Цикл осенних наблюдений с детьми старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №87 «Моряночка»

















Цикл осенних наблюдений на прогулке

с детьми старшего дошкольного возраста.











Корельская Светлана Николаевна

воспитатель

высшая квалификационная категория




г. Северодвинск

2015г.

Наблюдение на прогулке «Рябинушка».

Цели прогулки: Расширять у детей знания о деревьях и кустарниках, об их значении в нашей жизни. Научить использовать полученные знания в играх и рисовании. Расширять кругозор детей. Воспитывать бережное отношение к природе. Работать над развитием мышления, внимания, памяти.

Художественное слово:

- Ты, рябинушка

Раскудрявая,

Когда взошла,

Когда выросла?

- Я весной взошла,

Летом выросла,

По зорям цвела,

Солнцем вызрела.

(народная потешка).

Ход прогулки:

Что люди собирают осенью на дачах, в садах, с полей и огородов? Какие овощи вы знаете? Чем еще богата осень? Можно ли собрать осенью ягоды? Какие ягоды вы пробовали летом? Какие деревья могут приносить людям ягоды? Есть на территории нашего детского сада красавицы рябины? Сколько видов? (Черноплодная и обычная). Рекомендуется ли собирать ягоды в черте города для употребления в пищу? Почему? Значит, мы не будем рвать ягоды, а оставим их для наших пернатых братьев. Какие из зимующих птиц питаются рябиной? Если ягоды останутся на ветках, в сильные морозы мы сможем понаблюдать за красотой зимнего пейзажа. Вокруг белого снежного пространства, на фоне голубого неба и низкого красноватого солнца сядут на ветки голой рябины красавцы - свиристели с красными перышками и будут клевать красные ягоды. А если даже мы не сможем этого увидеть, то все равно догадаемся, что они прилетали к нам в гости и полакомились. А как мы об этом узнаем? Почему на снегу под кустом рябины будут ягоды?

- Ребята, если вы на даче или в лесу увидите рябину, попросите родителей дать попробовать вкус этой ягоды. Не знаете какая она на вкус?

Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она - как хина.

То ли эта ягодка
Просто недозрела,
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?

И. Токмакова

- Когда мы в следующий раз придем на эту сторону территории сада, обратите, пожалуйста, внимание, не стало ли меньше ягод на ветках рябинки. А в группе мы попробуем нарисовать узор из рябины, и я расскажу вам интересную сказку «Волшебная рябинка» (Автор А.Лопатина). Договорились?

Приложение. Сказка притча для детей "ВОЛШЕБНАЯ РЯБИНКА"

Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.
Разговорились они.
- Радостно мне сегодня, - сказал лесник.- Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц - всех птиц и не перечислишь, - всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого - не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое - ягодки, на второе - листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются.
- Дедушка, - спросила девочка, - это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.
- Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, - обрадованно сказал художник. - У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.
- Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,- заключил дедушка. - Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить.
Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать:
- Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными
лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка
угощает.
- А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, - сказал художник, - и достал новую картину.
- А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, - вставил дедушка. - Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить.
- А меня сегодня рябинка развеселила, - сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревоженно спросила:
- Бабушка, но как же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.
- Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было?
- Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, - ответила девочка, - но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие.
- Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, - объяснил дедушка. - Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен.
- Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, - сказала девочка.
- Это ты славно придумала, - обрадовался дедушка. - Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная.

Наблюдение на прогулке «Лекарственные растения цветника».

Цели прогулки: Расширять знания детей о разнообразии лекарственных растений, произрастающих в нашем крае, о возможностях их использования в медицине. Закреплять знания об их строении (корень, стебель, листья, цветы). Работать над развитием мышления, внимания, памяти. Воспитывать гуманное, осознанное отношение к природе, показать значимость действий каждого человека в её сохранении.

Ход прогулки: - Ребята, я приглашаю вас в путешествие. Вы готовы?

По дорожке мы пойдем,
через камушки шагнем,
под веревкой проползем
и по мостику пройдем,
до аптеки так дойдем.

- Вы что - нибудь понимаете? Мы должны были попасть в аптеку, а подошли к нашему цветнику. Давайте полюбуемся им! Какое изобилие красок, какие яркие наши цветы!

Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое,
Что это такое? (ромашка).

- Поищите глазками этот цветок. Вот он! Красивый! Расскажите, пожалуйста, какие части у него есть? А сколько у него лепестков?

Еще одна загадка:

Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки -
Все в оранжевых рубашках.

- Какого цвета цветок и листья календулы? (Листья зелёные, цветочки оранжевые). А какой формы лепестки у цветов? (овальной формы). Как ещё называется это растение? (ноготки). Почему его так называют? (Потому, что семена очень похожи на скрученные изогнутые ноготки.)
Вы не знаете, как её используют люди для лечения?

- Оказывается, мы и правда подошли не только к нашему замечательному цветнику, но еще и к аптеке. Не удивляйтесь! Все наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки очень часто лечатся лекарственными растениями. И оба этих цветка являются лекарственными.

«Календула».
Вот календулы цветки,
В народе просто - «ноготки»,
Если их в стакан сложить,
Кипятком простым залить,
И немного настоять -
Можно горло полоскать.
Ноготки должны помочь-
Уходи ангина прочь!!!

Умные и наблюдательные люди заметили, что при заливании кипятком этих растений цвет воды менялся и замечательный аромат витал в воздухе. Если эти цветы выращивать на даче или в деревне, там, где нет огромного количества транспорта с выхлопными трубами, то их можно собирать, сушить и готовить отвары для лечения простуды и других заболеваний.

А здесь, на территории нашего детского сада, они радуют нас своей красотой и будут цвести до самых первых заморозков! Что происходит с цветком, если его сорвать? Я очень прошу вас: не нарушать эту красоту - не рвать цветы!





Наблюдение на прогулке «Анютины глазки».

Цели прогулки. Расширять знания детей о разнообразии растений, произрастающих в цветнике детского сада, об особенностях внешнего вида. Закреплять знания об их строении (корень, стебель, листья, цветы). Работать над развитием мышления, внимания, памяти и речи. Развивать творческую фантазию, воображение. Поддерживать интерес к окружающему миру, учить любоваться природой родного края.

Ход прогулки: В группе перед прогулкой: - Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопрос, какие цветы растут в нашем цветнике и радуют нас? А около входных дверей, в клумбе прямоугольной формы замечали необычные цветы? Вам они нравятся? Как их называют? Давайте выйдем на улицу и остановимся около этой клумбы.

С. Крупа-Шушарина

Анютины глазки -

Цветочки из сказки,

В зелененькой травке

Пестреют они.

Анютины глазки -

Цветочки-раскраски,

И солнечной ласки

Их глазки полны.

- Что есть у каждого растения? (стебель, корень, листья, цвет)

• Какой формы цветок у анютиных глазок?

• Какого цвета цветы у анютиных глазок?

• Какого цвета листья?

• Какой формы листья?

• Как же мы можем узнать о внешнем виде цветов? (рассмотреть, потрогать)

Как мы чувствуем запах цветов? (нужно понюхать, запах переносится воздухом)

-Ребята, люди долго рассматривали эти красивые цветы и замечали что- то особенно и и составляли поверья.

Есть предания о том, что анютины глазки - это лица любопытных людей, которые любили подглядывать за чужой жизнью, толковать ее по-своему, за что и понесли наказание - были превращены в цветы.

Однако, все зависит от самих людей, какие они: добрые или злые, или, может быть, просто обиженные другими людьми? По некоторым преданиям анютины глазки - это личики гномиков, которые ласково и с любопытством оглядывают окружающий мир, радуются всему хорошему и интересуются всем на Свете.

- А кто навещал анютины глазки летом? (Рассказать детям, что пчелы, бабочки прилетают к цветкам пить вкусный сок. Когда насекомые садятся на цветок, на их лапках остается желтый порошок - пыльца).

- Давайте попробуем почувствовать аромат, исходящий от этих цветов.

(Дыхательная гимнастика).

Спуститесь вниз. Немного подвигаемся.

Физкультминутка (активные движения по тексту)

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький цветок!

- Для чего нужны цветы?

- Что нужно делать, чтобы растение чувствовало себя хорошо и красиво выглядело?

Я еще раз хочу вас попросить бережно относиться к живым растениям, стремиться проявлять заботу, чтобы они могли радовать нас своей красотой и ароматом. Если вы видите, что кто- то из младших детей рвет анютины глазки - остановите их и расскажите все, что вы узнали сегодня.



© 2010-2022