Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Новая философия взаимодействия с родителями»



Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

(по средствам кукольного театра)

МБДОУ «Детский сад №60» города Череповца Вологодской области

Авторы конкурсной работы:

воспитатели - Соловьева Мария Андреевна,

Мажорова Дарья Александровна







Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

(по средствам кукольного театра)

  1. Цели и задачи проведения мероприятия

Организаторы: воспитатели группы детей раннего возраста

Участники: воспитатели, дети группы и их родители

Цель:

Организация единого образовательного пространства детского сада и семьи для развития детей дошкольного возраста

Задачи:

  1. Развивать у детей и родителей интерес к театральным постановкам;

  2. Активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей.

  3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности

  4. Организовать театральное представление с участием детей и родителей;

  5. Способствовать формированию активной воспитательной позиции родителей, вовлекая родителей в образовательный процесс;

  6. Способствовать развитию навыков позитивного общения, созданию доброжелательных семейных отношений, благоприятной эмоциональной атмосферы принятия и доверительности в общении через организацию совместного досуга;

  7. Создать доверительные отношения в благоприятной атмосфере, установить контакт с родителями;

  8. Сформировать у детей и взрослых знания и представления о театре кукол, театральных постановках;

  9. Создать у всех участников образовательного процесса устойчивую мотивацию к проведению подобных мероприятий взаимодействия семьи и детского сада;

  10. Разработать методическое обеспечение работы по мероприятию.

Ожидаемые результаты:

- повышение уровня внимания родителей к воспитанию детей;

- снижение безразличного поведения по отношению к образовательному процессу со стороны родителей;

- наличие потребности семьи активно участвовать в общественной жизни, что способствует эффективной взаимосвязи семьи с другими социальными институтами;

- активизация речи детей через театральную деятельность, развитие мышления, воображения и т.д.

Актуальность выбранной темы

Семья - величайшая ценность, созданная человечеством за весь период его существования. Центром воспитания подрастающего поколения была и остается именно семья. Пример старшего поколения: родителей, близких людей влияет на формирование жизненного опыта детей. Только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребенка доброе и заботливое отношение к людям. Поэтому перед детским садом стоит проблема усиления роли семьи в воспитании детей и привлечения ее к организации образовательного процесса в детском саду.
Актуальность проблемы

Работы с родителями заключается в том, что гармоничное развитие личности осуществляется только в гармоничной семье. Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной образовательной деятельности, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка. Сделать родителей активными участниками образовательного процесса, помочь родителям осознать свою воспитательную миссию, как величайшую ответственность за будущее ребёнка - одна из главных задач детского сада. Важно и то, что воспитание детей в детском саду и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Большинство родителей желают добра и удачи своим детям, но часто не знают, как это сделать. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и значимость приобретает тесная работа детского сада с семьёй. Это возможно только при тесном сотрудничестве, общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему мы и стремимся. Идеальным вариантом воспитательной работы является равноправное, дружеское взаимодействие родителей, ребёнка и детсада.


  1. Описание мероприятия

Используемый материал:

- ширма для кукольного театра (изготавливается своими руками при помощи родителей, но можно и приобрести уже готовый вариант);

- куклы-перчатки для кукольного театра (куклы могут быть покупными, но при слабом финансировании кукол можно изготовить и своими руками: сшить, связать, изготовить из папье-маше и т.п., чем в свою очередь привлекаем родителей поучаствовать в процессе подготовки и взаимодействия с педагогами и детьми) (Приложение 1);

- декорации (изготавливаются как воспитателями, так и родителями, для групп более старшего возраста можно привлекать и детей, что способствует заинтересованности ребенка к предстоящему мероприятию);

- сценарий сказки (сказка выбирается в соответствии с возрастом детей, рекомендуем приурочить театральные постановки к изучению программы по календарному плану, что способствует наглядно-образному восприятию) (Приложение 3);

- афиша и пригласительные билеты для родителей на спектакль (также изготавливаются своими руками, можно распечатать при помощи компьютерных технологий, а при возможности и заказать в типографии)

- музыкальное сопровождение (рекомендуем заранее записать весь ход мероприятия на носитель - диск, флэш карту или т.п.)

Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

  1. Подготовительный процесс

Изначально была проведена беседа с родителями о необходимости проведения данного мероприятия, после положительных отзывов начался непосредственно сам процесс подготовки. Были изготовлены ширма, декорации и куклы, подобрана музыка на сопровождение спектакля. Далее воспитатели разместили афишу на стенде информации для родителей с установленной датой, наименованием (на примере сказки «Курочка Ряба») и актерским составом, куда вошли родители, распространили пригласительные билеты на спектакль. Для образовательного процесса был написан сценарий сказки и конспект проведения мероприятия.

Предварительно на занятии по развитию речи воспитатели прочитали сказку «Курочка Ряба» и обсудили с детьми данное произведение. Тем самым вызвали интерес детей к дальнейшему наглядно-образному действию по сказке.

  1. Ход мероприятия

В назначенное время приглашенные гости (родители, бабушки и дедушки, а также присутствовали и братья-сестры детей) перед спектаклем находились в группе вместе с детьми и ожидали начала спектакля! В этот момент есть возможность как у родителей, так и у воспитателей понаблюдать как дети ведут себя во время игры и во время общения со взрослыми, выявить сильные-слабые стороны взаимодействия с детьми и оценить проблемные моменты.

Внимание! Подается три звонка, как в настоящем театре. Уважаемые дамы и господа проходите в зал и занимайте места согласно пригласительным билетам! В это время играет легкая музыка, гасится свет, начинается представление по сценарию сказки (Приложение 3).

Представление длиться от 15 до 30 минут в зависимости от возрастной группы детей и выбранной сказки.



  1. Используемые методы воспитательной работы:

В ходе проведения данного мероприятия были использованы следующие методы воспитательной работы:

- наглядный метод (представление, кукольный театр и куклы-перчатки, отожествляющие персонажей сказки)

- словестный метод (предварительное прочтение и обсуждение действия сказки, высказывания актеров по написанному сценарию)

- игровой метод (обыгрывание известной сказки по заранее написанному сценарию)

  1. Данное мероприятие охватывает все пять образовательных областей в соответствии с ФГОС:

- социально-коммуникативную область по средствам общения и взаимодействия участников образовательного процесса воспитателей, родителей и детей, правила поведения в определенной ситуации;

- познавательную область в процессе изучения сказки, изучение новых слов, фольклора, знакомство с новыми персонажами и их характеристиками и т.п.;

- речевую область в изучении новых слов, общение между взрослыми и детьми, побуждение детей давать оценку увиденному и услышанному;

- художественно-эстетическую область по средствам приобщения детей и их родителей к театру, побуждение посещать театральные постановки на более высоком уровне, придумывание сказок, обсуждение спектакля, приучение детей к положительным формам общественного поведения, показ действий;

- физическую область в развитии мелкой моторики рук в процессе игры с куклами, а также стабилизацию поведения при наблюдении за спектаклем.



  1. Источники, которые использовались при разработке мероприятия



  1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт дошкольного учреждения

  2. Глебова С.В. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. - 111 с.

  3. Доронова Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М., 2002. - 120 с.

  4. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М., ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.

  5. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М., ТЦ Сфера, 2009. - 80 с.

  6. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 176 с.

  7. Шитова Е.В. Работа с детьми - источник удовольствия: методические рекомендации по работе воспитателей с детьми и родителями. - Волгоград: «Панорама», 2006. -176 с.

  8. Мир где мечты сбываются (сценарии к спектаклям, изготовление кукол) olesya-emelyanova.ru



  1. Выводы по проведенному мероприятию

Цель и задачи данного тематического вечера были выполнены в полном объеме и достигнуты поставленные результаты.

Проведение данных мероприятий применимо для учреждения любого уровня дошкольного, а также и начального школьного образования. В зависимости от возрастной группы детей формируется постановочный материал и выбирается литературное произведение. Изготовление сопутствующих материалов рассчитано на любое финансовое обеспечение.

Проведение подобных мероприятий поможет сблизить всех участников образовательного процесса: педагогов, родителей и детей, создать благоприятную атмосферу взаимодействия семьи и детского сада. Только совместными усилиями, дополняя и поддерживая друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна - благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Да! У наших родителей много проблем и вопросов, и наш долг помочь им своими профессиональными знаниями. Как можно строить процесс формирования личности ребенка, если мы не берем себе в союзники родителей, не учим грамотно реагировать на детей? Как организовать эту работу, нам еще предстоит подумать? Для успешного взаимодействия семьи и детского сада нужно помнить и следовать следующим правилам:

Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!






Приложение 1

Кукольный театр:- Как сделать куклу для кукольного театра?

Никакой кукольный театр не обходится без кукол. Но ведь такие куклы не в каждом магазине продаются. Предлагаем вам сделать живые куклы на руку, которые позабавят ваших детей. Для этого понадобится: старые игрушки, ткань (можно использовать старые всевозможные вещи), нитки, иголки и немного фантазии. Приложите свою ладонь на бумагу и обведите ее.

Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

  1. Полученную выкройку перенесите на ткань (2 штуки). Детали необходимо сшить, как показано на рисунке.

Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

  1. В получившиеся отверстие необходимо вставить старую игрушку и зафиксировать ее с помощью резинки или веревочки. Костюм куклы можно по желанию украсить аппликацией.

Тематические вечера на тему «Дорога в сказку»

Если у Вас не оказалось под рукой подходящей игрушки для головы куклы, то голову можно склеить из папье-маше. Для этого нужно развести клейстер (добавить в муку немного теплой воды и размешать до получения однородной массы). Нарвать маленькими кусочками бумагу и смачивая кусочки бумаги в клейстере обклеить воздушный шарик. После того как клейстер высохнет шарик можно сдуть, а полученную заготовку раскрасить красками.

Если этот процесс Вам показался достаточно трудоемким, то можно использовать в качестве головы куклы простой моток шерстяных ниток, или сделать голову из капронового чулка, набить его ватой или даже крупой.



























Приложение 2

Как работать с театральной куклой

Кукольный театр - Советы для кукольного театра

1. Куклу-петрушку показывают из-за ширмы на три четверти ее роста. Она как бы ходит по воображаемому полу, находящемуся за ширмой, несколько ниже ее верхнего края.

2. Для того чтобы показать походку куклы, актер или сам передвигается за ширмой мелкими шажками, или покачивает руку, на которой надета кукла. Добиться правдоподобной походки у кукол дело нелегкое, над этим надо серьезно работать.
Когда кукла говорит, - она движется, когда молчит, - она неподвижна. В противном случае зритель не поймет, какая из кукол разговаривает. Это правило допускает самые минимальные исключения (например, одна кукла гоняется за другой и одна из них или обе что-то кричат).

3. Однако молчаливая, неподвижная кукла - это не значит мертвая кукла. Актер должен найти ей или позу, которая была бы достаточно выразительной и при неподвижном положении куклы, или движения и жесты, выражающие точную реакцию на слова партнера и приходящиеся на паузы в словах последнего.
4.Основные законы актерского мастерства в театре кукол те же, что и в драматическом театре. Своеобразие театра кукол заключается в том, что здесь актер доносит до зрителя все идейное и эмоциональное содержание своей роли через посредство неодушевленного предмета - куклы, и поэтому он должен все время видеть свою куклу, ни на миг не ослабляя внимания к ней, чувствовать ее физические задачи, контролировать всю линию ее поведения.
5. Кроме того, актеру-кукловоду все время нужно видеть, куда направлен взгляд куклы, следить за тем, чтобы она ходила прямо, а не боком, чтобы она не слишком проваливалась за ширму и не вылезала выше, чем полагается.
6. Техника управления куклой-петрушкой отличается простотой. Для тростевых и механических кукол она значительно сложнее. Но с какой бы куклой актер ни работал, ему необходимо регулярно тренироваться с ней, чтобы во время репетиций он мог думать о правильности своих актерских задач, о выразительности поведения куклы, а не о том, как это сделать технически.

7. Куклу-петрушку надевают и на правую руку и на левую. Очень часто актер-кукольник работает одновременно двумя куклами, надетыми на обе руки.
8. Возможности жеста у куклы-петрушки крайне ограничены. Рука ее, лишенная сгибов в локте, не может воспроизвести анатомически верно почти ни одного человеческого жеста. Ее жест условен, но зато он может быть исполнен огромного непосредственного темперамента. Так пылко обнять друга, так крепко отколотить врага, как это сделает кукла-петрушка, не может ни тростевая, ни механическая кукла.
9. Бездейственные, чисто разговорные сцены в театре кукол звучат особенно плохо. Но если тростевая кукла благодаря свойственному ей широкому жесту может еще поддерживать довольно длинный диалог и даже произнести монолог, то кукле-петрушке уже непременно нужно вести свою роль как непрерывную цепь физических действий. Тренироваться с куклой-петрушкой, не имея конкретных физических задач, бессмысленно.

10. Самое трудное для куклы - это игра с предметом. Когда кукла-петрушка берет предмет обеими руками, она держит его довольно крепко и обращается с ним уверенно. Но и в этом случае надо усиленно репетировать, и репетировать именно с тем предметом, который будет участвовать в спектакле. Если же кукле-петрушке надо взять предмет одной рукой, то необходимы дополнительные приспособления: проволока сбоку или снизу, углубление, в которое кукла могла бы вставить руку, и т.п.
11. Иногда кукле делаются механизированные руки, устроенные по принципу бельевых защипок. Такой рукой удобно работать, если кукла управляется обеими руками актера. В этом случае кукла может по-настоящему взять предмет на глазах у зрителя.

12. Большим недостатком тростевой куклы является то, что она даже при помощи обеих рук не может взять предмет на глазах у зрителя так просто и уверенно, как это делает петрушечная кукла.

13. Для того чтобы тростевая кукла могла играть с предметом, применяются самые различные способы.

14. Один из них заключается в том, что предмет приделывается к кисти руки наглухо (проволокой, резинкой или втулкой). В тех случаях, когда кукла должна появляться то с предметом, то без него, делают две сменные кисти руки и прикрепляют их к предплечью поочередно (чаще всего за ширмой). Если же это приходится делать на глазах у зрителей, куклу поворачивают спиной к зрительному залу, либо опускают ее руку за грядку. Надо, однако, иметь в виду, что такой поворот или опускание руки должны быть оправданы мизансценой, чтобы зритель не заметил нарочитости в поведении куклы. Прикрепление предмета к руке надо производить мгновенно, и потому момент этот должен быть хорошо отрепетирован.
15. Кукла, одетая в халат с широкими рукавами, доходящими до запястья, имеет некоторые преимущества при игре с предметом. Если засунуть руку под халат и защемить предмет между своими пальцами и кистью руки куклы, то создается впечатление, будто кукла взяла предмет и держит его.

16. Нередко тростевая кукла берет предмет условно, то есть держит около предмета руку, самый же предмет, укрепленный на тонкой проволоке, держит другой актер.
17. Туловище тростевой куклы обычно надевают на левую руку, а правой управляют тростями. Иногда поступают и наоборот, в зависимости от того, как расположены основные мизансцены в данной картине.

18. Устройство тростевой куклы в противоположность петрушечной позволяет менять руку, управляющую куклой изнутри. Если же кукла на гапите, то можно переменить руку и во время действия и даже - незаметно для зрителя - передать куклу другому актеру.

19. При работе с тростевой куклой некоторые неопытные кукольники берут в руку то одну, то другую трость и управляют поочередно или одной левой, или одной правой рукой куклы. А чаще всего, забыв о существовании у куклы левой руки, они на протяжении всего спектакля действуют одной правой. Этого делать нельзя. Обе трости надо держать в руке одновременно, отпуская вторую трость только в том случае, когда по ходу действия необходимо, чтобы жестикулировала одна рука, а другая была опущена вниз.

20. Нижние концы тростей надо держать как можно ближе к корпусу куклы. Далеко отведенная трость всегда выдаст себя, как бы она ни была замаскирована.
21. Когда тростевой кукле необходимо сделать настолько сложный жест, что одному человеку с этим справиться невозможно, приходит на помощь второй актер. Чаще всего к этому прибегают в танцевальных номерах, особенно, если в то же время нужно управлять и ногами куклы.





































Приложение 3

Курочка Ряба

Сценарий по русской народной сказке (в обработке Толстого) для постановки спектакля в кукольном театре

Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: от 2 до 4.

Действующие лица: Дед Бабка Курочка Ряба Мышка На переднем плане печка

Бабка (со вздохом)

Как нам быть с тобою, Дед?
Из чего варить обед?
По сусекам я скребла,
Только мышь там и нашла!
Нет у нас с тобой в кладовке
Ни капусты, ни морковки,
Знать, придется пропадать!

Дед

Надо что-нибудь продать!
Отнесу я на базар
Наш любимый самовар.
Бабка, ты начисть его.
Он ведь, вроде, ничего!
За него пятак бы дали.

Бабка

Мы уже его продали!

Дед

Да неужто? Вот беда,
Как же чай мы пьем тогда?
Ладно, загляни в сундук!

Бабка

Там давно живет паук.
На базаре за него
Не дадут нам ничего.
Лучше продадим мы шапку!

Дед

Ты забыла, что ли, Бабка,
Что продал я за полушку
Шапку и купил несушку.
Цыпа-цыпа!

Между Дедом и Бабкой появляется Курочка Ряба и хлопает крыльями.

Курочка Ряба

Ко-ко-ко!
Здесь я, Дед, недалеко!
Я не просто так пришла,
Я яичко вам снесла.

Курочка Ряба вынимает из-под стола яичко, отдает его Бабке и уходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной. Бабка кладет яичко на стол, идет к печи и достает из-за нее сковородку.

Бабка (радостно)

Вот чудесно, на обед,
Приготовлю я омлет!

Бабка ставит сковородку на стол и стучит по ней яйцом. Яичко не бьется.

Бабка (удивленно)

А яичко не просто,
А яичко золотое,
И сдается мне, оно
Костяно и мудрено!

Дед встает из-за стола и подходит к Бабке.

Дед

Это горе - не беда!
Ну-ка, Бабка, дай сюда.
Разобью его в два счета!

Дед берет яичко и пытается его разбить о сковородку. Отбивает об яичко руку. Бабка на нее дует.

Бабка

Вот так не было заботы!
Говорят тебе, оно
Костяно и мудрено!

Дед кладет яйцо в сковородку. Дед с Бабкой садятся за стол.

Дед

Надо бы позвать подмогу!

Бабка

Да уймись ты, ради бога!
Мы яичко не съедим
И другим не отдадим,
Ведь цыпленок из него
Народится - ого-го!
Ты за курочкой сходи.

Дед

Ты же, Бабка, пригляди
За небьющимся яичком.

Дед выходит из избы, скрываясь за бревенчатой стеной справа.

Голос Деда

Цыпа-цыпа! Птичка, птичка!

Бабка вынимает яичко, кладет его на стол, берет сковородку и несет ее к печи. Из-под стола появляется мышка, залазит на стол, берет в лапки яйцо и обнюхивает.

Мышка

Мне бы сыра! Я ведь мышь!

Бабка, увидев мышь, бежит к столу и замахивается на нее сковородкой.

Бабка

Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!

Мышка бросает яичко вниз и прячется под стол. Бабка роняет сковородку за ширму и хватается за голову.

Бабка

Ой, разбилось! Ой, разбилось!
Дед, сюда!

Из-за бревенчатой стены тут же выбегает Дед.

Дед

Да что случилось?

Бабка (причитая)

По столу бежала мышь,
Только я сказала: «Кыш!»
Как она хвостом махнула,
Все вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед (в сердцах)

Ух, злодейка! Ох, беда!
Не прощу ей никогда!
Вот несчастье приключилось!
Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Дед с Бабкой садятся рядом за стол и плачут. Из-за бревенчатой стены появляется Курочка Ряба и подходит к столу.

Курочка Ряба

Что ты, Бабка, что ты, Дед?
Аль не удался омлет?

Дед

По столу бежала мышь,
Бабка ей сказала: «Кыш!»
А она хвостом махнула,
Дом вверх дном перевернула,
И яичко покатилось…

Дед и Бабка (хором)

Ой, разбилось! Ой, разбилось!

Курочка Ряба встает между Бабкой и Дедом и обнимает их.

Курочка Ряба

Полно плакать и рыдать,
Над яичком причитать.
Я снесу для вас другое -
Не простое, золотое!
Купите яиц мешок
И все будет хорошо!

Конец.



© 2010-2022