Развитие речи. Тема: Чтение и заучивание стихотворений о зиме

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе «Ладья»

По теме: «Чтение и заучивание стихотворений о зиме» 15.12.2015

Автор конспекта ННОД: Никишова Марина Ивановна, воспитатель, ЧОУ «Начальная школа - Православный детский сад»

« Свято Никольский».

Интеграция образовательных областей: «Социально коммуникативное, «Познавательное», «Речевое», «Физическое».

Задачи приоритетной образовательной области: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения. Расширить и углубить знания детей о зиме, об ее основных особенностях. Формировать умение находить способы быстрого запоминания текста (кодирование), использовать в работе условные обозначения.

Задачи образовательной области в интеграции: Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Учить правильно выражать и излагать свои мысли. Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения. Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения поэта И. Сурикова «Зима», и художников: А. Васнецова, А. Адамова, О. Панова, А. Романова и др. Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; замерзнуть, наступила, падает). Развивать артикуляционный аппарат. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса. Развивать умение слышать и слушать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст. Отвечать на вопросы воспитателя полным предложением. Активизировать познавательную и речевую деятельность детей, словарь на основе углубленных знаний о природных явлениях. Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе. Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Предпосылки учебной деятельности: Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения поэта И. Сурикова «Зима», Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает). Развивать артикуляционный аппарат. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса. Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Оборудование для педагога: расписанное узорами зеркало, снежинка, ноутбук, проектор для мультимедиа. мультимедийная презентация «Зимние пейзажи», аудиозаписи С. Прокофьев «Фея зимы», А. Вивальди «Времена года. Зима», П. И. Чайковский «Времена года», «Вальс снежных хлопьев», завывание вьюги.

Предварительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях), коллективные индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие,

Социально коммуникативное,

Речевое.

Восприятие

Загадка

Беседа

Вызвать интерес к чтению стихотворения. Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; замерзнуть, наступила, падает).

Дети понимают, чем они занимаются по развитию речи. Дети активны в работе во время занятия.

Содержание ННОД (прописываем содержание)

Дети и воспитатель стоят в кругу.

Загадка о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Дети отгадывают и отвечают на вопросы воспитателя «Вы любите зиму?» «Почему вы ее любите?» (ситуация успеха)

А я знаю очень красивое стихотворение о зиме, его написал И. Суриков. Хотите его послушать?

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Социально коммуникативное,

Познавательное.

Речевое,

Музыкально - художественное

Двигательная

Сюрпризный момент

Загадки

презентации «Зимние пейзажи».

Упражнение «Нарисуем зиму».

Беседа.

Закрепить и обобщить знания детей о зиме, явлениях природы с помощью произведения поэта И. Сурикова «Зима», и художников: А. Васнецова, А. Адамова, О. Панова, А. Романова и др. Развивать артикуляционный аппарат. Произношение звука [у] с разной интонацией и силой голоса. Формировать положительную установку на участие в занятии

Дети закрепили знания о зиме. У детей развит артикуляционный аппарат. Дети умеют произносить звук (у) в разных интонациях. Дети умеют самостоятельно рассказать стих наизусть.

Содержание ННОД (прописываем содержание)

Звучит музыка С. Прокофьева «Фея зимы».

Воспитатель предлагает детям посмотреть, откуда звучит музыка и вместе с детьми заходит в группу и находит волшебное зеркало.

В. Ребята, а это зеркало непростое, оно волшебное…как вы думаете, кто его разрисовал?

Загадка

Вырос лес, белый весь

Пешком в него не войти, на коне не въехать. (морозные узоры)

А вы хотите попасть в этот волшебный лес? Зеркало нам в этом поможет:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас зеркало в зимний лес».

В лес сегодня на прогулку приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья вам, ребята, не найти

Друг за другом становитесь, крепко за руки беритесь,

По дорожкам по тропинкам по лесу гулять пойдём

Приключения найдём!

Дети проходят на зимнюю полянку, воспитатель предлагает им расположиться, кому где будет удобно (расставлены кубики-пеньки, накрытые белой простыней) в это время звучит тихая музыка

А. Вивальди и идет показ презентации «Зимние пейзажи».

Комментирую фотографии (9 кадров):
-Великолепен вид зимней природы! Могучи сосны и ели оделись в белоснежные одеяния.(1слайд)

Стройные березы стоят как невесты. Воздух морозный и тонкий в лесу. И кажется, будто иголочками колит щеки.(2)
Торжественно светло и тихо.(3)
Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим на солнце снегом.(4)

Природа зимой в лесу удивительно красива.(5)
Чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой.(6)
Так хочется побывать в лесу, упасть в большой сугроб, увидеть над собой чистое, ясное, лазурное небо и ощутить все волшебство нашей удивительной зимы. (7)
Зима - волшебница, она очаровала природу, украсила ее невидимыми нарядами.(8)
Ни одно время года так ни волшебно как - зима.(9)

Упражнение «Нарисуем зиму».

Воспитатель: Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (Да.)

- А давайте и мы с вами нарисуем зимнюю картинку, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет воспитатель, затем и дети.)

- Посмотрите, как красиво идет снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)

- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)

- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)

- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)

Затем воспитатель предлагает детям присесть на свои места.

Художники изображают красоту зимней природы в картинах, а как еще можно рассказать о зимней сказке. Какими способами? Поэты как об этом могут рассказать? (СТИХАМИ)

Послушайте, я вам сейчас прочитаю отрывок из стихотворения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится (1)
И на землю тихо
Падает, ложится.(2)

И под утро снегом
Поле побелело, (3)
Точно пеленою
Всё его одело. (4)

Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной (5)
И заснул под нею
Крепко, непробудно…(6)

Беседа о произведении:

- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой он? (зачитать строчку из стихотворения)

- Что происходит со снегом?

- Что произошло утром? Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем? (зачитать и объяснить значение слова пелена)

- А что произошло с лесом? Как вы понимаете эти строчки?: «Темный лес, что шапкой, принакрылся чудно, и заснул под нею крепко, беспробудно»?

- О какой шапке говорит поэт?

- Как вы думаете, любит поэт русскую природу? Как вы догадались, что любит?

При вторичном прочтении стихотворения воспитатель показывает детям слайды-мнемотаблицы по тексту стихотворения (номера слайдов указаны в скобках).

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки с экрана воспроизвести стихотворение по памяти, передавая снежинку друг другу (рассказывая по одной строчке-один слайд).

Молодцы! Когда придете домой - не забудьте рассказать стихотворение своим родителям!

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Восприятие

Речевое,

Музыкально - художественная.

Продуктивная

Игра Вьюга

Рефлексия


Воспитывать эмоционально-радостного отношения к зимней природе. Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.

Дети эмоциональны, к зимней природе. Дети участвуют в занятии. Дети сотрудничают, доброжелательны.

Содержание ННОД (прописываем содержание)

Воспитатель: Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру

Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.

Дети образуют круг. Расширяя круг, произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)

Рефлексия: «Разрезные картинки».

- Ребята, пока вьюга проказничала в лесу, она рассыпала все наше стихотворение. Нужно срочно его собрать, иначе зеркало обратно нас не выпустит из леса.

Воспитатель раздает детям конверты с разрезными мнемокартинками. Дети должны собрать картинку и вспомнить по ней строчку из стихотворения. Затем вместе с воспитателем дети собирают все стихотворение и проговаривают его.

- Ой, ребята, нам пора возвращаться в детский сад

Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова»:

«В зеркале я отражусь,

Где захочу, там и окажусь.

Перенеси нас, зеркало,

Обратно, в детский сад».

Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.



© 2010-2022