Консультация для родителей. Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9»

города Агрыз Агрызского муниципального района РТ















Консультация для родителей

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Воспитатель: А.М. Кислова



г. Агрыз,2015

Ежегодно во всем мире в результате дорожно - транспортных происшествий погибает более 1 миллиона человек, свыше 20 миллионов - получают травмы. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций оценивает ситуацию с аварийностью на дорогах как глобальный кризис в области безопасности дорожного движения и призывает правительства всех стран проявить политическую волю для решения этой проблемы.

Российская Федерация играет ведущую роль в развитии международного сотрудничества в области дорожной безопасности. Международный конгресс, состоявшийся в сентябре 2014 года в Санкт - Петербурге, был посвящен безопасности детей и молодежи на дорогах. Гибель и потеря здоровья молодого поколения, относящегося к наиболее активной и перспективной части населения, приводит к невосполнимым потерям для будущего страны, подрывает ее демографический резерв.

Уже в раннем возрасте ребенок становится участником дорожного движения. Он осваивает роль пешехода, пассажира, велосипедиста сначала вместе со взрослыми, а затем включается в этот процесс самостоятельно. Но у детей, в отличие от нас, взрослых, нет знаний, навыков, умений… А поэтому мы, взрослые, просто обязаны помочь ребенку найти свое место в огромном пока неизведанном мире, осознать себя частицей этого мира. Мы должны научить ребенка жить и действовать в этом мире, сообразуясь с его законами и правилами.

Чтобы дорога была дружелюбна к Вашим детям, изучайте с ними азбуку дорожной безопасности. Обучайте ребенка безопасным навыкам всегда, когда для этого предоставляется возможность, и, в первую очередь, своим личным примером.

Воспитывайте в нем потребность быть дисциплинированным. Ребенок должен получить четкие представления о том, что правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

К.Д.Ушинский писал, что «образование уменьшает число страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».

Дети должны усвоить формулу безопасности:

  • предвидеть опасность;

  • при возможности - избегать;

  • при необходимости - действовать.

Начать нужно с простого.

Дорога в детский сад и домой

Чтобы ребенок лучше ориентировался в уличном пространстве, поиграйте с ним в игру: «Дорога в детский сад». Для этого предложите ему самостоятельно запомнить дорогу туда, куда вы регулярно ходите, или, наоборот, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой. Малышу будет трудно сразу запомнить весь путь, поэтому разделите расстояние на отрезки, покажите явные приметы каждого. Аптеку, например, легко узнать по зеленому кресту. Хорошо узнаваемы сберкассы. Если ребенок не умеет читать, ориентирами для него могут служить красочные афиши. Развивайте зрительную память ребенка (где находятся магазины, школа, детский сад, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения) и пространственные представления (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади).

Лево-право

Начинать учить детей распознавать левую и правую стороны своего тела, а также какого-либо персонажа, объекта рекомендуют с трех лет. Но усвоение этих понятий остается довольно сложным и для старших дошкольников. С одной стороны, эти представления имеют психофизическую основу. С другой - должна даваться всегда в определенной системе отсчета, т.е. слева (справа) от кого-то или чего-то. Поэтому взрослому тоже иногда требуется уточнить, какая сторона имеется в виду (характерный пример - зеркальное восприятие ситуации, когда ваш собеседник показывает, как вытереть грязь с лица.

Взрослые (родители, воспитатели, учителя, гувернеры) должны постоянно, но ненавязчиво, между делом, повторять - где право, где лево, спрашивать, в какой руке - правой или левой - шоколадка у ребенка, сумочка у бабушки, в какую сторону поехала машина. Полезно повторить вопрос, переменив руку («А теперь?»), зайти с другой стороны, повернуться к ребенку спиной, предложить ему поменять позу. Если вопрос о руке уже не вызывает затруднений, то сложными могут оставаться вопросы о колене, плече, локте. Когда ребенок лежит на животе или спине, на правом или левом боку, сплетает руки за спиной или над головой, скрещивает на груди,

стоит перед зеркалом, то система координат и представление о мире у него изменяются. Так же трудно ребенку понять, какие изменения произошли, когда аналогичным образом ведет себя человек, позу которого он описывает, или в какую сторону поехала машина.

Велосипед: можно и нельзя

Прежде чем воплотить мечту ребенка в реальность и приобрести велосипед, родителям следует обратить внимание на район проживания и убедиться в наличии безопасных мест - велосипедных дорожек, стадиона, парка или школьного двора. Допуская непоседливость детей, стоит учесть, что в любой момент он может выехать из своего двора и направиться к другу или однокласснику в соседний квартал.

Оказавшись на проезжей части в потоке автотранспорта, даже подготовленному человеку сложно сориентироваться в первые минуты движения, а что можно сказать о ребенке - одновременно работать ногами, удерживать руками руль, контролировать вокруг себя ситуацию и помнить о соблюдении мер безопасности. На любое изменение дорожной обстановки при отсутствии опыта и навыков ребенок может растеряться, начать паниковать и действовать неадекватно. Ребенок, только-только научившийся ездить на велосипеде, склонен переоценивать свои возможности и часто не понимает, какие опасности подстерегают его на улице. Ежедневные поездки помогают научиться уверенно управлять двухколесным другом, но в сложной дорожной обстановке нужны и другие навыки: знание техники и правил безопасности, мгновенная реакция и внимательность.

Не следует забывать, что велосипед - транспортное средство, одно из самых неустойчивых и незащищенных, и даже незначительные столкновения могут повлечь за собой очень серьезные последствия.

Велосипед для дошкольника должен быть:

► надежным и безопасным;

► соответствующим росту ребенка;

► удобным;

► с одной скоростью, без ручного тормоза (концентрация внимания на переключение скоростей может отвлечь от управления и привести к падению).

Обязательно приобретите для ребенка светоотражатели, велосипедный флажок и шлем. И объясните их назначение. Флажок крепится к втулке заднего колеса. Он должен быть выше головы ребенка. Это поможет маленькому участнику дорожного движения стать более заметным. Шлем защитит голову при падении и столкновении. Он не должен закрывать уши или ограничивать обзор.

А где можно кататься на велосипедах?

(Обычно дети отвечают: «По дороге»). Детям до 14 лет можно кататься на велосипеде только во дворе, на специально оборудованной детской площадке или по специальным велосипедным дорожкам. Даже на тротуаре нельзя ни кататься, ни играть.

А почему? (По тротуару ходят пешеходы. Игра и езда на велосипедах будут им мешать. Они могут быть вынуждены сойти на проезжую часть, а это очень опасно.)

Прежде чем разрешить ребенку покататься на велосипеде, выберите безопасное для поездок место и научите ребенка замечать окружающую обстановку и считаться с другими участниками движения.

Ребенок должен знать, что на «взрослом» велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.

Игры и занятия.

Взрослый (воспитатель, родитель) раздает детям пуговицы трех цветов, по одной каждому ребенку, объясняя, что один цвет соответствует машинам, второй - пешеходам, третий - велосипедистам. Взрослый разворачивает перед детьми планы городов, улиц, перекрестков, где видно проезжую часть и тротуар. При помощи фишек, двигаясь по схемам, дети должны показать, как они будут действовать в соответствующих ситуациях.


© 2010-2022