Доклад на тему Здоровье сберегающие технологии в работе учебно-воспитательного комплекса

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..3

I. НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ………….6

1.1. Сущность понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация ………….………………………….. .6

1.2. Активизация педагогического мышления как основа реализации

здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном комплексе…………………………………………………………………..11

II. ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ……………………………………… 18

2.1. Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании………18

2.2. Программа «Лаборатория народной медицины»…………………….20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….30

ЛИТЕРАТУРА ………………………………………………..……………32

ПРИЛОЖЕНИЯ. ……..……………………………………..………………34



ВВЕДЕНИЕ

В новых условиях жизни приоритетным направлением в системе подготовки и организации воспитательно-оздоровительной работы становится гармоническое развитие личности ребенка и укрепление здоровья. Здоровье сберегающие технологии - это психолого-педагогические приёмы и методы работы, технологии, подходы к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Здоровье сберегающие технологии по характеру действия делятся на 4 группы:

1.Защитно-профилактические. (Выполнение норм СЭС, проведение прививок, ограничение предельного уровня учебной нагрузки)

2.Компенсаторно-нейтрализующие. При их использовании становится задача восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности (витаминизация, физкультпаузы, эмоциональные разрядки).

3. Стимулирующие. Позволяют активизировать силы организма (закаливание, педагогическая психотерапия)

4. Информационно-обучающие. Обеспечивают учащимся и воспитанникам уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Реализация здоровье сберегающих образовательных технологий - такая организация образовательно-воспитательного процесса на всех уровнях, при которой, происходит качественное развитие. Развитие и воспитание учащихся и воспитанников происходит без нанесения ущерба их здоровью.

Организационно-педагогические технологии определяют структуру учебного процесса, способствующую предотвращению переутомления.

Психолого-педагогические технологии связаны непосредственно с работой педагога на уроке и занятии и психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса.

Учебно-воспитательные технологии включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья учащихся и воспитанников, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, просвещение родителей.

Социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья. Сюда относятся социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики.

Лечебно-оздоровительные технологии включают лечебную физкультуру, лечебную педагогику, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья.

Результат воздействия на детей всех здоровье сберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики.

Цель здоровье сберегающих образовательно-воспитательных технологий - обеспечить школьнику и дошкольнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе и пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Именно успешность в обучении является условием благополучного самочувствия ребёнка в учебном учреждении, а это достигается путём обеспечения каждому возможности развиваться соответственно своим индивидуальным особенностям. Значит перед учебно-воспитательным комплексом стоит задача поиска технологий, форм и методов, позволяющих осуществить индивидуализацию обучения. Поэтому тема данной работы является для меня наиболее актуальной, своевременной и интересной.











  1. I.НАУЧНО- МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПО СРЕДСТВАМ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

    1. 1.1. Сущность понятия здоровье сберегающих технологий, функции, принципы работы, классификация.

Основной вопрос, который встает перед системой образования: как обеспечить сохранение, укрепление и восстановление здоровья детей? Но чтобы ответить на этот вопрос и успешно решать его, необходимо понять собственно условия жизни человека.

Образование - культура - здоровье являются фундаментальной основой здоровье сберегающей системы, стратегической целью которой является формирование гармонично развитой личности.

Остановимся только на нескольких концептуальных позициях.

1. Целенаправленный характер всего учебно-воспитательного процесса по формированию культуры здоровья обучающихся:

-приобретение и усвоение знаний о том, как сохранить свое здоровье и предупредить его нарушение;

-формирование духовно-нравственных качеств личности (ответственности, честности, доброты, милосердия);

-развитие умений и навыков безопасной, здоровой жизни, воспитание культуры здоровья (поведения, питания, общения, быта, труда, отдыха );

-воспитание трудолюбия, духовной культуры, патриотизма, национального самосознания, толерантности;

-формирование устойчивого иммунитета и негативного отношения к табаку, алкоголю, наркотикам и влиянию деструктивных религиозных культов и организаций;

-воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью;

-воспитание потребности в занятиях физической культурой, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;

-формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;

-развитие умений оказать первую медицинскую помощь;

-формирование у учащейся молодежи знаний о здоровой семье, роли родителей и воспитании здоровых детей.

2. Целостность учебно-воспитательного процесса

Целостность предполагает, что все аспекты учебно-воспитательного процесса должны быть направлены на формирование культуры здоровья обучающихся. Это длительный процесс, он не может носить временный, половинчатый характер и требует использования всех средств, форм, методов. Целостность также означает, что здоровую жизнь человека мы рассматриваем в единстве всех ее составляющих: психическое, физическое, социальное и духовное здоровье.

Целостность подразумевает и то, что процесс формирования культуры здоровья обучающихся охватывает и обучение, и развитие, и воспитание детей, и это, в первую очередь, отражается на функциях управления образования.

3. Обновление содержания образования и использование здоровье сберегающих технологий.

Например, музыка несет в себе огромный здоровье сберегающий потенциал, который, к сожалению, не всегда используется в образовании.

Обновление содержания образования -- это не только новая информация, которую можно сегодня получить через Интернет или справочники, но и такое содержание, которое нужно критически усвоить и претворить в персональный опыт здоровой жизни.

4. Создание здоровье сберегающей образовательной среды и использование ее педагогических возможностей.

Здоровье сберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Только тогда, когда в учебном учреждении будет создана такая среда (климат здоровья, культуры доверия, личностного созидания), возможны полноценное сохранение и укрепление здоровья, обучение здоровью, формирование культуры здоровья, усвоение ее духовно-нравственных, эстетических, физических компонентов.

5. Развитие двигательной активности и учет индивидуально-личностных возможностей обучающихся в условиях конкретного образовательного учреждения.

Как известно, духовно и физически здоровые люди намного быстрее адаптируются в науке и производстве, успешнее осваивают новые виды деятельности, лучше выполняют свою работу. Поэтому развитие двигательной активности как фактора укрепления здоровья нужно рассматривать главным образом как социальную защиту интересов развивающейся личности применительно к новым социально-экономическим условиям, когда человек предлагает свои услуги на рынке труда.

6. Вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги, родители, общественность.

Для формирования культуры здоровья обучающихся необходимо, прежде всего, заинтересованное и творческое отношение к работе всего педагогического сообщества республики: от работников министерства образования до учителя, воспитателя, преподавателя и ученого в каждом образовательном учреждении.

Основные направления деятельности системы :

1. Формирование культуры здоровья начинается с семьи, с самого рождения человека и даже раньше. Работа с родителями по сохранению и укреплению здоровья детей -- важный вектор образовательной политики. Образование родителей в области здоровья через всевозможные взаимосвязи образования и семьи -- первостепенная задача. Будущие родители пока еще учатся. И следует формировать у них образ здоровой семьи.

2. Использование здоровье сберегающего потенциала дошкольных образовательных учреждений. Создание детских здоровье сберегающих комплексов и программ. Коррекция здоровья детей. Главная задача дошкольных учебных учреждений -- подготовить здоровых детей к обучению в школе.

3. Система начального образования -- ступень формирования знания школьников о здоровье. Актуализация двигательной активности младших школьников, соблюдение санитарно-гигиенических правил, формирование мотивов нравственного поведения, систематические занятия физкультурой и спортом.

4. Средняя общеобразовательная школа должна стать школой, содействующей здоровью, то есть систематически и последовательно формирующей культуру здоровья, обучающей, как нужно быть здоровым и душой и телом.

5. Система высшего образования строит свою работу не только на профилактике негативных явлений, но и активно вовлекает студентов в спортивно-массовые мероприятия, формы досуга, различные виды деятельности по формированию культуры здоровья.

6. Подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы в этом направлении. Педагог должен быть сам здоров, знать законы здорового образа жизни и уметь передавать эти знания и личный опыт обучающимся. От здорового учителя -- к здоровому ученику и здоровому обществу.

За последние годы в области охраны здоровья детей и подростков наблюдается тенденция роста понимания обучающимися значимости знаний, о развитии и сохранении личного здоровья и здоровья близких. Учителя в большей степени осознают свою роль как носителей и проводников ценности здоровья.

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система образования имеет все здоровье сберегающие ресурсы, чтобы укреплять и сохранять здоровье подрастающего поколения.



1.2. Активизация педагогического мышления как основа реализации здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном комплексе

За последние пять лет резко ухудшилось состояние здоровья детей первых семи лет жизни. Дети, поступающие в школу, имеют дефицит массы тела, хронически больные. По распространенности хронических заболеваний у детей 4 - 7 лет первое место занимают болезни костно-мышечной системы, увеличилось количество детей низкого роста, с дефектом массы тела, с несоответствием уровня физического развития биологическому возрасту, растет число функциональных отклонений, возникающих с возрастом.

Причиной резкого снижения уровня здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста являются:

- падение уровня жизни, социальные потрясения, неблагоприятная экологическая обстановка на Украине;

- ухудшение состояние здоровья матерей;

- стрессы;

- дефицит двигательной активности;

- недостаточная квалификация педагогов в вопросах охраны здоровья и физической активности, а порой просто нежелание уделять этим вопросам внимание;

- массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей;

- частичное разрушение служб врачебного контроля;

- неполноценное питание;

Известно, что растущий организм ребенка в силу особенностей обмена веществ, наличия критических периодов роста и развития особо чувствителен к воздействию факторов внешней среды, а также дефициту жизненно важных питательных веществ и микроэлементов.

Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает эффективность образовательного процесса.

Одновременно с негативным воздействием экологических и экономических кризисов на подрастающее население страны оказывают неблагоприятное воздействие множество факторов риска, имеющих место в общеобразовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения. Поэтому одним из главных побудительных мотивов проводимой модернизации школьного образования послужило существенное ухудшение состояния обучающихся детей и подростков.

Актуальность данной проблемы непосредственно связана и с нарастающей интенсификацией учебного процесса. В связи с этим стоит задача сохранить здоровье ребенка в условиях интенсивного предметного обучения, нормировать учебную нагрузку и другие виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями детского организма.

Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже, а это значит, что снижаются и потенциальные возможности их успешного обучения.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни . Работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

На сколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровье сберегающих технологий? На сколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья на Украине. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой".

Во-вторых, имеет место "забалтывание" проблемы здоровья. Существует такой педагогический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становятся меньше. Реальная деятельность в направлении решения возникшей сложной проблемы подменяется рассуждениями на эту тему. Но ситуация не разрешается, т. к. только размышлениями и рассуждениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса, формированию у них культуры здоровья, следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждения о ней.

В-третьих, можно констатировать сужение понятия "здоровье". Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной.

К сожалению, отсутствует целостная и целенаправленная система формирования культуры здоровья населения. Сюда следует отнести:

1. Отсутствие последовательной и непрерывной системы обучения здоровью.

2. Отсутствие интегративности, межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

3. Низкий уровень санитарно-гигиенической, просветительской работы. Вся просветительская работа направлена на лечение, а не на предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, - пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям, в устранении начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на лекарственные и технические средства лечения и восстановления здоровья.

4. Отсутствует мода на здоровья. Средства массовой информации мало внимания уделяют формированию гармонично развитого человека.

5. Мало внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха (профессиональное утомление ).

Значительная часть учителей слабо подготовлена по вопросам возрастных особенностей ребенка, психологии и физиологии детского организма, закономерностям развития ребенка и т.п. Реже объектом внимания и критики становится недостаточная грамотность педагогов в вопросах здоровья, но даже при наличии знаний в этой области, педагог не всегда является носителем культуры здоровья. Педагоги сами нездоровы и невольно подают дурной пример своим воспитанникам. Если о здоровье воспитанников и учащихся говорят много и пытаются заниматься его сохранением и укреплением, то по проблеме здоровья педагогов заметных подвижек в практике работы учебных учреждений не заметно.

Чтобы педагог дошкольного учебного учреждения или начальной школы начал реализовывать в образовательном процессе здоровье сберегающие технологии, его этому необходимо научить, причем не в информационно-констатирующей форме, еще раз пересказывая известные проблемы, а включая педагога в активный творческий процесс по разработке и анализу образовательных технологий с позиции здоровье сбережения.

Здоровье сберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы, поэтому все, что относится к образовательному учреждению - характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. - имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь.

Здоровье сберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой - приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы образовательного учреждения, включает:

- последовательное формирование в детском саду, школе здоровье сберегающего образовательного пространства, с обязательным использованием всеми педагогами таких технологий, чтобы получение учащимися образования происходило без ущерба для здоровья,

- а также воспитание у детей культуры здоровья, под которой понимают не только грамотность в вопросах здоровья, достигаемую в результате обучения, но и практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни, заботиться о собственном здоровье.

В качестве основополагающих принципов здоровье сберегающих технологий можно выделить:

1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

2. Творческий характер образовательного процесса. Обучение без творческого заряда неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Возможность для реализации творческих задач достигается использованием на занятиях, уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения.

3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Ребенок - субъект образования и обучающего общения, он должен быть эмоционально вовлечен в процесс социализации, что обеспечивает естественное повышение работоспособности и эффективности работы мозга не в ущерб здоровью.

4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего имеется в виду переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материализованной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.

5. Учет системного строения высших психических функций. При формировании базовых функций педагогу важно принимать во внимание все входящую в данную функцию компоненты, их готовность к формированию новой функции.

6. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение "по единицам, а не по элементам", принцип целостности.

7. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным - он может выделить какой-то кусочек или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.

8. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка к условиям детского сада или школы: до 50% снижаются общая заболеваемость, обострение хронических заболеваний, пропуски по болезни.

9. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.

10. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения - необходимое условие здоровье сберегающих технологий.

11. Комплексная система закаливания детей.



II.ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

2.1. Обеспечение здоровье сберегающей среды в образовании

Здоровье сберегающая среда. Для того, чтобы сберегать здоровье, его надо иметь. К сожалению, большинство современных детей имеют многочисленные соматические и психоневрологические заболевания и нарушения личностного развития (из информации отдела здравоохранения).

Понятие среды включает общую социально-экономическую ситуацию в стране, в регионе и районе, а также все те социальные группы, с которыми контактирует ребенок и условия, в которых он растет и развивается. Образовательная среда - это совокупность возможностей для развития личности, содержащихся в пространственно-временном и социально-предметном окружении.

Новое поколение растет в новой системе ценностных ориентаций, задаваемых средствами массовой информации, агрессивной подростково-молодёжной субкультурой, экономической ситуацией в регионе. Основной лейтмотив современной ценностной сферы - философия потребления при неоспоримом культе денег. Поэтому для формирования продуктивных и при этом нравственных ценностей, противостоящих разрушительному влиянию СМИ на фоне родительской беспомощности, необходимо выработать новую концепцию образовательной политики в отношении соматического, психического и социального здоровья подрастающего поколения.

Разрушительные последствия для здоровья подрастающего поколения несут такие факторы как наркотики, алкоголь, никотин и их пропаганда, неразумное сексуальное поведение (ранние аборты, ИППП), криминальное поведение. Особо следует отметить множественные нарушения физического, психического и психологического здоровья в результате действия дидактогенных факторов (школьные перегрузки, отсутствие адекватных программ обучения для детей с промежуточными, пограничными формами нарушений здоровья и пр.), а также деструктивной семейной ситуации.

Психологическая служба образования призвана способствовать формированию здоровье сберегающей образовательной среды. С этой точки зрения нас волнует, какие и в какой мере педагогические технологии являются здоровье сберегающими, а также, насколько здоровье сберегающей является атмосфера образовательных учреждений.



2.2. Программа лаборатория народной медицины

Термин «народная медицина» в его современной трактовке обозначает совокупность всех видов так называемой нетрадиционной медицины, объединяющей, в основном, восточные медицинские школы, целительство (знахарство) и лечение с помощью приемов и методов, не требующих применение промышленно изготовленных лекарств.

В дошкольном учреждении мы знакомим детей с народной медициной, и показываем, как много способов помочь больным, взяв с растительного мира.

Программа лаборатории народной медицины построена с учетом возрастных особенностей и познавательных возможностей детей старшего возраста. Она разрабатывается на расширенные возможности базовой программы обучения и воспитания в дошкольном учреждении с учетом традиции народного воспитания.

1.Методика работы кружка.

Работа кружка в дошкольном учебном заведении приобретает большую популярность, становится частью учебного процесса.

Важно во время работы кружка не копировать учебные за содержанием и за методикой проведения занятия. Нельзя привлекать детей без учета их реального желания, склонностей.

Кружок в дошкольном учебном заведении есть самостоятельная дополнительная форма образовательного процесса. Его цель - удовлетворить потребности и интерес ребенка к данному виду деятельности, развивать ее природные склонности, общие и специальные способности, своевременно выявить одаренных детей.

Наполняемость группы: 10-12 детей на одном занятии.

При образовании кружка следует учитывать несколько правил:

  • - Интересы и способности воспитанников, чьи нравы изучают родители, педагоги во время ежедневных наблюдений за детьми на занятиях, в самостоятельной деятельности, в играх и т.д.;

  • - Желание родителей, которое выявляется с помощью анкетирования, устному опросу, в беседах;

  • - Наличие материальных условий для организации результативной работы (специальных помещений, материалов, инвентаря).

Для руководства работы кружка следует привлекать родителей детей, других взрослых членов семьи. Но важно выявить их способности к общению с детьми, интерес и склонности к педагогической деятельности и помочь в подготовке кружковых занятий.

Руководитель кружка составляет перспективный и календарный планы кружковой деятельности.

Перспективный план разрабатывается на месяц или на квартал. В нем указывается дата проведения, тематика и основная цель занятия.

Календарно- тематический план содержит разработки занятий на 2-4 недели (с учетом 1 занятия еженедельно). Определяется тема, программные задания, материал, атрибуты и (схематично) ход каждого занятия.

Целесообразно планировать проведение кружковой работы в другой половине дня - во время, отведенное для игр и самостоятельной деятельности детей.

Продолжительность кружковых занятий должна отвечать возрасту детей и не преувеличивать установленных норм для учебных занятий.

2. Задание и содержание работы лаборатории народной медицины

Цель данной программы - ознакомить детей старшего возраста с одним из видов украинской культуры - народной медициной. Дать элементарные знания о целебных свойствах лекарственных растений, изготовление из них лекарства. Формировать умение практично использовать приобретенные знания, воспринять развитию поисково-исследовательской работы; логического мышления. Обогатить память, опыт ребенка. Создать добрые условия для социальной адаптации и эмоционального комфорта ребенка.

Основные задания - ознакомление детей с культурой народной медицины.

Работа лаборатории составляется с 4-х блоков:

1.Чудо - овощи;

2.Лечебные кусты;

3.Чудесные травы;

4.Лекарства на подоконнике.

Лабораторные работы с исследовательно - поисковой деятельностью проводятся через неделю (1;3 неделя месяца). На других занятиях в лаборатории (2;4 неделя) дети учатся использовать и закреплять уже приобретенные знания: приготавливают салаты здоровья, каши, напитки, соки и угощают ими всех друзей.

Заведующим лаборатории стал один из героев народной сказки «Катигорошко». Даже по сказке мы видим, что в давние часы люди использовали нетрадиционную народную медицину. Но так как Катигорошко живет в сказке, то можно общаться по телефону и проводить телемосты, на которых герой спрашивает детей о том, что они нового узнали во время работы кружка.

Детям для закрепления темы даются игровые ситуации и практические задания. Используется народный фольклор - пословицы о здоровье, дети больше понимают культуру родного края.

3.Формы работы с родителями

Работу с родителями можно начать с проведением на начало учебного года родительского собрания.

Тема собрания. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе ознакомления их с народной медициной.

План подготовки к проведению собрания.

  1. - Индивидуальные беседы с родителями с целью изучения знаний родителей о народных способах лечения.

  2. - Оформление стенда. «Лекарства вокруг нас».

  3. - Проведение «Дня открытых дверей».

  4. - Ознакомление родителей с планом работы лаборатории народной медицины.

Чтобы родители могли продолжить работу дома, начатую с детьми в детском саду, после каждого занятия в лаборатории можно предложить для них в родительском уголке различные задания и советы. Катигорошко стал заведующим лаборатории народной медицины и символом одной из страниц «Уголка для родителей». Он приносит различные домашние задания. Задания время от времени изменяется.

Домашние задания в «Уголке для родителей»

- С чего выйдет полезный сок: с огурцов, яблок, помидор, морковки? Попробуйте проверить.

- Найдите знакомые лекарственные растения на улице. Как они называются? Можно ли собирать лекарственные растения возле дороги? Почему?

- Сделайте вместе с родителями салат из капусты.

Родители должны с уважением относится к новому увлечению ребенка. Обязательно нужно их познакомить с советами для родителей Терри Мелоу, автора книги «Монтессори и ваш ребенок»:

1.Никогда не подгоняйте и не подталкивайте вашего ребенка. Ритм жизни ее отличается от вашего, он медленней.

2.Ребенок учится на своем личном опыте. Для взрослого важно есть результат действия, а для ребенка - его процесс. Не останавливайте вдруг какую-либо работу вашего сына или дочери.

3.Вашему ребенку нужна свобода для приобретения личного опыта.

4.Шанс на удачу, постоянная поддержка и понимание со стороны взрослого нужна каждому ребенку.

5.Помните, что лозунгом Монтессори - педагогики всегда были слова: «Помоги мне сделать самому».

После бесед и анкетирования с родителями на тему: «Как я лечу своего ребенка», можно сделать вывод, что лечение детей проходит за бабушкиными рецептами, тогда можно провести экспериментальные родительские собрания для бабушек. На этих собраниях бабушки с удовольствием делятся рецептами лечения и профилактики болезней, дают интересные советы к рецептам народной кухни. Можно предложить помочь заготавливать летом лекарственные растения.

Ориентировочная тематика разных форм работы с родителями

Дискуссии

1.Что дает народная медицина?

2.Взаимосвязь человека с природой.

3.Нетрадиционная медицина.

Лектории

1.Экология вокруг нас.

2.Зоровый способ жизни.

«Круглый стол»

1.Народная кухня здоровья.

2.Здоровье ребенка в наших руках.

Консультации

1.Аппетит и полезные продукты.

2.Профилактика простудных заболеваний народными методами.

3.Чем полезный мед.

4.Целебные напитки.

Беседы

1.Нетрадиционная медицина: «за» или «против».

2.Простудные заболевания.

3.Сокотерапия.

4.Внимание- ядовитые растения! Помощь при отравлении.

5.Полезные для ребенка- ваши друзья витамины.

4. На помощь педагогу

Общие сведения о растениях и веществ, которые используются в народной медицине

Собирать растения для лечебной цели нужно в сухую и ясную погоду. Траву и цветы нужно собирать, когда растение цветет; корень - осенью, когда наземные части растения уже вянут, или ранней весной, когда стебли и листья еще только начинают расти; плоды - когда они полностью созреют.

Бывают и исключения с этого общего правила, они определены в описаниях растений.

Сушить большинство растений нужно в тени, на чердаках или в сарае, так, чтобы они все время проветривались; некоторые растения нужно сушить на солнце, а остальные те, с которых собирают корни, -в теплой печи.

Корни перед сушением нужно мыть, и только корни некоторых растений (например, лопуха) нужно только очищать от земли щеткой и, конечно, перед сушением разрезать поперек.

Сберегать высушенные растения всегда нужно в подвешенном виде бумажных пакетиках или в обертках; если просто в ящиках, то их нужно застелить в середине бумагой. Трава лекарственных растений годна на протяжении одного года, а корни, плоды и семена - два года и даже более. Помещение для сохранения высушенных растений нужно выбирать сухое и прохладное.

5.Формы лекарственных препаратов с растений

Заготовщик должен знать не только, как собирать лечебные растения, но и как готовить из них лекарства. Чаще для внутреннего употребления, а иногда и для внешнего приспособления с растений готовят отвары.

Отвары бывают двух видов: одни «временные», с настаиванием (около суток) лечебным веществом в холодной воде, в которой его потом кипятят, а другие - легче, когда определенную дозу растения заваривают, как чай, и не кипятят, а только настаивают в теплом месте на протяжении 15-20 минут.

Порошки готовят чаще в металлической посуде. Растительное вещество толкут, пока оно не превратилось в муку. Сберегать порошок нужно в хорошо закрытой стеклянной посуде.

Мази готовятся на основе, чаще такой, как свиной внутренний вытопленный жир, который легко проникает в кожу человека, и коровье масло или вазелин. В основу помещают порошок с растений. Доза приготовления -1:4, т.е.1 часть растения на 4 части основы.

6.Лечение пчелиным медом

Мед - вещество, которое пчелы добывают с растений, имеет много лечебных свойств. Этот клад, в котором содержится много разных компонентов, очень ценный и полезный для человеческого организма.

Особенно он полезный для детей. Добавление в молоко, он становится хорошим способом для лечения малокровия.

В 1 стакане меда-100 калорий, а в стакане молока 124 калорий. Таким образом, выходит высококалорийный напиток.

Дети в любом возрасте, принимая мед, быстро прибавляют в весе и лучше развиваются, поэтому рекомендуется систематически добавлять в молоко, сыр, кашу и другую пищу 1 чайную или столовую ложку меда. Лечебной основой многих растений есть сок и нектар, поэтому соединение сока и меда особенно полезное для организма (на стакан сока добавлять 1 столовую ложку меда).

Ангина- полоскание горла водой с медом.

Бронхит- смешать стакан свежего сока морковки с 2-3 чайными ложками меда. Принимать по столовой ложке 4 р. на день.

Натереть черную редьку и выжать сок через марлю. Хорошо смешать литр этого сока с 400г жидкого меда. Пить по две столовых ложки перед едой и перед сном.

Ларингит- при остром ларингите возьмите стакан меда, смешайте с ½ стаканом соком с ежевики. Прокипятить 5 минут на слабом огне. Полученный отвар принимать по чайной ложке с интервалом в 3 часа.

Дозировка меда - хоть мед и не относится к группе сильнодействующих веществ, но при лечении его доза и время приема имеют значение. Мед- это лекарство, которое с удовольствием принимают как дети, так и взрослые. С лечебной целью его лучше принимать в жидком виде, что облегчает проникновение множество составляющих в кровяное русло, а потом в клетки и ткани организма.

Клинические наблюдения показали, что для взрослого человека суточная доза меда должна составлять не более 100г, максимальная лечебная- не более 200г.

Принимать мед с лечебной целью нужно на протяжении 2 месяцев. Детям необходимо давать по чайной ложке, но не более 30г в день. Во время приема меда следует исключить с рациона все сладости.

В народной медицине мед добавляют к многим лекарствам с растений.

7.Чудо чайного гриба

С давних времен в народной медицине чайный гриб используют для лечения разных внутренних заболеваний.

Кроме дизентерии чайный гриб хорошо снимает воспаление в носовой и ротовой полости. Для усиления противовоспалительного действия раствор гриба, напиток немного подогревают в эмалированной посуде. При ангине полоскание нужно повторять каждый час. При насморке используют марлевые тампоны, смоченные этим раствором. Для более быстрого действия тампоны обновляют через каждые полчаса.

Заключение

В заключение хочется еще раз отметить, что именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке. Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация программы развития зависит от множества факторов, основной задачей «педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание программы обучения здоровью.

На настоящий момент не существует единого проекта по созданию здоровье сберегающей и здоровье формирующей педагогической системы.

В преамбуле к «Уставу Всемирной организации здравоохранения» (ВОЗ) сказано: здоровье - это состояние полного благополучия, а не отсутствие болезней и физических дефектов (1967 г.). Ученые доказали, что уровень здоровья населения является показателем развития общества, отражает его экономический и социальный потенциал. Поэтому здоровье - это, прежде всего проблема социальная, в решении которой должны принять участие: политики, ученые, социологи, педагоги, психологи, медики и все общество в целом. Здоровье должно явиться ведущим и приоритетным направлением в социальном развитии общества. Отношение к человеку как «венцу природы» в цивилизованном обществе предполагает усиление гуманистического аспекта в политической и экономической жизни страны, принятие соответствующих законов, не подавляющих, а способствующих полноценному гармоничному проявлению природной (биологической и социальной) сущности человека, в том числе возможностей его здоровья.

За последнее десятилетие процессы реформирования затронули все слои общества, разрушили сложившуюся инфраструктуру, резко усилили негативные тенденции в области рождаемости, сохранения здоровья, полноценного образования и воспитания. И именно поэтому развитие здоровье сберегающих технологий и их педагогический ресурс играют огромную роль в развитии гармонично развитой личности.







ЛИТЕРАТУРА

  1. 1.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья: Учеб. Пособие для дошкольного возраста.- М.:ЭКСМО, 1995.С.16-24.

  2. 2.Гебель В., Глеклер М. Ребенок. От младенчества к совершеннолетию: Книга для родителей, педагогов и врачей/ Пер. с нем. под ред.Н.Федоровой.- М.: Энигма,1996.С.3-10.

  3. 3.Гимнастика маленьких волшебников: Нетрадиционные методы работы с детьми и профилактика заболеваний в детском саду, школе и семье/ Сост.Т.В. Нестерюк.- М.: ДТД,1994.С.4-8.

  4. 4.Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С 21-28.

  5. 5.Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А.Р. Лурия. Сб. докладов М., 1998.с . 201-208

  6. 6.Зеленкевич И.Б., Ивашкевич М.З., Пилипцевич Н.Н.Общественное здравоохранение и его место в системе охраны здоровья населения // Вопросы организации и информатизации здравоохранения. - 2001. - №3. С.3-6

  7. 7.Разумов А.Н., Пономаренко В.А. Здоровье здорового - М.: Медицина, 1996. С.416

8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. М., 1997. С.43-75

9.Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. 1999. Т. 6. №3. С. 41-51

10.Агафонов Д.А., Андрей Б.В. Энциклопедия организации заготовок дикорастущих плодов, ягод, грибов и лекарственных трав.- М.:Советская энциклопедия.-1975.С.5

11. Боровой Б.М. Аптека на грядке. -Л.: Изд-во БЕК.1982. С.7-11

12. Йориш Н.П. Пчелки в жизни людей.-К.:1969.С. 3-9

13. Махлаюк В.П. Лекарственные растения в народной медицине. - Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991.С.22

14. Сдобнина Л.И. Лекарственные растения (пособие для учителей школ). - Пенза: изд-во ПГПУ им.В.Г. Белинского, 1994.С.29





Перспективный план работы кружка

« Лаборатории народной медицины» на 2015/2016 учебный год

Название блока

Дата проведения

Тематика

Основная цель

1 блок

«Чудо-овощи

сентябрь-

октябрь

1.Тыква

2.Свекла

3.Редька

4.Лук

Ознакомить детей с лечебными свойствами тыквы.

Ознакомить со способами изготовления капель в нос.

Ознакомить детей со способами получения лекарства с редьки и меда.

Закрепить знания о целебных свойствах овощей и изготовление лекарства с лука.

2 блок

«Целебные кусты»

ноябрь-

декабрь

1Калина

2.Малина

3.Шиповник

4.Бузина

Практически использовать

приобретенные знания в

приготовлении лекарства.

Ознакомить со способами изготовления лечебного варенья.

Знакомить с целебными свойствами шиповника.

Учить изготовлять лекарства с цветков бузины.

3 блок

«Чудо травы»

январь-февраль

1.Ромашка

2.Укроп пахучий

3.Одуванчик

4.Подорожник

Познакомить детей с изготовлением лекарства с ромашки.

Учить использовать растение в лечебных целях.

Ознакомить со способами приготовления лекарств с лечебной и профилактической целью.

Дать знания о целебных свойствах подорожника.

4 блок

«Лекарства

в горшочках»

март- апрель

1.Алоя

2.Каланхое

3.Герань

4.Новое растение

Ознакомить с приготовлением лекарства с алое.

Учить изготовлять капли для носа.

Изготовление лосьона с герани.

Познакомить детей с новым комнатным лекарственным растением.

1 блок : «Чудо овощи»

Программное содержание. Познакомить детей с разными видами овощей, их формами, цветом, вкусовыми качествами; с традициями, обычаями, связанные с овощами, вызывать желание выращивать и готовить овощи; развивать познавательные способности детей.

Реализация темы « Чудо овощи» в разных разделах программы,

как предыдущая работа к лаборатории народной медицины

Раздел программы

Темы занятий

Ребенок и окружающий мир

Родная природа


Речевое общения


Математика

Рисование

Аппликация

1.Экскурсия на огород

2.Знакомство с фельдшером

3.Овощи.Д/И «Опиши овощи»

4.Овощи- обереги

1.Собирание овощей на огороде.

2.Зачем нам витамины? Д/И «Найди овощи, которые растут на Украине»

3.Путишествие королевы Тыквы.

1.Обогатить словарь словами: овощи, свекла, лук, редька, тыква.

2.Маленькие рассказчики: «Полезные овощи», «Королева Тыква»

3.Д/И «Продолжи слово», «Кто больше назовет овощей».

1.Д/И «Ходить гарбуз по городі». Счет всех героев.

1.Домик из тыквы для мышек.

2.Свекла.

1.Закатываем овощи в банку.

2 блок: «Целебные кусты».

Программное содержание. Раскрыть целебные качества кустовых растений; познакомить детей с традициями, обычаями, связанные с кустовыми растениями: калина, малина, шиповник, черная бузина. Развивать интерес природного края; воспитывать желание собирать и заготавливать лекарственные растения.

Реализация темы «Целебные кусты» в разных разделах программы, как

предыдущая работа к лаборатории народной медицины

Раздел программы

Темы занятий

Ребенок и окружающий мир

Родная природа

Речевое общения


Художественная литература

Математика

Рисование

Аппликация

1.Калина красная. Экскурсия в лес.

2.Беседа на тему : «Шиповник»

3.Д/И «Найди полезные растения»

1.Сравнение деревьев и кустов.

2.Бабушка Маруся вареньем лечит.

3. Собирание плодов шиповника.

1.Маленькие рассказчики: «Калиновая сказка», «Медведь- малиновый лакомка».

2.Беседа на тему: «Без вербы и калины -нет Украины», «Шиповник- брат розы».

3. Рассказ детей «Бабушкино варенье»

1.Пословица: «Калинка».

2.Народная мудрость о целебных растениях.

1.На какие геометрические фигуры похожи ягоды калины, малины, шиповника, бузины.

1.Гроздь калины (Нетрадиционным способом).

2. Сладкая малинка.

3.Цветок шиповника.

1.Узор калины на скатерти.

2.Сорочка- вышиванка для Тараса (растительный орнамент)

3 блок: «Чудо травы»

Программное содержание. Ознакомить детей с лекарственными травами родного края, вызывать интерес к давним народным обычаям лечения травами. Воспитывать интерес к народным традициям, желания собирать и сушить лекарственные растения.

Реализация темы «Целебные кусты» в разных разделах программы, как

предыдущая работа к лаборатории народной медицины

Раздел программы

Темы занятий

Ребенок и окружающий мир

Родная природа, Валеология

Речевое общения

Художественная литература

Математика

Рисование

Ручной труд

1.Знакомство с лекарственными травами родного края.

2.Беседа о лекарственных и ядовитых растений.

3.Просмотр гербария лечебных трав «Лекарства под ногами»

1.В стране здоровья.

2. Ромашкова больница.

3.Посев укропа, петрушки.

1.Описать одуванчик.

2. Д/И «Ромашка, расскажи»

3.Пекучая крапива.

1.Пословицы о лекарственных травах.

2.Загадки и стихи.

1.Счет лепестков ромашки .

1.Ромашки- сестрички

2.Одуванчики- дочечки солнышка

1.Изготовление подушечек с лекарственных трав.

4 блок: «Лекарства на подоконнике»

Программное содержание. Раскрыть знание детей о лекарственных комнатных растениях : алое, каланхое , герань. Закрепить умения ухаживать за комнатными растениями. Вызывать желание разводить лекарственные растения.

Реализация темы «Лекарства на подоконнике» в разных разделах программы,

как предыдущая работа к лаборатории народной медицины

Раздел программы

Темы занятий

Ребенок и окружающий мир

Родная природа

Речевое общения

Художественная литература

Рисование

1.Знакомство с комнатными лекарственными растениями.

2.Д/И « С какого растения листочек»

1.Размножение комнатных растений.

2.Алое- помощник

1.Маленькие рассказчики: « Растение ,здоровье»

2.Рассказ с личного опыта: «Целебные растения на подоконнике дома».

1.Поговорки о лекарственных растениях.

2.Загадки, стихотворения

1.Разноцветная герань.

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Лабораторная работа №1

Тема. Тыква- помощница.

Информация для воспитателя. Тыква обыкновенная, или столовая. С лечебной целью используют семена и мякиш плода. Тыква имеет несколько лечебных свойств. Тыквенное семя используют при глистах , поросячьих цыпках. Кроме семян, в народе определяют и целебный мякиш тыквы.

Мякиш тыквы, поскольку в нем есть много сахара, каротина и витаминов С,В1,В2 и др. полезные для организма веществ, рекомендуют употреблять для улучшения функциональной деятельности кишечника(при запорах) и как добрый мочегонный способ. Чаще мякиш тыквы употребляют в виде каши на пшене, рисе и манной крупе с молоком и сахаром - по вкусу.

Цель. Ознакомить детей с качествами тыквы, и ее лечебными свойствами. Учить доставать семена с тыквы и изготовлять лекарства. Формировать умение практично использовать приобретенные знания. Расширить словарный запас, удосконавливать трудовые навыки.

Материал. Тыква, семена с тыквы, которое уже высохло на воздухе, ступка, вода, мед, стакан, лабораторная посуда.

Ход работы

Ходит по огороду,

Большого рода,

Ноги- как лопаты

А след не узнать.

(тыква)

Сегодня мы с вами узнаем, какие же лекарства можно приготовить с тыквы.

Сначала нужно вымыть тыкву и разрезать ее пополам. Посмотрите, что у нее в середине. Это семена, они очень полезные. Тыква имеет несколько лекарственных свойств. Тыквенные семена применяют при глистах. Кроме семян в народе признают за целебное и мякиш(«мясо») тыквы.

Мякиш тыквы, поскольку в нем есть много сахара, витаминов и других полезных для организма веществ, рекомендуют употреблять для хорошей работы желудка. Чаще мякиш тыквы употребляют в виде каши на пшене, рисе и манной крупе с молоком и сахаром.

Внешне сок с сырого мякиша можно употреблять при опеках и ранках. Последствия всегда бывают хорошими.

А для борьбы с глистами приготавливают лекарства с семян тыквы.

Дети, а откуда берутся глисты? Вспомните правила личной гигиены:

  • Руки мойте перед едой, после посещения туалета, после какого-либо загрязнения.

  • Не реже как 1 раз в неделю мойтесь в ванне.

  • Часто меняйте нижнюю одежду, через каждые 10 дней меняйте постель.

  • Следите за ногтями на руках и ногах, держи их в чистоте.

Сейчас мы будем учиться изготовлять лекарства от глистов. С начало нужно выбрать с тыквы все семена и просушить их. Пока семена будут сушиться, вот возьмите уже высушенные семена, которое я приготовила раньше. Нужно с начало очистить от кожуры (300г), потом потереть ее небольшими порциями в ступке, подливать немного воды, чтобы вышла жидкость, похожая на молоко. К этой жидкости додают для вкуса ложечку меда. Жидкость слить в стакан. Вот и вышло сладенькое лекарство. Давайте их попробуем на вкус.

Для больных на глисты это природное лекарство нужно пить утром натощак.(дети выполняют все вместе с воспитателем).

Телемост с Катигорошком

- Какая польза от тыквы?

- Как собирать тыквенные семена?

- Какие игры с тыквой вы знаете?

Игровые ситуации

(практические задания)

  1. Приготовьте тыквенную кашу для куклы на обед.

  2. Лисичка съела Колобка, а он был очень грязный, потому что катился по дороге. У нее появились глисты. Как лисичке помочь?

С народной мудрости

* Без здоровья нет счастья.

* Здоровье человека- здоровье страны.

* Не заботиться о здоровье- грех.

* Здоровому - все здорово.

* Здоровье дороже чем золото.

Лабораторная работа №3

Тема. Черная редька.

Цель. Закрепить знания детей о целебных свойствах овощей. Ознакомить детей со способами получения лекарств с редьки и меда. Воспринять развитию познавательных процессов. Расширить словарный запас; удосконавливать трудовые навыки. Воспитывать интерес к природе.

Материал. Редька черная, мед, клеенки, пластмассовые ножи и ложечки, тарелочки, бумажные салфетки, бинт.

Ход работы

Сегодня позвонил Катигорошко, ему опять нужна помощь нашей лаборатории народной медицины. Узнайте, героям какой украинской народной сказки мы будем помогать?

Выпал снег на порог,

Кот слепил себе пирог.

Пока жарил, пока пек,

Весь пирог водою стек.

Кот не знал, что на пирог

Нужно тесто , а не снег.

Да, это герои сказки « Кот и петушок». А сейчас я вас научу, как можно помочь котику с помощью лекарств с черной редьки.

В народной медицине редьку часто употребляют как простудный, мочегонный и такой, что проявляет аппетит. Ее употребляют при заболеваниях горла и легких. Редьку используют и как вытягивающий способ вместо горчичников( действует немного слабее). Для этого нужно разрезать редьку на кольца, положить кольца на спину больному и укрыть теплым одеялом.

А сейчас будем приготавливать сироп с редьки. В редьке просверлить или выдолбить (но не до дна) место и заполнить его медом, закрыть кусочком редьки и поставить редьку в теплое место на 4 часа. Вышедшую жидкость налить в стакан. Вышел очень полезный сироп от кашля и горла. Маленькие дети пьют по 1 ч.ложке 3 раза в день.

Телемост с Катигорошком

- Чем можно вылечить котика?

- Как приготовить лекарства с редьки?

- Кто придумал эти лекарства?

- Можно кушать редьку?

Игровая ситуация

(практическое задание)

Коза и семеро козлят

(украинская народная сказка)

Жила в лесу коза и было у нее семеро козлят. Один раз бегали козлята, играли в холодной воде, попили водичку, а на утро пропал голосок у козлят, начался кашель. Что делать маме козе? Где растет редька? Как приготовить лекарство?

С народной мудрости

  • Ягоды, овощи, фрукты- полезные продукты.

  • Болезнь человека не красит.

  • Здоровье имеем - не заботимся, а теряем - плачем.

  • Горьким лечим, а сладким - калечим.

Лабораторная работа №14

Тема. Каланхое - нос лечит.

Цель. Учить изготовлять капли для носа с каланхое. Закрепить знание детей о целебных свойствах комнатных растений; формировать умение практично использовать приобретенные знания. Воспринять развитию познавательных процессов, логического мышления; обогатить память; расширить словарный запас. Воспитывать любовь к природе.

Материал. Каланхое, клеенки, марлевые и бумажные салфетки, пипетки, лабораторная посуда.

Ход работы

Дети, мы с вами собирались посетить Катигорошка в сказке, но он позвонил и сказал, что заболел. У него насморк. Давайте ему сейчас приготовим лекарство и передадим ему, чтобы Катигорошко быстрее вылечился.

С чего можно приготовить лекарства от насморка? Сейчас мы приготовим капли для носа с комнатного цветка- каланхое.

Эти капли приготавливаются с сока каланхое. Для этого нужно сорвать листочек с растения, вымыть его, мелко порезать на тарелочке, подавить ложечкой, а потом все переложить в марлевую салфетку и выдавить сок. Пипеткой перенести его во флакон. Капли готовы.

Предложить детям закапать носики.

Телемост с Катигорошком

- Что случится, когда носик закапать соком каланхое?

- Как еще можно помочь носику?( промыть соленой водой)

- Какие комнатные цветы лечат людей?

Практическое задание

Катигорошко хочет завести себе такой волшебный цветок. Как это сделать? Рассаживание каланхое.

Учим детей готовить

Салат с редьки с грецкими орехами

Редьку и морковь натереть на терке. Орехи и чеснок растолочь и все смешать. Залить растительным маслом.

Салат витаминный

Зерна кукурузы смешать с нарезанной капустой, морковкой, зеленым луком и яблоками; заправить соком лимона, солью, сахаром и сметаной.

Салат с одуванчиков

Свежие собранные листья одуванчика вымочить 30 минут в соленой воде, просушить и мелко нарезать. Добавить вареные яйца, зеленый лук, соль. Заправить сметаной.

Для слабых детей.

1ст.ложка овсяных хлопьев, 3 ст. ложки воды, половина лимона, 1-2 яблока или малины, смородины, 1 ст.ложка сухофруктов или орехов, 1 ст.ложка сгущенного молока.

Напиток витаминный

1-2 чайной ложки меда,1 чайную ложку сироп или настойку шиповника, лимонный сок по вкусу, размешать в стакане воды и выпить.

Грудной чай

(от кашля)

Цветы липы, трава зверобоя, листья подорожника. Все смешать в равных частях. Заварить столовую ложку сбора стаканом кипятка, настоять час в термосе. Процедить и разделить на 4 приема.

Листья мать-и-мачехи, цветы ромашки- все смешать в равных частях. Заварить столовую ложку сбора стаканом кипятка. Настаивать час в термосе. Процедить и разделить на 4 приема. Употреблять в течении дня.

Трава душицы- 10г, цветы ромашки- 10г,корень алтея-20г, листья мать -и- мачехи-20г. Все смешать, 2 чайной ложки сбора залить стаканом кипятка, настаивать 20 минут. Процедить, принимать по ¼ стакана 4 раза на день.







© 2010-2022