Пришла зима. «Узоры на окнах»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

города Агрыз Агрызского муниципального района

Республики Татарстан





Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:

Пришла зима. «Узоры на окнах»



Воспитатель

высшей квалификационной

категории Костенкова Л.И.



2015г

Пришла зима. « Узоры на окнах»

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, музыкальная, изобразительная.

Цели: Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе. Расширять знания у детей о приметах зимы используя в речи синонимы. Развивать у детей умение отвечать на вопросы воспитателя полными предложениями, замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках. Воспитывать любовь к природе.

Целевые ориентиры дошкольного образования: знает характерные признаки зимнего времени года и соотносит с этим периодом особенности жизни животных, растений и явления природы; рассказывает о приметах зимы, используя в речи синонимы; анализирует содержание стихотворения, выделяя фрагменты о приметах зимы; эмоционально откликается на прослушанную музыкальную пьесу; определяет ее настроение и характер, знает названия картин и стихотворений, имена художников и поэтов, создавших произведения о зиме; самостоятельно выполняет рисунки зимних узоров.

Материалы и оборудование: иллюстрации зимней природы; гуашь; запись пьесы П. И. Чайковского «Времена года. Январь»; гуашевые краски холодных цветов и оттенков; кисти; репродукции картин К. Юона «Зима в лесу», И. Грабаря «Зимний пейзаж».

Предварительная работа: Наблюдения на прогулке за зимними явлениями.

Рассматривание иллюстраций, чтение стихов, заучивание пословиц, пение песен о зиме.

Словарная работа: Студень, сечень, лютый.



Содержание
организованной деятельности детей

1. Вводное слово воспитателя.

-Ребятки хотите отправиться в гости к Снежной королеве.

Дети: да. На каком транспорте мы поедем. Ответы детей.- Давайте полетим на ракете. Быстрее долетим до снежного царства. Дети разводят руки в стороны. Полетели, полетели.

-Вот и прилетели, посмотрите здесь нас встречает хозяйка снежного царства Снежная королева.

-Здравствуйте ребятки я очень рада видеть вас в моем царстве. Посмотрите, какие большие снежные сугробы снега, падают снежинки, деревья, все это изо льда, вам не холодно, я принесу меховые шубки, чтобы вы не замерзли. Дети отвечают (нам не холодно.)

-Я сейчас взмахну своей волшебной палочкой и сразу потеплеет, давайте мы с вами улыбнемся друг другу. Дети радостно улыбаются.

Снежная королева спрашивает детей:

-Какое сейчас время года

дети отвечают ( зима.)

2. Беседа о зиме.

- Подберите к предмету характерные признаки, пользуясь вопросами.

Зима (какая?)… (холодная белая, снежная).

Снег (какой?)… (рыхлый, липкий, белый).

Мороз (какой?)… (жгучий, сильный, трескучий).

Ветер (какой?)… (пронизывающий, резкий, сильный).

Деревья (какие?)… (голые, сонные).

Дни (какие?)… (короткие, холодные, ясные).Молодцы ,ребятки!

- Какими красками пользуется зима? Как вы думаете, чем пахнет зима? Когда наступает зима? Ответы детей. Правильно , а сейчас хотите я загадаю загадки и назовите зимние месяцы.

-Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке.

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи.

На поля и на луга

До весны легли снега.

Только месяц наш пройдёт -

Мы встречаем Новый год.

(Декабрь.)

- На Руси декабрь называли студень. Декабрь мостит, декабрь гвоздит, декабрь приколачивает.

Щиплет уши, щиплет нос.

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду - упадёт

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится:

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что скажи за месяц это?

(Январь.)

- Январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины.

Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль)

- Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели.

- О каких признаках зимы вы узнали из загадок о месяцах? Иногда зимой случаются оттепели. Как вы понимаете слово «оттепель»? Иногда пригреет солнышко, с юга налетит ветер и принесёт оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться. На крышах появляются сосульки. А после оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка - «наст», на дорогах гололедица. На деревьях и проводах образуется пушистая снежная бахрома - изморозь. Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья. Что такое снежинки? На что они похожи? Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, снежинки превращаются в снежную пыль. Снежинки, падая на землю в тёплые дни, прилепляются друг к другу и образуют крупные хлопья. Как называется явление, когда идет снег? (Снегопад.) Часто во время снегопада дует ветер и тогда снег несётся по воздуху, задерживаясь у домов, заборов, наметает большие сугробы. Как называется это явление? (Метель.) Я предлагаю вам послушать произведение «Зима» Вивальди. Закройте глаза и представьте зимнюю картину. Кругом все деревья запорошены снегом снег сверкает на солнце, красиво зимой в лесу! Любите и берегите природу. Что вы представили? Приведите примеры зимних явлений в неживой природе. (Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь - зимние явления.)

- Послушайте стихотворение Сергея Есенина «Зима» и вспомните все характерные признаки зимы, о которых мы говорили.

Вот уж осень улетела,

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.

Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стёклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьётся,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

-Ребятки нам пора возвращаться в детский сад, спасибо Снежная королева за гостеприимство, какие молодцы , ребятки! умные на все вопросы ответили ,а сейчас я помогу вам. Дети приглашают Снежную королеву в детский сад.

Снежная королева взмахнула палочкой и снова мы оказались в детском саду в своей группе.

Понравилось путешествие в снежное царство. Дети (да!)

Сейчас садитесь на стульчики немного отдохнем.

3.Ребятки, расскажите пословицы и поговорки о зиме: кто желает. Ответы детей

1.В зимний холод всякий молод.

2.Снегу надует - хлеба прибудет.

3.И в сильный мороз работа согреет.

4.Береги нос в большой мороз.

5.Мороз ленивого за нос хватает ,а перед сильным шапку снимает.

6.Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.

Назовите зимние виды спорта? ( Ответы детей)

4.Подв. игра « Льдинки, ветер и Мороз».

Дети встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши

Приговаривая: « Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают звенят

Дзынь, дзынь…

Дети делают хлопок на каждое слово: сначала сами хлопают,

затем вдвоем с другом. Хлопая в ладоши говорят дзынь ,дзынь,до тех пор, пока не услышат сигнал « Ветер!» Дети льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг « большую льдинку», на сигнал « Мороз!» все выстраиваются в круг берутся за руки.

Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку.

Дети берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу « Ветер» или «Мороз», в игру включать желательно разные движения: поскоки, легкий бег, боковой галоп т.д.

4.Воспитатель загадывает детям загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети отвечают ( Зима.)

5. Рисование зимних узоров на окнах.

Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Январь».

- Ребята, обратите внимание на музыку, которая звучит. Это музыкальное произведение написано великим русским композитором
П. И. Чайковским и называется «Январь». Музыка тихая, спокойная. Под такую музыку лучше всего рассматривать картины с зимними зарисовками.

Для изображения зимы художники используют чистые, холодные тона. Рассмотрите репродукцию картины Юона «Зима в лесу». Слышите, звучат бубенчики, скрипит снег под полозьями Птиц не видно. Ведь им так трудно зимой в лесу. Тишина.

- А вот еще одна очень интересная картина «Зимний пейзаж» (И. Грабарь). Морозное солнышко ярко светит нам. Тени от деревьев падают на снег. Небо чистое, синее. Давайте внимательнее посмотрим. Может веселый зайчишка пробежит между елочек. Красиво, не правда ли? Какой одинаковой и в то же время разной бывает природа.

- Но не только художники обращали и обращают свое внимание на дивный колорит зимы. Многие писатели и поэты в своих произведениях описывают красоты Зимушки.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Это замечательное стихотворение написал поэт Иван Суриков. Наверное, ему не удалось бы написать это стихотворение, если бы он не умел видеть необычное в самых обычных вещах. А вам, ребята, нравится зима? Почему? (Можно и на санках покататься, и в снежки поиграть, и вылепить веселого снеговика.) Вы обращали внимание на то, какими удивительными узорами украшает мороз окна домов? Одно его холодное дыхание на окно, и вмиг украшается стекло ледяными завитками, похожими по форме на хохломскую роспись. Только роспись эта не золотого цвета, а белого и голубого.

Вы сегодня как самые настоящие морозцы-волшебники будете украшать окна узором. Нарисуйте на голубом листе бумаги узоры Деда Мороза. Какие цвета будете использовать? ( белый.)

6. Итог занятия.

- Рассмотрите все рисунки и выберите наиболее выразительные и самые аккуратные. Объясните свой выбор. Подарим свои рисунки Снежной королеве, она будет очень рада и увезет в снежное царство. Снежная королева угощает детей сладкими снежными шариками. Дети благодарят за угощенье.





© 2010-2022