Развитие творческих способностей детей в изодеятельности через использование нетрадиционной техники рисования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Развитие творческих способностей детей в изодеятельности через использование нетрадиционной техники рисования»

На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего развития.

Их фантазия удивительна схожа. Зачем и почему рисуют дети? Это - один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия "вертикаль" и "горизонталь", отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем он постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал малыш и что он не всегда может выразить словесно. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире. Почему же, подрастая, дети перестают рисовать, потому что большее значение приобретает слово. Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним.

Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений, писали многие педагоги прошлого: Фребель, Каменский и другие. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства.

С самого детства рисование было моим любимым занятием. Занятия рисованием мне доставляли много радости. Свою детскую мечту смогла осуществить, став педагогом. В начале моей педагогической карьеры я видела в детских работах одно плановость, бесцветность, отсутствие аккуратности, одним словом, рисунки были однообразны и бедны в цветовом решении. Все дети любят рисовать, но творчество не может существовать под давлением и насилием. Ведь рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Я поняла, что нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Оригинальное рисование раскрывает криативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Начиная с раннего возраста, я побуждаю детей к творчеству, учу видеть мир в живых красках. В дошкольном возрасте активно используется игра. Вначале я с детьми обыгрываю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. В раннем возрасте закладывается фундамент личности, поэтому я считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: "Ребенок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". И совсем не страшно, если наш маленький художник перепачкается, главное - чтобы он получил удовольствие от общения с красками и радовался результатам своего труда.

Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга на занятиях, если ты хочешь, чтобы каждое занятие было праздником, если ты желаешь смеяться, удивляться и общаться с умными, творчески думающими детьми - нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Очень интересно наблюдать, как дети изображают в своих рисунках: запах, шум, дорисовывают кляксу. Они умело импровизируют и фантазируют, что не всегда удается взрослым. И мне нравится, что на таких занятиях дети учатся замечать оттенки цветов (лист не просто желтый, а красно-желтый, желто-оранжевый), строить свою диалогическую и монологическую речь. Ребенку трудно общаться, но с помощью рисунка он передает свое настроение и благодаря систематической работе к концу дошкольного детства он радует всех своими великолепными произведениями. В своей работе я использую способы нетрадиционной техники рисования, и все пришлись мне и детям по душе. Самым доступным из них я считаю рисование пальчиками. Дети в восторге, когда в результате рисования всего двумя пальцами (большим и указательным) на зеленой лужайке появляются веселые желтые цыплята или утята. А когда после небольшой физкультминутки или игры рисунки высохнут, и дети дорисуют недостающие детали, и перед глазами предстанет целая картина - радости нет предела. Разве это не чудо? Разве они не маленькие волшебники - художники, которые могут сделать своими руками любые чудеса? Конечно они молодцы, они чародеи и умницы! Это так воодушевляет и подбадривает детей в их фантазиях.

Детей, конечно, интересует все новое, необычное.

Постепенно я стала показывать все новые и новые способы изображения. Например: оттиск пробкой, оттиск печатка из картофеля. Ребенок прижимает пробку, печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Эта техника позволяет многократно изображать одну и ту же форму. Получается очень здорово! Фантазируй! Твори! И вот постепенно мы дошли до еще одной техники рисования - это тычок жесткой полусухой кистью и поролоном, с помощью такой техники рисования получается, имитация фактурности пушистой, воздушной или колючей поверхности. А, как мы это делали? Для начала мы выбирали кого мы будем рисовать, а потом всё это обыгрывали, рассматривали, читали и приступали к рисованию, а для этого мы брали жесткую кисть, гуашь, лист бумаги, силуэт животного или предмет. И получался очень пушистый, красивый рисунок и дети от этого в восторге. А вот игра с кляксами помогают развить детям глазомер, координацию и силу движения, фантазию и воображение. Поставим большую и яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю… А на что же похожи их следы? Думайте!!!

Наибольший интерес у детей вызвал другой метод - рисование ладошкой. В этом методе дети краску не только увидят, но и почувствуют! А, как у нас это получалось? Мы всю ладошку обмакнем в краску и наносили на бумагу и превращали в рыбку, лебедей, цветок, петушка и т.д. Фантазируй! Твори!

Очень часто в работе с детьми я использую манную крупу, которая наносится на слой клея, при это пальцы детей все время в движении, а потом закрашивается краской. Это - силуэт зверят, птиц, цветка, осенних листьев. Работы получаются очень необычные, красочные, выигрышные и детям очень нравится этот способ.

И вот когда мы освоили, все эти способы, у нас еще остался один способ это- рисование свеча + акварель. Этот способ очень интересен, скрытый, так как мы с начало изображаем свечой напр.: дождик, снежинки, а потом закрашиваем акварелью и всё невидимо, превращается в видимое. Детям очень нравится, они в восторге, что у них получается.

При работе я старалась, чтобы каждый ребенок заинтересовался и попробовал понравившийся способ изображения на бумаге. Меня очень радует то, что дети сами находят время и место в уголке свободного рисования, используя в своих работах то, чему мы с ними научились на занятиях по изобразительной деятельности.


© 2010-2022