Музыкальное коррекционное развитие дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КУ РК «РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Утверждаю:

Руководитель КУ РК

«Реабилитационный центр

для ждетей и подростков

с ограниченными возможностями

_______________Бадминова О.Л.

Приказ № от «___» ___________20

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Педагога дополнительного образования Даржиновой Л.Н.

с учетом ФГОС ДО

составлена на основе программы «Ладушки»




Разработчик программы: педагог

дополнительного образования

Даржинова Л.Н.


Элиста 2014 г.

В рабочей программе «Музыкальное коррекционное развитие дошкольников» определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребенка в музыкальной деятельности как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, их ознакомления с миром музыкального искусства в условиях детского сада. Особое внимание уделено развитию эмоционально-чувственной, художественно-эстетической и двигательной сферам развития дошкольников.

Рабочая программа разработана в соответствии с целями и задачами Образовательной программы Реабилитационного Центра с учетом психофизических особенностей воспитанников каждой возрастной группы, государственных стандартов к качеству дошкольного образования. Рабочая программа расчитана на 3 года обучения:

1 год - средняя группа с 4 до 5 лет

2 год - старшая группа с 5 до 6 лет;

3 год - подготовительная группа с 6 до 7 лет;



Пояснительная записка

Рабочая программа разработана с учетом требований нормативно-правовой и концептуальной базы системы дошкольного образования и в соответствии с возможностями и особенностями детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (с 3 до 7 лет).и является основным для оценки качества музыкального образовательного процесса в КУ РК «Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ»..

В современной психолого-педагогической литературе нет устойчивого термина для обозначения детей, имеющих различные отклонения в развитии. Наиболее ёмкое и корректное понятие - «дети с ограниченными возможностями здоровья».У детей, имеющих отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, внутренняя и внешняя активность ограничивается, и ребёнок начинает испытывать затруднения в выполнении тех или иных жизненно необходимых функций.

Процесс комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья направлен на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, и включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических мероприятий.

В настоящее время всё более активно применяется психотерапия искусством, в частности музыкальная терапия. «Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний». Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия.

Основой для разработки рабочей программы музыкального воспитания детей дошкольного возраста, явились программа «Программа воспитания и обучения в детском саду» Васильевой, «Ладушки» И.М. Каплуновой и И.А. Новоскольцевой, «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Е. Н. Котышевой. После проведенного анализа было определено, что программа «Ладушки» представляет собой оригинальную разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа «Ладушки» отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности. Программа «Ладушки» представляет собой качественно разработанный оригинальный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству.

В программе определены:

-задачи музыкального воспитания и развития детей в каждой возрастной группе;

- структура каждого занятия с учетом возрастных и психофизиологических возможностей ребенка;

- результаты освоения программного содержания в каждой возрастной группе;

- рекомендуемый музыкальный и музыкально-игровой репертуар;

-рекомендации по взаимодействию с детьми на занятиях.

Эта программа ориентирована на развитие творчества, фантазии ребенка, способности к самовыражению. Это дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к занятиям.

Особое внимание в содержании программе уделяется музыкально-ритмическим играм, которые развивают ритмический слух, слуховое внимание, позволяет успешно осваивать игру на музыкальных инструментах.

Программа «Ладушки» соответствует федеральным государственным стандартам по развитию детей в музыкальной деятельности.

Рабочая программа предполагает развитие художественно-эстетической сферы ребенка средствами музыкального воспитания через обогащение музыкального и игрового материала в организации образовательного процесса по приобщению детей к художественно-музыкальной культуре народов мира .

Музыкальный фольклор народов мира: потешки, песни. Народные песни (календарные, лирические, обрядовые). Игровой фольклор. Хоровод: хореографический (движение), песенный, драматический (разыгрывание сюжета).

Задачи программы:

  1. Способствовать развитию и коррекции психических процессов;

  2. Стимулировать собственную игровую, коммуникативную и речевую активность ребёнка;

  3. Формировать произвольную регуляцию поведения;

  4. Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе музыкальной деятельности;

  5. Выработать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

  6. Формировать представления об окружающем мире;

  7. Воспитывать культурные привычки в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Принципы музыкального воспитания:

  1. Принцип единства диагностики и коррекции развития обуславливает соответствие цели и содержания коррекционной работы комплексному, системному, целостному и динамическому изучению ребёнка, при этом сам процесс даёт материал для более полной диагностики.


  1. Принцип взаимосвязи коррекции и компенсации указывает на взаимообусловленность этих понятий, то есть система коррекционной работы призвана компенсировать нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами.


  1. Принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития определяет индивидуальный подход к ребёнку и построение коррекционной работы, опираясь на основные закономерности психического развития с учётом сенситивных периодов, понимания значения последовательных возрастных стадий для формирования личности ребёнка.

  1. Деятельный принцип определяет выбор средств, путей, способов достижения поставленной цели и основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребёнка является движущей силой развития.

  2. Принцип систематичности предопределяет непрерывность, регулярность, планомерность коррекционного процесса. Многократные систематические повторения позволяют каждому ребёнку прочно усвоить материал в индивидуальном для него темпе, для эффективного повторения необходимо сочетать усвоенное с новым, чтобы процесс повторения носил вариативный характер.

  3. Принцип постепенного повышения требований определяет постепенный переход к новым сложным упражнениям по мере закрепления формирующихся навыков.

  4. Принцип наглядности определяется единством чувственной и логической ступеней познания, обусловливает широкое взаимодействие всех анализаторов и осуществляется путём эмоционального показа упражнений педагогом, образностью музыки и различными играми.

  5. Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учёт возрастных особенностей и возможностей детей с различными нарушениями. Одно из условий доступности - преемственность и постепенность в усложнении двигательных, речевых и музыкальных заданий, правильное распределение материала в течение всего курса занятий. Условием соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса.

  6. Принцип оптимистического подхода предполагает организацию «атмосферы успеха» для ребёнка, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.

  7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психологическом развитии ребёнка. Активное участие близких взрослых вместе с ребёнком в музыкально-коррекционных занятиях формирует основы их межличностных отношений и общения, предлагает формы совместной деятельности, способы её осуществления.

  8. Принцип учёта эмоциональной сложности материала. Проводимые занятия, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

  9. Принцип комплексности предполагает связь музыкально-коррекционных занятий с другими видами психолого-педагогического воздействия.

Все рассмотренные принципы связаны между собой и определяют единство коррекции, профилактики и развития детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе проведения музыкально-коррекционных занятий.

Условия реализации программы:

Срок реализации программы - 3 года, музыкально-коррекционные занятия проводятся в групповой форме (группы по 5-15 человек: дети с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 3-7 лет)

Продолжительность групповых занятий в период с сентября по июнь согласно тематическому плану.

Для проведения музыкально-коррекционных занятий необходимо создавать безопасное пространство, обстановка должна быть подобрана специально для музыкальной терапии:

  • хорошо освещённая, проветриваемая, просторная комната с хорошей звукоизоляцией;

  • набор музыкальных инструментов, включая фортепиано, шумовые инструменты, не требующие особых навыков;

  • ростовые стулья по количеству всех участников

  • аудиовоспроизводящая техника.

Содержание программы

Этапы реализации программы:

  1. этап первичной диагностики;

  2. коррекционно-развивающий этап;

  3. контрольный этап.

Этап первичной психолого-педагогической диагностики отклонений развития у детей включает в себя изучение всех сторон психики ( познавательную деятельность, речь, эмоционально-волевую сферу, личностное развитие), моторики, а также особенности развития музыкальных способностей детей. В музыкально-коррекционные группы подбираются дети с учётом их индивидуальных особенностей, возраста, характера патологии. Группы формируются по интегративному принципу: в одной группе могут заниматься дети с разными проблемами, у каждого из них есть свои сильные стороны, которые позволяют ребёнку чувствовать себя успешным в группе, помочь другим детям и в чём-то быть им примером.

На основном этапе в соответствие с календарно-тематическим планированием проводятся музыкальные коррекционно-развивающие занятия

На контрольном этапе (в конце года) используются те же диагностические процедуры, что и на этапе первичной диагностики, с целью выявления динамики психического развития ребёнка.

Структура групповых музыкально-коррекционных занятий

Групповая форма проведения музыкально-коррекционных занятий имеет ряд особенностей:

  • приобретение детьми коммуникативных навыков;

  • развитие волевых усилий («Подожди свою очередь»);

  • феномен «эмоционального заряжения»;

  • приобретение навыков по подражанию сверстникам происходит в более короткий срок;

  • можно использовать наибольшее количество различных упражнений, как на гармонизацию эмоциональной сферы отдельного ребёнка, так и на гармонизацию межличностных взаимодействий в группе.

Особая специфика занятий состоит в следующем:

  • занятия проводятся 2 раза в неделю по 15-30 минут (в зависимости от группы)

  • один и тот же музыкальный материал используется многократно, чтобы дети в своём индивидуальном темпе смогли его усвоить и постепенно начали присоединяться к исполнению произведения педагогом;

  • музыкальный материал частично дублируется в разных группах для преемственности;

  • на занятии создаётся безоценочная атмосфера особо доверительных отношений, где можно быть принятым окружающими без всяких условий.

Формы организации

музыкальные занятия,

вечера досуга,

самостоятельная игровая деятельность,

праздники и развлечения.

Праздничные традиции:

IX - Вот и стали мы на год взрослей

X - Осенний бал.

XII - Новый год. Рождество

II- День защитников отечества

III - 8 Марта. День матери. Масленица

IV - Весенний праздник.

V - Выпускной бал

VI - День защиты детей

VII -Летний праздник

Виды музыкальной деятельности:

  1. Музыкально-ритмические движения, «свободное движение»

  2. Пальчиковая гимнастика, упражнения для развития речевых и мимических движений;

  3. Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах;

  4. Распевание, пение.

  5. Пляски, игры, хороводы.

Музыкально-ритмические движения, «свободное движение»

Включает пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует лёгкость вступления в контакт, развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве, не сталкиваясь с другими участниками.

Без ритма невозможно пение, движение. Чувство ритма есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развить. Игры на развитие чувства ритма проводятся постоянно и неоднократно повторяются. Каждое новое задание переносится на последующие занятия. Задачами ритмической разминки являются внесение дисциплины и организованности, формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения, координирование вокально-речевой интонации с движением. Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку. Определённая метрическая пульсация, с которой связаны движения детей, вызывает согласованную реакцию всего организма ( дыхательной, сердечной, мышечной систем), а также оказывает эмоционально-положительное влияние на психику, что содействует общему оздоровлению организма.

Пальчиковая гимнастика, развитие речевых и мимических движений.

Пальчиковая гимнастика помогает детям отдохнуть, расслабиться, укрепляет мышцы пальцев и ладоней, что в свою очередь помогает в игре на музыкальных инструментах, в рисовании, а в дальнейшем и в письме. Разучивание при этом забавных стишков, прибауток развивает детскую память и речь.

Артикуляционные упражнения выполняются либо в процессе проговаривания текстов стихов, потешек, сопровождающих пальчиковые игры, либо дозировано при отработке особо сложных в плане артикуляции и мимики фрагментов текста. Они направлены на стимуляцию речевой деятельности, на развитие умения через движение и интонацию выражать свои эмоции, изображать героев в мимике.

Таким образом, включение пальчиковых игр и артикуляционных упражнений позволяет стимулировать развитие речи, формировать правильное звукопроизношение, корректировать и повышать уровень развития всех сторон психической деятельности.

Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах.

Пассивное слушание музыки детям с ограниченными возможностями здоровья недоступно или даётся с огромным трудом. Для того, чтобы дети лучше воспринимали музыку, подбираются музыкальные про­изведения с выразительной мелодией, яркой тембровой окраской и соответствующим тому или иному музыкальному образу или герою характером. Для лучшего восприятия к каждому музыкаль­ному произведению подбираются иллюстрации, игрушки, стихи, загадки, потешки, придумываются небольшие сюжеты. Большое значение имеет использование магнитофонных записей, а также ви­деоматериалов из кинофильмов и мультипликационных фильмов, так как зрительное восприятие помогает слуховому. Нужно организовать активное слушание музыки совместно с игрой на детских музыкальных инструментах.

Пение

Пение развивает дыхание, речь, учит формам выражения невербальных контрастных эмоциональных состояний, развивает умение переключаться в различные эмоциональные состояния, используя выразительные интонации, движения, тембро-шумовые эффекты. Возможности голосового аппарата дошкольников довольно ограничены и обычно не выходят за пределы определённого круга интонаций, их певческие навыки элементарны, а у детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, совсем не сформированы. Тексты детских песен должны быть насыщены элементами звукоподражания и связаны с доступными и понятными образами, персонажами, которые ребёнок в состоянии изобразить в звуках и движениях, дополнить шумовыми и тембровыми красками с помощью детских музыкальных инструментов. Выразительные движения в процессе интонирования способствует развитию певческих навыков, связанных с артикуляцией, дикцией, дыханием, звукообразованием. На музыкально-коррекционных занятиях учитываются вышеуказанные особенности развития детского голоса, индивидуальные возможности каждого ребёнка и создаётся атмосфера наиболее благоприятная для включения детей в вокальную деятельность.

Пляски, игры, хороводы

Основная цель - дать возможность детям подвигаться под музыкальное сопровождение, пение взрослых. В игре обязательно присутствует элемент сюрприза, шутки, забавы. Роль ведущего (кота, медведя, зайца, матрешки и т.д.) исполняет воспитатель. В хороводах дети только выполняют движения по показу педагога и под его пение. Пляски разучиваются довольно долго, как упражнения. Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей преимущественно невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх. Задача введения ритмических игр - эмоциональное единение детей и взрослых.

Рабочая программа дает возможность организовать образовательный процесс интересным, разнообразным и эффективным. У детей расширяется кругозор, происходит обогащение музыкальными впечатлениями, формируется устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Реализация рабочей программы позволит обеспечить :

а) повышение уровня развития психических процессов;

б) проявление собственной игровой, коммуникативной и речевой активности ребёнка;

в) умение произвольно регулировать поведение;

г) достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе музыкальной деятельности»;

д) развитие координации при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений;

е) формирование представления об окружающем мире;

ж) усвоение навыков культурного поведения в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Решение задач повышения эмоциональной актив­ности детей в музыкальной деятельности предусматривает:

• использование игровых мотиваций;

• использование сюрпризных моментов;

• включение игровых и сказочных персонажей;

• использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и

содержанию;

• использование проектов как средства, обеспечивающего «эмоциональное погружение» в тему, в содержание

изучаемого явления;

• использование художественного слова (коротких рассказов, познавательных сказок, стихотворений, за­гадок, пословиц,

поговорок, закличек, потешек, примет и т.д.);

• обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности;

• совместные дела, предусматривающие участие родителей и детей других групп в подготовке к праздникам, спектаклям;

• предоставление детям возможности сделать самостоятельный выбор (материалов, способов действий, партнеров, роли

и т.д.);

• передача, имитация через движение характерных особенностей изучаемых объектов и явлений окружающего мира;

• поощрение детей за внимательность, доброжелательность, сотрудничество.

Решение образовательных задач предусматривает:

- стимулирование ребенка к эмоциональному отклику на прекрасную музыку, двигательную импровизацию под нее;

- обеспечение ребенку возможности почувствовать многообразие музыки, которую можно воплотить в движении;

- побуждение ребенка к воплощению в свободных естественных движениях характера и настроения музыки, знакомых

образов и сюжетов;

- поощрение инструментальной импровизации, с немузыкальными и музыкальными звуками и исследования качеств

музыкального звука: высоты, длительности, динамики, тембра;

- включение музыкальных произведений в доступные и привлекательные для ребенка виды деятельности.

Средства:

Наглядно-образный материал:

  1. иллюстрации и репродукции;

  2. малые скульптурные формы;

  3. дидактический материал;

  4. игровые атрибуты;

  5. музыкальные инструменты;

  6. аудио- и видеоматериалы;

  7. игрушки из театра «Би-ба-бо»

  8. «живые» игрушки (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы).

\

Возрастные особенности детей

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность.

Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)

В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку.

Реализация рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:

- различные виды занятий (типовые, комплексные, доминантные, тематические);

- Самостоятельная досуговая деятельность.

Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии.

Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагога-музыканта и нормативным способом.

Занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствиями с требованиями СанПина.

Группа

Возраст

Длительность занятия (минут)

Средняя

с 4 до 5 лет

20

Старшая

с 5 до 6 лет

25

Подгот.к школе

с 6 до 7 лет

30

Программа рассчитана на 120 часов.

Работа с воспитателями

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

13-00-13-30 ср.гр ЗПР

13-00 - 13-30

ст. гр. ОНР

.

13-00-13-30

ср.гр ОНР

13-00 -13-30 ст гр ЗПР


Диагностический инструментарий оценивания результатов

музыкально-эстетического развития

1.Музыкально - слуховые представления.

2. Чувство ритма в движении.

3. Элементарное музицирование.

4. Чистое интонирование.

5. Ладовое чувство.

6. Проявление активности.

  • И. Новоскольцева,

И. Каплунова. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста «Ладушки».

  • Программа «От рождения до школы». Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Наблюдения.

Подгрупповые и индивидуальные задания.

Музыкальные руководитель

Сентябрь май

Средняя группа (5-й год жизни)

Задачи:

  1. У детей воспитывается положительное отношение к музыкальным занятиям;

  2. Вызываются и поддерживаются соответствующие музыке эмоции;

  3. Развивается желание слушать музыку, петь, танцевать, передавать разный ритм, поддерживается стремление к самостоятельности.

Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах

Формируем представления о разнообразии музыкальных звуков и ритмов. Создаём условия для восприятия ( слушания) простых одноголосных мелодий и детских песен в исполнении a capella и в сопровождении простого аккомпанемента. Развиваем способность определять источник звука, его местонахождение.

Развиваем ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, тембровый, ритмический, звуковысотный слух в процессе привлечения детей к участию в музыкально-дидактических играх Формируем элементарные представления о музыкальных жанрах - песня (колыбельная), танец, марш; силе звучания (тихо-громко); окраске звуков. Побуждаем узнавать знакомые мелодии.

Вызываем интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Знакомим со звучанием барабана, металлофона, деревянных шумовых инструментов. Учим детей правильно держать инструменты и извлекать звуки. Учим различать инструменты по внешнему виду и по звучанию. Учим согласовывать начало и окончание игры на детских музыкальных инструментах с началом и окончанием музыки.

Пение

Развиваем певческие умения (дыхание, звукоизвлечение, чистоту интонирования, артикуляцию) в процессе разучивания песен.

Побуждаем детей петь с удовольствием в полный голос, своевременно начинать и заканчивать пение, реагировать на начало и окончание звучания, выделять вступление, начинать петь по сигналу музыкального руководителя, пропевать по возможности все слова песни или подпевать взрослому, интонировать мелодию песни по подражанию голосу взрослого или пианино. Формируем правильное звукопрозношение в процессе пения.

Музыкально-ритмические движения

Развитие двигательной активности детей. Развиваем способность ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки.

Учим выполнять под музыку основные движения: ходьба (бег) под музыку в быстром, умеренном и медленном темпах; ходьба, поднимая ноги, вытягивая носок; бег на носках по кругу по одному или парами; расхождение и свободная ходьба по залу; кружение на месте по одному и в паре; хлопки в такт музыки в ладоши, по коленям; притопывание одной ногой; топающий шаг на месте, по кругу, врассыпную; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо-влево-прямо; вращение кистями рук; выставление поочерёдно ног на пятку и на носок. Учим выполнять следующие музыкально-ритмические движения с предметами (лентами, листьями, погремушками, платками, мячами, шарами и др.) в двух или одной руке: поднятие и опускание рук вверх-вниз одновременно или поочерёдно, отведение их за спину, махи над головой, перекрёстные движения прямыми руками.

Танцы, игры, хороводы

Побуждаем использовать все разученные музыкально-ритмические движения в музыкальных играх, выполнять образные движения (показывать, как прыгает зайчик, ходит медведь, бегает мышка, машет крыльями воробей и др.)

Пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие речевых и мимических движений

Задачи:

  1. Укреплять мышцы пальцев рук.

  2. Развитие чувства ритма.

  3. Формирование понятия звуковысотного слуха и голоса.

  4. Развитие памяти и интонационной выразительности.

  5. Развитие артикуляционного аппарата.


Месяц

Текст игры

Движения

Сентябрь

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение.

Октябрь

Раз, два три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Сжимать и разжимать пальцы.

Выполнять движение «фонарики»

Сжимать и разжимать пальцы

Сжать руки в кулаки

Ноябрь

Мы капусту рубим,

Мы морковку трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем

Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз.

Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть кулачки друг о друга.

Движение пальцев, имитирующее посыпание солью.

Интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

Декабрь

Ловко с пальчика на пальчик

Скачет зайчик, скачет зайчик

Пальцы одной ладони широко расставлены. Указательным пальцем другой ладони дотрагиваться до каждого пальца. Поменять действия ладоней.

Январь


Февраль

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках.

Шерстка мягкая, густая -

Шубка у овцы такая.

Надуваем быстро шарик,

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел -

Стал он тонкий и худой.

Играть растопыренными пальчиками

Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»).

Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»).

Пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга.

Медленно разводить руки в стороны.

Хлопок в ладоши.

Подуть на сложенные ладони.

Снова собрать пальцы в одну щепотку.

Март

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки,

Да сушки Ванюшке,

Да баранки Танюшке,

Да бублики Гришке,

Да крендель Маришке.

Выполнять движение «печем пирожки».

Соединить большой и указательный пальцы на каждой руке отдельно.

Соединить большие пальцы и указательные.

Слегка раздвинуть руки в стороны.

Кончики пальцев рук соединить, локти развести в стороны.

Апрель



Май

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Потянули,

Покрутили,

Постучали,

И открыли!

Вот кудрявая овечка.

Шерстка белая в колечках.

Шерстка мягкая, густая -

Шубка у овцы такая.

Раз, два три, четыре, пять.

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.

Ритмичные быстрые соединения пальцев двух рук в замок.

Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.

Движение сцепленными пальцами от себя, к себе.

Пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг о друга.

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны.

Играть растопыренными пальчиками

Поочередно соединять все пальцы с большим («колечки»).

Выполнять плавные движения кистями с широко раздвинутыми пальцами («кошечка»).

Сжимать и разжимать пальцы.

Выполнять движение «фонарики»

Сжимать и разжимать пальцы

Сжать руки в кулаки


Примерные показатели освоения программы детьми за первый год обучения

Базовый уровень:

  • представления о разнообразии музыкальных звуков и ритмов;

  • проявление интереса к музыкальным занятиям, к слушанию простых одноголосных мелодий и детских песен в исполнении a capella и в сопровождении простого аккомпанемента;

  • определение источника звука, его местонахождения;

  • представления о музыкальных жанрах - песня (колыбельная). Танец, марш; силе звучания (тихо-громко); темпе (быстро-медленно); высоте (высоко-низко); окраске звуков;

  • пение с удовольствием (подпевание) в полный голос, своевременное начало и окончание пения;

  • реагирование на начало и окончание звучания, пропевание всех слов песни или подпевание взрослому;

  • навыки ритмичного движения под музыку. Смены движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, остановки с окончанием музыки;

  • выполнение под музыку основных движений: ходьба (бег) под музыку в быстром, умеренном и медленном темпах; ходьба, поднимая ноги, вытягивая носок, бег на носках по кругу по одному или парами; ходьба по кругу по одному или парами; расхождение и свободная ходьба по залу; кружение на месте по одному и в паре; хлопки в такт музыки в ладоши, по коленям; притопывание одной ногой; топающий шаг на месте, по кругу, врассыпную; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо-влево-прямо; вращение кистями рук; выставление поочерёдно ног на носок и пятку;

  • выполнение с помощью взрослого следующих музыкально-ритмических движений с предметами (лентами, листьями, погремушками, платками, мячами, шарами и др.) в двух или одной руке: поднятие и опускание рук вверх-вниз одновременно или поочерёдно, отведение их за спину, махи над головой, перекрёстные движения прямыми руками;

  • знакомство со звучанием барабана, металлофона, деревянных шумовых инструментов, правильное удерживание инструментов и извлечение из них звуков;

Уровень ниже базового:

  • отказ и нежелание участвовать в музыкальной деятельности, неприятие предложенной взрослым помощи;

  • нарастание эмоционального и двигательного возбуждения при восприятии музыки, неадекватность эмоциональных проявлений на музыкальное звучание;

  • низкий уровень (отсутствие) умений павильно интонировать мелодию, модулировать силу голоса, вместе с тем доступность для выполнения заданий на различение тихого и громкого звучания музыки, дифференциацию тембровых свойств звуков в условиях оказываемой помощи;

  • низкий уровень (отсутствие) певческих и двигательных навыков, затрудняющих активное самостоятельное участие в исполнительской деятельности, возможное в условиях оказываемой взрослым помощи.

Старшая группа (5-6 лет)

Задачи

  1. Воспитываются положительные отношения к индивидуальной и совместной с другими детьми музыкальной деятельности;

  2. Вызываются и поддерживаются соответствующие характеру музыки эмоции в процессе её восприятия и исполнения;

  3. Развивается желание участвовать в музыкальной деятельности: слушать музыку разного характера, петь соло и хором спокойные и весёлые песни, танцевать по одному и в хороводе, играть на детских музыкальных инструментах соло и в оркестре.

Слушание музыки и игра на детских музыкальных инструментах

Расширяем представления детей о музыкальных жанрах и средствах музыкальной выразительности ( динамике, тембре, темпе, высоте звуков). Создаём условия для восприятия (слушания) одноголосных и многоголосных хоровых и инструментальных мелодий, детских и народных песен в исполнении a capella, с музыкальным сопровождением. Продолжаем развивать слуховое внимание и сосредоточение на музыку. Побуждаем детей слушать музыку радостного, весёлого характера; спокойного и ласкового характера; грустного и печального характера; давать словесное обозначение характеру музыки. Привлекаем к участию в музыкально-дидактических играх, направленных на формирование и закрепление представлений о средствах музыкальной выразительности.

Закрепляем умение играть на погремушке, бубне и др. Знакомим со звучанием колокольчиков, треугольников, ксилофона, дудочки и цимбал.

Учим детей правильно держать инструменты и извлекать звуки.

Учим различать инструменты по внешнему виду и по звучанию.

Побуждаем детей играть на детских музыкальных инструментах в сопровождении пианино. Учим выделять сильную и слабую доли в размере 2/4, ¾. Учим согласовывать начало и окончание звучания музыки.

Пение

Продолжаем развивать певческие умения (дыхание, звукоизвлечение, чистоту интонирования, артикуляцию) в процессе разучивания песен, при разучивании музыкально-дидактических игр. Побуждаем детей петь соло и хором с удовольствием в полный голос, своевременно начинать и оканчивать пение, начинать петь по сигналу музыкального руководителя, пропевать по возможности все слова песни или подпевать взрослому, интонировать мелодию песни по подражанию голосу взрослого или пианино. Учим пето выразительно, соблюдая паузы, ослабляя и усиливая силу голоса; петь напевно, весело, певуче. Закрепляем навыки правильного звукопроизношения в процессе пения.

Музыкально -ритмические движения

Поддерживаем у детей интерес к музыкально-ритмической деятельности. Развиваем двигательную активность детей. Учим детей ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки. Продолжаем развивать способность двигаться в соответствии с характером звучания (бодро и энергично шагать под марш, выполнять плавные движения под колыбельную).

Развиваем координацию, плавность, выразительность движений. Помогаем детям почувствовать сильную долю при выполнении движений под музыку.

Продолжаем учить выполнять под музыку движения: ходьба (бег) под музыку в разных темпах; бег на носках по кругу по одному или парами; ходьба по кругу по одному или парами; расхождение и свободная ходьба по залу; кружение на месте по одному и в паре; хлопки в такт музыки в ладоши, по коленям; притопывание одной ногой; топающий шаг на месте, по кругу, врассыпную; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево. Прямо; вращение кистями рук; выставление поочерёдно ног на носок и пятку; движение приставными шагами по кругу. Учим смене движений (перестроений) по музыкальному или словесному сигналу, самостоятельно.

Учим выполнять музыкально-ритмические движения с предметами (лентами, листьями, погремушками, платками, мячами и др.) в двух или одной руке: поднятие и опускание рук вверх-вниз одновременно или поочерёдно, отведение их за спину, махи над головой, перекрёстные движения прямыми руками.

Развиваем выразительность движений, воображение детей, способность передавать характерные особенности в инсценировках песен. Сказок с музыкальным сопровождением. Побуждаем использовать все разученные музыкально-ритмические движения в свободной деятельности. Пальчиковая гимнастика

Задачи:

  1. Развитие речи, артикуляционного аппарата.

  2. Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности.

  3. Развитие чувства ритма.

  4. Формирование понятия звуковысотности.

Сентябрь

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение.

Октябрь

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить предыдущие движения.

Ноябрь

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другою сосной

Скачет зайка второй

Указательный и средний пальцы правой руки - вверх, остальные соединить.

Ладонь правой руки - вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Ладонь левой руки - вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить.

Декабрь

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

Январь

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит

Указательный палец и мизинец - вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху.

Указательный и безымянный пальцы - вверх, остальные прижать к ладони.

Пальцы соединить в щепотку, опустить вниз, потрясти кистями.

Февраль

Птички полетели,

Крыльями махали

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Март

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают

Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец сверху.

Левой ладонью махать у основания правой кисти.

Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе.

Апрель

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их («бутон»).

Развести пальцы рук.

Выполнять ритмичные движения пальцами вместе - врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Май

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

Танцы, игры, хороводы

Побуждаем использовать все разученные музыкально-ритмические движения. Коммуникативные, ритмические игры включаются в структуру занятий вариативно, по мере необходимости регуляции у детей процессов возбуждения и торможения, для создания дополнительной мотивации, состояния эмоционального подъёма. Коммуникативные игры выполняют задачу развития у детей дошкольного возраста преимущественно невербальных средств общения и связаны с выработкой позитивного, доброжелательного отношения к окружающим, с желанием и стремлением общаться. Ритмические игры выполняют как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребёнка, побуждая его принять участие в предлагаемых играх, помогая организовать свою активность, соотнести её с действиями других участников занятия.

Примерные показатели освоения программы детьми за второй год обучения

Базовый уровень:

  • проявление интереса к музыкальной деятельности: с удовольствием и желанием посещаются занятия по музыке; проявление положительных эмоций при звучании музыки и голоса взрослого, выражение их в движении (мимикой, жестами);

  • узнавание знакомых мелодий и песен;

  • определение источника звука;

  • самостоятельное исполнение или совместно со взрослыми песен;

  • пение соло и хором с удовольствием в полный голос, своевременно начиная и оканчивая пение, реагируя на начало и окончание звучания, выделяя вступление;

  • пение по сигналу музыкального руководителя, пропевание всех слов песни или подпевание взрослому;

  • пение выразительно, соблюдая паузы, ослабляя и усиливая силу голоса;

  • освоенность навыков движения в соответствии с характером звучания (бодро и энергично шагать под марш, выполнять плавные движения под колыбельную)

  • освоенность навыков выполнения движений: ходьба (бег) под музыку в разных темпах; бег на носках по кругу по одному или парами; ходьба по кругу по одному и парами; расхождение и свободная ходьба по залу; кружение на месте по одному и в паре; хлопки в такт музыки в ладоши, по коленям; притопывание одной ногой; топающий шаг на месте, по кругу. Врассыпную; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом влево, вправо, прямо; вращение кистями рук; выставление поочерёдно ног на пятку и на носок; движение приставными шагами по кругу;

  • освоенность навыков выполнения движений с предметами (лентами, листьями, погремушками, и др.) в двух или одной руке: поднятие и опускание рук вверх-вниз одновременно или поочерёдно, отведение их за спину. Иахи над головой, перекрёстные движения прямыми руками;

  • проявление интереса к игре на музыкальных инструментах;

  • освоенность навыков извлечения звуком из колокольчиков, треугольников, ксилофона. Дудочки. Цимбал. Правильное их удерживание;

  • освоенность навыков игры на детских музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано;

  • умение выделять сильную и слабую доли;

  • согласованность начала и окончания игры на детских музыкальных инструментах с началом и окончанием звучания музыки.

Уровень ниже базового:

  • отказ, нежелание участвовать в музыкальной деятельности, неприятие предложенной взрослыми помощи;

  • нарастание эмоционального и двигательного возбуждения при восприятии музыки. Неадекватность эмоциональных проявлений на музыкальное звучание;

  • низкий уровень (отсутствие) умения правильно интонировать мелодию, модулировать силу голоса, но при этом доступность при выполнении задания на различение тихого и громкого звучания музыки, дифференциацию тембровых свойств звуков в условиях оказываемой помощи;

  • низкий уровень (отсутствие) певческих и двигательных навыков, затрудняющих активное самостоятельное участие в исполнительской деятельности, тем не менее, возможное, в условиях оказываемой взрослым помощи.






Подготовительная группа (6-7 лет)

На третьем году обучения решаются следующие задачи:

  1. Продолжение воспитания у детей интереса и положительных отношений к индивидуальной и совместной с другими детьми музыкальной деятельности;

  2. Формирование культуры слушания, исполнительских навыков.

Слушание музыки и игра на музыкальных инструментах

Учим воспринимать и различать эмоциональное содержание и характер музыкальных произведений: ласковый, спокойный, нежный; весёлый, задорный; шутливый. Воспитываем умение вслушиваться в звучание песен и инструментальных пьес, дослушивать до конца, различать маршевую и песенную музыку, чувствовать настроение музыки. Продолжаем формировать представления детей о музыкальных жанрах и средствах музыкальной выразительности, развивать слуховое внимание и сосредоточение на музыку в процессе музыкально-дидактических игр.

Продолжаем вызывать интерес детей к игре на детских музыкальных инструментах. Закрепляем умение играть на погремушке, бубне и др. Знакомим со звучанием металлофона, трещоток, кастаньет. Продолжаем учить детей правильно держать инструменты и извлекать звуки. Учим различать инструменты по внешнему виду и по звучанию.

Побуждаем детей играть на детских музыкальных инструментах в сопровождении фортепиано. Учим выделять сильную и слабую доли в размере 2/4, 3/4. 4/4. Учим согласовывать начало и окончание игры на детских музыкальных инструментах с началом и окончанием звучания музыки.

Пение

Продолжаем развивать певческие умения. Побуждаем детей петь соло и хором с удовольствием в полный голос, своевременно начинать и оканчивать пение, реагировать на начало и окончание звучания, выделять вступление, начинать петь по сигналу музыкального руководителя, пропевать по возможности все слова песни или подпевать взрослому. Учим петь выразительно, соблюдая паузы, ослабляя и усиливая силу голоса. Закрепляем навыки правильного звукопроизношения в процессе пения.

Музыкально-ритмические движения

Продолжаем закреплять умения, приобретённые детьми за первые два года обучения. Совершенствуем умения ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки. Продолжаем учить двигаться в соответствии с различным характером звучания.

Развиваем координацию, плавность, выразительность движений.

Совершенствуем умения выполнять музыкально-ритмические движения в разных темпах: ходьба по кругу по одному, парами, тройками; расхождение т свободная ходьба по залу; бег на носках по кругу по одному или парами; кружение на месте по одному и в паре; хлопки; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево, прямо; выставление поочерёдно ног на носок и пятку; движение приставными шагами по кругу, подскоки; движения с предметами в двух или одной руке в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками.

Развиваем выразительность движений, воображения детей, способность передавать характерные особенности в инсценировках песен, стихов, сказок и рассказов с музыкальным сопровождением.

Используем все разученные музыкально-ритмические движения в свободной деятельн

Танцы, игры, хороводы

Танцы вырабатывают навыки взаимодействия с партнёрами, ритмичного и координационного движения. Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам используются как естественное продолжение одного из этапов занятия, либо для перехода от одного этапа к другому, т.е. момент введения и целесообразность включения игры в занятие определяет музыкальный руководитель, учитывая текущее состояние детей.

Пальчиковая гимнастика

Задачи:

  1. Развитие речи, артикуляционного аппарата.

  2. Развитие внимания, памяти, интонационной выразительности.

  3. Развитие чувства ритма.

  4. Формирование понятие звуковысотности.

Сентябрь

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки

Движение указательного и среднего пальцев обеих рук по бедру к коленям. Педагог произносит слова четко, постепенно ускоряя темп, дети только повторяют движение.

Октябрь

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок

Ритмичное касание пальцев обеих рук.

Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца.

Руки вниз, встряхнуть кистями.

Повторить предыдущие движения.

Ноябрь

Скачет зайка косой

Под высокой сосной

Под другою сосной

Скачет зайка второй

Указательный и средний пальцы правой руки - вверх, остальные соединить.

Ладонь правой руки - вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Ладонь левой руки - вертикально вверх, пальцы широко расставлены.

Указательный и средний пальцы левой руки вверх, остальные соединить.

Декабрь

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

Январь

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая

К ней козленочек спешит,

Колокольчиком звенит

Указательный палец и мизинец - вверх, остальные прижать к ладони, причем согнутый большой палец сверху.

Указательный и безымянный пальцы - вверх, остальные прижать к ладони.

Пальцы соединить в щепотку, опустить вниз, потрясти кистями.

Февраль

Птички полетели,

Крыльями махали

На деревья сели,

Вместе отдыхали.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Махи ладонями с широко расставленными пальцами.

Руки вверх, все пальцы широко расставить.

Большой палец отогнуть в горизонтальное положение, сверху присоединить сомкнутые прямые остальные пальцы.

Март

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.

Ей навстречу из ворот

Две собаки выбегают

Указательный и мизинец правой руки согнуты вверху, остальные пальцы прижаты к ладони, причем большой палец сверху.

Левой ладонью махать у основания правой кисти.

Большие пальцы обеих рук вверх, внутренняя сторона ладоней к себе, остальные пальцы в горизонтальном положении вместе, кончики средних пальцев соприкасаются.

Указательные пальцы и мизинцы обеих рук поднять вверх, остальные прямые пальцы соединить вместе.

Апрель

Вырос цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их («бутон»).

Развести пальцы рук.

Выполнять ритмичные движения пальцами вместе - врозь.

Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести.

Май

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа,

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа,

Ну, а волку кожура.

Он сердит на нас, беда!

Разбегайтесь, кто куда!

Пальцы обеих рук широко расставлены, соприкасаются только кончики одноименных пальцев.

Слегка раздвинуть руки и выполнять легкие повороты кистями в противоположные стороны. На слово «один» большие пальцы обеих рук прижать к ладоням. Остальные пальцы вверх.

Загнуть указательные пальцы.

Загнуть средние пальцы.

Загнуть безымянные пальцы.

Загнуть мизинцы.

Поднять руки вверх и, быстро выполняя движение «фонарики», опустить кисти рук вниз.

Погрозить пальцем.

Спрятать руки за спину.

Примерные показатели освоения программы детьми третьего года обучения

Базовый уровень:


  • восприятие и различение эмоционального содержания и характера музыкальных произведений;

  • вслушивание в звучание песен и инструментальных пьес, дослушивание звучания до конца, различение маршевой и песенной музыки, ощущение и понимание настроения музыки;

  • освоение умения ритмично двигаться под музыку, изменять движения в соответствии со сменой динамики и частей в музыкальном произведении, останавливаться с окончанием музыки;

  • освоение умений выполнять музыкально-ритмические движения в разных темпах: ходьба по кругу по одному, парами, тройками; расхождение и свободная ходьба по залу; бег на носках по кругу по одному или парами; кружение на месте по одному и в паре; хлопки; прыжки на месте на двух ногах; «пружинка» с поворотом вправо, влево, прямо; выставление поочерёдно ног на носок и пятку; движение приставными шагами по кругу, подсоки; движение с предметами в двух или одной руке в сочетании с бегом, ходьбой, прыжками;

  • участие с удовольствием в инсценировках песен, стихов, сказок и рассказов с музыкальным сопровождением; знание звучания

металлофона, трещотки, кастаньет; правильное их удерживание и извлечение ритмических последовательностей звуков, создание

элементарных аккомпанементов.

Уровень ниже базового:


  • отказ и нежелание участвовать в музыкальной деятельности, неприятие предложенной взрослыми помощи;

  • нарастание эмоционального и двигательного возбуждения при восприятии музыки, неадекватность эмоциональных проявлений на музыкальное звучание;

  • низкий уровень (отсутствие) умений правильно интонировать мелодию, модулировать силу голоса, но приэтом доступность для выполнения заданий на различение тихого и громкого звучания музыки, дифференциацию тембровых свойств звуков в условиях оказываемой помощи;

  • низкий уровень (отсутствие) певческих и двигательных навыков, затрудняющий активное самостоятельное участие в исполнительской деятельности, тем не менее, возможное в условиях оказываемой взрослым помощи.


Программно-методический комплект

Перечень программ и технологий

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».подг.гр.СПб2007 «Композитор»

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».ст.гр.СПб2008 «Композитор

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».ср.гр.СПб2008 «Композитор

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».мл.гр.СПб2009 «Композитор

И.Каплунова, И.Новоскольцева « Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.СПб2005

Ф.И.Буренина «Топ-хлоп малыши» Программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет.

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Праздник каждый день» Программа «Ладушки».подг.гр. дополнительный материал СПб2009 «Композитор»

Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» изд.Аркти Москва 2004

Н.Ф.Сорокина, Миланович Л.Г. «Театр - творчество - дети» Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства -М.: МИПКРО 1995

Приобщение детей к истокам

Перечень пособий

И.Каплунова, И.Новоскольцева «Этот удивительный мир» .СПб2005 «Композитор»

Т.И.Суворова «Танцевальная ритмика» В.1-6 «Музыкальная палитра» СПб2005

Е.Железнова «Веселые пальчика» от 2 до 6 лет

Е Железнова «Логоритмика» диск

М.Ю.Картушина «Праздники в детском в саду» мл. дош. возраст изд. СПб2008

М.Ю.Картушина «Забавы для малышей» театральные развлечения для детей 2-3 лет ТЦ « Сфера» Москва 2005

М.А.Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» Ярославль «Академия развития» 1997

М.А.Михайлова, Е.А. Горбина «Поем, играем, танцуем дома и в саду» Ярославль «Академия развития» 1998

Е.Н. Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» ТЦ «Сфера» СПб 2010

О.В. Клезович «Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи» «Белорусский Дом печати» 2004

Г.М Науменко «Фольклорные праздники» изд. Линка-Пресс Москва 2000

З.Роот «Песенки и праздники для малышей» Москва Айрис-Пресс 2006

З.Роот «Танцы с нотами для детского сада» Москва Айрис-Пресс 2008

Н.В.Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Москва Айрис-Пресс 2008

Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей среднего возраста»Москва Айрис-Пресс 2006

Н.Луконина, Л. Чадова «Праздники в детском саду для детей 2-4 лет» Москва Айрис-Пресс 2002

Н.В.Зарецкая «Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста» Москва Айрис-Пресс 2003

Л.Н. Комиссарова,Э.Н.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» Москва «Просвещение» 1986

Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» изд.»Просвещение» 1981

С.И.Бекман, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковникова «Музыка и движение» 5-6 лет Москва «Просвещение» 1983

С.И.Бекман, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковникова «Музыка и движение» средняя группа Москва «Просвещение» 1981

С.И.Бекман, Т.П.Ломова, Е.Н. Соковникова «Музыка и движение» 6-7 лет Москва «Просвещение» 1984

Э.Г. Чурилова «Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва «Владос» 2003

Т.И.Петрова, Е.С.Петрова, Е.Л. Сергеева «Театральные игры в детском саду» Москва «Школьная пресса» 2000

Л.Н.Алексеева, Т.ЭТютюнникова «Музыка» «Страна чудес» учебно-наглядный материал для детей старшего дошкольного возраста изд. «АСТ» Москва 1998.

Г.П.Федорова «На золотом крыльце сидели» (игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста) СПб»Детство-Пресс» 2000

О.П.Радынова «Слушаем музыку» Москва «Просвещение» 1990

Т.М.Орлова, С.И.Бекман «Учите детей петь» 5-6 лет Москва «Просвещение» 1987

Т.М.Орлова, С.И.Бекман «Учите детей петь» 3-5 лет Москва «Просвещение» 1986

Т.М.Орлова, С.И.Бекман «Учите детей петь» 6 -7 лет Москва «Просвещение» 1988

М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет ТЦ «Сфера» Москва 2009

М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей сценарии занятий с детьми 3-4 лет «ТЦ «Сфера» Москва 2004

М.Ю. Картушина «Логоритмика для малышей сценарии занятий с детьми 4-5 лет «ТЦ «Сфера» Москва 2004

Н.Ф.Сорокина «Играем в кукольный театр» ТЦ «Сфера» 2003

М.Д.Миханева «Театральные занятия в детском саду» Т.Ц. «Сфера» 2003

А.Е.Антипина «Театральная деятельной в детском саду» Т.Ц «Сфера» Москва 2005

М.А.Михайлова, Н.В. Воронина «Танцы, игры, упражнения для красивого движения» Академия развития» Ярославль 2000

Т.Ф.Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

в 2-х частях Москва «Владос» 2001

Н.Ветлугина «Музыкальный букварь» Москва «Музыка» 1986

М.Ю. Картушина «Праздники народов мира в детском саду» (зима-весна изд. Скрипторий 2009

Перечень пособий

Аудиоприложение к конспектам занятий старшая группа

Аудиоприложение к конспектам занятий подготовительная группа

Аудиоприложение к конспектам занятий средняя группа

Аудиоприложение к конспектам занятий младшая группа

Аудиоприложение к конспектам занятий ясельная группа

Аудиокассеты со звуковыми эффектами моря, животных, природы, театра.

Аудиокассеты с детскими песнями.

Аудиокассеты с детскими сказками.

Аудиокассеты для музыкально-ритмических движений.

DV диски с детскими сказками

DV приложение «Детский альбом» П.И.Чайковского

Аудиоприложения к праздникам

Портреты композиторов.

Демонстрационный материал по слушанию музыки

Музыкальные инструменты

Настольные театры

Дидактические игры

Атрибутика кпраздниками и развлечениям

Современные технические средства обучения.


© 2010-2022