Педагогическая статья на тему Основные требования к речи воспитателя в процессе общения с детьми в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Шаренко Вера Александровна.

МБДОУ «Детский сад «Варенька» г. Абакана Республики Хакасия.

Воспитатель старшей группы.



Основные требования к речи воспитателя в процессе общения с детьми в ДОУ.


Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произношением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи, придерживаться литературных норм произношения. В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается благодаря использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, логического ударения, темпа, пауз, ритма, тембра, мелодии. Монотонная речь утомляет маленьких слушателей. Речь педагога должна быть эмоционально насыщенной, достаточно громкой и неторопливой.

Рассказ, прочитанный воспитателем с помощью средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова, надолго запомнить содержание; тот же рассказ , прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Голос - это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Если ситуация потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что надо доводить его до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказа, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам сада.

Серьезное отношение к чтению, постоянная работа с книгой помогут глубже усвоить богатство и разнообразие родного языка. Обогащение словаря достигается благодаря систематическому чтению художественной, научно-популярной, специальной и другой литературы. Обогащение речи воспитателя способствует заучивание пословиц, поговорок, крылатых слов, фразеологических оборотов.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

  1. Правильно произносить все звуки родного языка.

  2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию.

  3. Использовать в своей речи литературное произношение.

  4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказываемого.

  5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

  6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текста.

  7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Литература


1. Боголюбска М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. 3-е. М., «Просвещение» 1980.

2. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., «Педагогика» 1986.

3. Леонарди Е. В. Дикция и орфоэпия. М. , «Просвещение» 1987.

4. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М., «Просвещение» 1969.



© 2010-2022