- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа просвещения родителей детей среднего дошкольного возраста в ДОУ
Программа просвещения родителей детей среднего дошкольного возраста в ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дементьева О.В. |
Дата | 10.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Особенности взаимодействия с семьями (программа просвещения и образования родителей)
Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности.
Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребенок переходит на новую ступень личностного развития - у него возникает потребность в познавательном общении со взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («когда я был маленьким…») и настоящего. Основные «источники информации» о своем прошлом для ребенка - его родители, близкие.
В своем общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательной тактике, общении со своим ребенком.
Основные приоритеты совместного с родителями развития ребенка:
1. Развитие детской любознательности.
2. Развитие связной речи.
3. Развитие самостоятельной игровой деятельности детей
4. Установление устойчивых контактов ребенка со сверстниками и развитие дружеских взаимоотношений.
5. Воспитание уверенности, инициативности дошкольников в детской деятельности и общении со взрослыми и сверстниками.
Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников
- Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
- Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
- Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
- Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
- Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
- Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
- Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.
Направления взаимодействия педагога с родителями
Педагогический мониторинг
Продолжая изучение особенностей семейного воспитания, педагог знакомится с традициями семейного воспитания, обращает внимание на благополучие детско-родительских отношений в разных семьях, проблемы конкретных родителей в воспитании детей, изучает удовлетворенность родителей совместной деятельностью с педагогом.
Решая эти задачи, воспитатель проводит анкетирование родителей «Семейное воспитание», «Мы и наш ребенок», беседу с родителями «Традиции нашей семьи».
Понять особенности внутрисемейных отношений и роль ребенка в семье педагогу помогут беседа с ребенком «Ты и твоя семья» (автор А. И. Захаров), диагностическая игра «Почта».
Для изучения удовлетворенности родителей в совместной деятельности воспитатель проводит анкетирование родителей «Вместе с детским садом», диагностическую беседу «Какой я родитель».
В процессе построения взаимодействия с семьями дошкольников полученные данные могут дополняться и углубляться в зависимости от выбранных направлений сотрудничества педагога с родителями (педагогического образования родителей), конкретных проблем, выявленных в ходе диагностики.
Педагогическая поддержка
В средней группе воспитатель не только стремится установить тесные взаимоотношения с каждым родителем, но и способствует сплочению родительского коллектива группы - возникновению у них желания общаться, делиться проблемами, вместе с детьми проводить свободное время. Для того, чтобы педагогу лучше узнать особенности семей своих воспитанников, сплотить родительский коллектив, сблизить родителей со своими детьми можно предложить родителям вместе с детьми составить рассказы на темы: «А у нас в семье так», «Мы умеем отдыхать», «Познакомьтесь, это я, это вся моя семья».
Сплочению родителей, педагогов и детей будет способствовать совместное оформление групповых газет, фотоальбомов: «Что же такое семья», «По секрету всему свету», «Выходной, выходной мы проводим всей семьей». Альбом «По секрету всему свету» позволяет узнать о жизни каждой семьи: о любимых занятиях, увлечениях, о совместных делах взрослых и детей, семейных праздниках, походах. Каждая семья оформляет свою страницу альбома, посвященную традициям, интересам их детей и взрослых.
В ходе взаимодействия с родителями педагог подчеркивает, что эффективное интеллектуальное развитие детей невозможно без участия семьи, близких. Педагог знакомит родителей с приемами активизации детской любознательности, обогащения представлений об окружающем мире, развития речевых способностей. С этой целью он предлагает родителям игры, проблемные ситуации для детей, элементарные опыты, которые не требуют много времени и специального оборудования: «На кого похожи облачка? (камешки, листья), «Найди вокруг как можно больше красных (округлых, деревянных) предметов», «Отгадай, какие слова я пропустила в рассказе и составь сам «неполный» рассказ», «Как, посмотрев в окно, узнать холодно ли на улице?».
Поскольку представления детей о социальном окружении складывается на основе конкретных детских впечатлений о своей улице, районе, родном городе педагогу важно заинтересовать родителей проблемой знакомства ребенка с родным городом. Для этого может быть проведена викторина «Знаем ли мы свой город».
В газетах, тематических информационных бюллетенях для родителей воспитателю необходимо представить информацию, что рассказать дошкольнику о своем районе и городе, как лучше познакомить с его достопримечательностями, какие «заветные» уголки Губахи можно посетить с детьми разного возраста, как помочь ребенку выразить свои впечатления об увиденном.
Педагогическое образование родителей.
Благодаря усилиям педагога у родителей появляются четко оформившиеся образовательные запросы (что я хочу для развития своего ребенка и себя как родителя). Для удовлетворения образовательных запросов педагог использует разные формы: семинары, творческие мастерские, психолого-педагогические тренинги, уместно создание клубов для родителей таких как «Традиции семьи», «Вундеркинд», «Узнаем наш город».
Так, при создании клуба «Традиции семьи» педагогу важно вызвать у родителей интерес к проблеме семейных традиций, желание приобщать к ним своих детей. Для решения этой задачи он организует устный журнал для родителей «Традиции семьи: вчера, сегодня, завтра», в ходе которого обсуждаются традиции , которые возможно возродить в современных семьях, и среди них семейные игры (анаграммы, арифмограммы, лото), семейные вечера для маленьких с участием всех членов семьи совместное чтение по вечерам любимых сказок, рассказов, повестей, сотворчество детей и родителей,). Этот разговор с родителями поможет поддержать интерес родителей семейному чтению художественной литературы, вернуть книгу в жизнь ребенка. Для родителей, желающих возродить семейные традиции в клубе организуются тематические встречи «Создание семейного музея», «Домашний театр-с чего начать?», «Проведение семейных праздников». Итоговой может стать встреча за круглым столом «А у нас в семье так», на которой родители обсуждают, какие семейные традиции доступны пониманию дошкольников, как лучше приобщать к ним детей, поделиться воспоминаниями о том, какие семейные традиции и ритуалы из жизни их семей больше всего запомнились из детства.
Исходя из пожеланий родителей, при поддержке медицинской и психологической службы воспитатель реализует с родителями комплексные программы психолого-педагогического образования: «Учимся общаться с ребенком», «Вместе с папой», «Знаю ли я своего ребенка», «Растем здоровыми». Задача таких программ - расширение знаний родителей о различных подходах в воспитании, развитие умений видеть и понимать своего ребенка совершенствование умений родителей развивать своих детей в различных видах деятельности. Воспитатель обращает внимание и на особые педагогические потребности родителей, помогает им решить проблемы воспитания. Для этого он организует родительские встречи на темы «Наш маленький капризуля», «Растем без папы», «Легко ли быть послушным».
Совместная деятельность педагогов и родителей
В средней группе педагог стремится сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Способствуя развитию доверительных отношений между родителями и детьми, воспитатель организует такие совместные праздники и досуги как - праздника осени, праздник Нового года, праздников для мам (Восьмого марта) и пап (23 февраля). Важно, чтобы на этих встречах родители присутствовали не просто как зрители, а совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, читали стихи, участвовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствии с идеями и желаниями родителей и именинника.
Со временем проведение совместных с родителями праздников, вечерних посиделок, семейных гостиных, семейных конкурсов «Папа, мама и я - умелая семья», становятся традициями группы детского сада.
Особую роль играет взаимодействие воспитателя с родителями в решении задач социально-личностного развития ребенка. Именно в семье ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, учится понимать чувства, настроения других людей, проявлять сочувствие, внимание, заботу о своих близких. Поэтому успешно решить задачи по воспитанию у дошкольников гордости за свою семью, развитии представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитании культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.
Для осознания ребенком своей роли в семье, понимания связей с близкими людьми воспитатель проводит такие игровые встречи как:
- «Посмотрите это я, это вся моя семья» (вместе с гостями - разными членами семей, дети рассматривают фотографии, семейные альбомы, детские рисунки о семье, поют песни, танцуют),
- «Очень бабушку свою, маму мамину люблю» (в гости к детям приходят бабушки воспитанников, рассказывают детям сказки, играют с ними, рассказывают истории о своем детстве),
- «Папа может все, что угодно!» (воспитатель приглашает в группу пап, которые, рассказывают детям о своей работе, в совместных играх и упражнениях демонстрируют силу, ловкость, ремонтируют игрушки в группе).
Наблюдая за взаимодействием родителей и детей, воспитатель помогает родителям стать участниками детских игр, занять партнерскую позицию, поддержать творческие проявления ребенка в игре.
Приглашая родителей в группу, воспитатель обращает их внимание на необходимость развитие у детей умения замечать чувства других, проявлять внимание помощь. Для этого он делает их участниками ситуаций: «Мама Оли расстроена, она забыла дома подарки для детей», «У Светиной бабушки сегодня день рождения», «Сережин папа сегодня очень устал на работе», предлагая дошкольникам проявить внимание и всем вместе позаботиться о старших.
Исходя из образовательных задач, особенностей детей группы и потребностей родителей, воспитатель вовлекает родителей в организацию разных совместных с детьми форм деятельности «Мы вместе трудимся на участке» (убираем снег и украшаем участок к новогодним праздникам»), «Идем на прогулку в парк», «Украшаем группу к празднику весны», «Все вместе едим в зоопарк».
Важно, чтобы во время совместных образовательных ситуаций и после них педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.
Таким образом, к концу периода среднего дошкольного детства педагог вовлекает родителей как активных участников в педагогический процесс, создает в группе коллектив единомышленников, ориентированных на совместную деятельность по развитию детей группы.
План работы по взаимодействию с родителями воспитанников
-
Месяц:
Содержание
работы с родителями:
Наглядно - информационный блок
Сентябрь:
1. Анкетирование родителей: «Что вы ждёте от детского сада в этом году?».
2. Конкурс поделок: «Дары Осени»;
3. Родительское собрание
4. Совместное создание гербария.
1. «ОРВИ у детей».
2. «Одежда детей осенью».
3. Папка-передвижка: «Осень золотая»
4. «Возрастные особенности детей 4 -5 лет»
5. «Почитайте детям»
Октябрь:
1. Мастер - класс « Артикуляционная гимнастика»
2. Праздник: «Новоселье»
3. Знакомство родителей с ФГОС
4. Пополнение альбома: «Моя семья»
1. «Какие игрушки нужны детям?»
2. «Семейные традиции».
3. Папка-передвижка
«Зелёный огонёк» (по ПДД).
4. «Играйте вместе с ребёнком»
Ноябрь:
1. Творческая мастерская: «Поделки из бумаги»
2. Организация выставки «Домашняя коллекция»
3. Фотовыставка: «Все работы хороши»
4. Совместное создание коллекции: «Бумага»
1. «Такие разные дети»
2. «Жизнь ребёнка в детском саду»
3 «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»
(Пополнение сюжетно- ролевых игр в группе пособиями)
Декабрь:
1. Психологическая гостиная:
«Поощрение и наказание»
2. Конкурс творческих семейных работ
«Ёлочная игрушка»
3. «Встреча с интересными людьми»
4. День добрых дел: «Наши меньшие друзья!»
Изготовление кормушек для птиц
1. Папка-передвижка «Зима»
2. «Зимние травмы»
3. «Поговорим о связной речи»
4. Памятка для родителей «Как провести выходные с ребёнком».
Январь
1. Мастер - класс:
«Работа с карандашами - штампами»
2. «Встреча с интересными людьми»
3. Совместное создание коллекции: «Пуговицы»
4.Фотовыставка «Как мы весело отдыхали и Новый год встречали»
1. «Встречаем Рождество с детьми»
2. «Ребёнок и компьютер»
3. «Игры на прогулке»
4. Памятки родителям: «Работа с карандашами - штампами»
Февраль:
Фотовыставка: «Защитники Отечества»
2. Творческая мастерская, «Ниткопись»
3. Конкурс: «Пособие по здоровьесберегающим технологиям
4. Конкурс рисунков «Лучше папы друга нет»
1. «Мой папа самый лучший»
2. «Роль папы в воспитании детей»
3. «Здоровый образ жизни»
4. «Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Март:
1. «Встреча с интересными людьми»
2. Фотовыставка: « Моя семья»
3. Литературный вечер: «Пришли мне чтения доброго.
4. Конкурс рисунков: « Мамочка любимая»
1. Папка-передвижка «Весна-красна»
2. Памятка «Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым»
3. Папка-передвижка: « ОБЖ»
4. «Детские вопросы и как на них отвечать»
Апрель
1.Мастер - класс: «Речевые игры»
2. «Встреча с интересными людьми»
3. Совместное развлечение:
«Мы дружим с цифрой 5»
4. Фотовыставка «Жизнь ребенка в детском саду»
1. Памятка для родителей "Обучение детей правилам дорожного движения"
2. «Дети на даче».
3. «Профилактика детского травматизма»
4. «Учим ребёнка общаться»
Май:
1.Круглый стол: «Вот и стали мы на год взрослее»
2. Театрализованное совместное развлечение: «Сказка в гости к нам пришла»
3. Анкетирование родителей по результатам года.
1. «Итоги года»
2. «Как организовать летний отдых детей»
3. «День победы»
4. «Театральная деятельность в детском саду»