- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении Мое солнце
Программа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении Мое солнце
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Панова Л.С. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Донецкая Народная Республика
Шахтерское дошкольное образовательное учреждение
комбинированного типа №6 «Росинка»
управления образования администрации города Шахтерска
Программа
«Моё СОЛНЦЕ»
патриотического воспитания
для дошкольников 5-7 лет
ДОУ №6 «Росинка»
2015-2016г.
Срок реализации программы : 2 года
Автор программы: Панова Лиана Станиславовна
г. Шахтерск
2015г.
Автор: Панова Лиана Станиславовна
воспитатель
педагогическое звание «Воспитатель-методист»
ДОУ №6 «Росинка»
Рецензент: Т. П. Брикун
заведующий
ДОУ №6 «Росинка»
Утверждено: педагогическим советом ДОУ № 6 «Росинка»
(протокол № ___ от __________)
Анотация
к программе ««Моё СОЛНЦЕ»
патриотического воспитания для дошкольников 5-7 лет»
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И тополи у дороги,
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом.
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
В. Степанов
Детство - это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.
Детство - ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию - это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов - лучший период для формирования любви к малой родине.
Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.
Главной целью данной программы является создание оптимальных условий для всестороннего развития патриотического потенциала дошкольника через грамотное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении на основе синтеза опыта традиционной системы общественного дошкольного образования и обобщения, систематизации, интеграции достоверных, научно исторических материалов.
Программа «Мое солнце» в практической деятельности способствует решению следующих воспитательных задач:
формирование у детей первых представлений об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности дошкольников;
- передача положительного духовного опыта поколений;
- тесная взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи, способствующее бережному отношению к традициям.
В процессе реализации программы по работе с детьми используются: игры - занятия, игры - развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, экскурсии на предприятия города, чтение художественной литературы, занятия с использованием электронных презентаций, занятия в музее города.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьей. Именно родители на ярких, доступных примерах жизни своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родные, но и все общество, вся страна. Мы со своей стороны оказываем педагогическую поддержку семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.
Даем советы и привлекаем родителей к общественной жизни, (как прогулки
и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками погибшим воинам; посещение краеведческого музея, картинной галереи ит.д.)
Данная программа предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни отдельного человека - героя и страны, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина. Она поможет педагогу организовать предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей ребенка, предлагается подборка художественной литературы, поможет подготовить презентации, посвященные памятным датам, разработать конспекты игр-занятий и сценарии развлечений.
Решая программные задачи, мы сможем пробудить в детях чувство гордости за людей, живущих на Донбассе, давших миру великих людей, освободителей мира от фашизма и независимости родного края на современном этапе.
Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образу: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь каждому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе, со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране. На мой взгляд, суть программы ««Моё СОЛНЦЕ» патриотического воспитания для дошкольников 5-7 лет» состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близьких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Таким образом, программа призвана значительно активизировать ослабленное за многие годы, но имеющее важное значение для общества - целенаправленный процесс воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной истории, культуры.
Основой составления программы являются
1. Закон МОН ДНР «Об образовании»
2. «Республиканский образовательный стандарт дошкольного образования на 2015 - 2017г.г.»
3. «Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Донецк, 2015
4. «Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной республики»
5. «Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной и отечественной культуре «Наследие» Е.В. Соловьев, Л.И. Царенко;
6.«Планирование, разработки занятий и мероприятий. Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении» Е.А. Позднякова;
7. «Занятие по патриотическому воспитанию в детском саду»Л.А. Кондракинская.
Данная программа может быть использована методистами, воспитателями, педагогом-организатором, учителями начальных классов, руководителями историко-краеведческих кружков общеобразовательных школ и внешкольных учреждений и как модель воспитательной работы одного общеобразовательного учреждения.
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Программа «Моё СОЛНЦЕ» направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания "Я" как гражданинf своей Родины, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно - нравственного воспитания стали понимать и родители ребят. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, все чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается рекламы пивных банок, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, открытие детских домов-интернатов при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости»- телеманию, виртаманию, интернет-манию. Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети - будущий «человеческий капитал», ценный ресурс страны, залог ее будущего развития. В каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин.
Поэтому совместные усилия детского сада и семьи должны быть направлены на формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает: на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.
Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
1.3. Цель и задачи программы
Цель:
- формирование у детей первых представлений об окружающем мире, отношение к действительности и дать почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества.
организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности дошкольников;
- передача положительного духовного опыта поколений;
- тесная взаимосвязь с родителями, прикосновение к истории своей семьи, способствующее бережному отношению к традициям.
Задачи:
5 лет
-
- Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.).
-
Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками. Знакомить с традициями детского сада. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
-
Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
-
Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
-
Рассказывать о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
6 лет
-
Расширять представления ребенка об изменении позиции в связи с взрослением (ответственность за младших, уважение и помощь старшим, в том числе пожилым людям и т. д.).
-
Углублять представления ребенка о семье и ее истории; о том, где работают родители, как важен для общества их труд.
-
Поощрять посильное участие детей в подготовке различных семейных праздников.
-
Продолжать формировать интерес к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дому, где живут дети, участку детского сада и др.
-
Расширять представления ребенка о себе как о члене коллектива, формировать активную жизненную позицию через участие в совместной проектной деятельности, взаимодействие с детьми других возрастных групп, посильное участие в жизни дошкольного учреждения
-
Расширять представления о малой родине. Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
-
Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год и т. д.).
-
Воспитывать любовь к Родине.
-
Рассказывать детям о своем родном городе.
-
Познакомить с флагом и гербом ДНР, мелодией гимна.
-
Расширять представления детей об армии. Воспитывать уважение к защитникам отечества. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность; о том, как в годы войн храбро сражались и защищали нашу страну от врагов прадеды, деды, отцы. Приглашать в детский сад военных, ветеранов из числа близких родственников детей.
7 лет
-
Расширять представления детей об истории семьи в контексте истории родной страны (роль каждого поколения в разные периоды истории страны).
-
Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей.
-
Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Нa основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства, любовь к Родине.
-
Углублять и уточнять представления о Родине. Поощрять интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
-
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне ДНР (гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
-
Развивать представления о том, что ДНР - многонациональная республика. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
-
Расширять представления о родном городе.
-
Расширять знания о государственных праздниках.
-
Углублять знания об армии. Воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов (возлагать с детьми цветы к обелискам, памятникам и т. д.).
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями старших дошкольников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном - в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, "увидеть" прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления - при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания детей ДОУ №6 «Росинка» г. Шахтерска. Преподавание курса строится на принципе преемственности между детским садом и школой.
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 5-7 лет
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и воспитания.
1.7. Этапы реализации
1. Подготовительно-организационный (май 2015-август 2015)
- создание методической базы в ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников;
- анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
- сбор материалов для образовательной и воспитательной деятельности, подготовка игровой комнаты.
- разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2015 - апрель 2017)
- проведение занятий по данной программе;
- участие в различных проектах;
- коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2017)
- мониторинг работы дошкольного образовательного учреждения по данной программе;
- анкетирование педагогов и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в детском саду.
1.8. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия очень привлекательны для ребят. В свободное от занятий время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка.
-
Формы работы:
-
анкетирование,
-
игры,
-
тематические беседы,
-
викторины,
-
экскурсии,
-
встречи с ветеранами,
-
воинами-интернационалистами,
-
конкурсы,
-
посещение музеев,
-
праздники, посвященные памятным датам,
-
семейные праздники,
-
изучение истории семьи, своей родословной;
-
соревнования,
-
родительские собрания,
-
родительский лекторий,
-
индивидуальное консультирование,
-
совместные мероприятия,
-
концерты,
-
конкурсы,
-
проекты,
-
совместная работа воспитанников с родителями и родственниками по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье и т.п.
Социальные связи: музей города; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры г. Шахтерска, организация по делам молодежи г.Шахтерска.
Основные способы и формы работы с детьми: индивидуальные и групповые, теоретические и практические.
Конкретные формы: занятия, беседы, игры, концерты.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: словесные, наглядные, практические, объяснительно - иллюстративные
1.9. Принципы реализации программы
Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей 5-7 лет:
1. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).
2. принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общереспубликанского патриотизма, но и местного и регионального.
3. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.).
4. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).
5. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).
6. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития).
7. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).
8. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).
2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
- система краеведческих знаний,
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой Родины,
уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
- любовь и бережное отношение к родной природе;
- посильное служение Отечеству, активную жизненную позицию, развитие интереса к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;
- инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
- честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.
2.1. Отношения, формируемые в результате общения и деятельности
• Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему
поколению в семье, детям, другим людям; благородство, достоинство, толерантность;
• осознание того, что мы не безродные, «не Иваны родства своего не помнящие»;
• понимание своей ответственности за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляются в конце каждого года занятий
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
1 год:
-
сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
-
получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
-
узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
2 год:
-
сформированы понятия "родня", "дружба", "Отечество";
-
получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
2.2. Нормативная документы программы
1. Закон МОН ДНР «Об образовании»
2. «Государственный образовательный стандарт основного общего образования на 2015 - 2017»
3. Типовая образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
4. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики
3. Тематический план
1год:
№ п/п
Тема занятия
направление «Моя семья»
1.
2.
Я и моя семья.
Очень я люблю маму милую мою.
направление «Я - человек»
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Жил - был Я.
Я и моё имя.
Мир моих увлечений.
Акция «Двор детского сада»
Все работы хороши - выбирай на вкус.
Край, в котором я живу.
Мой город.
направление «Я и Отечество»
10.
11.
12.
Наша Родина.
Наши защитники.
Этот День Победы!
направление «Я и природа»
13.
14.
15.
16.
Почему год круглый?
Загадки о временах года и явлениях природы.
Информационный проект «Не проходите мимо!»
Экскурсия в природу!
2год:
№
п\п
Тема занятия
направление «Моя семья»
1.
2.
3.
4.
Моя родня.
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
Изготовление панно «Моя семья»
Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
направление «Я - человек»
5.
6.
7.
8.
О дружбе, доброте, отзывчивости.
Что такое хорошо, что такое плохо.
О лени и лентяях.
Беседа: «Кому нужна моя помощь?»
9.
10.
Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»
Когда у друзей лад - каждый этому рад.
направление «Я и Отечество»
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
История города Шахтерска. Город и его символы.
Мастер - класс «Кукла - оберег»
Беседа «О чём рассказывает наш герб?»
Игра « Мой город»
Беседа «Мои земляки»;
Экскурсия в музей
Обычаи и традиции Шахтерского края.
Открытия, которые совершил человек
В гостях у ветерана
«Честь имею»
«Изготовление подарков для ветеранов». Орден Победы.
Информационный проект: «Непридуманные рассказы о войне»
Подготовка к праздничному концерту.
Музыкально - литературная композиция, посвящённая Великой Победе.
направление «Я и природа»
25.
26.
27.
28.
29.
Мы маленькие дети на большой планете.
Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты!
Природа и фантазия.
Игра «Все на белом свете - солнышкины дети»
Экскурсия в природу.
4. Содержание программы
1год.
№п/п
Наименование темы
Содержание занятия
Форма организации. Виды деятельности
направление «Моя семья»
1.
Я и моя семья.
разгадывание ребуса «7Я», понятие «Семья», рисунок «Моя семья»; домашние обязанности, семейные традиции и праздники, рисование дома для всей семьи.
игры соревнования беседа
2.
Очень я люблю маму милую мою.
рисование портрета мамы, чтение стихов, пение песен о маме; изготовление подарка маме; игровое развлечение «Вместе с мамой»
игры творческая работа
направление «Я -человек»
3.
4
Жил - был Я.
Я и моё имя.
Самопредставление,
игра «Давайте знакомиться, рисование «Я-солнышко в семье»)
(беседа «Для чего человеку имя?», игра «Полное и неполное имя», этюд «Назови ласково». Составление проекта «Мое имя»
игры.
соревнования
5.
Мир моих увлечений.
Круговая беседа - представление «Я и мои таланты».
соревнование
6.
Акция «Двор детского сада»
совместное мероприятие с родителями: посадка деревьев, уборка территории детского сада
родительское собрание совместное мероприятия
7.
Все работы хороши - выбирай на вкус.
загадки о профессиях;
рисование «Кем я буду, когда вырасту»
игры соревнование
экскурсия
8.
Край, в котором я живу.
рассматривание картин о природе родного края
фотовыставка «Донбасс»; викторина «Что в родном краю растёт?»;
экскурсия в парк
экскурсия
9.
Мой город.
экскурсия «С чего начинается Родина»;
посещение выставки в Музее «Моя малая Родина»;
рисование «Мой город»;
ролевая игра «Магазин сувениров».
игры
экскурсия
направление «Я и Отечество»
10.
Наша Родина - Донбасс
рассматривание репродукций картин о родной природе,
чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?»;
Донецк - главный город нашей Родины, пословицы о Родине; рассказ о флаге,
раскрашивание нарисованного флага;
рисование на тему «Моя Родина»
слушание «Гимн ДНР»
игры викторина творческая работа
11.
Наши защитники.
песни и стихи об армии; спортивное развлечение «Вместе с папой»;
семейные праздники, соревнование
12.
Этот День Победы!
изготовление праздничных открыток;
конкурс чтецов «Строки, опаленные войной»;
экскурсия к Вечному огню совместно с родителями; оформление стенда
творческая работа экскурсия встреча с ветеранами
направление «Я и природа»
13.
Почему год круглый?
сказочное представление о временах года
игры викторина
14.
Загадки о временах года и явлениях природы.
времена года и явления природы.
Маленький концерт «Песни - 4 желания» (про разные времена года)
соревнование беседа
15.
Информационный проект «Не проходите мимо!»
сбор информации для проекта
«Не проходите мимо»
проект
16.
Экскурсия в природу!
совместно с родителями наблюдения, подвижные игры
семейные праздники,
2 год
направление «Моя семья»
1
Моя родня.
рассказы детей о членах семьи из личного опыта, традиции и праздники моей семьи
беседа
2
Чтение и обсуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения».
представления о семье, семейных традициях и праздниках
игры соревнование
3
Изготовление панно «Моя семья»
Я - в середине, а по лучам - члены семьи
проект творческая работа
4
Уважай отца и мать - будет в жизни благодать.
Чтение стихов, пословиц;
беседа
семейные праздники
направление «Я - человек»
5
О дружбе, доброте, отзывчивости.
Доброта, отзывчивость взаимопомощь
родительское собрание
6
Что такое хорошо, что такое плохо.
Чтение стихотворения Маяковского
игры викторина
7
О лени и лентяях.
Лень, последствия
игры беседа
8
Беседа: «Кому нужна моя помощь?»
Милосердие, чувство дружбы и коллективизма;
соревнование
9
Игра «Путешествие в страну Мультфильмию»
Мультфильм про кота Леопольда
ианкетирование беседа
10
Когда у друзей лад - каждый этому рад.
взаимопонимание, творческая активность
игры беседа
направление «Я и Отечество»
11
История города. Город и его символы.
Шахтерск, символы
викторина
12
Мастер - класс «Кукла - оберег»
Старинные предания
творческая работа
13
Беседа «О чём рассказывает герб?»
мастер - класс дает методист
беседа
14
Игра « Мой город»
подвижные игры
соревнования
игры соревнование праздник
15
Беседа «Мои земляки»
Знаменитые люди города
16
Экскурсия в Музей города
участие в создании патриотических плакатов
экскурсия
17
Обычаи и традиции Шахтерского края.
Праздники, народные игры
игры
18
Открытия, которые совершил человек
о пароходе, об автомобиле, о самолёте, время космических полётов
фото альбом
игры беседа
19
В гостях у ветерана
как важен мир-тем.беседа
встреча с ветеранами
20
«Честь имею»
праздник посвящён Дню защитников Отечества
встреча с ветеранами
21
«Изготовление подарков для ветера-нов». Орден Победы.
открытки своими руками
творческая работа
22
Информационный про-ект: «Непри-думанные рассказы о войне»
сбор информации, обсуждение, защита проекта
проект
творческая работа
23
Подготовка к праздничному концерту.
разучивание песен и танцев
встреча с ветеранами
24
Музыкально - литера-турная ком-позиция, посвящённая Великой Победе
День Победы. Поздравления ветеранов
совместное мероприятие праздник
направление «Я и природа»
30
Мы маленькие дети на большой планете.
Видео альбом
игры
просмотр видео
31
Мир украша-ют деревья, цветы. Помни, бе-речь их всег-да должен ты!
плакаты, призывающие к охране природы
игры
беседа
проект «Береги природу»
соревнование
экскурсия
творческая работа
32
Природа и фантазия.
Аппликации с растительным орнаментом
творческая работа
33
Игра «Все на белом свете - солныш-кины дети»
Дополнение родительского уголка
игры творческая работа
34
Экскурсия в природу.
совместно с родителями оформление фотовыставки
игры
экскурсия
5. Методическое обеспечение программы:
Для осуществления образовательного процесса по Программе необходимы следующие принадлежности:
-
спортивный инвентарь;
-
подборка видеофрагментов, презентаций
-
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
-
принтер, сканер, мультмедиапроектор;
-
цифровой фотоаппарат
-
портреты писателей, поэтов, композиторов
-
музыкальный инструмент (фортепиано),
-
ноутбук,
-
фонограммы музыкальных произведений.
6. Требования к уровню подготовки детей
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов ДНР;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Родину;
- свой родной язык;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-делать приятное своим родным и близким;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Родину своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-петь песни своего народа;
-рассказывать народные сказки;
-исполнять народные танцы, пляски;
-играть в народные игры, водить хороводы;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-умею при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-изучаю историю ДНР, своей Малой Родины и родного края;
-с уважением отношусь к символам ДНР: знаю историю государственных символов,
слушала текст и мелодию Гимна ДНР;
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
7. Взаимодействие с родителями
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:
-
Выставки рисунков, поделок: «Моя мама лучше всех», «Моя семья» и др.
-
Оформление групповых комнат.
-
Благоустройство ДОУ.
-
Труд бытовой в природе.
-
Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.
-
Природоохранные акции «Посади цветок», «Изготовление кормушки» и др.
Взаимодействие с родителями
№ пп
Мероприятия
Сроки выполнения
Ответственные
1
Проведение родительского всеобуча.
По плану ДОУ
Заведующий, методист
2
Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.
Сентябрь
Воспитатели, родители, методист
3
Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).
Октябрь
Воспитатели
4
Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».
Ноябрь
Воспитатели, родители, методист
5
Проект «Мама, папа, я - спортивная семья».
Ноябрь
Воспитатели, психолог, методист
6
День открытых дверей «Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».
Декабрь
Заведующий, методист, воспитатели
7
Оформление стенда «Древо своей семьи».
Январь
Родители, воспитатели
8
Конкурс плакатов «Защитники Отечества».
Февраль
Воспитатели, родители, методист
9
Досуг «Мой - папа».
Февраль
Физинструктор, родители
10
Праздник вместе с мамами
«Мама солнышко»
По плану ДОУ
Воспитатели, музыкальный руководитель, физинструктор, родители
11
Организация совместных занятий детей и родителей.
Апрель
Воспитатели, методист, психолог
12
Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».
Апрель
Родители, воспитатели
13
День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».
Июнь
Родители, воспитатели
14
Экологический форум «Съезд животных Сахалинских лесов».
Июль
Родители, воспитатели, методист
15
Участие в празднике корейского народа населявшего г. Макаров.
Август
Родители, воспитатели
Используемая литература
-
Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика - Синтез, 2005.
-
Игушенцева А. Музей боевой славы // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.11-13.
-
Комарова Т. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 №2, с.3-8.
-
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
-
Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 №12, с.31-36.
-
Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.10-19.
-
Пряхина С.А. Мне посчастливилось родиться на Руси // Воспитатель ДОУ 2008 №8, с.27-29.
-
Соболева И. Любить малую родину. // Дошкольное воспитание 2005 №10, с.52-54.
-
Татаринкова Л.Ю. Права маленького гражданина. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
-
Татаринкова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.
-
Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
-
Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.
-
Журналы «Веселые картинки», «Миша», «Мурзилка».
-
Народные русские сказки: Из сборника А.Н.Афанасьева.- М.: Художественная литература, 2003.
-
О маме. Стихи и рассказы. М.: «Детская литература», 1988.
-
Я познаю мир: детская энциклопедия. История./ Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Вся учебно-методическая литература взята с Интернета.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Анкета для воспитателей
1. Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?
2. Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?
3. Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?
4. Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии Донбасса?
5. Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?
6. Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?
7. Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?
8. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?
9. Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?
10. Правильно ли организована в групповой комнате предметно-развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?
11. Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?
12. Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?
Анкета для родителей
1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?
3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?
4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи?
7.Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Этапы работы с коллективом
-
Анализ годового плана
-
Анализ воспитательно-образовательной работы
-
Анкетирование педагогов
-
Определение проблемы
-
Составление плана работы
-
Подготовка теоретического и практического материала
-
Семинары
-
Организация развивающей среды
-
Открытые просмотры
-
Микро- мини- центры краеведения
-
Презентации конспектов занятий
-
Оформление фотоальбомов
-
Накопление теоретического и практического материала
-
Перспективное планирование
-
Методические рекомендации
-
Конспекты занятий
-
Сценарии праздников, развлечений
-
Образовательные проекты
-
Оформление материалов
Этапы работы с детьми
-
Обследование знаний детей
-
Определение проблемы
-
Подготовка теоретического материала
-
Подготовка практического материала
-
НОД познавательного цикла
-
Сбор фотоматериалов и оформление альбомов
-
НОД по художественной литературе
-
Организация выставок, конкурсов
-
Экскурсии, беседы
-
Составление генеологического древа
-
Дидактические игры
-
Продуктивная деятельность
-
Посещение музеев
-
Праздники, развлечения
-
Накопление и оформление практического материала
Этапы работы с родителями
-
Анкетирование
-
Составление плана работы с родителями
-
Определение основных форм работы
-
Совместные праздники
-
Открытые просмотры
-
Консультации
-
СМИ для родителей
-
Смотр- конкурс «Фото из семейного альбома»
-
Составление генеологического древа
-
Встречи с ветеранами войны и труда
-
Конкурсы: «Мамины руки не знают скуки», «Папа может все что угодно», «Папа, мама и я - спортивная семья»
-
Праздник пожилого человека
-
Организация фотовыставки «Наши папы и мамы»
-
Оформление материалов, методические рекомендации