«Роль игры на развитие речи дошкольника»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Роль игры на развитие речи дошкольника»

Игра-это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Она является определяющим фактором в развитии личности , в том числе и влияет на один из важнейших познавательных процессов человека-речь. Игра не возможна без речевого общения. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов- от элементарных до самых сложных .Огромное значение игры для развития личности ребёнка даёт основание считать , что именно эта деятельность является в дошкольном возрасте ведущей.

Проблема повышения речевой активности остаётся одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения.

Дошкольная речь наиболее простая , естественная форма общения начинает развиваться у ребёнка с проявлением первых слов и к семи годам должна быть практически сформирована.

Возникает вопрос какие же формы совместной деятельности педагога с детьми по повышению речевой активности выбрать для работы с детьми младшего дошкольного возраста? Чтобы ответить на этот вопрос я проанализировала возрастные особенности детей данного возраста : им трудно сосредоточится на однообразной , непривлекательной для них деятельности , в то время как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор , пока сохраняется интерес, детям раннего возраста свойственны подражаемость , лёгкая внушаемость , преобладает зрительно -эмоциональная память и наглядно-действенное мышление. Следовательно игровая деятельность и есть тот необходимый базис в рамках которого происходит формирование и повышение речевой активности ребёнка.

В своей работе по развитию речи детей раннего возраста я использую следующие формы совместной деятельности: игры-забавы и игры -хороводы на развитие общения ; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения ; бытовые и игровые ситуации. Все игры и игровые упражнения, развивающие речевую активность, которые я подбираю для занятий я разделила на группы:

1.Игры формирующие правильное произношение.

Закрепление правильного произношения звуков осуществляется путём многократного повторения слов, насыщенных этими звуками. Для этого удобно использовать такие игрушки и предметы , чтобы в их названиях эти звуки находились в начале , в конце и в середине слова(шар, кашка, мышь).Для закрепления правильного звукопроизношения хорошо использовать специальные песенки, стихи, потешки в которых звучат подражания голосам животных, птиц, звукам известных ребёнку предметов(часы, молоток).

2.Игры развивающие силу голоса и темп речи.

Голосовой аппарат младшего дошкольника ещё недостаточно окреп. Ребёнок не всегда может правильно им пользоваться, часто говорит тихо, шепотом или наоборот крикливо.Игры данной группы учат детей произносить звукосочетания и слова с различной скоростью(быстро, умеренно , медленно)"Громко-тихо", "Не разбуди куклу".

3.Игры развивающие внимание и слуховое восприятие .

Ребёнок пока не умеет управлять слухом , порой просто не замечает звуков , не может сравнивать и оценивать их по громкости , силе и тембру . Для того чтобы ребёнок научился чисто и ясно произносить звуки , отчётливо выговаривать слова , правильно пользоваться голосом , он должен научиться напрягать слух , улавливать и различать звуки . Эта способность не возникает сама собой , её надо развивать с первых лет жизни .

Д\и : "Узнай по звуку " , "Бубен "

4.Игры развивающие речевое дыхание

Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки ребёнок должен делать достаточно сильный выдох через рот . Используются упражнения в которых ребёнку в игровой форме предлагают подуть на предмет. Такие игры помогают ребёнку достичь плавного выдоха и быстро освоить трудные звуки.

Д\и"Одуванчик", "Вертушка".

5.Пальчиковые игры.

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять. Развивается память ребёнка так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений. У малыша развивается воображение и фантазия.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям , у которых речевое развитие происходит своевременно. Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.



© 2010-2022