к приобретению компьютерных навыков. С помощью увлекательных программ по обучению чтению и математике, на развитие памяти и логики детей удается заинтересовать «науками».

Компьютер имеет ряд существенных преимуществ перед классическим занятием. Анимационные картинки, мелькающие на экране, притягивают ребенка, позволяют сконцентрировать внимание. С помощью компьютерных программ становится возможным моделирование различных жизненных ситуаций, которые бы в условиях детского сада не удалось воссоздать.

В зависимости от способностей ребенка, программа может быть подстроена именно под него, то есть делать упор на его индивидуальное развитие.

Примеры форм занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий:

  • Занятия-визуализация - изложение содержания сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических, аудио- и видеоматериалов).

  • Практическое занятие в форме презентации - представление результатов проектной или исследовательской деятельности с использованием специализированных программных средств.

При этом, вследствие компьютерной неграмотности педагоги могут допускать ряд ошибок. Например, перегружать занятие слайдами, быть недостаточно компетентны в вопросах компьютерной грамотности из-за отсутствия соответствующего опыта.

Задачи педагогов: идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности, повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Слайд8

ИКТ в работе современного педагога это:

  • подбор иллюстративного материала;

  • обмен опытом, знакомство с периодикой;

  • оформление групповой документации, отчётов

  • подбор материалов к занятиям;

  • знакомство со сценариями;

  • создание презентаций

Слайд9

Коррекционные технологии: их целью является снятие психоэмоционального напряжения дошкольников.

Виды:

- технология музыкального воздействия (музыкальная терапия);

- арт - терапия;

- логоритмика;

- сказкотерапия;

- цветотерапия;

Слайд 10

Развивающие технологии: в традиционном обучении ребёнку представляется для изучения уже готовый продукт, шаблон действия. При развивающем обучении ребёнок самостоятельно должен прийти к какому-либо мнению, решению проблемы в результате анализа своих действий.

Цель ТРИЗ - не просто развивать фантазию детей , а учить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Т.е. развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремление к новизне, развитие речи и творческого воображения.

Слайд 11

Познавательно-исследовательская деятельность: основной целью является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему воочию увидеть процесс и результаты.

При организации данных технологий воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить , что-то исследуя или проводя эксперименты.

Слайд 12

Методами и приёмами организации данной деятельности является:

  • беседы;

  • наблюдения;

  • моделирование;

  • фиксация результатов;

  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

  • Использование художественного слова;

  • Дидактические игы, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

  • Трудовые поручения, действия.

Слайд 13

Личностно-ориентированные технологии - технологии, ставящие в центр воспитательной системы личность ребенка, обеспечивающие ей комфортные, бесконфликтные, безопасные условия развития. Предусматривает составление индивидуальных образовательных программ, соответствующих потребностям и возможностям каждого конкретного ребенка.

Цель данной технологии - создание демократичных партнёрских гуманистических отношений между ребёнком и воспитателем, а также обеспечение условий для развития личности воспитанников. При личностно-ориентированном подходе личность ребёнка ставится во главу обучения.

Слайд14

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Утренний сбор как способ организации свободного речевого общения

Цели и задачи утреннего сбора:

- установление комфортного социально- психологического климата в детском коллективе;

- создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;

-развивать навыки (общения, планирования собственной деятельности и т.п) ;

- учить объяснять словами свое эмоциональное состояние;

- развивать навыки культурного общения (приветствия,

комплименты и т. п.) ;

- учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения;

- выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, последовательно и логично;

- учить делать выбор, а также планировать собственную деятельность.

Слайд 15

Игровые технологии - вот фундамент всего дошкольного образования. Личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре.

При этом, игры имеют множество познавательных, обучающих функций. Среди игровых упражнений можно выделить те,

- которые помогают выделять характерные признаки предметов: то есть учат сравнивать;

- которые помогают обобщать предметы по определенным признакам;

- которые учат ребенка отделять вымысел от реального;

- которые воспитывают общение в коллективе, развивают быстроту реакции, смекалку и другое.

Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Важной задачей является создание предметно - развивающей среды.

Слайд 16

Современное образование нуждается в новом типе педагога (творчески думающим, владеющим современными технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением прогнозировать свой конечный результат, у которого должно быть досье успехов, в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Таким досье может стать портфолио педагога.

Дидактический онлайн-альбом предназначен для работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. В альбоме собран разнообразный дидактический материал по лексической теме, различные коррекционные упражнения, (кроссворды, сказки, игры, загадки) .

Все задания направлены на развитие мышления, внимания, на закрепление навыков правильного правописания слов, на умение сравнивать, обобщать.

Задания имеют разную степень сложности, что позволяет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к дошкольникам с общим недоразвитием речи.

Дидактический онлайн-альбом создан в помощь родителям, воспитателям, логопедам.

Слайд 17

Прогресс не стоит на месте, и он может и должен внедряться в образовательную среду детских садов, но только в том случае, если научный потенциал педагогического коллектива позволяет ему быть сенситивным к подобным изменениям. Введение инновационных технологий в среду образования на данный момент затруднено по многим причинам. Зачастую старое доброе оказывается лучшим.

Применение инновационных педагогических технологий способствует :

  • повышению качества образования;

  • повышению квалификации воспитателей;

  • применение педагогического опыта и его систематизация;

  • использование компьютерных технологий воспитанниками;

  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

  • повышения качества обучения и воспитания.


© 2010-2022