Конспект ОД по Правилам дорожного движения Правила пешеходов и пассажиров

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект ОД по Правилам дорожного движения Правила пешеходов и пассажиров







( подготовительная к школе группа)
















Программное содержание:

Образовательные задачи: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной и проезжей части улицы, обеспечить усвоение правил для пешеходов и пассажиров на остановках общественного транспорта. Формировать знания этического и безопасного поведения при пользовании общественным транспортом, изучить обязанности пассажиров общественного транспорта. Закреплять представления о правилах поведения на улицах города, знания о сигналах светофора, дорожных знаках.

Развивающие задачи: развивать поисковое мышление, умение анализировать дорожные ситуации (выбор безопасного пути, ситуация «Будь внимателен!»), прогнозировать результат тех или иных действий пешеходов и пассажиров.

Воспитательные задачи: подвести к пониманию необходимости соблюдения правил для пешеходов и пассажиров, воспитывать культуру поведения в общественном транспорте, уважение к старшему поколению.

Методические приемы: блиц-опрос; вопросы причинно-следственного характера; проблемные ситуации; художественное слово (С. Михалков «Шагая осторожно»; Р. Фархади «У любого перекрестка»; В. Семернина «Запрещается, разрешается»; О. Бедарев «Пешеход»; Я. Пишумов «Юрка живёт на другой стороне»; А. Усачёв «Законы движения»); дидактические игры; самоконтроль с использованием слайда; сюрпризный момент: показ мультипликационного фильма «Смешарики» «В автобусе».

Развитие словаря: «пешеход», «транспорт», «общественный транспорт», «пассажир», «тротуар», «пешеходная дорожка», «остановка общественного транспорта», «поребрик», «одностороннее и двустороннее движение».

Оборудование:

- демонстрационный материал: компьютер, интерактивная доска, комплект с сюжетными картинами «Правила и безопасность дорожного движения для дошкольников» художника Н.Б. Никифоровой, дорожные знаки, напольная схема дорожной разметки.

- раздаточный материал: фишки, плоскостные ладошки зелёного и красного цветов на каждого ребёнка, индивидуальные карточки дорожных ситуаций-ловушек на каждого ребенка, карточки-схемы дорожных знаков.

Предварительная работа: наблюдение за работой светофора, экскурсии к пешеходному переходу, по улицам города, знакомство с дорожными знаками, разучивание с отдельными детьми стихотворений, загадок, чтение художественной литературы.

Организационный момент:

Занятие проводится в кабинете по ПДД, комната хорошо проветрена, дети стоят полукругом перед экраном интерактивной доски, на столах приготовлены материалы для дидактических игр и индивидуальной работы, воспитатель начинает беседу, стиль общения «глаза в глаза».



Ход занятия:

Воспитатель:

-Ребята, скоро вы станете первоклассниками, будете ездить в городском транспорте и ходить по улицам нашего красивого города уже самостоятельно, без мамы и папы.

«Превращаются все люди-

Утром, выйдя из ворот,

В пассажиров - те, кто едет,

В пешеходов - кто идёт».

Вот и мы с вами будем и пешеходами и пассажирами. Сегодня у нас с вами непростое занятие я вам буду задавать вопросы, а вы на них - отвечать и за правильный и полный ответ вы получите по 2 фишки, за дополнение к ответу товарища - по одной. В конце занятия каждый из вас посчитает, сколько фишек вы набрали. Не огорчайтесь, если кто-то не наберёт много фишек, мы только учимся и я уверена, что к окончанию учебного года каждый из вас будет знать все правила пешеходов и пассажиров. Будьте внимательны!

Слайд №2. Вниманию детей предлагается слайд «Улицы города».

Блиц - вопросы на повторение:

Воспитатель:

- Из каких частей состоит улица?

- Кто является участником дорожного движения?

- Кого называют «пешеход», «пассажир», «водитель»?

- Есть ли у участников дорожного движения место на дороге? Покажите.

- Для кого предназначен тротуар?

- По какой части тротуара можно идти? Почему? (по правой, чтобы не мешать пешеходам, идущим навстречу)

- Где можно играть детям?

- При каком сигнале светофора можно перейти дорогу?

Игра: «Что не так?»

Детям предлагается пройти за столы, где находятся сюжетные картинки с проблемными ситуациями для дошкольников. Идет индивидуальная работа. Ребенок должен найти на картинке ловушку на дороге.

Слайд №3 Различные ситуации поведения детей на улице.

Проводится дидактическая игра « Правильно - неправильно» (дети объясняют, правильно или неправильно поступают дети в той или иной ситуации).

Воспитатель:

- На улицах нашего города много машин, людей. Все куда-то торопятся, спешат. Как вы думаете, что помогает поддерживать порядок на улице?

Дети:

- Порядок на улице помогают поддерживать правила дорожного движения.

Воспитатель:

- О правилах дорожного движения мы учили стихотворение, расскажите, пожалуйста.

Ребёнок:

«Чтобы избежать неприятностей и уберечь себя от опасностей,

Прежде всего, надо знать, как правильно поступать:

На дорогах регулируют пешеходов и водителей движение

Правила дорожного движения»

Воспитатель:

- Давайте вспомним, какие ещё правила для пешеходов вы знаете?

Дети:

-Пешеходы должны ходить по тротуару. Улицу нужно переходить по пешеходному переходу на зелёный сигнал светофора.

Слайд №4 Пешеходный переход со светофором. Пешеходный переход со знаком, в том числе подземный, наземный. Улица без светофора и пешеходного перехода. Переход улицы на нерегулируемом участке с двусторонним движением.

Воспитатель:

- Не на каждой улице стоят светофоры, а если светофора нет, как можно перейти дорогу? (Ответы детей подтверждаются слайдом)

Воспитатель:

- Вы правы, ребята, можно переходить улицу там, где есть знак «пешеходный переход». Кто расскажет стихотворение о пешеходном переходе?

Ребёнок:

«Пешеход, пешеход! Помни ты про переход.

Подземный, наземный, похожий на зебру.

Знай, что только переход от машин тебя спасёт»

Воспитатель:

- На улицах города вас могут подстерегать и опасности. Сегодня мы рассмотрим различные дорожные ситуации и узнаем, как правильно поступать.

Воспитатель:

- Правильно ли переходит дорогу этот мальчик? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Как вы думаете, что может случиться с человеком, если он не будет смотреть по сторонам при переходе улицы? (рассуждения детей)

Воспитатель:

- На этом слайде вы видите, как правильно следует переходить дорогу на нерегулируемом участке с двусторонним движением. Перед переходом дороги с двусторонним движением сначала посмотри налево, а, дойдя до середины проезжей части, посмотри направо. Повторите ещё раз, как следует переходить дорогу

Слайд №5 «Ребёнок переходит наискосок»

Воспитатель:

-Какая ошибка допущена ребёнком при переходе улицы» (ответы детей)

Дети:

- Переходить дорогу надо под прямым углом, а не наискосок. Тогда будет видно дорогу и слева и справа.

Ребёнок читает стихотворение:

«Через улицу, дружок, не беги наискосок,

А без риска и хлопот там иди, где переход».

Слайд №6 Пешеход идёт по пешеходному переходу, но не видит специального транспорта.

Воспитатель:

- Посмотрите внимательно на экран и скажите, как вы думаете, правильно девочка переходит дорогу? Что может случиться, если последовать её примеру?

Дети:

- Девочка идёт по переходу на зёлёный сигнал светофора, но не видит скорую помощь и может попасть под машину. Нужно быть очень внимательным. Слышать, не едет ли скорая помощь, пожарная машина или милицейская. Ведь они дают сигнал о своём приближении. Ведь этот транспорт предназначен для срочного оказания помощи кому-либо, например, скорая помощь спешит, чтобы спасти жизнь больному.

Воспитатель:

- Вы правы, специальный транспорт должны пропускать все: и пешеходы и водители. Итак, ребята, повторим ещё раз правила пешехода (дети повторяют).

. А теперь я вас проверю и игру для вас затею.

На дороге очень важно вам, ребята, не зевать,

Все правила движения должны вы твёрдо знать.

Игра - физминутка - «Внимательный пешеход».

У воспитателя в руках «светофор - разноцветные ладошки» - на картоне нарисованы ладошки красного, желтого и зеленого цвета. На зеленый цвет - дети шагают по напольному пешеходному переходу, желтый - останавливаются и хлопают в ладоши, красный - замирают.

Тот, кто перепутал сигналы, рассказывает любое правило дорожного движения.

Воспитатель:

- Сейчас мы поиграем с вами в игру. Я буду задавать вопросы, а вы отвечать, если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья», а если вы, услышав загадку, но так не поступаете, то просто промолчите. Слушайте внимательно!

Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья!»

  1. Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?


  1. Кто из вас, идя домой,

Держит путь по мостовой?


  1. Знает кто, что красный свет

Это значит - хода нет?


  1. Знает кто, что свет зеленый

Это значит - путь открыт?


  1. Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?


  1. Кто из вас идет вперед

Только там где, переход?


  1. Ответит кто без промедления,

Что желтый свет - предупреждение?


  1. Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик?


  1. Кто ГИБДД помогает,

За порядком наблюдает?

Воспитатель:

-Ну, а сейчас мы с вами поговорим об общественном транспорте. А что это такое общественный транспорт?

Дети:

-Это автобус, трамвай, троллейбус.

Воспитатель:

-Правильно. В городе мы ездим на автобусе, троллейбусе, трамвае. И во время каждой поездки мы должны выполнять правила, которые определяют обязанности пассажиров. Найти остановки общественного транспорта просто. Перед ними установлены знаки, которыми они обозначаются. Давайте найдём нужные нам знаки.

Слайд №7 Игра « Игра, найди нужные знаки и назови их». На экране высвечиваются знаки, из них надо выбрать знаки, показывающие остановки общественного транспорта.

Воспитатель:

- Правильно, ребята, запомните - это знаки особых предписаний «Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, такси. Повторите, какие это знаки? (Индивидуальные ответы детей).

Организуется индивидуальная дидактическая игра « Собери знак» (дети собирают дорожный знак по карточке-схеме, самоконтроль по слайду)

Воспитатель:

- Итак, мы нашли остановку. Как же нужно вести себя на остановке, если ждешь, например, автобус? Подумайте, что может быть, если вы будете на остановке общественного транспорта играть, толкаться, бегать? (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей:

- Если ты стоишь на остановке и ожидаешь автобуса, отойди подальше от края тротуара. Не наступай на поребрик! Стоять на краю нельзя, потому что автобус иногда заносит и он может задеть тебя или даже сбить. Ещё одно правило: не играй на остановке, не бегай и не толкайся. Во время беготни или игры ты можешь сам случайно выбежать на проезжую часть или толкнуть на неё товарища. Это очень опасно! Ещё необходимо запомнить, ни в коем случае не выходи на дорогу, чтобы посмотреть, не идёт ли автобус. Мы вывели правило: пешеход не должен выходить на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода! Повторите, ребята. (Ответы детей)

Воспитатель:

- Но вот автобус подошел остановке. Если он едет не по нужному вам маршруту, спокойно отойди в сторону. Пусть в автобус сядут те пешеходы, которым нужен этот автобус. Но вот, кажется, и наш маршрут подъехал. Как мы будем садиться в автобус?

Слайд №8 Правила посадки в автобус.

Воспитатель:

- А сейчас, чтобы познакомиться с правилами поведения в транспорте, мы должны стать пассажирами. Чтобы посадка в общественный транспорт была безопасной для вас и других пассажиров, нужно соблюдать правила. Попробуем их определить. Прежде чем войти в автобус скажите, как вы думаете, через какие двери производится посадка, через какие высадка пассажиров? Кого первым вы пропустите в салон автобуса. (Ответы детей).

Воспитатель предлагает сюжетно-ролевую игру «Поездка в автобусе». Дети по желанию берут на себя роли кондуктора и водителя автобуса, кондуктор продаёт билеты, водитель объявляет остановки.

Воспитатель:

- Прошу занять места в автобусе. Водитель и кондуктор выполняйте свои обязанности, а мы с ребятами сейчас попробуем вывести правила пассажиров общественного транспорта. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Смешарики в автобусе». А вы мне скажите, правильно ли вёл себя в транспорте герой мультика.

Показ мультипликационного фильма «Смешарики» «В автобусе» ( 1 мин.30 сек.)

Слайды № 9,10. Показ слайдов и беседа о правилах поведения пассажиров в транспорте. Игра «Разрешается, запрещается» с объяснением ситуаций.

Воспитатель:

-Вы правильно отвечали на вопросы, в результате ваших ответов мы составили правила для пассажиров.

1. Садись в автобус спокойно, не толкайся.

2. Не высовывайся из окна автобуса.

3. Не вставай ногами на сиденье.

4. Держись за поручни.

5. Не отвлекай водителя разговорами.

6.Веди себя спокойно, не кричи, не мешай проходу пассажиров к дверям и в середину салона.

7. Уступай место пожилым людям и пассажирам с маленькими детьми.

8. Не прислоняйся к двери автобуса.

9. Сорить в транспорте запрещено.

Воспитатель:

-Вот мы и подъехали к нужной нам остановке, выйдем из автобуса и снова станем (кем?) … (пешеходами). Но прежде чем выйти из автобуса, давайте разберёмся, как правильно переходить дорогу. Ну и тут нам нужно быть очень внимательными.

Слайд № 11,12. Проблемная ситуация при переходе улицы после высадки из транспорта. (Обсуждения детей).

Воспитатель подводит итог беседы:

-Выйдя на нужной остановке, не торопитесь перебегать через дорогу, посмотрите, не мешает ли вашему проходу другой встречный транспорт. Лучше подождать, пока транспорт, на котором вы приехали, отъедет, и вы сможете осмотреться и перейти дорогу по пешеходному переходу. Чтобы прочными были знания, вам, друзья, предлагаю задания.

Словесная дидактическая игра «Продолжите формулировку правил»:

1.Если мне нужно перейти на другую сторону дороги, я сделаю это по…(пешеходному переходу)

2.Если свободных мест в автобусе мало, нужно уступать место … (пожилым, пассажирам с маленькими детьми).

3. В салоне общественного транспорта надо вести себя…. (спокойно, не мешать пассажирам), держаться за…(поручни)

4. Высовываться из окна транспортного средства … (опасно).

5. Выйдя из общественного транспорта, не торопись переходить… (дорогу), жди, когда…( машина отъедет)

6. Играть можно только на …(детской площадке)

Подведение итога занятия:

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами становились то пешеходами, то пассажирами, вспомнили правила поведения на дороге и в транспорте. Мы побывали в трудных дорожных ситуациях, но смогли с ними справиться. Вам понравилось наше занятие? А что больше всего понравилось? Сейчас каждый из вас посчитает, сколько вы набрали фишек за правильные ответы, запомнит их количество и дома расскажет родителям, как хорошо вы работали, как много нового и интересного узнали. Поделитесь своими знаниями о правилах поведения пешеходов и пассажиров со своими младшими братьями и сёстрами. Это очень важные правила. Твёрдо их запоминайте и чаще повторяйте.

Детям знать положено

Правила дорожные!

Ты, дружок, доверься им:

Будешь цел и не вредим.


© 2010-2022