Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи. Звук [Ч]»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе

«Звуковая культура речи. Звук [Ч]».

Цель: Объяснить детям, как правильно произносить звук [ ч ].

Упражнять в произнесении звука [ч] в словах и

фразах, подбирать слова на заданный звук, развивать

фонематический слух детей. Развивать диалогическую речь.

Задачи: Учить понимать смысл загадок, правильно называть

качество предметов. Учить использовать в ответах на

вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые

распространенные предложения. Воспитывать любовь к природе и животным.

Материал: елочки, мягкая игрушка волк, заяц и белка.

Маски зверей. Конверт с картинками. Волшебный сундучок.

Магнитофон с аудиозаписью "Голоса птиц".

Сюрпризный момент: Звучит аудио-запись" Голоса птиц".

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, вы слышите, как красиво поют птицы.

А наш язычок тоже умеет так красиво петь. Но сначала его

нужно разбудить. Для этого мы с вами выполним упражнение

"Лошадки":Вытянем губки, приоткроем ротик и поцокаем

"узким" язычком (как цокают копытами лошадки) .

- Разбудили мы наш язычок. Сегодня он будет учиться петь

новую песенку: Пошел язычок погулять и пришел к желез-

ной дороге. Там стоял большой паровоз. Он громко пел:

[Ч-ч- ч]. Наш язычок решил тоже выучить эту песню. Он

то собрался запеть:[ Ш-ш-ш], но сделал шаг назад своем

домике. Покажите, как язычок сделал шаг назад. Закройте

ротик, Дайте вашим язычкам отдохнуть. Теперь, пусть язычки

снова поднимут кончики, сделают шаг назад и постучат

ими в потолок: [ Ть-ть-ть].А теперь пустите на ладонь (сде-

лайте заборчик перед ртом) теплый ветерок и спойте:[Ч-ч-ч]

(Повторить несколько раз. Медленно, быстро, громко, тихо) .

-Молодцы! Справились с песенкой. А теперь у меня для вас

есть сюрприз. Нам в группу кто-то прислал письмо. Но ни об-

ратного адреса ни имени, того кто его прислал на нем нет,

вместо этого только три загадки. Давайте, ребята, отгадаем

эти загадки и узнаем, кто прислал нам письмо.

Дети: Давайте.

В: - Слушайте внимательно первую загадку:

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Кто в зайчатах знает толк,

Ну конечно, это. (волк) .

Дети: Волк.

В: -А почему вы думаете, что это волк?

Дети: Потому, что.

В: -Какой волк? Что мы можем про него сказать?

Дети: Он серый.

В: -Да, правильно, а еще он сердитый, злой, голодный. А как

называют детенышей волка? Один и много?

Дети: Один-волчонок, много-волчата.

В:Молодцы! Первую загадку отгадали, слушаем теперь

вторую:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой

И в рыжей шубке летом.

Если дети сразу не отгадают, прочитать дополнительно:

Кто на ветке шишки грыз

И бросал объедки вниз.

Дети: Белочка.

В:-Почему вы думаете, что это белка?

Дети: Потому, что.

В:-Какая она? Опишите ее словами.

Дети: Она рыженькая, с пушистым и длинным хвостиком.

В:-А еще? Что она делает?

Дети: Она быстрая, умеет прыгать по веткам, запасает орешки и

грибочки.

В:-Как называют детенышей белки? Одного и много?

Дети: Один-бельченок, много-бельчата.

В:-Молодцы! Вот и вторую загадку мы разгадали. Осталась послед-

няя, третья:

Длинное ухо, комочек пуха.

Маленький, как гномик,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

Дети: Зайчик.

В:-Почему вы думаете, что это зайчик?

Дети: Потому, что.

В:-Какой он?

Дети: Трусливый, косой, быстрый, осторожный.

В:-Что делает?

Дети: Прыгает, боится, скачет, прячется от волка и от лисы.

В:-А как называют детенышей зайца? Одного и много?

Дети: Зайчонок и зайчата.

В:-А их маму называют.?

Дети: Зайчиха.

В:-Вот какие молодцы! Все загадки отгадали. Так кто нам, ребята,

письмо написал?

Дети: Письмо написали волк, белочка и зайчик.

В:-А какие это животные, где они живут?

Дети: Это дикие животные, они живут в лесу.

В:-Правильно! И теперь мы с вами можем его прочитать:

Жила в дупле елочки белочка. А под елочкой-зайчик. Они очень любили играть вместе. Вдруг, видит зайчик, что из чащи выглядывает волчок-серый бочок. Испугался зайчик, а волчок говорит :-Я тебя не трону, если отгадаешь мою загадку. Назови слова, в которых есть звук [ч]. Помогите, нам, ребята.

В:-Ну, что, детки, поможем белочке и зайчику?

Дети: Да, поможем!

В:А на помощь нам придет наш волшебный сундучок с под-

сказками. Но сначала мы должны его открыть. Ребята, а чем

открывается волшебный сундучок?

Дети: Наверное, волшебным ключиком.

В:-Что же делать, у меня есть только обычный ключик.

Придумала. А давайте, когда мы будем открывать замочек,

скажем волшебные слова: Чики-чики-чики-чок, открывайся,

сундучок.

Дети повторяют за воспитателем чистоговорку три раза.

В:-Получилось! Посмотрим, что у нас в сундучке?

Воспитатель достает из сундучка различные предметы, в

названии которых есть звук [ ч] и несколько предметов, в

названии которых этого звука нет. Воспитатель вместе с

детьми называет эти предметы и дети хлопают в ладоши,

если слышат в слове звук [ч].

В:-Ну что же, ребята, вот мы и справились, молодцы! Но,

посмотрите, сколько у нас еще вещей осталось! Неужели наш

волшебный сундучок ошибся, не может быть? Почему в нем

лежат ложка, нож и вилка? Ведь в этих словах нет звука [ч]?

Если дети не догадаются сами, то можно подсказать:

В:-Ребята, а давайте, назовем их ласково, может это поможет?

Дети: Ложка-ложечка, нож-ножичек, вилка-вилочка.

В:-Ну вот, ребята, у нас все получилось. А теперь давайте

сложим наши слова в конверт, и сами отвезем его в лес бе-

лочке и зайчику. А поедем мы на поезде.

Физ-минутка :"Паровозик". Дети строятся паровозиком за вос-

питателем как вагончики.

В:-Наш паровозик очень любит петь волшебные песенки. Если

он поет громко-он едет быстро, если он поет тихо- он едет

медленно.

Чу-чу-чу-стоять я не хочу.

Ча-ча-ча-каланча.

Ач-ач-ач-испеку калач.

Оч-оч-оч-наступила ночь.

Чоки-чоки-чоки-чок-постучал наш каблучок.

В:- Вот мы и приехали. Посмотрите, ребята, сколько здесь деревьев.

(Можно посчитать, маленькие и большие.)

А как они называются?

Дети: Елочки.

В:-А лес тогда какой?

Дети: Еловый.

В:-А вот и наши зверята. Бери волчок-серый бочок, ответы на свои

загадки и отвечай: зачем зайчика пугал (Поиграть хотел. Одному

грустно. Раньше с мишкой играл, а теперь он спит, скучно.)

А во что ты с мишкой играл, научи и нас всех, мы в д. садик

приедем и там всех научим. А здесь, белочку с зайчиком, будешь

и с ними тоже играть.

- Игра"Похвалялись звери":дети надевают шапочки зверей,

играют парами:

- Я - волчок.

Я - зайчик.

- У меня шубка серая.

У меня шубка белая.

-У меня уши маленькие, острые.

А у меня -длинные.

Играют также пары: волк и белка, белка и заяц. Можно добавить

медведя.

В:-Ну вот, все подружились. А нам пора обратно, в детский сад

на нашем паровозике. (Повторение чистоговорок) .

- Вот мы и дома. Ребята, что мы расскажем остальным деткам,

которые не ездили с нами лес? Какую песенку научился петь наш

язычок? Где мы были? В каком? Кого видели? Вам понравилось?

Съездим туда еще? До скорых встреч!


Литература:

1. В. В. Гербова "Конспекты занятий по развитию речи в средней

группе".

2. О. С. Ушакова "Конспекты занятий по развитию речи для детей 3-5

лет".

3. Программа М. А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в

детском саду".

© 2010-2022