Проект Ходит капелька по кругу

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Ходит капелька по кругуПроект Ходит капелька по кругуПроект Ходит капелька по кругуМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад «Зайчик»








Автор проекта: Музыченко Наталья Владимировна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Зайчик»



Цель проекта: Создание условий для развития элементарных естественно научных представлений о воде, для формирования экологической культуры детей. Систематизация элементарных знаний и представлений о воде, как объекте неживой природы.

Девиз проекта: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» (китайская пословица)

Задачи проекта:

  • Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя;

  • Привлекать подрастающее поколение к природоохранной деятельности;

  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и практическому экспериментированию с ними;

  • Формировать навыки мыслительных действий, анализа, синтеза и классификации в процессе познания природной картины мира, способствующих развитию речи;

  • Развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, устанавливать причинно-следственные связи при ознакомлении с водой;

  • Формировать умение объяснять наблюдаемое явление, делать выводы, расширять, пополнять и активизировать словарь детей,

  • Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней и стремление защищать;

  • Привлечь родителей к вопросам экологического образования и воспитания их детей;

Вид проекта:

  • По количеству участников - коллективный;

  • По контингенту участников - дети 5-6 лет, родители и педагоги;

  • По продолжительности - долгосрочный (декабрь - февраль).

Тип проекта: исследовательско - творческий.

Методы обеспечения:

Поисково - исследовательские наблюдения за водой и её агрегатными состояниями; случайные и плановые эксперименты; эксперименты, как ответы на детские вопросы; беседы о воде, охране водных ресурсов, значении воды в жизни человека и всего живого на Земле; игры различного содержания о воде;

Актуальность проекта:

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами - дошкольными работниками.

Выбор темы обусловлен пониманием педагогами и родителями значимости задачи поставленной в этом проекте. Мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребенка, стимулируя его интерес к природе.

Занятия по экспериментированию пробуждают чувства ребенка. Важно, чтобы ребенок мог оценить поведение человека в природе, высказать свое суждение по этой проблеме. И мы должны создать условия для общения ребенка с природой и для посильной деятельности.



План проведения проекта:

1этап подготовительный:

  • Составление перспективного плана по ознакомлению детей с водой; картотеки опытов и наблюдений за ней; алгоритмов проведения опытов;

  • Создание технической базы для детского экспериментирования с водой (опытно-экспериментальная лаборатория в группе);

  • Диагностирование знаний детей о воде, как объекте неживой природе;

II. Основной этап: реализация проекта.

Работа с детьми:

  • Серия игр - занятий с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования о воде в образовательной области «Познание»;

  • Эксперименты в совместной деятельности и при проведении режимных моментов (запланированные, случайные и поставленные в ответ на вопросы детей);

  • Решение экспериментальных задач;

  • Сезонные наблюдения за объектом неживой природы - водой в разных состояниях;

  • Беседы, способствующие уточнению и обобщению представлений о том, кому нужна вода; как человек использует воду; кто живёт в воде и что в ней растёт, для чего и почему нужно беречь воду;

  • Дидактические игры на активизацию, уточнение и пополнение словарного запаса детей по теме;

  • Рассматривание и описание картины «Круговорот воды в природе»;

  • Оздоровительная работа с использованием художественного слова о воде (пальчиковая гимнастика, подвижные игры, гимнастика спины);

  • Рассматривание глобуса;

III. Заключительный этап:

  • Диагностика (результативно - сравнительный анализ);

  • Итоговое занятие «Ходит капелька по кругу».






План реализации проекта:

Декабрь:

  • Диагностирование знаний детей о неживой природе;

  • Подбор иллюстраций, фотографий с изображением различных природных явлений. Цель: поднять творческую активность детей, вызвать интерес детей к происходящему.

  • Сбор информации, анализ методической литературы, книг по теме проекта. Цель: информирование родителей, детей и педагогов, определение уровня знаний.

  • Изготовление дидактических пособий, картотеки опытов и экспериментов. Цель: накопление информации и материала по проекту, пополнение предметно-развивающей среды группы.

Январь:

  • Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге.

  • Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления».

  • Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды.

  • Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе.

  • Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды.

  • Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды.

  • Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды.

  • Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой.

Февраль:

  • Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков.

  • Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение.

  • Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр.

  • Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей.

  • Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение.

  • Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

  • Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе».

  • Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры.

  • Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков.

  • Дидактическая игра «Где спряталась снежинка? ». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях.

  • Диагностика (результативно - сравнительный анализ);

  • Итоговое занятие «Ходит капелька по кругу».

Новизна:

В своем проекте я применяла новый методический подход к организации поисково - исследовательской деятельности, использовала творческий метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - инновационный метод экспериментирования.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь воду и природу в целом, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Полученные результаты:

--- повышение уровня любознательности у детей об объекте природы - воде, стремления защищать, охранять природу родного края;

--- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы)

--- формирование первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения

бережное отношение к наблюдаемому объекту в природе - воде;

--- устойчивое развитие исследовательских умений и навыков детей в процессе ознакомления с водой;

--- речевое развитие (обогащение словарного запаса, умение задавать вопросы и формулировать выводы, умение выдвигать умозаключения);

--- взаимосвязь в работе воспитателя и родителей в накоплении экологических знаний детей о неживой природе;

Практическая значимость:

Детское экспериментирование - метод практического целеноправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. У детей проявляется интерес к объектам окружающего мира (а именно воде), условиям жизни людей, растений, животных зависящих от воды. Дети пытаются оценивать их состояние с позиций хорошо - плохо.

Текущее состояние:

Из своего опыта работы мы пришли к выводу, что в экспериментировании достаточно чётко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребёнком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства воды, а новые знания в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, всё более сложные цели.

Выводы по работе:

Углублённая работа по формированию экологических знаний оказала положительное влияние на уровень экологической воспитанности детей. У дошкольников возрос интерес к природоохранной деятельности.

Дети научились анализировать, делать выводы суждения и умозаключения о сохранении природных ресурсов, могут сами объяснить младшим детям некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Пытаются контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Данная работа еще раз доказывает то, что такой инновационный метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений об объекте природы - воде.











6


© 2010-2022