Доклад Введение ФГОС в ДОО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Введение ФГОС в ДОО

Несомненно, 2013 год войдёт в историю формирования системы дошкольного образования в России по двум причинам:

  • вступление в действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (принят Государственной Думой РФ, 21.12.2012г.), который установил дошкольное образование первым уровнем общего образования;

  • впервые в истории произошло «рождение», пусть и особенного, но всё же федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155).

С одной стороны эти обстоятельства взбудоражили педагогическую общественность и ввели педагогов в состояние неопределённости, с другой - пришло осознание того, что необходимо предпринимать шаги по обновлению содержания дошкольного образования, что приведёт к улучшению качества дошкольного образования в целом и нашего ДОУ в частности.

Переход на Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует специальных знаний, специальной подготовки и достаточного уровня педагогической квалификации. Поэтому возникла необходимость тщательного изучения содержания ФГОС, внесения изменений в нормативную базу ДОУ - корректировка образовательной программы.

Принципы обучения взрослых (по Н. В. Немовой) подразумевают:

- обучение тому, что необходимо в практике;

- обучать через деятельность;

- для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: теоретическая подготовка - практика - самообразование - профессиональное общение.

Наиболее эффективным в работе является использование активных форм обучения для того, чтобы заинтересовать большинство педагогов на участие в методической работе.

Переходя в инновационный режим работы, мы провели анализ состояния образования в ДОУ. Затем разработали план перехода на ФГОС и дорожную карту по изучению ФГОС ДО.



Сравнительный анализ

состояния ресурсного обеспечения в период перехода на ФГОС

Ресурсы

Фактическое

Состояние

(декабрь 2013г.)

Перспективы

Результат

(январь 2015г.)

Психолого-педагогические условия

  • Построение образовательного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей


  • Вовлечение семей в образовательный процесс


  • Система мониторинга усвоения образовательных областей, овладения начальными компетентностями

  • Соблюдение требований СанПин

  • Построение образовательного процесса от интереса детей к поддержке его инициативности и самостоятельности

  • Построение новой модели взаимодействия с родительской общественностью

  • Разработка системы мониторинга в соответствии с ФГОС


  • Наполняемость групп в соответствии с площадью, использование спален для дополнительного образования детей

  • Учет интересов и возможностей воспитанников, мониторинг индивидуального развития посредством заполнения карт развития ребенка

  • Разработан и реализуется долгосрочный проект «Навстречу друг другу»

  • Деятельность «Лаборатории идей и открытий» по разработке системы мониторинга образовательной деятельности в ДОУ

В ПЛАНАХ:

  • Организации малого спортивного зала

Предметно-пространственная среда

Модель развивающей среды в условиях ФГТ

Модель развивающей среды в условиях ФГОС

  • Наполнение групп современной мебелью для организации учебного процесса

  • Обновление спортивного инвентаря

  • Обновление музыкального оборудования и материала

  • Закупка канцелярских товаров, книжной продукции

  • В ПЛАНАХ:

Обновление развивающего, игрового оборудования

Кадровые

условия

  • Имеется опыт, мотивированность и теоретическая подготовка кадров

  • 18 педагогических кадров, из них:

100% - педагогическое образование

19,7%- высшее педагогическое образование

11,1% - имеют высшую квалификационную категорию

11,1% - прошли аттестацию по новому механизму

22,2% - курсы повышения квалификации

11,1% - молодые специалисты

Прохождение курсовой подготовки по внедрению ФГОС 100 %

55,5% - профессиональная переподготовка

45% - высшее педагогическое образование

100% - наличие квалификационной категории

100% - прохождение аттестации по новому механизму

11,1% - привлечение молодых специалистов

  • 18 педагогических кадров, из них:

100% - педагогическое образование

27,8%- высшее педагогическое образование

38,9% - имеют высшую квалификационную категорию

33,3% - прошли аттестацию по новому механизму

100% - курсы повышения квалификации по внедрению ФГОС

22,2% - молодые специалисты

40% - профессиональная переподготовка

Нормативно-правовая база

  • Наличие нормативных документов в соответствии с ФГТ


  • Приведение в соответствие с ФГОС основной образовательной программы ДОУ


  • Разработка новой программы развития учреждения

  • Пополнение методического обеспечения «Работаем по ФГОС»

  • Разработан комплексно-тематический план к ООП и вариативная часть, реализуемая участниками образовательного процесса

  • Разработана и находится на рецензии в ОГПУ программа развития ДОУ

  • Обновлена методическая библиотека пособиями по организации прогулок, физического воспитания в аспекте ФГОС, примерной образовательной программой «От рождения до школы» и др.

Материально-технические условия

Наличие ТСО, выход в Интернет

Приобретение современного оборудования для организации более эффективного образовательного процесса

Приобретены проектор, экран, ноутбук, программы для коррекции речи детей, психологического обследования


Этапы перехода на ФГОС дошкольного образования

Этапы перехода на ФГОС ДО

Содержание этапов

Сроки

реализации

Подготовительный

Изучение требований ФГОС дошкольного образования

2014-15г.г.

Основной

  • Разработка основной образовательной Программы дошкольного образования на основе Примерных утвержденных программ. Разработка Программы развития ДОУ.

  • Принятие необходимых локальных актов, нормативной документации в соответствии с ФГОС ДО, Федеральным законом №273-ФЗ от 29.12.2012г.

2014-16г.г.

Заключительный

Реализация Программы в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования к результатам освоения Программы

с момента принятия и утверждения Программы

Рефлексивный

  • Анализ проведенных мероприятий, выявление положительных моментов и недостатков в деятельности учреждения с учетом требований ФГОС ДО.

  • Внесение необходимых корректировок, дополнений в программы ООП и развития ДОУ.

  • Осуществление деятельности согласно внесенных изменений, систематический контроль и рефлексия со стороны всех участников образовательного процесса.

2016г.

ДОРОЖНАЯ КАРТА ПО ИЗУЧЕНИЮ ФГОС ДО

Содержание

Сроки

Ответственные

1

2

3

Включение в годовой план работы на 2014/2015 уч.г. семинара, консультаций для педагогов по изучению ФГОС ДО

Август 2014

Заведующий,

Старший воспитатель

Размещение на сайте ДОО информации для родителей о ФГОС ДО

В течение года

Ответственный за ведение сайта

Сообщение на педагогическом совете №1 на тему «Ознакомление с планом перехода деятельности ДОУ в новые условия внедрения ФГОС ДО».

Сентябрь 2014

Старший воспитатель

Консультация для педагогов «Что такое ФГОС ДО дошкольного образования? Общие положения»

Октябрь 2014

Старший воспитатель

Консультация для педагогов Планирование образовательной деятельности в режиме дня в соответствии с ФГОС».

Октябрь 2014

Старший воспитатель

Педагогический совет № 2. «Создание условий для реализации образовательных областей ФГОС»

Декабрь 2014

Заведующий,

Старший воспитатель

Консультация для педагогов. «Обновление содержания воспитательно-образовательной работы ДОУ по региональному компоненту в условиях внедрения ФГОС».

Декабрь 2014

Старший воспитатель

Консультация ФГОС ДО. Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образовательной программы: содержание части программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Январь 2015

Старший воспитатель

Консультация «ФГОС ДО. Требования к основной структуре основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к разделам основной образовательной программы:

- содержание коррекционной работы;

- организационный раздел основной образовательной программы

Февраль 2015

Старший воспитатель

Семинар «Обновление образовательного процесса в соответствии с новыми нормативно-правовыми документами»

Февраль 2015

Заведующий,

Старший воспитатель

Консультация «ФГОС ДО. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования». Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Март

2015

Старший воспитатель

Консультация «ФГОС ДО. Требования к условиям основной образовательной программы дошкольного образования»

- кадровым;

- материально-техническим;

- финансовым

Апрель 2015

Заведующий

Консультация «ФГОС ДО. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования».

Апрель 2015

Старший воспитатель

Рассмотрение на итоговом педагогическом совете «Положения о создании рабочей группы и выбор членов рабочей группы по разработке проекта основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО». Подведение итогов работы дорожной карты и выявление результативности изучения ФГОС ДО в ходе педагогического пробега на итоговом педсовете.

Май 2015

Заведующий,

Старший воспитатель

Деятельность рабочей группы по разработке основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО.

Май 2014 - декабрь 2015

Старший воспитатель






















Ожидаемые результаты реализации плана по переходу на ФГОС ДО:


  • Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий

  • Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми по ФГОС.

  • Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов ДОУ: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.

  • Доведены стандарты к условиям, обеспечивающим реализацию основной образовательной программы дошкольного образования согласно ФГОС.

  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.

  • Повышение качества образования.

Оценка эффективности реализации плана перехода на ФГОС ДО

будет осуществляться при помощи следующих методов и форм:

  • наличие методических материалов (разработки семинаров, практикумов и т.д.), направленных на повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания благоприятных условий для воспитанников в ходе реализации основной программы дошкольного образования на основе ФГОС ДО;

  • наличие комплекта нормативно-правового обеспечения введения ФГОС ДО;

  • наличие системы оценки качества дошкольного образования;

  • наличие разработанной и апробированной основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной на основе ФГОС ДО и примерной основной программы дошкольного образования;

  • анализ степени освоения детьми ООП ДО;

  • степень участия детей, родителей и педагогов в творческих и профессиональных конкурсах,

  • частота и уровень обобщения педагогического опыта в разных формах (публикации в СМИ профессиональной направленности, выступления на методических мероприятиях уровня ДОУ, района, города, разработка проектов, программ и т.д.),

  • анкетирование («Степень удовлетворённости родителями услугами, предоставляемыми ДОУ», «Затруднения педагога при реализации ФГОС ДО», «Готовность педагогов к инновационной деятельности»)

  • опросы («Степень удовлетворённости педагога методическими мероприятиями, проводимыми в период перехода на ФГОС», «Оценка уровня психологического климата коллектива» (методика «Климат» Б. Д. Парыгин)

SWOT-анализ по введению ФГОС


Сильные стороны

- благоприятный психологический микроклимат в коллективе;

- педагогические кадры, владеющие технологиями обеспечения социализации и индивидуализации образовательного процесса, умеющие моделировать предметно-развивающую среду,

-удовлетворённость родителей деятельностью ДОУ

-связи с организациями социума

-имеется опыт разработки основной образовательной программы

- соответствие учреждений требованиям СанПиН и правилам пожарной безопасности

Слабые стороны

- отсутствие научно-методической поддержки

- малоактивная позиция родителей в образовательном процессе, связанным с дефицитом времени

Возможности

- увеличение уровня доходов педагогических работников

- повышение конкурентоспособности ДОУ, обусловленное улучшением качества образовательного процесса

- поиск педагогических идей по обновлению содержания образования; увеличение количества инновационно - активных технологий и авторских разработок

- формирование профессиональной компетенции, необходимой для создания условий развития детей в соответствии с требованиями Стандарта

Угрозы (риски)

- сопротивления некоторых педагогов нововведениям

- увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

- образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения




© 2010-2022