- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Программа Декоративна прикладное искусство
Программа Декоративна прикладное искусство
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дутова Е.И. |
Дата | 05.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе модифицированной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Декоративно-прикладное творчество», утвержденной на педагогическом совете МБОУ ДОД «Дом детского творчества Новооскольского района Белгородской области» 31 августа 2012 г., протокол №1.
Целью программы является: формирование и развитие художественно - эстетического вкуса, творческого потенциала, умений и навыков обучающихся, через народное декоративно-прикладное искусство.
Достижению этой цели поможет решение следующих задач:
Образовательные:
-
Способствовать формированию навыков работы с разными инструментами и материалами.
-
Познакомить воспитанников с историей возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства.
-
Познакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно - прикладного искусства;
-
Познакомить с традиционными промыслами и игрушками.
Развивающие:
-
Способствовать развитию творческого потенциала.
-
Способствовать развитию художественно-эстетического вкуса обучающихся.
-
Способствовать развитие коммуникативных способностей обучающихся.
Воспитательные:
-
Способствовать осуществлению трудового и эстетического воспитания школьников;
-
Способствовать воспитанию в обучающихся любви к своей родине, к народному искусству.
-
Способствовать воспитанию уважительного и отношения друг к другу в совместной творческой деятельности.
Данная рабочая программа рассчитана на 144 часа. Из них: на теоретическую часть отведено 26 часов, остальное на практику.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Индивидуальный подход помогает отстающему воспитаннику успешно освоить материал и стимулирует его творческие способности.
Занятия проводятся во второй половине дня в различной форме: учебные занятия, практические занятия, викторины, конкурсы, беседы, диспуты, игры, экскурсии.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
К концу обучения по данной рабочей программе обучающиеся должны знать:
-
правила безопасности труда и личной гигиены;
-
основные особенности материалов, используемых на занятиях декоративной композиции;
-
иметь представление о композиции как целом и образном строе произведения;
-
основные особенности работы с природным материалом;
-
основные особенности техники квиллинг, оригами;
-
основные особенности работы с соленым тестом;
-
иметь представление о роли народных промыслов в современной жизни;
-
основные особенности приемов художественных росписей;
Обучающиеся должны уметь:
-
правильно и безопасно пользоваться инструментами для квиллинга, росписи, лепки.
-
пользоваться основными принципами композиции.
-
различать народные художественные промыслы по характеру росписи.
-
выполнять простейшие элементы росписей;
-
выполнять несложные элементы модулей оригами;
-
конструировать основные элементы квиллинга;
-
работать над созданием коллективных декоративных композиций.
Обучающиеся должны владеть навыками:
-
работы с бумагой, соленым тестом, пластилином, природным материалом;
-
пользования инструментами;
-
наблюдательности, способности образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующих чуткость и активность восприятия реальности.
Знания умения и навыки, полученные обучающимися на занятиях декоративно-прикладным искусством по данной программе, подвергаются педагогическому контролю с целью выявления качества усвоения материала.
Календарно-тематический план
№
п/п
Дата
Тема учебного занятия
Всего часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности
Практическая часть занятия /форма организации деятельности
1.
Введение в образовательную программу. Правила техники
безопасности.
Входной контроль.
2
Знакомство с воспитанниками, беседа о декоративно-прикладном искусстве. Повторение правил безопасности при работе с ножницами, клеем.
Обучающиеся выполняют тестирование.
Формирование чувства коллективизма, аккуратности, чувства ответственности.
2.
Знакомство с техникой создания картин, панно из природного материала. «Какой материал нужно заготовить?»
2
Беседа о природном материале, знакомство с техникой создания изделий из природного материала. Рассказ педагога, какой материал нужно заготовить.
Обучающиеся рассматривают различные поделки из природного материала. Тест - какой материал природный?
Способствовать формированию чувства любви к окружающей природе.
3.
Экскурсия на природу: «Осенний лес».
2
Игра: угадай, от какого дерева этот лист? Рассказ о том, как нужно изготавливать гербарий
Экскурсия на природу, сбор природного материала в городском парке. Засушивание растений в гербарных прессах.
Способствовать воспитанию чувства любви к природе.
4.
Аппликация из листьев «Осенний букет», «Птица»
2
Объяснение техники создания аппликаций из сухих листьев. Беседа о птицах.
Создание аппликации из кленовых листьев «Осенний букет» и из различных листьев: «Птица».
Способствовать воспитанию трудолюбия.
5.
Аппликация из природной крошки: «Дерево счастья»
2
Беседа: «Что такое природная крошка». Поэтапное объяснение хода работы.
Обучающиеся рисуют дерево. Изготавливают аппликацию - дерева, из древесной крошки: «Дерево»
Способствовать воспитанию аккуратности в выполнении работы.
6.
Аппликация из семян подсолнечника: «Ежик», из семян ясеня: «Лес»
2
Рассказ педагога о способе выполнения работы. Беседа: «Какие леса нас окружают?»
Изготовление аппликации из семян подсолнечника и из семян ясеня.
Способствовать воспитанию чувства любви к природе.
7.
Аппликация из манной крупы и пшена: «Жираф».
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Изготовление аппликации из манной крупы и пшена.
Способствовать воспитанию чувства любви к растениям, окружающим нас.
8.
Аппликация из гречки и риса: «Сказочный дом»
2
Беседа: «Вспомним сказки, где есть сказочные домики». Поэтапное объяснение хода работы.
Изготовление аппликации из гречки и риса.
Способствовать воспитанию чувства любви к литературе и чтению.
9.
Декорирование картонной рамки яичной скорлупой.
2
Объяснение этапов работы по изготовлению картонной рамки.
Обучающиеся делают рамочку из картона. Декорирование рамки яичной скорлупой. (Покраска, приклеивание скорлупы).
Способствовать воспитанию усидчивости, развитию мелкой моторики рук.
10.
Панно: «Золотая осень»
2
Объяснение этапов работы над рамой для панно.
Обучающиеся под изготавливают раму и панно из природного материала.
Способствовать воспитанию чувства ответственности и коллективизма.
11.
Творческая работа обучающихся: «Моя фантазия»
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Поэтапное объяснение хода работы.
Обучающиеся декорируют стакан для ручек и карандашей.
Способствовать воспитанию усидчивости и трудолюбия.
12.
Знакомство с историей возникновения искусства оригами. Базовые формы оригами (книга, дверь, блинчик, воздушный змей).
2
Рассказ педагога: что такое оригами, история возникновения и распространения искусства оригами. Учимся работать по схемам. Условные обозначения. Основные понятия.
Рассматривание условных обозначений, изучение основных понятий оригами.
Способствовать воспитанию уважения к культуре других народов, способствовать воспитанию бережного отношения к бумаге.
13.
«Эти забавные животные» изготовление оригами: котик, собачка.
2
Работа по схеме. Повторение условных обозначений. Работа по схеме. Повторение условных обозначений.
Складывание обучающимися оригами котик, собачка, лиса и медведь.
Способствовать воспитанию доброжелательного отношения к домашним животным.
14.
Изготовление оригами из базовых форм по схеме: «Птица сова», «Птица гагара».
2
Повторение складывания базовой формы «Воздушный змей». Работа по схеме. Повторение условных обозначений.
Обучающиеся по схеме самостоятельно складывают базовую форму воздушный змей, и под руководством преподавателя оригами «сова», «Птица гагара».
Способствовать воспитанию настойчивости и стремления преодолевать трудности в выполнении работы.
15.
Треугольный модуль оригами. Складывание треугольных модулей оригами.
2
Беседа: Что такое модульное оригами. Изучение схемы складывания треугольного модуля оригами. Работа по схеме.
Обучающиеся учатся складывать треугольный модуль оригами.
Способствовать воспитанию интереса к новому виду декоративно-прикладного искусства.
16.
Стрекоза из треугольных модулей.
2
Беседа о насекомых. Повторение условных обозначений на схеме. Работа по схеме.
Складывание обучающимися стрекозы из треугольный модулей оригами.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
17.
Оригами из треугольных модулей: «Рыба»
2
Изучение схемы оригами из треугольных модулей «Рыба». Работа по схеме.
Заготовка нужного количества модулей. Складывание оригами «Рыба»
Способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в выполнении работы.
18.
Оригами «Колибри».
2
Изучение схемы складывания колибри. Работа по схеме.
Заготовка модулей для конструирования колибри. Складывание обучающимися оригами «колибри»
Способствовать воспитанию чувства любви к птицам.
19.
Рамка для фото из треугольных модулей оригами.
2
Беседа: какие бывают рамки для фотографий. Работа по схеме.
Прорисовывание обучающимися внешнего вида своей подарочной рамки. Складываем основу рамки из треугольных модулей.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
20.
Рамка для фото из треугольных модулей оригами.
2
Работа с шаблонами. Повторение правил безопасности при работе с ножницами клеем. Демонстрация рамок для фотографий выполненных другими мастерами. Беседа о композиции.
Под руководством преподавателя обучающиеся вырезают дно и подставку для рамы. Обучающиеся украшают свою раму дырокольными элементами.
Способствовать воспитанию трудолюбия и усидчивости. Способствовать воспитанию уважительного отношения к творчеству других людей.
21.
Композиция: «А вот что мы можем!»
2
Повторение схем складывания стрекозы, рыбы, птицы колибри из треугольных модулей. Знакомство с базовыми формами композиции.
Складываем треугольные модули оригами для общей композиции: «А вот что мы можем!» Складываем раму из треугольных модулей оригами.
Способствовать воспитанию навыка культурного общения в коллективе.
22.
Композиция: «А вот что мы можем!»
2
Работа по схеме. Беседа о композиции.
Изготовление на выбор рыбы, стрекозы, птицы. Составление общего панно из треугольных модулей: «А вот что мы можем!»
Способствовать воспитанию уважительного отношения к своему труду.
23.
Что такое квиллинг? Знакомство и способ работы с инструментами для квиллинга. Обзор основных элементов квиллинга.
2
Рассказ: «История возникновения и развития искусства квиллинг». Рассказ преподавателя об инструментах для квиллинга, способах работы с ними, о технике безопасности при работе с инструментами.
Учимся работать с инструментами.
Способствовать развитию чувства любви к декоративно-прикладному искусству.
24.
Основные элементы квиллинга.
2
Беседа: основные элементы квиллинга. Изучение терминов. Беседа. Игра: найди разницу. Изучение новых понятий.
Обучающиеся учатся скручивать элементы: «тугая спираль», «свободная спираль», «раскрытая спираль», «капля», «изогнутая капля», «глаз», «лепесток»
Способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности.
25.
Составление цветов из элементов квиллинга.
2
Беседа. Работа по схемам. Беседа. Работа по схемам.
Обучающиеся складывают ландыши, тюльпаны, цветочек сирени, колокольчик, ромашку.
Способствовать воспитанию стремления к творчеству.
26.
Изготовление картонной рамки. Создание цветочной композиции.
2
Рассказ педагога, работа по схеме. Беседа о композиционном построении букета в раме.
Обучающиеся делают картонную рамку для цветочной композиции и составляют композицию из выполненных ранее цветов, вклеивают их в рамку.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
27
Коллективная работа: «Наша цветочная оранжерея».
2
Повторение базовых форм композиции. Беседа о композиционном построении букета в раме.
Изготовление рамы из треугольных модулей для общего панно. Изготовление и вклеивание обучающимися различных цветов в раму.
Способствовать воспитанию стремления к творчеству.
28.
Домашние животные: «Собака», «Кот».
2
Беседа: «Собака друг человека». Рассказ преподавателя: «Многообразие пород кошек».
Изготовление и склеивание элементов по схеме: «Собака», «Кот».
Способствовать воспитанию бережного отношения к домашним животным.
29
Домашние животные: «Поросенок», «Цыпленок».
2
Беседа: кто живет на ферме? Беседа: обитатели птичьего двора.
Изготовление и склеивание элементов по схеме: «Поросенок», «Цыпленок».
Способствовать воспитанию дисциплины труда и отдыха.
30.
Животные Африки.
2
Беседа: Животное Африки - жираф. Беседа. Многообразие видов обезьян.
Изготовление жирафа, обезьяны.
Способствовать воспитанию чувства интереса к жизни животных Африканских равнин.
31.
Животные Африки.
2
Беседа о львах и их подвидах. Просмотр иллюстраций с изображением львов.
Рассказ о жизни и среде обитания бегемота.
Изготовление льва, бегемота.
Способствовать воспитанию интереса к жизни животных.
32.
Промежуточный контроль - Практическая работа по темам: «Природный материал, оригами, квиллинг».
Панно: «Наш зоопарк».
2
Беседа: «что такое зоопарк». Беседа о композиции.
Изготовления фона для панно. Промежуточный контроль - Практическая работа по темам: «Природный материал, оригами, квиллинг». Самостоятельное выполнение животных обучающимися, вклеивание их в общее панно.
Способствовать воспитанию творческого вкуса у обучающихся.
33.
Беседа о народном и декоративно-прикладном искусстве. Экскурсия в Отдел краеведения Новооскольской централизованной библиотечной системы.
2
Беседа о народном и декоративно-прикладном искусстве. Экскурсия в Отдел краеведения Новооскольской центральной библиотечной системы.
Способствовать развитию интереса к декоративно - прикладному искусству. Приобщение обучающихся к культуре родного края.
34.
Хохломская роспись.
2
Беседа: знакомство с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Беседа о видах хохломской росписи.
Способствовать воспитанию у обучающихся уважения к декоративно-прикладному искусству.
35.
Хохломская роспись.
2
Рассказ преподавателя о трех типах орнамента. Беседа, повторение основных элементов росписи.
Технология выполнения росписи и особенности рисунка Хохломы. Выполнение элементов росписи. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
36.
Городецкая роспись.
2
Беседа о русском народном художественном промысле -Городецкая роспись. Беседа: Что такое узор? Знакомство с узорами в изделиях мастеров г. Городца и основными элементами и этапами росписи.
Просмотр обучающимися мультимедийной презентации. Ознакомление с произведениями и историей развития Городецкой росписи. Выполнение упражнений в технике кистевой росписи.
Способствовать воспитанию уважительного отношения к творчеству других людей.
37.
Городецкая роспись.
2
Беседа: Какие узоры основные в Городецкой росписи. Беседа: Повторение правил удерживания кисти, составления узора.
Выполнение упражнений в технике кистевой росписи. Прорисовка основных узоров.
Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся, средствами декоративно-прикладного искусства.
38.
Жостово.
2
Беседа: Знакомство детей с искусством
Жостовского промысла. Особенности Жостовской росписи: элементы узора, колорит, композиции. Словарная работа: Кайма, Жостово, фон.
Просмотр обучающимися мультимедийной презентации. Составление узор на круге, овале, квадрате, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму.
Способствовать воспитанию дисциплинированности и ответственности.
39.
Жостово.
2
Словарная работа: «букет в центре», «букет в раскидку», отработка умения наносить мазок.
Составление букета из крупных и мелких цветов. Отработка умения наносить мазок. Самостоятельное составление узора на выбранной форме круг, овал.
Способствовать раскрытию творческого потенциала ребенка.
40.
Традиционный русский художественный промысел - Гжель.
2
Беседа: знакомство с традиционным русским художественным промыслом - Гжель. Беседа о праздничной и повседневной посуде. Освоение простого гжельского орнамента- сеточки, традиционных гжельских орнаментов и бордюров.
Освоение простых элементов росписи: точки и прямые линии. Прорисовка элементов орнамента кистью. Обучающиеся выполняют упражнения на повтор главных элементов гжельской росписи.
Способствовать воспитанию интереса к декоративно-прикладному искусству. Способствовать воспитанию эмоционально творческой сферы.
41.
Традиционный русский художественный промысел - Гжель. Традиционный русский художественный промысел - Гжель.
2
Рассказ преподавателя: значение мазка «капелька» и «мазок с тенью» в гжельской росписи. Рассказ педагога: мазковая техника гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.
Рисунок по образцу простейших элементов росписи. Дети учатся наносить мазок. Роспись рисунка «чайник».
Способствовать воспитанию любви к культуре родного края.
42.
Знакомство с историей возникновения матрешки. Отличительные черты матрешек.
2
Рассказ педагога: история возникновения матрешки. Беседа: Отличительные черты матрешек. «По изображению», «По форме», « по количеству мест», « По используемым материалам для росписи», «по видам»
Просмотр мультимедийной презентации.
Воспитание эмоционально-чувственной сферы.
43.
Характерные особенности матрешек.
2
Беседа: «Характерные черты Полхов- Майданской матрешки, украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек. Беседа: Особенности загорской и семеновской матрешки.
Просмотр мультимедийной презентации. Выполнение отдельных мазков и «тычков». Просмотр мультимедиа-презентации о загорской матрешке. Выполнение основных приемов росписи.
Воспитывать стремление к творчеству.
44.
Элементы росписи матрешки.
2
Беседа: «Элементы росписи матрешки». Беседа: Характерные черты одежды матрешек, орнаменты.
Учимся рисовать личико, волосы, ручки, одежду, прорисовывать цветочный орнамент.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
45.
Роспись фартука матрешки.
2
Рассказ: Фартук матрешки.
Обучающиеся учатся расписывать фартук, понравившейся им роспись, прорисовывать орнамент на фартуке.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса у обучающихся.
46.
Самостоятельная роспись обучающимися Полхов-Майданской матрешки.
2
Беседа: Особенности Полхов -Майданской матрешки. Просмотр иллюстраций.
Роспись обучающимися матрешки украшение при помощи отдельных мазков, "тычков" и точек.
Способствовать воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству.
47.
Авторская матрешка.
2
Беседа: Многообразие матрешек. Просмотр мультимедиа презентации «Матрешки». Повтор способов нанесения мазка.
Самостоятельное выполнение обучающимися росписи матрешки.
Способствовать воспитанию уважения к творчеству других людей.
48.
Что такое пластилин? Пластилин и его свойства. Основные приемы лепки.
2
Рассказ: Что такое пластилин, его свойства. Повторение правил безопасности при работе с пластилином. Объяснение некоторых приемов лепки: базовые, производные, сложные фигуры.
Обучающиеся знакомятся с секретами работы с пластилином.
Обучающиеся осваивают приемы лепки.
Способствовать воспитанию у обучающихся уважения к декоративно-прикладному искусству.
49.
Аппликация из пластилина (шариковая) «Цветик-семицветик».
2
Объяснение техники выполнения аппликации.
Выполнение аппликации.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
50.
Аппликация из пластилина (шариковая) «Тигренок».
2
Объяснение техники выполнения аппликации.
Выполнение обучающимися аппликации.
Способствовать воспитанию стремления к творчеству.
51.
Аппликация из цилиндрических жгутиков. «На лугу паслась корова».
2
Рассказ педагога об аппликации из цилиндрических жгутиков.
Работа по шаблону. Выполнение аппликации из цилиндрических жгутиков: «На лугу паслась корова».
Способствовать воспитанию чувства заботы о домашних животных.
52.
Аппликация из цилиндрических жгутиков. «Радуга над рекой». Аппликация из цилиндрических жгутиков. «Радуга над рекой».
2
Беседа. «Что такое радуга?». Поэтапное объяснение хода работы.
Выполнение предварительного рисунка по шаблону. Выполнение аппликации из цилиндрических жгутиков: «Радуга над рекой».
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
53.
Объемная аппликация: «В гостях у сказки».
2
Объяснение техники создания объемной аппликации. Ролевая игра по мотивам сказки «Колобок»
Выполнение аппликации по мотивам сказки «Колобок».
Способствовать воспитанию настойчивости и стремления преодолевать трудности в работе.
54.
Объемная аппликация: «В гостях у сказки».
2
Ролевая игра по мотивам сказки «Репка»
Выполнение аппликации по мотивам сказки «Репка».
Способствовать воспитанию трудолюбия и упорства в работе.
55.
Обратная лепка.
2
Знакомство с новым видом лепки - обратная лепка. Объяснение техники выполнения аппликации. Объяснение техники выполнения аппликации.
Выполнение обучающимися аппликации «Клубничная полянка».
Способствовать воспитанию чувства интереса к творчеству.
56.
Обратная лепка.
2
Беседа: «Какие мультфильмы вы сейчас смотрите?»
Обучающиеся выполняют иллюстрацию к любимому мультфильму в технике обратная лепка.
Способствовать воспитанию дисциплины труда и отдыха.
57.
Пластилиновая живопись. Рисуем мак.
2
Рассказ педагога о новом виде работы с пластилином - пластилиновой живописи. Правила безопасности при работе с пластилином. Повторение правил безопасности при работе.
Подбор и смешивание цвета.
Обучающиеся прорисовывают контур рисунка, учатся наносить мазок стекой, пальцами. Смешивают цвета для получения нужного оттенка. Обучающиеся поэтапно заполняют рисунок пластилином.
Способствовать воспитанию настойчивости и стремления преодолевать трудности в работе.
58.
Пластилиновая живопись. Рисуем кораблик.
2
Объяснение этапов работы. Подбор и смешивание цвета.
Прорисовка контура. Поэтапное заполнение рисунка пластилином.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
59.
Творческая работа обучающихся, создание аппликации из пластилина в любой понравившейся технике.
2
Краткий повтор техник выполнения аппликаций.
Выполнение аппликации обучающимися.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов учащихся.
60.
Соленое тесто, знакомство с материалом и его свойствами. Лепка из соленого теста - «Божья коровка».
2
Рассказ педагога: «Рецепты соленого теста. Техника безопасности при работе с соленым тестом. Рабочее место и инструменты.
Выполнение простых приемов лепки. Поэтапное выполнение изделия.
Способствовать воспитанию чувства интереса к новой технике.
61.
Лепка из соленого теста: «Ежик», «Черепаха».
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Поэтапное выполнение поделки.
Способствовать воспитанию настойчивости и стремления преодолевать трудности в работе.
62.
Раскрашиваем фигурки из теста.
2
Правила смешивания красок. Правила оформления рабочего места.
Обучающиеся раскрашивают поделки из теста.
Способствовать воспитанию чувства интереса к творчеству
63.
Лепка цветка -ромашка, тюльпан.
2
Работа по шаблону.
Обучающиеся поэтапно выполняют работу, лепят ромашку и тюльпан.
Способствовать воспитанию бережного отношения к окружающей нас природе.
64.
Лепка цветка - роза, мак.
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Обучающиеся лепят цветок розы и мака.
Способствовать воспитаю чувства любви к прекрасному.
65.
Раскрашиваем поделки из теста.
2
Повторение правил смешивания цветов.
Обучающиеся раскрашивают ромашку, тюльпан, розу и мак.
Способствовать воспитанию эстетического вкуса.
66.
Лепим магнит - веточка яблони, вишенки.
2
Лепим магнит на холодильник яблоко.
Обучающиеся поэтапно выполняют работу.
Способствовать воспитанию стремления к творчеству.
67.
Лепим магнит - клубника, виноградная гроздь.
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Поэтапное выполнение хода работы. Обучающиеся лепят магнита - виноградная гроздь.
Способствовать воспитанию творческих взглядов и вкусов обучающихся.
68.
Раскрашиваем поделки из теста.
2
Выбор цветового решения.
Обучающиеся раскрашивают веточку яблони и вишенки, виноградную гроздь и клубнику, приклеивают магнит на поделку.
Способствовать воспитанию творческой самостоятельности.
69.
Лепка ангела, панно из теста - «Довольный кот»
2
Поэтапное объяснение хода работы.
Обучающиеся лепят ангела, лепят панно - «Довольный кот».
Способствовать воспитанию уверенности в своих силах.
70.
Лепка панно на свободную тему.
2
Повторение основных принципов композиции. Закрепление умений и навыков по теме.
Поэтапное выполнение обучающимися работы.
Способствовать воспитанию настойчивости и стремления преодолевать трудности в работе.
71.
Раскрашивание фигурок из теста.
2
Закрепление умений и навыков по теме.
Обучающиеся раскрашивают фигурки ангела, выполненные на свободную тему панно, кота.
Способствовать воспитанию аккуратности.
72.
Итоговое занятие. Промежуточный контроль по темам: «Роспись», «Лепка».
2
Оформление выставки работ.
Обучающиеся выполняют практическую работу. Обучающиеся оформляют выставку своих работ.
Способствовать воспитанию любви к декоративно-прикладному искусству.
Содержание рабочей программы
-
Введение в образовательную программу. Повторение правил безопасности.
Теория: Знакомство с обучающимися, введение в образовательную программу, беседа о декоративно-прикладном искусстве. Входной контроль. Повторение правил безопасности при работе с клеем, ножницами.
Практика: Обучающиеся выполняют тест.
-
Знакомство с техникой создания картин, панно из природного материала. «Какой материал нужно заготовить?»
Теория: Беседа о том, какой материал называют природным, знакомство с техникой создания изделий из природного материала. Демонстрация обучающимся различного природного материала. Беседа: «Какой материал нужно заготовить», повторение правил безопасности во время экскурсии.
Практика: Тест: «Какой материал природный?»
-
Экскурсия на природу: «Осенний лес».
Теория: Игра: «Угадай, от какого дерева этот лист?» Рассказ педагога о том, как правильно изготовить гербарий, как раскладывать, засушивать и хранить растения в гербарных прессах.
Практика: Сбор природного материала в городском парке. Изготовление гербарного пресса, гербария.
-
Аппликация из листьев «Осенний букет», «Птица».
Теория: Аппликация из кленовых листьев: «Осенний букет». Объяснение правил работы с природным материалом, этапы работы над композицией. Беседа о птицах. Изучение схем с этапами работы над композицией. Работа по схеме.
Практика: Выполнение обучающимися букета из осенних листьев, аппликации «Птица».
-
Аппликация из природной крошки: «Дерево счастья».
Теория: Беседа: «Что такое природная крошка?», изучение схем с этапами работы над композицией. Работа по схеме.
Практика: Выполнение обучающимися аппликации из древесной крошки «Дерево счастья».
-
Аппликация из семян подсолнечника - «Ежик», и из семян ясеня - «Лес».
Теория: Беседа: «Что такое семена?», «Какие леса нас окружают?», Игра: « Дерево и его семена». Рассказ педагога о способе выполнения работы.
Практика: Выполнение обучающимися работы под руководством педагога.
-
Аппликация из манной крупы и пшена - «Жираф».
Теория: Объяснение способа работы с манной крупой и пшеном.
Практика: Выполнение аппликации из манной крупы и пшена, окрашивание некоторых деталей гуашевыми красками.
-
Аппликация из гречки и риса - «Сказочный дом».
Теория: Беседа: «Вспомним сказки, где есть сказочные домики».
Практика: Выполнение карандашного рисунка сказочного домика с помощью шаблонов. Изготовление аппликации из гречки и риса.
-
Декорирование картонной рамки яичной скорлупой.
Теория: Изучение схемы, условных обозначений.
Практика: Работа по схеме, выполнение рамочки под руководством педагога.
-
Панно: «Золотая осень».
Теория: Объяснение нового материала, работа по схеме.
Практика: Обучающиеся под руководством педагога изготавливают панно из природного материала.
-
Творческая работа учащихся - «Моя фантазия».
Теория: Демонстрация задекорированных предметов обихода, поэтапное объяснение хода работы.
Практика: Обучающиеся декорируют стакан для карандашей.
-
Знакомство с историей возникновения и искусства оригами. Базовые формы оригами (книга, дверь, блинчик, воздушный змей).
Теория: Рассказ педагога: «Что такое оригами. История возникновения и распространения искусства оригами». Демонстрация различных оригами Знакомство с базовыми формами оригами (Книга, дверь, блинчик, воздушный змей). Как работать по схемам. Условные обозначения.
Практика: Рассматривание схем, условных обозначений, складывание базовых форм оригами под руководством преподавателя.
-
«Эти забавные животные» изготовление оригами: котик, собачка, лиса, медведь.
Теория: Работа по схеме, повторение условных обозначений.
Практика: Складывание учащимися оригами «котик, собачка», « лиса», «медведь».
-
Изготовление оригами из базовых форм по схеме: птица сова, птица гагара.
Теория: Закрепление материала. Складывание базовой формы «воздушный змей».
Практика: Учащиеся по схеме самостоятельно складывают базовую форму воздушный змей, и под руководством преподавателя оригами « сова», «птица гагара».
-
Треугольный модуль оригами. Складывание треугольных модулей оригами.
Теория: Беседа: «Что такое модульное оригами. Работа по схеме.
Практика: Обучающиеся учатся складывать треугольный модуль оригами. Обучающиеся учатся ровно разрезать лист и складывают треугольные модули.
-
Стрекоза из треугольных модулей.
Теория: Теория: Беседа о насекомых. Изучение схемы складывания стрекозы из треугольных модулей. Работа по схеме. Виды соединения модулей.
Практика: Заготовка нужного количества модулей. Складывание стрекозы из треугольных модулей оригами.
-
Оригами из треугольных модулей - «Рыба».
Теория: Изучение схемы оригами «Рыба».
Практика: Складывание нужного количества модулей и изготовление оригами «Рыба».
-
Оригами «колибри».
Теория: Изучение схемы складывания колибри.
Практика: Заготовка нужного количества модулей. Складывание обучающимися оригами из треугольный модулей «колибри».
-
Рамка для фото из треугольных модулей оригами.
Теория: Беседа: «какие бывают рамки».
Практика: Прорисовывание обучающимися внешнего вида своей подарочной рамки. Заготовка модулей. Складываем основу рамки из треугольных модулей.
-
Рамка для фото из треугольных модулей оригами.
Теория: Работа с шаблоном, повторение правил безопасности при работе с ножницами клеем. Беседа о композиции. Демонстрация рамок для фотографий выполненных другими мастерами. Беседа о композиции.
Практика: Под руководством преподавателя обучающиеся вырезают дно и подставку для рамы, украшают свою рамку дырокольными элементами.
-
Композиция: «А вот что мы можем!»
Теория: Повторение схем складывания рыбы, стрекозы, колибри из модулей. Знакомство с базовыми формами композиции.
Практика: Обучающиеся складывают треугольные модули оригами для общей композиции: «А вот что мы можем!» Изготавливают раму для общего панно.
-
Композиция: « А вот что мы можем!»
Теория: Работа по схемам.
Практика: Изготовление рыб, стрекоз, птиц. Составление общего панно из заготовленных предметов.
-
Что такое квиллинг? Знакомство и способ работы с инструментами для квиллинга. Обзор основных элементов квиллинга.
Теория: Рассказ: История возникновения и развития искусства.
Рассказ преподавателя об инструментах для квиллинга, способах работы с ними, о технике безопасности при работе с инструментами.
Практика: Учимся работать с инструментами.
-
Основные элементы квиллинга.
Теория: Беседа: Основные элементы квиллинга. Изучение терминов. Беседа. Игра: «Найди разницу».
Практика: Учимся складывать элементы: «тугая спираль», «свободная спираль», «раскрытая спираль», «капля», « изогнутая капля», « глаз», «лепесток».
-
Составление цветов из элементов квиллинга.
Теория: Беседа. Работа по схемам.
Практика: Обучающиеся учатся скручивать ландыши, тюльпаны, цветочек сирени, колокольчик, ромашку.
-
Изготовление картонной рамки. Создание цветочной композиции.
Теория: Выполнение картонной рамки для цветочной композиции. Беседа о композиционном построении букета.
Практика: обучающиеся составляют композицию из ранее заготовленных цветов, вклеивают их в раму.
-
Коллективная работа: «Наша цветочная оранжерея».
Теория: повторение базовых средств композиции.
Практика: Заготовка модулей и изготовление рамы. Изготовление и вклеивание в рамку цветов.
-
Домашние животные: «Собака», «Кот».
Теория: Беседа: «Собака- друг человека».
Практика: Работа по схеме. Скручивание собаки и кота.
-
Домашние животные: «Поросёнок», «Цыпленок».
Теория: Беседа: «Кто живет на ферме?», беседа: «Обитатели птичьего двора»
Практика: Скручиваем поросенка, цыпленка.
-
Животные Африки.
Теория: Беседа: «Животное Африки - жираф». Рассказ: «Многообразие видов обезьян»
Практика: Скручивание жирафа, обезьяны.
-
Животные Африки.
Теория: Беседа о львах и их подвидах, Просмотр иллюстраций с изображением львов. Рассказ о жизни и среде обитания бегемотов.
Практика: Скручивание льва, бегемота.
-
Промежуточный контроль - Практическая работа по темам: «Природный материал, оригами, квиллинг». Панно - «Наш зоопарк».
Теория: Беседа, что такое зоопарк.
Практика: Изготовление фона для панно. Самостоятельное скручивание животных обучающимися, вклеивание их в общее панно.
-
Беседа о народном и декоративно-прикладном искусстве. Экскурсия в Отдел краеведения Новооскольской централизованной библиотечной системы.
Теория: Беседа о народном и декоративно-прикладном искусстве. Повторение правил безопасности и поведения во время экскурсии.
Практика: Экскурсия в Отдел краеведения Новооскольской централизованной библиотечной системы.
-
Хохломская роспись.
Теория: Беседа: «Знакомство с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы. Беседа о видах хохломской росписи.
Практика: просмотр обучающимися мультимедийной презентации.
-
Хохломская роспись.
Теория: Рассказ преподавателя о трех типа орнамента. Повторение основных элементов росписи.
Практика: Выполнение обучающимися элементов росписи. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.
-
Городецкая роспись.
Теория: беседа о русском народном художественном промысле - Городецкая роспись. Беседа: «Что такое узор?»
Практика: Просмотр обучающимися мультимедийной презентации. Знакомство с узорами в изделиях мастеров города Городца и основными элементами и этапами росписи. Выполнение упражнений в технике кистевой росписи.
-
Городецкая роспись.
Теория: Беседа: «Какие узоры основные в Городецкой росписи». Повторение правил удерживания кисти, составление узора.
Практика: Выполнение упражнений в технике кистевой росписи. Самостоятельна роспись учащимися модели для раскрашивания.
-
Жостово.
Теория: Знакомство детей с искусством Жостовского промысла. Особенности Жостовской росписи: элементы узора, колорит, композиция. Словарная работа - «Кайма», «Жостово», «фон».
Практика: Просмотр обучающимися мультимедийной презентации. Составление узора на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и края - кайму.
-
Жостово.
Теория: Словарная работа: «букет в центре», «букет в раскидку». Отработка умения наносить мазок.
Практика: Составление букета из крупных и мелких цветов. Отработка умения наносить мазок. Самостоятельное составление узора на выбранной форме круг, овал.
-
Традиционный русский художественный промысел - Гжель.
Теория: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом - Гжель. Рассказ педагога о простом гжельском орнаменте - сеточка, традиционных гжельских орнаментов и бордюров, беседа о праздничной и повседневной посуде.
Практика: Освоение простых элементов росписи: точки и прямые линии. Прорисовка элементов орнамента кистью. Выполнение упражнений на повтор главных элементов гжельской росписи.
-
Традиционный русский художественный промысел - Гжель.
Теория: Значение мазка «капелька», и «мазок с тенью» в гжельской росписи. Рассказ преподавателя о мазковой технике гжельской росписи. Традиционное изображение цветка.
Практика: Освоение традиционных элементов гжельской росписи - «капелька», «мазок с тенью». Рисунок по образцу простейших элементов росписи. Обучающиеся расписывают рисунок «чайник».
-
Знакомство с историей возникновения матрешки. Отличительные черты матрешек.
Теория: Рассказ педагога: «История возникновения матрешки».
Беседа: «Отличительные черты матрешек «по изображению», по форме», «по количеству мест», по используемым материалам для росписи», «по видам». Просмотр мультимедийной презентации.
-
Характерные особенности матрешек по видам: Полхов-Майданская, Загорская и семеновская.
Теория: «Характерные черты Полхов-Майданской матрешки, украшение при помощи отдельных мазков, «тычков» и «точек». Беседа: «Особенности Загорской и семеновской матрешки». Просмотр мультимедиа-презентации о Загорской матрешке. Выполнение основных приемов росписи.
-
Элементы росписи матрешки.
Теория: Изучение элементов росписи матрешки. Характерные черты одежды матрешек, орнаменты.
Практика: Учимся рисовать личико, волосы, ручки, одежду, прорисовывать цветочный орнамент.
-
Роспись фартука матрешки.
Теория: Рассказ: «Фартук матрешки».
Практика: Учащиеся учатся расписывать фартук матрешки, используя, различные виды росписи, прорисовывать орнамент на фартуке.
-
Самостоятельная роспись обучающимися Полхов-Майданской матрешки.
Теория: Беседа - «Особенности Полхов-Майданской матрешки».
Практика: Роспись обучающимися матрешки, украшение при помощи отдельных «тычков» и точек. Роспись обучающимися матрешки.
-
Авторская матрешка. Самостоятельное выполнение обучающимися авторской матрешки.
Теория: Просмотр мультимедиа презентации «Матрешки». Повтор способов нанесения мазка.
Практика: Самостоятельное выполнение росписи обучающимися матрешки.
-
Правила поведения и техника безопасности при работе с пластилином. Что такое пластилин? Пластилин и его свойства. Основные прием лепки.
Теория: Рассказ: «Что такое пластилин, его свойства». Повторение правил безопасности при работе с пластилином. Объяснение некоторых приемов лепки: базовые, производные, сложные фигуры.
Практика: Выполнение простых фигур из пластилина. Обучающиеся осваивают приемы лепки.
-
Аппликация из пластилина (шариковая) «Цветик-семицветик».
Теория: Объяснение техники выполнения аппликации из пластилиновых шариков.
Практика: Выполнение обучающимися аппликации.
-
Аппликация из пластилина (шариковая) «Тигренок».
Теория: Объяснение техники создания аппликации «Тигренок».
Практика: Выполнение обучающимися аппликации.
-
Выполнение аппликации из цилиндрических жгутиков «На лугу паслась корова»
Теория: Рассказ преподавателя о способах выполнения аппликаций из цилиндрических жгутиков.
Практика: Выполнение обучающимися аппликации по шаблону.
-
Выполнение аппликации из цилиндрических жгутиков «Радуга над рекой».
Теория: Беседа: «Что такое радуга?»
Практика: Выполнение предварительного рисунка для аппликации из цилиндрических жгутиков «Радуга над рекой».
-
Объемная аппликация: «В гостях у сказки».
Теория: Объяснение техники выполнения объемной аппликации.
Практика: Выполнение аппликации по мотивам сказки «Колобок».
-
Объемная аппликация: «В гостях у сказки».
Теория: Ролевая игра по мотивам сказки «Репка».
Практика: Выполнение объемной аппликации под руководством педагога.
-
Обратная лепка « Клубничная полянка».
Теория: Знакомство с новым видом лепки - обратная лепка. Объяснение техники выполнения аппликации. Повторение правил безопасности при работе с пластилином.
Практика: Выполнение обучающимися аппликации «Клубничная полянка».
-
Обратная лепка «Иллюстрация к любимому мультфильму».
Теория: Беседа: «Какие мультфильмы вы сейчас смотрите?»
Практика: Обучающиеся выполняют иллюстрацию к любимому мультфильму в технике обратная лепка. Прорисовка контура. Заполнение рисунка пластилином.
-
Пластилиновая живопись. Рисуем мак.
Теория: Рассказ педагога о новом виде работы с пластилином - пластилиновой живописи. Повторение правил безопасности при работе со стеклом. Подбор цвета.
Практика: Выбор пластилина нужного цвета, смешивание, прорисовка контура, Обучающиеся учатся наносить мазки стекой, пальцем. Обучающиеся поэтапно заполняют рисунок пластилином.
-
Пластилиновая живопись. Рисуем кораблик.
Теория: Объяснение этапов работы.
Практика: Объяснение этапов работы. Обучающиеся самостоятельно выполняют рисунок. Поэтапное заполнение рисунка пластилином.
-
Творческая работа обучающихся, создание аппликации из пластилина в любой понравившейся технике.
Теория: Краткий повтор техник выполнения аппликаций.
Практика: Выполнение аппликации обучающимися.
-
Соленое тесто, знакомство с материалом и его свойствами. Лепка из соленого теста - «Божья коровка».
Теория: Лепка из простых форм: шар, конус, валик.
Практика: Поэтапное выполнение работы обучающимися.
-
Лепка из соленого теста: «Ежик», «Черепаха».
Теория: Поэтапное объяснение хода работы. Повторение правил безопасности при работе с ножницами. Определяем композиционное построение поделки в раме, пропорции поделки.
Практика: Обучающиеся под руководством педагога лепят ежика из соленого теста, ножницами нарезают ему иголки, лепят черепаху.
-
Раскрашиваем фигурки из теста.
Теория: Правила смешивания красок. Правила оформления рабочего места.
Практика: Обучающиеся раскрашивают поделки из теста.
-
Лепка цветка - ромашка, тюльпан.
Теория: Работа по шаблону.
Практика: Обучающиеся поэтапно лепят ромашку и тюльпан.
-
Лепка цветка - роза, мак.
Теория: Поэтапное объяснение хода работы.
Практика: Обучающиеся лепят цветок розы и мака.
-
Раскрашиваем поделки из теста.
Теория: Повторение правил смешивания цветов.
Практика: Обучающиеся раскрашивают ромашку, тюльпан, розу и мак.
-
Лепим магнит - веточка яблони, вишенки.
Теория: Лепим магнит на холодильник яблоко.
Практика: Обучающиеся поэтапно выполняют работу.
-
Лепим магнит - клубника, виноградная гроздь.
Теория: Работа по шаблону.
Практика: Обучающиеся лепят магнит - клубника и виноградная гроздь.
-
Раскрашиваем поделки из теста.
Теория: Выбор цветового решения.
Практика: Обучающиеся раскрашивают поделки и приклеивают магнит на поделку.
-
Лепка ангела и панно из теста - «Довольный кот».
Теория: Поэтапное объяснение хода работы.
Практика: Обучающиеся лепят ангела и панно - «Довольный кот».
-
Лепка панно на свободную тему.
Теория: Повторение основных принципов композиции. Закрепление умений и навыков по теме.
Практика: Поэтапное выполнение обучающимися работы.
-
Раскрашивание фигурок из теста.
Теория: Закрепление навыков по изученной теме.
Практика: Обучающиеся раскрашивают ангела, кота и выполненные на свободную тему панно.
-
Итоговое занятие. Промежуточный контроль по темам: «Роспись», «Лепка». Оформление выставки работ.
Практика: Обучающиеся выполняют практическую работу. Оформляют выставку поделок.
Средства контроля
Практическая работа №1.
-
Какие из этих материалов природные?
а) пластилин;
б) кленовые листья;
в) шишки еловые;
г) семена цветов;
д) веточки деревьев;
е) цветные карандаши;
ж) цветная бумага;
з) клей;
и) гречневая крупа.
-
Можно ли собирать природный материал в дождливую погоду?
а) да; б) нет.
-
Как правильно сушить листья?
а) в духовке;
б) между двумя листами бумаги под прессом;
в) на подоконнике.
-
Можно ли хранить семена цветов в пластиковых коробочках?
а) да; б) нет.
-
Как правильно высушить объемный цветок?
а) поставить в вазу и пусть засыхает;
б) подвесить бутоном вниз.
-
Оригами - это……
-
Назовите 3 любых базовых формы оригами.
-
Модульное оригами - это…..
-
Что такое квиллинг?
-
Что обозначают эти условные обозначения:
-
2)
-
Как называются эти элементы квиллинга?
1.2. 3. 4. 5.
-
Скрутите цветок по картинке.
Ответы Практическая работа №1
-
б), в), г), д), и);
-
б);
-
б);
-
б);
-
в);
-
Оригами - это искусство складывания фигурок из бумаги без применения ножниц и клея.
-
«Воздушный змей», «Треугольник», «Книга».
-
Модульное оригами - это техника складывания оригами из модулей, каждый модуль складывается из листа бумаги по правилам классического оригами, затем соединяются между собой путем вкладывания их друг в друга.
-
Квиллинг - это искусство бумагокручения. Узкие длинные полоски бумаги с помощью специального инструмента скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы.
-
1) согнуть пополам, 2) вогнуть угол.
-
«Свободная спираль», «тугая спираль», «глаз», «капля», «полукруг».
Практическая работа №2
-
Что такое роспись?
-
Какие цвета основные в Хохломской росписи.
а) синий; г) красный;
б) черный; д) золотой;
в) зеленый; е) фиолетовый.
-
Основные цвета Гжельской росписи.
а) красный; г) желтый;
б) синий; д) белый;
в) черный; е) оранжевый.
-
Укажите название росписи.
а) б)
в) г)
5. Укажи виды этих матрешек, проведя линию от изображения к правильному названию.
А) Полхов- Майданская матрешка
Б) Семеновская матрешка
В) Загорская матрешка.
6. Что такое пластилин?
7. Выполните обратную аппликацию на пластиковой крышке.
Ответы на практическую работу №2.
-
Роспись - это сюжетные изображения и орнаменты, создаваемые живописцами на стенах, потолках, бытовых предметах с целью их украшения.
-
б), г), д);
-
б), д);
-
А - Хохломская роспись;
Б - Гжельская роспись;
В - Жостовская роспись;
Г - Городецкая роспись.
-
А - Загорская матрешка,
Б - Семеновская матрешка,
В - Полхов - Майданская матрешка.
-
Пластилин - это материал для лепки, изготовленный из очищенного, тщательно измельченного порошка глины с добавлением воска, вазелина и других веществ.
Учебно-методические средства обучения
Художественные произведения:
Слайды и книги с изображением различных птиц и животных (Чарушин, Бианки); Схемы и рисунки оригами, иллюстрации или фрагменты мультфильмов с персонажами известных сказок, фотографии произведений известных народных художественных промыслов;
Музыкальные произведения:
Детские песни различных исполнителей, песни из кинофильмов и мультфильмов. Произведения Ф. Шопена, П.И.Чайковского, Л. Ван Бетховена; произведения И.С. Баха, С.В. Рахманинова, Н.А.Римского- Корсакова, Ф.Шуберта, А. Вивальди.
Поэтические литературные произведения:
Сказки А.С.Пушкина, Произведения, А.А.Фета, К.Бальмонта, И.А.Бунина, Н.С.Гумилева С.Есенина, Ф.И.Тютчева, и другие художественные произведения.
Художественные материалы:
Бумага А4 офисная белая, цветная, наборы бумажных лент для квиллинга, краски гуашевые и акриловые, художественные кисти, клей ПВА, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, набор стек, соленое тесто, глина самозатвердевающая, пластика(термопластик), фломастеры, различный бросовый и природный материал.
Техническое оснащение.
Столы и стулья, раковина и наличие водопровода в коридоре, освещение, оснащение техническими средствами,
Формы занятий запланированы как традиционные, в виде бесед, учебных занятий, экскурсий, выставок, так и не традиционные: занятие-игра, занятие-путешествие и др.
В образовательной программе предусматриваются такие типы занятий: теоретические, практические (составляют основную часть занятий объединения); групповые, индивидуальные; творческие.
Информационно-методическое обеспечение
1) Литература для учащихся:
- Кард, В. А. Сказки из пластилина / В.А. Кард, С.К. Петров. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997.
- Лыкова, И.А. Лепим с мамой. Азбука лепки / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
- Лыкова, И.А. Старичок-лесовичок. Лесные поделки / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2004.
- Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 4 кл. четырёхлет. нач. шк. / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 1991.
- Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 3 кл. четырёхлет. нач. шк. / В.Г. Машинистов. - М.: Просвещение, 1990.
- Тарасенко, С.Ф. Забавные поделки / С.Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992.
- Учимся лепить и рисовать. - СПб.: Кристалл; ЗАО «Валери СПб», 1997.
- Фреи, Ш. Научитесь лепить забавных животных / Ш. Фреи. - М.: Поппури, 2003.
2) Литература для учителя:
- Баряева, Л.Б. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом / Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина. - М.: Союз, 2005.
- Гукасова, А.М. Рукоделие в начальных классах / А.М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1985.
- Декоративно-прикладное творчество. - М.: Арт-родник, 2010.
- Казагранта, Б. Поделки из соленого теста / Б. Казагранта. - М.: Арт-родник, 2007.
- Конышева, Н.М. Методика трудового обучения младших школьников : Основы дизайнобразования / Н.М. Конышева. - М.: Академия, 1999.
- Кузнецов, В. П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских: Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. / В.П. Кузнецов, Я.А. Рожнев. - М.: Просвещение, 1981.
- Мителло, К. Аппликация: техника и искусство / К. Мителло. - М.: Эксмо, 2005.
- Тарабарина, Т.И. Оригами и развитие ребенка / Т.И. Тарабарина. - Ярославль: академия развития, 1997.
3) Дополнительная литература
Методическая копилка учителя (в ней иллюстрации, образцы поделок, рисунки и т. д.)
stranamasterov.ru/taxonomy/term/364
skyki-net.ru
ejka.ru
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Артамонова, Е.В. Необычные Игрушки и сувениры. Самоделки из природных материалов «ЭКСМО» Москва, 2005. - 64 с.
-
Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
-
Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992
-
Богуславская, И.Я., Графов Б. Искусство Жостова. Л., Искусство, 1979.
-
Василенко, В.М. Искусства Хохломы. М., Советский художник, 1987.
-
Гибб Хелен Изысканные цветы из лент - М.: издательство «Кристина - новый век» 2007.
-
Григорьев, Д.В. Программы внеурочной деятельности: пособие для учителей.-М.:Просвещение, 2011.
-
Гульянц, Э.К. Учим детей мастерить , «Просвещение», Москва.
-
Долженко, Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
-
Дорожин, Ю.Г. Городецкая роспись. Издательство « Мозаика- Синтез», 1999.
-
Зайцева, О.Декоративные цветы из ткани, бумаги, кожи: Практическое руководство -М.: АСТ;СПб.: Астрель-СПб, 2008.
-
Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
-
Куревина, О. А. Прекрасное рядом с тобой : учебник для начальной школы по курсу «Синтез искусств» / О. А. Куревина, Е. А. Лутцева. -Ч.1-4. - М.: Баласс, 2007.
-
Петрова, И.М. Объёмная аппликация (из опыта работы) - Санкт-Петербург: Детство-пресс,2002.
-
Пищикова, Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике / Н. Г. Пищикова. - М.: Скрипторий, 2006. - 104 с.
-
Пластилиновые картины. «Феникс» Ростов-на-Дону,2006
-
Пластилиновые фигурки животных.-М.: Экмо;Донецк:СКИФ, 2009. -64 с.
-
Проснякова, Т. Н. Технология : Азбука мастерства : учебник для 1( 2,3,4 ) класса. - М.: Академкнига, 2004.
-
Серия из 12 книг «Мастерилка» -М.: издательство Мир книги 2008.\
-
Соколова, С.В. Сказка оригами. Игрушки из бумаги. «ЭКСМО СПб Валери СПД», 2004.
-
Стетюк Виктор Энциклопедия Картины из сухих цветов . -М.: «Аст-Пресс» 2002г
-
Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. Ярославль, «Академия развития», 1996
-
Узоры из бумажных лент./ Пер.с анг. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. - 112 с.: ил.
-
Хананова И.Н.Соленое тесто -М.: «Аст-Пресс» 2006.
-
Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе. «Просвещение», Москва, 1996 г.
-
Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Умные руки: Учеб. для 1 кл. - Самара, Корпорация «Федоров», 2000, 2002, 2003.
-
Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
-
Энциклопедия из 12 томов Техника.Приемы.Изделия. -М.: «Аст-Пресс» 2007.
32