Программа Дыхательная гимнастика для малышей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ - ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Учимся, играя»

2.1. НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

В Федеральном законе от 29.12.2012 года №273 - ФЗ «Об образовании в РФ» п.10, статья 75 «Дополнительное образование детей и взрослых» говорится о том, что оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей; удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья, а так же на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а так же выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Учимся, играя» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Конвенция о правах ребенка

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях ребенка» от 24.07.1998 №124-ФЗ

  • Закон Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.)

  • Постановление Министерства образования Российской Федерации от 16 июня 1989 года № 7/1 «Концепция дошкольного воспитания»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

  • Санитарно-эпидемиологические требования СанПиН 2.4.1.3049-13 «К устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа реализуется посредством секционной работы и направлена на:

  • создание эффективной системы выявления и развития способностей, заложенных в ребенке;

  • на формирование и раскрытие творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации в двигательной деятельности;

  • удовлетворение потребностей дошкольников в соответствии с их интересами и запросами родителей (их законных представителей);

  • развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности, физического совершенствования детей дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ



Актуальность данной Программы обусловлена значительной продолжительностью рабочего дня для многих родителей, вследствие чего возникает недостаток развивающего, познавательного общения родителей и детей. В связи с этим наряду с основным образованием огромное значение приобретает дополнительное образование дошкольников.

Кроме того, ценность дополнительного образования состоит в том, что оно способствует практическому применению умений и навыков детей, полученных в детском саду, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу, которое предъявляет новые, все более высокие требования, в том числе и к ребенку.

Дыхание является важнейшей функцией организма. А дыхательная гимнастика - неотъемлемый компонент лечения любых заболеваний дыхательных путей, укрепления его здоровья и надежная профилактика ОРВИ. Регулярные занятия укрепляют дыхательную мускулатуру и иммунитет вашего ребенка, даже когда он здоров. В последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации. Такие дети расторможены, часто без причины агрессивны, не способны быстро переключаться, негативно воспринимают себя и окружающих, не способны самостоятельно подавлять отрицательные эмоции, управлять своей душой и телом. Для преодоления имеющихся у них нарушений, предупреждения развития патологических состояний, укрепления физического и психического здоровья необходимо проведение комплексной коррекционной работы, одним из важнейших компонентов является система дыхательных упражнений, дыхательная гимнастика. Человек может некоторое время обойтись без пищи, без воды, но без воздуха не проживет и десяти минут.

Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье.

Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений. Их цель - увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм. Ребёнка учат дышать при закрытом рте. Тренируют носовой выдох, говоря ребёнку: «Вдыхай глубоко и выдыхай длительно через нос». Затем тренируют ротовой выдох, закрывая при этом ноздри ребёнка. Используются упражнения с сопротивлением, когда взрослый кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Ребёнка учат задерживать вдох, добиваясь быстрого и глубокого вдоха и медленного продолжительного выдоха. Занятия проводятся в игровой форме.

Программа позволяет обеспечить удовлетворение запросов родителей и интересов детей, посещающих детские сады МАДОУ «Радость» в двигательной активности и для достижения гармонии в психофизическом, эмоциональном здоровье, для достижения полной гармонии с самим собой и окружающим миром, для возможности реализации свободы выбора действий, приобщении детей к спорту.

Предоставление дополнительных платных образовательных услуг и реализация дополнительной образовательной программы осуществляется только по желанию родителей (их законных представителей) на договорной основе с ними.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: Сохранение и укрепление здоровья детей посредством эффективных методов закаливания в условиях детского сада

Задачи:

Оздоровительная: Повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Обучающие: Формирование и закрепление правильного ритмичного носового дыхания

Формирование знаний детей о строении органов чувств

Развивающие: Развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечнососудистой системы и кровообращения.

Воспитательные: Воспитание умения работать в группе и паре, формирование чувства взаимоподдержки

ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

  • Принцип научной обоснованности и практической применяемости.

  • Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

  • Принцип сотрудничества участников образовательного процесса и доступность обучения.

  • Принцип интеграции.

  • Принцип индивидуально-личностного подхода: учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

  • Принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.

  • Принцип свободы выбора.

  • Принцип успешности.

  • Принцип учета возрастных психологических особенностей детей при отборе содержания и методов воспитания и развития.

  • Принцип системности.

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

Программа предназначена для детей 4-5 лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Зачисление воспитанников в группы для занятий по Программе осуществляется в заявительном порядке, в соответствии с договором об оказании дополнительных образовательных услуг между родителями и образовательной организацией в соответствии с Законами Российской Федерации «Об образовании» (Статья 54. «Договор об образовании», статья 75. «Дополнительное образование детей и взрослых»).

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОЗРАСТ

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

4 - 5 лет

(средняя группа)

В этом возрасте продолжается рост всех органов и систем, сохраняется потребность в движении.

Двигательная активность становится целенаправленной, отвечает индивидуальному опыту и интересу, движения становятся осмысленными, мотивированными и управляемыми.

Сохраняется высокая эмоциональная значимость процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому требованию.

Появляется способность к регуляции двигательной активности. У детей появляется интерес к познанию себя, своего тела, его строения, возможностей. У детей возникает потребность действовать совместно, быстро, ловко, в едином для всех детей темпе; соблюдать определенные интервалы во время передвижения в разных построениях, быть ведущим.

Уровень функциональных возможностей повышается.

Позитивные изменения наблюдаются в развитии моторики.

Дошкольники лучше удерживают равновесие перешагивая через небольшие преграды., нанизывает бусины (20 шт.) средней величины (или пуговицы) на толстую леску.

В Программе учитываются:

  • индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности детей;

  • возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛЫ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.

Начальная диагностика

Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

2.

Дыхательная гимнастика


  • Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма.

  • Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

  • Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение (прежде чем пища будет переварена и усвоена, она должна поглотить кислород из крови и окислиться).

  • Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

  • Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

  • Дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка и укрепляет защитные силы организма.

Игровой массаж

При проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику.

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются. Ребёнок успокаивается и расслабляется. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

Игровой массаж способствует социализации детей, формирует у детей доверие и внимание друг к другу, развивает терпение и чувство юмора.

Игровой массаж способствует развитию фантазии детей: бегущий по дереву паучок и капающий на спину дождик, прыгающий по полу мячик и идущий по лесу медведь одинаково ярко, хотя и по разному представляются детям проводящим и «получающим» игровой массаж
Игровой массаж также способствует развитию речи. Стихи и песенки малыши быстро запоминают, а движения, иллюстрирующие текст, способствуют выразительному исполнению.

Элементы йоги

Расслабляющие упражнения, простой игровой массаж, игровые дыхательные упражнения и асанны, игровые гимнастики, игровые упражнения для развития координации и ориентации в пространстве, игровая пальчиковая гимнастика, коллективные игры для развития коммникабельности, бесстрашия и самоуправления. Способствует развитию ритмичного дыхания у детей.

Асаны и пранаямы

... адаптированы и предлагаются в виде образных упражнений. Основная задача, которую можно поставить при обучении - укрепить мышцы тела, развить координацию и чувство равновесия, научить правильному дыханию и более полному выдоху. А упражнения развивающие равновесие и координацию, способствуют развитию мозга.

Су-Джок терапия

Использование массажеров для стоп и ладоней эффективно воздействуют на биоактивные точки и тем самым стимулируют работу внутренних органов, способствуют повышению тонуса и работоспособности, а также укрепляют защитные силы организма и активизирует кровоснабжение кистей и стоп, что способствует развитию мелкоймоторики. Они позволяют самостоятельно производить несложный массаж, не требующий специальных навыков.

3.

Релаксация

Регулярное выполнение этих упражнений делает ребёнка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребёнку лучше понять свои чувства. В результате ребёнок владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

4.

Итоговая диагностика

Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

5.

Итоговое мероприятие

Организация мероприятия с учетом достигнутых успехов группы в целом с определением интересов и способно­стей каждого ребенка и ознакомление родителей с принципами оздоровления детей дошкольного возраста

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ

При занятиях необходимо соблюдать следующие требования:

- выполнять упражнения не более 5-10 минут каждый день, в зависимости от возраста детей;

- проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке;

- заниматься лучше до завтрака или после ужина;

- заниматься в свободной, не стесняющей движения одежде;

- дозировать количество и темп проведения упражнений;

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать - через рот;

- вдыхать легко и коротко, а выдыхать - длительно и экономно;

- в процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди; плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе;

- после выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 сек.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИГРОВОГО МАССАЖА

Песенки и стихи для массажа следует подбирать с учётом возраста ребёнка.
Только в том случае, если они будут интересны малышу, игровой массаж станет для него радостным событием.

Предлагаемые для массажа спины упражнения можно проводить, когда ребёнок лежит на животе, или сидит на стуле, опираясь на стол, Ребёнок может также сидеть на полу, стоять на четвереньках или лежать на коленях взрослого.
Прежде чем начинать проводить массаж, следует предварительно прочитать ребёнку стихи или сказать несколько вступительных фраз, чтобы малыш смог представить последующие действия взрослого.
Взрослый во время чтения стихов должен делать небольшие паузы для массажа.
Предлагаемые для массажа спины песенки и стихи могут использоваться также для массажа рук или ног ниже колена.
Детям для проведения массажа друг другу можно предоставить выбор положения для массажа, игрушек для массажа и движений. Проведение массажа детьми должно контролироваться взрослым.
Движения под музыку следует выполнять ритмично и избегая сильного нажима или похлопывания.

Игровой массаж может проводиться поверх рубашечки или футболки, а также, по желанию малыша, на голой спинке.

Рекомендуемые движения можно изменять, исходя из текста песенок.
Первое время массаж лучше проводить, используя соответствующие предметы - кисточку, резиновый ёжик, поролоновую губку, игрушечную машинку, кусочки ваты, бумажные листочки, и др., а также мягкие игрушки в соответствии с текстом песенок. Массаж игрушками забавляет малышей и не требует такой высокой степени доверия, как массаж руками.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЙОГИ

Условия проведения гимнастики:

  • четкое соблюдение принципов, методов и приемов, заложенных в программе;

  • хорошо проветренное помещение (с температурой воздуха не ниже 17 градусов);

  • коврики (одеяло);

  • одежда должна быть легкой, не стесняющей движения и хорошо пропускать воздух;

  • время проведения - утреннее или после дневного сна (но не раньше, чем через 2-3 часа после еды);

  • противопоказания: высокая температура тела, повышенное кровяное давление.

  • Собственное желание ребенка.

Методические рекомендации по организации работы с детьми.

  1. Группы детей для занятий гимнастикой Хатха-йога комплектуются по рекомендации врача-педиатра, медицинской сестры детского сада и психолога.

  2. Комплексы составляются по принципу "от простого к сложному".

  3. На разучивание каждого комплекса отводится минимум 3-4 недели.

  4. При проведении упражнений ведется контроль за физической нагрузкой на детей.

  5. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки.

  6. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.

  7. Позы, требующие наклонов, выполняются на выдохе.

  8. После выполнения поз с наклоном вперед выполняются позы с прогибом назад.

Особенности выполнения статических поз:

  1. Отдых перед вхождением в позу. Упражнения не начинают выполнять, если у детей напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха. Снять напряжение мышц сидя или лежа в удобной позе.

  2. Мысленная настройка на выполнение позы. Дети смотрят на представленный рисунок или образец взрослого и представляют себя в этом положении.

  3. Вхождение в позу. Последовательно выполняют позу. Одно движение за другим делают плавно и спокойно.

  4. Фиксация позы. Дети удерживают занятое положение тела некоторое время. Вначале не более 5 секунд, постепенно увеличивая на 1-2 секунды. В среднем для детей 6-7 лет максимальное удержание позы 10-15 секунд.

  5. Выход из позы. Возвращаясь в исходное положение, дети выполняют плавные, спокойные движения.

  6. Отдых после выхода из позы. Дети принимают удобную позу для отдыха и расслабляются 3-4 секунды.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ РЕЛАКСАЦИИ

Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Результаты освоения Программы представлены в виде следующих целевых ориентиров:

  • появление интереса к занятиям дыхательной гимнастикой

  • выработкая навыка правильного выполнения вдохов-движений,

  • повышение ответственного отношение к занятиям дыхательной гимнастикой,

  • повышение показатели физического развития детей,

  • снижение показателей простудных заболеваний,

  • общее укрепление здоровья детей и снижение показателей заболеваемости ОРВИ

  • ребенок способен к волевым усилиям, может соблюдать правила безопасного поведения;

  • умеет подчиняться правилам.

3. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

3.1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МОДУЛЬ/ТЕМА

ОБЪЕМ ВРЕМЕНИ (кол-во/мин.)

КУРС ОБУЧЕНИЯ

(4 - 5 года)

Диагностика

2/40

Дыхательная гимнастика

16/320

Йога, Релаксация

8/160

Игровой массаж и массаж Су-джок, пальчиковые гимнастики

8/160

Совместное детско-родительское занятие

1/20

Занятия и закаливания на улице (в летний период)

12/240

Итоговое мероприятие

1/20

Итого в год (кол./мин.)

48/960

Учебный план. Средняя группа (4-5 лет)


месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

июль

август

Кол-во

всего:

Неделя

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4


№ занятия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48


Диагностика

1
































1














2

Дыхательная гимнастика


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5















16

Йога Релаксация


0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25


0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25















8

Игровой массаж

Су-Джок терапия и пальчиковые гимнастики


0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25


0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25

0,25















8

Совместное детско-родительское зянятие















1
































1

Закаливание на улице



































1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

12

Итоговое мероприятие




































1













1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

48

Итого в год

48


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


МЕСЯЦ

НЕДЕЛЯ

4 - 5 лет (средняя группа)

Занятие

Примечание

Сентябрь

1

Пед. диагностика

2

20


3

20


4

20


Октябрь

1

20


2

20


3

20


4

20


Ноябрь

1

20


2

20


3

20


4

20


Декабрь

1

20


2

20


3

20


4

20


Январь

1

*

Сз

2

20


3

20


4

20


1

20


Февраль

2

20


3

20


4

20


1

20


Март

2

20


3

20


4

20


1

20


Апрель

2

20


3

20


4

20





Май

1

20


2

20


3

Пед. диагностика

4


ИМ

1

*

Зу

Июль

2

*

Зу

3

*

Зу

4

*

Зу

1

*

Зу

Июль

2

*

Зу

3

*

Зу

4

*

Зу

4

*

Зу

1

*

Зу

Август

2

*

Зу

3

*

Зу

4

*

Зу




Условные обозначения:

Сз -совместное занятие детско-родительское

Зу - закаливание на улице

ИМ - итоговое мероприятие

* - каникулярные недели








3.4. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЛАНЫ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. СРЕДНЯЯ ГРУППА (4 - 5 ЛЕТ)


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ПЕРИОД


МЕСЯЦ

№ ЗАНЯ

ТИЯ


ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ


СОДЕРЖАНИЕ


ЛИТЕРАТУРА

Диагностика

Начальная

Сентябрь

1

Определить уровень физической подготовленности, состояние здоровья каждого ребенка и группы в целом для осуществления индивидуального подхода. Выявить способности и интересы каждого ребенка по его результативности для их дальнейшего развития.

Тесты

конечная

май

35

Определение степени усвоения учебного материала, уровня физического развития и физической подготовленности детей

Тесты

Дыхательная гимнастика

В течении учебного года

Сентябрь, октябрь, ноябрь

Декабрь, январь, февраль

Март, апрель,

май

1-16

18-36

  1. Учить детей прислушиваться к своему дыханию.

  2. Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

  3. Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости.

  4. Учить детей укреплять межрёберные мышцы.

  5. Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути.

  6. Учить ритмичному дыханию

  7. Развивать дыхательную мускулатуру

  8. Воспитывать умение работать в группе, в паре

  • Использование комплексов дыхательной гимнастики

Приложение

Игровой массаж


  1. Снять у детей напряжение.

  2. Улучшить кровоснабжение кожи, уменьшить напряжение мышц, дыхание и сердцебиение замедляются.

  3. Способствовать социализации детей

  4. Развитие чувства юмора

  5. Развивать фантазию

  6. Обогащать тактильные ощущения

  • Использование игровых массажей согласно теме занятия

Су-Джок терапия и пальчиковые гимнастики


  1. Развитие мелкой моторики рук и стоп

  2. Улучшение кровообращения

  3. Формирование положительного отношения к своему здоровью

  4. Создание благоприятных условий для развития речи дошкольников

  • Использование пальчиковых гимнастик согласно теме занятия

Элементы хатха-йоги


  1. Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;

  2. Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;

  3. Закрепить навыки правильного дыхания;

  4. Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.

  • Использование комплексов хатха-йоги

Релаксация


Улучшать состояние гормонального фона человека.
Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают человеку настроение, снижают уровень артериального давления.
Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритмы мозга.
В этот момент наш организм отдыхает.

  • Релаксация под музыку

Закаливание в летний период

ЛЕТНИЙ ПЕРИОД.

Июнь,

Июль, август

37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48



Закаливающие процедуры в летний период, способствующие укреплению иммунной системы организма ребенка. Закаливание организма - одно из лучших средств укрепления здоровья.

Задача закаливания: приучить хрупкий, растущий организм ребенка переносить перемены температуры в окружающей среде.

Основными средствами закаливания детей являются естественные факторы природы: воздух, вода, солнце.

  • Су-Джок терапия на свежем воздухе

  • Дыхательная гимнастика на свежем воздухе

  • Игровой массаж на свежем воздухе

  • Солнечные ванны

  • Релаксация на свежем воздухе

  • Обширное обтирание

  • Босохождение

  • Сенсорные дорожки

Приложение

Совместное детско-родительское занятие

Итоговое мероприятие

январь

май

17




36

  1. Создать веселое спортивное настроение у детей и их родителей,

  2. Развивать самостоятельность в использовании приобретенных навыков у детей

  3. Воспитывать взаимосвязь и взаимопонимание между детьми и их родителями



МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

5.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНЫМИ И УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИМИ ИЗДЕЛИЯМИ


№ п/п

Наименование образовательной программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования (при наличии) (с указанием наименований предметов, курсов, дисциплин (модулей) в соответствии с учебным планом по каждой заявленной образовательной программе)

Автор, название, год издания учебного, учебно-методического издания и (или) наименование электронного образовательного, информационного ресурса (группы электронных образовательных, информационных ресурсов)

Вид образовательного и информационного ресурса (печатный/

электронный)

1.

Наименование образовательной программы, в том числе профессии, специальности, уровень образования


Предметы, курсы, дисциплины (модули)

1.1.

Секция

«Учимся, играя»

Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» - Волгоград: Учитель, 2007

печатный

Берсенева З.И. Здоровый малыш программа оздоровления детей в ДОУ -М., 2005

печатный

Галанов А.С. Игры которые лечат - М.,2001

печатный

Юдина, Е.Г. «Педагогическая диагностика в детском саду: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений» / Е.Г Юдина, Г. Б. Степанова, Е.Н. Денисова. - М.: Просвещение, 2006.

печатный

Мартынов С.М. Нетрадиционные методы реабилитации часто болеющих детей - Москва, «Владос»,2002

печатный

Замыслов, Н.Л, Замотаева, Н.И. «Оценка физических качеств детей дошкольного возраста». - Саров - Арзамас АГПИ, 2008.

печатный

Хатха-йога в детском саду

ped-kopilka.ru

электронный

Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой strelnikova.ru

электронный

Детский игровой массаж

posobie.info/forum

электронный

Тарасова, Т.А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2005.

печатный


ГЛОССАРИЙ


Асана - позы йоги, положение тела в котором удобно и приятно

Базовая физическая культура - фундаментальная часть физической культуры, включенная в систему образования и воспитания подрастающего поколения в качестве фактора обеспечения базового уровня физической подготовленности.

Восстановление - постепенное возвращение работоспособности и функционирования организма к дорабочему уровню либо близкому к нему.

Выносливость - способность к длительному выполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности.

Выносливость к статическим усилиям - способность в течение длительного времени поддерживать мышечные напряжения без изменения позы.

Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой.

Двигательная деятельность - деятельность, органи­зованная (или нормированная) взрослым со свойственными этой деятельности системаобразующими компонентами (целью, задачами, содержанием и результатом), характер­ным признаком которой являются движения, способст­вующие физическому развитию ребенка.

Двигательное умение - владение техникой действия, которое отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Диагностика (функциональная) - процесс измерения и оценки индивидуальных жизнеобеспечивающих (сердечно - сосудистая, дыхательная, мышечная и другие) пока­зателей физиологических систем организма ребенка.


Дыхательная гимнастика - это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях

Йога для детей - это комплекс упражнений, который способствует нормальному физическому и психическому развитию детского организма.

Координация движений - умение согласовывать движения различными частями тела при выполнении элементов и соединений.

Масса́ж (от фр. masser - растирать) - совокупность приёмов механического и рефлекторноговоздействия на ткани и органы в виде растирания, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или иную среду с целью достижения лечебного или иного эффекта.

Мониторинг (физического здоровья) - динамическая система контроля, анализа и коррекции состояния органи­зации физического воспитания одного ребенка или группы детей в условиях дошкольного образовательного учрежде­ния по конкретным показателям, отслеживаемым во вре­мени.

Общая выносливость - способность выполнять работу умеренной интенсивности

в течение продолжительного времени за счет аэробных источников энергообеспечения.

Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Работоспособность - способность человека выполнять точно определенную,

специфическую работу в течение длительного времени без снижения ее качества и уровня мощности (производительности).

Релаксация - это, прежде всего, расслабление, то есть процесс, обратный нахождению в состоянии стресса.

Релаксация (от лат. relaxation - ослабление, расслабление) - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

Секция - специализированный кружок для занятий определенным видом спорта.

Силовая выносливость - способность длительное время выполнять упражнения

(действия), требующие значительного проявления силы.

Спорт - составная часть физической культуры, соревновательная деятельность, подготовка к ней, специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью систематическую подготовку с целью достижения максимально возможных спортивных результатов.

Спортивные игры - индивидуальные или командные виды игр, в которых действия соперников направлены на овладение и действия (определяемые правилами игры) с общим для всех участников предметом игры с целью достижения победы над соперником.

СуДжок терапия (Су-Джок) - это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су - кисть, Джок - стопа.

Тест - неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.

Техника движения - рациональная форма физического упражнения.

Технология (педагогическая) - организованный, строго регламентированный образовательный процесс вы­полнения ребенком двигательных действий с четко задан­ными методами, приемами, средствами, формами контроля и организации, направленный на достижение поставленной цели и, гарантирующий конечный результат.

тип дыхания, известен в Йоге под названием "ритмичное дыхание". В разных источниках соотношение между фазами вдоха/задержки/выдоха...

Упражнения (общеразвивающие - ОРУ) - физиче­ские упражнения, имеющие разностороннюю направлен­ность воздействия на функции организма ребенка.

Упражнения (физические) - движения, двигательные действия, а также сложные виды двигательной деятельно­сти, отобранные педагогом в качестве средств физического воспитания.

Утомление - вызванное нагрузкой временное снижение работоспособности, которое выражается в повышении трудности или невозможности продолжать деятельность с прежней эффективностью.

Физическая культура - органическая часть культуры общества и личности; рациональное использование человеком двигательной деятельности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.

Физическая культура личности - качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах физкультурно-спортивной деятельности.

Физическая подготовка - многосторонний процесс целесообразного использования знаний, средств, методов и условий, позволяющий направленно воздействовать на развитие человека и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям.

Физическая подготовленность - результат физической подготовки, т. е. целенаправленно организованного педагогического процесса. Физическая подготовленность оценивается с помощью специальных нормативов (стандартов, требований, тестового контроля).

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Физические (двигательные) качества - это определенные стороны двигательных способностей человека - сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).

Физические качества - функциональные свойства организма, определяющие

двигательные возможности человека.

Физическое качество выносливость - свойства человека, обеспечивающие ему возможность противостоять утомлению и длительно выполнять физическую работу без снижения ее мощности. Выносливость человека зависит от возможностей систем дыхания и кровообращения, энергообеспечения работающих мышц. Главным критерием при подборе упражнений является не величина нагрузки, а время выполнения.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Физическое образование - приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.



12


© 2010-2022