- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Психолого – педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников
Психолого – педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Писарева Е.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Психолого - педагогическое сопровождение родителей будущих первоклассников
Приоритетной целью образования в современном детском саду становится создание условий для развития личности ребенка, тех её качеств, которые необходимы для жизни в условиях открытого общества: ответственность, инициативность, самостоятельность, способность к рефлексии и творчеству, самоконтроль, умение взаимодействовать в социуме, способность принятия собственных решений.
В связи с повышением требований к качеству дошкольного образования и уровню готовности ребенка к школе усиливается ответственность семьи как первого института социализации человека. Семья играет важную роль в психическом, физическом и педагогическом развитии ребенка, и от правильного семейного воспитания зависит его готовность к обучению в школе. Однако, как показывает практика, многие родители оказываются некомпетентны в вопросах подготовки ребенка к школе и не в состоянии оказать ему помощь и поддержку в этом процессе. Для решения данной проблемы на базе МБДОУ № 196 разработана программа психолого - педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников «Скоро в школу мы пойдем», ориентированная на обеспечение преемственности систем дошкольного и начального школьного образования в направлении формирования универсальных учебных действий ребенка старшего дошкольного возраста в целях обеспечения достаточного уровня его готовности к обучению в образовательном учреждении.
Цель данной программы: психопрофилактика школьной дезадаптации через повышение компетентности родителей в вопросах психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Повышение родительской компетентности в развитии и воспитании ребенка «успешного первоклассника» в соответствии с ФГОС
Реализации данной цели способствует решение следующих задач:
-
выявить образовательные потребности родителей детей старшего дошкольного возраста в вопросах готовности ребенка к школе.
-
формировать психолого - педагогическую компетентность родителей по вопросам подготовки детей к школе в условиях семейного воспитания.
-
систематизировать представления родителей о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе.
-
способствовать формированию умений анализировать готовность собственного ребенка к обучению в школе, прогнозировать возможные сложности в соответствии с ними уметь найти способы решения проблем до поступления ребенка в школу.
Формы и методы работы: анкетирование, моделирование проблемных ситуаций, беседа, семинар - практикум, дискуссия, различные психологические техники, игры и упражнения.
Участники: родители, педагоги дошкольного учреждения, педагоги начальной школы
Сроки реализации программы: программа реализуется в течение учебного года с октября по апрель, периодичность занятий - 1 раз в месяц.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п
Тема
Цель
Содержание
Сроки
1
«Мой ребенок - будущий первоклассник»
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.
Беседа «Моему ребенку исполнилось 7 лет»
Практикум «Предпосылки благополучного вхождения в школьную жизнь»
Рисование «Мой ребенок в школе»
Октябрь
2
«Что такое психологическая готовность к школе?»
Познакомить родителей с видами психологической готовности детей к школе.
Информационная справка «Понятие и составляющие психологической готовности к школе»
Анкетирование «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу»
Деловая игра «К школе готов!?»
Ноябрь
3
Мотивационная готовность или что стоит за желанием учиться?
Познакомить родителей с мотивационной готовностью будущего первоклассника
Деловая игра «Мне нравится школа»
Беседа: «Условия обеспечения мотивационного готовности к школе»
Игры и упражнения на развитие мотивационной готовности .
Декабрь
4
«Если в семье леворукий ребенок»
Познакомить родителей с психологическими особенностями леворуких детей.
Круглый стол «Нужно ли переучивать левшу»
Игра - тест «Определение ведущей руки»
Рекомендации для родителей леворуких детей.
Январь
5
«Учиться успешно! Как?»
Познакомить родителей с факторами, влияющими на успешность обучения в школе
Семинар - практикум «Факторы риска функциональной готовности ребенка к школе»
Игротека «Играем вместе с детьми» - подборка игр и упражнений для коррекции и развития различных сторон психики ребенка
Мастер - класс «Секреты позитивного общения»
Февраль
6
«Общий взгляд на задачи начальной школы»
Соотнесение представлений о задачах воспитания и обучения детского сада, семьи и школы,
Беседа с педагогами начальной школы «Портрет будущего первоклассника»
Информационная справка «Профилактика возможных трудностей в освоении учебных предметов»
Рекомендации педагогов по выбору программы школьного обучения с учетом потребностей, возможностей и уровня развития ребенка.
Март
7
«К школе готовы!»
Познакомить родителей с итогами диагностики по определению уровня предшкольной подготовки
Круглый стол «К школе готовы!»
Рекомендации «Игровыми приемы интеллектуального развития дошкольников»
Итоговое анкетирование родителей.
Апрель
По итогам анкетирования и наблюдений, организованных в ходе реализации данной программы можно говорить о следующих результатах:
1. Удовлетворенность родителей полученными знаниями.
По результатам анкетирования уровень родительской компетентности в вопросах подготовки детей к школьному обучению вырос в среднем на 12%
Уровень родительской компетентности
Уровень родительской компетентности
Первичное анкетирование (октябрь)
Итоговое анкетирование (апрель)
Низкий
24%
10%
Средний
40%
53%
Высокий
26%
37%
2. Увеличение количества обратившихся за индивидуальной консультативной помощью по вопросам предшкольной подготовки ребенка.
Таким образом, учитывая заинтересованность родителей в пополнении психолого-педагогических знаний и стремлении детского сада и школы к сотрудничеству с семьей, как важнейшей составной частью воспитательно - образовательного пространства, данная программа психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников, позволяет создать единое информационное пространство, как основу дальнейшего взаимодействия детского сада, семьи и школы, в полной мере обеспечивая преемственность систем дошкольного и начального школьного образования.