- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Выступление на августовской конференции педагогов
Выступление на августовской конференции педагогов
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Губайдуллина Ф.Р. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста и его влияние на взаимоотношения детей в группе.
Эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают ребенку приспособится к той или иной ситуации. Эмоции ребенка - это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии. Эмоции влияют и на будущее поведение человек. Они являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций - как положительных , так и отрицательных - пресна и бесцветна.
Часто возникающие отрицательные ситуации, невнимание окружающих, неумение справиться с возникшей проблемой приводят к нарушению эмоционального состояния ребенка.
И если вовремя не обратить внимание на возникающие нарушения в эмоциях, то это может вызвать тяжелые последствия.
Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. И тогда у ребенка развивается негативное эмоциональное отношение к определенным сторонам жизни или к людям. С одной стороны, это способствует повышенной заболеваемости в детских садах простудными и другими заболеваниями, в том числе неврозами: с другой стороны приводит к развитию у ребенка нежелательных черт характера ( мнительности, тревожность , трусливость).
За последние годы в нашей стране значительно увеличилось число людей, страдающих эмоциональными нарушениями. Среди них немало детей дошкольного возраста. Чем объясняется этот тревожный факт?
Ряд отечественных авторов связывают возникновение эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста с психическими травмами. Вместе с тем анализ большинства исследований ученых показывает: в детском возрасте психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из семейных отношений и тесно связаны с тем , как взаимодействуют между собой дети и родители.
Жизнь маленького ребенка начинается в семье и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного развития. Семья только ей присущим психологическим климатом оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, от которого существенным образом зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к самому себе.
Наиболее широко используемой методикой для измерения эмоционального состояния и особенностей личности ребенка-дошкольника является рисуночные тесты.(рисунок семьи).
Принято считать , что чем теплее цветовая гамма рисунка, тем более положителен эмоциональный настрой ребенка. Наличие улыбок на лицах людей отражает жизнерадостное настроение автора рисунка .Я- фигура- это образ себя и самооценка ребенка.
Одна из причин эмоционального неблагополучия ребенка- это неблагоприятная обстановка а семье, однако ребенок находиться в детском саду больше половины времени, в которое он активен. В связи с этим воспитателю прежде всего необходимо выявить причины эмоционального дискомфорта, возникающие у ребенка во время пребывания в детском саду.
Можно провести исследование отношения ребенка к детям и взрослым. Тест проводится индивидуально в форме игры. Ребенок получает такую инструкцию: « Давай поиграем с тобой в твой день рождения». Большой круг будет у нас столом , на котором лежит праздничный пирог. Нарисуй его. Вокруг стола расположены маленькие кружочки. Это стулья. Выбери стул на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой. Кого хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны?( около кружочка пишется имя) ребенок называет имя людей, игрушек, животных.
Их располагают в порядке названия или усаживают на «стульчики» которые предлагает ребенок.. Ты будешь еще кого- то сажать, или уберем (зачеркнем) « стульчики»?
Когда ребенок заполнит все десять « стульчиков», задаем вопрос о необходимости добавить « стульчики». « Если хочешь еще кого-то посадить, то мы можем добавить ( дорисовать) « стульчики»
Если ребенок желает общаться в широком кругу- использует все «стульчики» или добавляет новые
Желает общаться, но в ограниченном кругу « убирается» (зачеркиваются «стулья»)
Несформированная потребность в общении- выбор игрушек, предметов, животных.
Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие- симптомы нормального детства. Вот почему тем, кто воспитывает детей , надо помнить: дети очень эмоциональны. Надо сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать « Пусть всегда буду Я!»
Исходя из вышеизложенной актуальности данной проблемы должна строиться профессиональная деятельность педагога.
Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.
-
Системность организации психики ребёнка из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущение, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сферами. Развитие зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, вестибулярного анализаторов способствует эмоциональным проявлениям малыша. Это убедительно показано в работах Л.С. Выготского, А. В. Запорожца и др. В старшем дошкольном возрасте эмоции связаны с воображением, которое помогает детям выстроить свою неповторимую картину мира, значительно расширять средства внешнего оформления эмоций.
-
Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствуют учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания).
-
Поэтапность педагогической работы.
Особо важное значение для маленького ребенка имеет установление теплых, ласковых отношений с воспитателем. Взрослый, который сумел завоевать симпатию дошкольника, легко добивается от него выполнения предъявленных требований, подчинения нравственным нормам поведения.
Значительное , но не всегда достаточно учитываемое, влияние оказывает на эмоциональное состояние ребенка оценка воспитателем его поступков. У большинство детей положительные оценки воспитателя повышает тонус нервной системы , увеличивают эффективность выполняемой деятельности. В то же время отрицательные оценки , особенно если они повторяются, создают подавленное настроение, угнетают физическую и умственную активность.
Для понимания детских эмоций воспитателю необходимо выявить источники их происхождения, лежащие в осмысленной деятельности ребенка, под влиянием которой он начинает по новому не только понимать, но и переживать этот мир. В воспитательной работе очень важно добиваться единства этих двух моментов.
Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Известно , что она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности ( Д.Б. Эльконин) способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения .Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.
Эмоционально неблагополучные дети испытывают различные затруднения в игре. Они проявляют , например, жестокое отношение к кукла, которых обижают, мучают или наказывают, Игры таких детей могут иметь характер однообразно повторяющихся процессов. В других случаях наблюдается необъяснимая привязанность к определенным действиям и к определенной категории игрушек , несмотря на нормальное умственное развитие дошкольника. Перечисленные особенности неправильного развития эмоциональной сферы требует специфического воспитательного подхода, специальной педагогической коррекции. В противном случае эти нарушения могут привести к недостаткам умственного развития, задержке формирования социальных качеств и личности ребенка в целом.
Для воспитательной работы от воспитателя требуется знания о закономерности развития игровой деятельности в разные возрастные периоды и умения руководить игрой таким образом, чтобы нежелательные качества личности ребенка или отрицательные эмоции успешно им преодолевались. Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению ,счету, письму. Но не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
Обучая ребенка игре , воспитатель делает доступным для него сложный мир взрослых дел и отношений. Роль воспитателя здесь огромна. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации (накормить куклу, уложить спать).
Работа , направленная на снятие у дошкольника различного рода эмоциональных трудностей это цикл различных игровых занятий. Длительность которых зависит, прежде всего от степени изменения эмоциональной сферы , от индивидуальных особенностей ребенка, наконец от круга его общения, от стиля взаимоотношения в семье.
Таким образом, среди различных способов коррекции эмоциональных трудностей игра занимает существенное место. И это вполне объяснимо. Игра пользуется особой любовью маленьких детей, она возникает без принуждения со стороны взрослых, она как говорят психологи, ведущая деятельность. Это означает, что самые важные изменения в психике ребенка, развитии его социальных чувств , в поведении и т. п. происходят в игре. Не менее важное значение игра имеет и для перестройки психических процессов.
Список литературы.
1Афанасьева Т. М.- Семья- М: Просвещение, 1986-с 223
2Буре Р. С. , Островская Л.Ф. - Воспитатель и дети- М: Просвещение , 1985 с 143
3 Бим-Бад Б.М. , Днепров Э.Д. , Корнетов Г.Б. -Мудрость воспитателя -М: Педагогика 1987 с286
4 Выготский Л. С. -Педагогическая психология- М: 1986 с140
5 Волосова Е. -Эмоциональное воспитание ребенка в повседневной жизни- Дошкольное воспитание 1991 № 11 с58-60.
6Ежкова Н.С.- Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности- Дошкольное воспитание 2003 №1с 20-27.