Консультация - рекомендация Трудовое воспитание в дошкольном возрасте

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация - рекомендация для педагогов

«Трудовое воспитание в дошкольном возрасте»



подготовил:

Позднякова И.С.воспитатель









Братск 2015г.


Трудовое воспитание в дошкольном возрасте имеет большое значение для всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие является одним из определяющих нравственных качеств личности и наиболее успешно формируется в дошкольном возрасте. В посильной трудовой деятельности дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения, у них формируются волевые качества, умения планировать свою работу и предвидеть, оценить ее результат. Последнее имеет большое значение при подготовке детей к обучению в школе. Вместе с тем анализ опыта трудового воспитания в дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о том, что труд является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни дошкольников в детском саду.

Теоретическая база опыта:

Исследование базируется на научных положениях: теории развития ребенка в условиях совместной деятельности (Р.С.Буре, Л.С. Выготский, Г.Н. Година, А.В. Запорожец, А.С. Макаренко В.А. Сухомлиский и др.), теории индивидуально-дифференцированного подхода организации трудовой деятельности детей (СИ. Архангельский, А.А. Вербицкий, Л.Ф. Спирин и др.), теории трудового воспитания дошкольников (Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Л.В. Куцакова, Т,А. Маркова, Д.В. Сергеева, Л.А. Парамонова и др.)


Актуальность:

Учёные внесли значительный вклад в разработку проблемы методике трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Однако проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности ещё не достаточно разработана.

Встречаются трудности в подборе объектов трудовой деятельности, ограничена сфера труда дошкольников. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста ещё не стала ведущем направлением в образовательном процессе ДОУ.

Таким образом, выявлены противоречия

-между социальной значимостью трудового воспитания и недостаточной реализацией данной педагогической задачи ДОУ;

-между необходимостью подготовки педагога ДОУ к формирования трудолюбия детей и не разработанностью теоретических основ организационно - педагогических условий развития данного базового качества ребёнка.

Гипотеза:

Трудовое воспитание у детей старшего дошкольного возраста

осуществляется успешно, если:

- Содержание и формы различных видов труда учитывают возрастные

особенности дошкольников, соответствуют личным интересам детей

и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении

инициативы;

- Обеспечено усвоение детей приёмов, средств , методов трудовой деятельности в различных видах труда , в процессе игр и специальных занятий.

Результативность:

Реализация педагогических условий (организация содержания и форм различных видов труда учитывает возрастные особенности дошкольников, соответствует личным интересам детей и их потребностям в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы; обеспечение усвоения детьми приемов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий) позволила получить следующие положительные результаты деятельности:

по группе установлено увеличение в два раза количества детей, имеющих высокий уровень знаний о труде взрослых и их профессиях. Низкий уровень по данному параметру у дошкольников не выявлен;

у половины группы детей труд наряду с игрой является привлекательным видом деятельности;

возросла социальная активность в труде: количество дошкольников, имеющих высокий и выше среднего уровни увеличилось в три раза, по среднему уровню значимых изменений не выявлено; отмечено снижение в два раза процентного соотношения детей с низким уровнем;

в освоении детьми компонентов деятельности и степени самостоятельности в два раза возросло число дошкольников, способных самостоятельно поставить цель труда, принимая цель в форме познавательной задачи, планировать и оценивать результат трудовых усилий.

Основные термины:

Труд - является основным видом деятельности человека; эта деятельность, имеющая цель. В процессе труда человек затрачивает свои физические, психические возможности и каким-либо образом приспосабливает окружающие явления к своим целям. Важнейшее средство воспитания.

Трудовая деятельность - выступает в единстве трех аспектов: предметно-действенном (как процесс, в котором "человек при помощи средств труда вызывает заранее намеченное изменение предмета труда"); физиологическом (как "функции человеческого организма"), психологическом (как осуществление сознательной цели, проявление воли, внимания, интеллектуальных свойств и т. д.).

Трудовое воспитание дошкольников - воспитание положительного отношения к труду. Как основной жизненной потребности человека, ознакомление детей с трудом взрослых путем включения личности в посильную трудовую деятельность и такой организации такой деятельности, чтобы она способствовала воспитанию личностных качеств.

Педагогические условия:

В ходе работы были реализованы педагогические условия, которые обеспечивают эффективность процесса трудового воспитания детей старшего дошкольного возраста. Первое условие - Содержание и формы различных видов труда должны учитывать возрастные особенности дошкольников, соответствовать личным интересам детей и их потребности в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициатив. Трудовое воспитание входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста и осуществляется последовательно и систематично. Ставится задача постепенного развития у детей (с учетом возрастных возможностей и половых особенностей) интереса к труду взрослых, воспитания желания

трудиться, навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.

В соответствии с программой трудовое воспитание, включая его основные виды: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе, систематически осуществляется в старшем дошкольном возрасте системно и последовательно.

Наиболее эффективными формами организации труда в этом возрасте является совместный коллективный труд, а также дежурства. При отборе содержания труда для совместной деятельности необходимо наличие следующих условий: труд должен быть интересен для детей и в то же время жизненно значим; объем труда должен быть допустимым с общепедагогической точки зрения; в нем должна целесообразно выступать необходимость совместной деятельности с разделением функций между детьми и взрослыми.

Эти же задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и через непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. При этом особенно подчеркивается роль ознакомления с общественной направленностью труда, его социальной значимостью, формируется уважительное отношение к людям труда.

При организации трудовой деятельности обеспечивалось всестороннее развитие детей, формирование жизненно необходимых умений и навыков, воспитание ответственности и самостоятельности. Совместный коллективный труд (прежде всего в природе) способствовал активизации физических сил и умственной деятельности детей, доставлял им радость, позволяя ощущать себя значимыми и компетентными.

Основные аспекты руководства трудовой деятельностью детей заключаются в следующем:

- подчеркивание общественной значимости труда;

- все виды труда и их содержание должны соответствовать возрастным
возможностям детей;

- строгое соблюдение норм нагрузки, выполняемой детьми, не
допуская их перегрузки и переутомления;

- постепенное расширение самостоятельности детей;

  • создание благоприятной психологической атмосферы, формируя у детей доброжелательное отношение ко всем участникам трудовой деятельности, стремлений помочь друг другу;

  • направление внимания и усилий детей на качественное выполнение трудовых действий.

Наиболее эффективными методами трудового воспитания являются -объяснение и показ. Не менее важными методами являются и игровые ситуации, игровые приемы, поощрение, использование поэтических текстов, песен, потешек. Второе условие - обеспечение усвоения детьми приемов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий. Это условие реализовывалось в различных видах труда, в процессе игр и специальных занятий.

В старшей группе ДОУ большую роль в трудовом воспитании начинает играть ручной труд с элементами творчества, технической выдумки. У дошкольников в этот возрастной период формируется интерес к ручному труду, желание создавать своими руками различные изделия, сувениры, украшения. Одно из направлений работы - воспитание заботы о младших детях, о мамах и т.д.

Широко используется игровые формы организации труда, например, труд в

« Мастерской добрых дел». Идёт постоянный поиск инновационных форм работы .Например : « Дежурство по выполнению полезных дел»,

« Лечебница для книг», « Мастерская народных умельцев» или « Фабрика игрушек».

При формировании самостоятельности, инициативы, осознанного отношения к труду эффективной формой работы является проектная деятельность, которая позволяет детям занимать активную позицию от начала до конца трудового процесса. Это совместное обсуждение предстоящей работы, поддержание детской инициативы, положительная оценка действий ребенка, своевременная помощь и совет взрослого партнера, обсуждение итогов работы и ее оценка, сравнение результатов и т.д.

Вывод:

Проводимое исследование подтвердило правомерность гипотезы:

  1. Личность ребёнка формируется в деятельности, общении, игре, познании, продуктивных видов деятельности в труде.

  1. Эффективное трудовое воспитание обеспечивается рядом педагогических условий:

  • Содержание и формы различных видов труда учитывают возрастные и личностные особенности детей их потребность в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы;

  • Обеспечение усвоения детьми приёмов, средств, методов трудовой деятельности в различных видах труда , в процессе игр и специальных занятий.



© 2010-2022