Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Слайд 1.В общей системе образовательной работы дошкольной организации физическое воспитание занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Слайд 2. Одним из наиболее важных направлений деятельности воспитателя является педагогический контроль над реализацией программы физического воспитания на основе анализа результатов диагностики физического состояния воспитанников.

Многочисленные научно-практические исследования выявили тесную взаимосвязь между показателями физического развития, развития двигательной сферы и функциональными возможностями организма ребенка.

Важным условием успешного физического воспитания дошкольников является диагностическая работа, проводимая совместно воспитателями и медицинскими работниками дошкольной организации.

Слайд 3. Диагностическое обследование дошкольников помогает решению ряда сложных педагогических задач, таких, как выявление уровней развития двигательных качеств, оценка уровня владения двигательными навыками, соответствие физического развития ребенка возрастным нормам. На основе результатов тестирования педагог планирует свою работу: сравнивает как отдельных воспитанников, так и целые группы; выявить преимущества и недостатки применяемых средств, методов обучения и форм организации организованной учебной деятельности; составить наиболее обоснованные планы индивидуальных и групповых занятий.

Слайд 4. Диагностика физического развития позволяет:

  • получить объективную оценку уровня физического развития и физической подготовленности детей;

  • составить план физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, скорректировать его;

  • осуществить индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании детей.

Слайд 5. Порядок диагностики физического развития и физической подготовленности следующий:

  1. Определение критериев оценки уровней физического развития

  2. Подготовка стимульного материала (спортивного оборудования).

  3. Внесение результатов в " Карту показателей компетентностного развития"

  4. Обработка и анализ результатов диагностики, с последующим заполнением индивидуальной траектории развития дошкольника

На сегодняшний день каждый педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о том, в какой форме и как часто будет оценивать результаты освоения детьми общеобразовательной программы.

В системе дошкольного образования предполагается двух разовая диагностика, но в нашем детском саду оценка физического развития проводится 3 раза в год (сентябрь, январь, май). Промежуточная январская диагностика позволяет отследить успехи ребенка и поставить новые цели, взамен усвоенных знаний, умений и навыков.

Слайд 6. Физическая подготовленность ребенка характеризуется степенью сформированности навыков основных видов движений (бег, прыжки, метание), развития физических качеств (быстрота, сила, ловкость, гибкость), функцией равновесия, координационными способностями, а также нормами усвоения культурно-гигиенических навыков. Оценка физической подготовленности - это целостный процесс, органически сочетающий в себе постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов и мониторинг физической подготовленности.

Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в том числе физических качеств.

Слайд 7. Для тестирования физических качеств дошкольников используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме.

Тестирование можно осуществлять как в рамках физкультурных занятий, так и в процессе физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В нашем детском саду используются индикаторы компетентностного развития дошкольника, предложенные Национальным центром повышения квалификации «Орлеу», в разработке которых принимала участие Ионова Светлана Петровна.

Давайте более подробно рассмотрим каждый критерий оценки диагностики физического развития младших дошкольников, какие приемы и методы применяются нашими педагогами при проведении диагностики.

Слайд 8. Согласно Госстандарту Республики Казахстан образовательная область «Здоровье» предполагает, что 3-4-летний ребенок:

- заботится о своём физическом здоровье и соблюдает правила безопасности жизнедеятельности;

- владеет двигательными навыками;

- выражает свое эмоциональное состояние по поводу различных событий;

- владеет навыками личной гигиены и основами сбережения здоровья.

Индикаторы компетентностного развития по образовательной области «Здоровье» включают диагностирование таких составляющих, как: Слайд 9.

  • Физическая культура

  • Самостоятельная двигательная активность

  • Культурно-гигиенические навыки

  • Формирование здорового образа жизни

Более подробно мне хочется остановиться на диагностировании физической культуры дошкольников.

Слайд 10. При диагностировании физической подготовленности дошкольников оценивание идет по трем параметрам: воспроизводит, понимает, применяет.

Параметры записанные в столбцах можно отследить при проведении обще-развивающих упражнений на занятиях физкультурой, при проведении режимных моментов, в подвижных играх, на прогулке, а также в свободной двигательной деятельности.

Так как физическое развитие напрямую зависит от физических способностей ребенка, то при диагностировании используются личностно-ориентированные технологии.

Преимущество отдается текущим наблюдениям за двигательной деятельностью детей, как в процессе самостоятельной деятельности, так и в организованных формах работы.

Наблюдение может быть скрытым, а может быть открытым, т.е. таким, в котором воспитатель выступает субъектом наблюдения.

Фамилия ребенка заносится в один из выбранных столбцов, который объективно отражает успехи ребенка в той или иной области.

Для ребенка с индикатором «применяет» соответствует зона повышенных образовательных потребностей. Такой ребенок нуждается в усовершенствовании уже усвоенных знаний, умений, навыков

Для ребенка с индикатором «понимает» - зона базовых образовательных потребностей.

Для детей с индикатором «воспроизводит» - зона особого внимания.

При диагностировании я стараюсь давать объективную оценку физического развития ребенка.

В данную таблицу вносятся фамилии всех детей, посещающих группу.

Слайд 11. По окончании диагностики данные вносятся в сводную таблицу.

Слайд 12. Результаты диагностики обрабатываются, и для более наглядного отслеживания я составляю сравнительные графики.

Слайд 13. Сначала на каждого ребенка, а затем на группу в целом.

В ходе кропотливой работы можно проследить как растут показатели успешности освоения детьми элементарных знаний, умений, навыков. Так к примеру, на начало учебного года показатель «Применяет» составил всего 8%, к середине года этот же показатель возрос до 25%. По прогнозам к концу года показатель «применяет» при диагностировании физической культуры должен составить не менее 75%.

Слайд 14. По результатам проведенной диагностики заполняется индивидуальная траектория развития ребенка.

Для примера возьмем одного ребенка. На начало учебного ребенок имеет индикатор «воспроизводит» в диагностировании по физической культуре. Это значит, что он попадает в зону особого внимания. При составлении индивидуальной траектории развития особое внимание будет уделяться развитию основных физических качеств.

Используя данные диагностики и индивидуальных траекторий развития ребенка я планирую свою деятельность с детьми, как индивидуальную, так и групповую.

Индивидуальная траектория развития ребенка удобна еще и тем, что не возникает проблемы, как спланировать индивидуальную работу с детьми, что внести в циклограмму - какие игры, в какое время. Все игры и упражнения берутся из этой траектории.

При подборе игр, для себя я расписываю более подробно: какую цель я преследую, какие методы и приемы буду использовать, необходим ли мне будет ЦОР. Ведь одна и та же игра может преследовать разные цели. К примеру игра «Воробышки и автомобиль» может преследовать разные цели: например, развивать умение двигаться в разном темпе (сначала медленно - у медведя во бору грибы-ягоды беру, а затем быстро - при убегании от медведя). Еще цель: соблюдение правил поведения в игре. Или такая цель, как развитие ловкости, координации, быстроты реакции.

Также данные диагностики использую в работе с родителями. Периодически по необходимым вопросам мы проводим консультации, выпускаем памятки. Также организуем мастер-классы, практические семинары. Также привлекаем родителей к изготовлению спортивного оборудования - косички для выполнения обще-развивающих упражнений, мягки модули - для проведения сюжетно-ролевых игр, свободных игр детей. Для родителей был проведен семинар-практикум «Игры на свежем воздухе», где родителям предложили различные игры на свежем воздухе для формирования тех или иных физических качеств.

При переходе из одной возрастной группы в другую сведения о диагностике переходят вместе с ребенком и попадают к воспитателю, который продолжает работу с этими детьми.

Слайд 15. Диагностика физического развития детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью мониторинга работы по охране жизни и укреплению здоровья детей в дошкольном учреждении.

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы) Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

Современные технологические подходы к организации диагностики физического развития младших дошкольников (из опыта работы)

© 2010-2022