- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Игровой практикум по формированию творческого мышления у педагогов
Игровой практикум по формированию творческого мышления у педагогов
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Языкова Е.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Игровой практикум
по формированию
творческого мышления у педагогов
педагога - психолога ГБДОУ «Детский сад» № 125
Языковой Екатерины Викторовны
Девиз: От творческого взрослого - к творческому ребенку.
Цель: развитие творческого мышления у взрослых.
Задачи:
-
развивать творческое воображение и творческое мышление;
-
развивать умение работать в группе, коллективно творчески мыслить;
-
побуждать к творческому поиску, к познанию самого себя и окружающих.
Методы: игры, задания, упражнения, кроссворды, пантомима.
Материалы: листы А-4, газеты, журналы, клей, кисточка для клея, пластилин, бросовый материал (коробочки, баночки, палочки, пуговицы и т.п.), кроссворды.
Количество участников: 10-20
Время: 2 часа
Содержание практикума
Упражнение №1 Разминка «Приветствие»
Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации, создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.
Каждый участник должен поздороваться с каждым членом группы по особенному, не повторяясь и без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы. Если приветствия однообразны, можно напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.
Упражнения№2 «Хорошо - плохо»
Цель: развитие диалектического мышления (закон единства и борьбы противоположностей).
Участники делятся на 2 - 3 команды. Каждой команде предлагается оценить объект (тему) с хорошей и плохой точки зрения. Описать хорошие и плохие свойства объекта (темы). Выбрать и приспособить нужное свойство в каждую ситуацию.
Предлагаемые темы: «Развитие творческих способностей», «Ребенок творческая личность», «Педагог без творческих способностей» и т.д.
Например: 1 вариант
- Педагог без творческих способностей это хорошо - почему?
- От него знаешь что ожидать.
- Педагог без творческих способностей это плохо - почему?
- С ним не интересно, хуже усваиваешь материал.
- Знаешь, что ожидать от педагога это плохо - почему? И т.д.
2 вариант
Педагог без творческих способностей
+
-
Действует строго по инструкции
Не интересно детям
Он может в себе их раскрыть или развить.
Нет достаточных условий для развития творческих способностей у детей.
Каждая команда представляет результат этой работы по своей теме.
Обсуждение (примерный перечень вопросов: Как вы считаете, необходимо ли развивать творческие способности? В каком возрасте? Почему это важно?).
Упражнение№3 «Достоинства»
Цель: развитие позитивного самосознания.
Группа собирается в круг. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором они назывались
Упражнение №4 «Газетная заметка»
Цель: развитие воображения, творческих способностей.
Оборудование: Лист А-4, газеты, журналы, клей, кисточка для клея.
Каждой команде предлагается из заголовков разных газет и журналов вырезать и составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу, уголовную хронику и т.д.
Разминка№5 «Дотрожка»
Цель: создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.
Ведущий предлагает всем встать и подвигаться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до: круглого, синего, любого, острого, мягкого, нежного, теплого, растущего, длинного, твердого, красного, мохнатого, мудрого и т.д.
Задание № 6 «Памятник пословице»
Цель: развитие творческого воображения, мышления.
Оборудование: клей, пластилин, бросовый материал (коробочки, баночки, палочки, пуговицы и т.д.).
Каждой команде предлагается придумать и сделать из подручных материалов памятник пословице или афоризму.
Варианты пословиц: «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Устами младенца глаголет истина», « Любви все возрасты покорны» и т.д.
Варианты афоризмов: «Творчество: самый забавный труд и самая трудная забава». Бауржан Тойшибеков. «Если идти по чужим следам, то твоих следов не будет видно». Неизвестный автор. «Высокий профессионализм - обращенное в профессию творчество». Л.Гинзбург
Шаблон - совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. Анатолий Федорович Кони
Упражнение №7 «Вредные советы»
Цель: развитие творческих способностей, воображения.
Попробуйте написать 10 вредных советов, которым подходил бы заголовок: «Как превратить друзей в заклятых врагов», «Как заставить начальника думать о себе плохо», «Как набрать лишние килограммы» и т.д.
Задание№8 «Разгадай кроссворд, ребус»
Цель: развитие мышления, знакомство и закрепление понятий по теме творческие способности и творческая личность.
Примечание: необходимо провести предварительно консультацию либо семинар по теме.
Предлагаются кроссворды:
«Основные понятия» (по заданной теме)
-
Самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.
-
Способность порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления.
-
Психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры.
-
Процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.
«Качества творческой личности».
-
Процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.
-
Цепочка действий, которые нужно совершить, чтобы добиться какой-то цели.
-
Потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
-
Умение «держать удар».
-
Способность порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления.
Упражнение№9 «Темперамент»
Цель: развитие воображения, мышления, актерских способностей, совершенствование коммуникативных навыков.
Участники делятся на две команды. Каждой команде предлагается изобразить, как ремонтирует телевизор человек какого-то темперамента (можно заранее раздать название темперамента: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник). Первая подгруппа показывает, вторая угадывает. Затем подгруппы меняются.
Рефлексия
Участники садятся в круг. Передавая друг другу цветок ( мяч, клубок и т.п.) говорят: «У меня лучше всего сегодня получилось…», « Я сегодня понял, что…», «Мне еще необходимо…» и т.п.
Литература
-
«Золотой ключик творческого мышления». Сборник материалов детского сада №277 г. Самары. Челябинск , 2000.
-
Ковалев В.Н., СингаевскийД.В. Тренинг личностного роста (содержание и методика проведения). / Серия: Тренинги, игры, психолого-педагогические студии. Выпуск№1.-Севастополь, 2003.-52с.
-
Семенова Е.М. (автор составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института Психотерапии,2002. - 224с.
-
Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей». - Ярославль: «Академия развития», 1996.
-
Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800с.
-
Субботина Л. Ю. «Развитие воображения детей». - Ярославль: «Академия развития», 1996.
-
Энциклопедия домашнего психолога/ Автор-составитель О.Нагоркина. - Саратов: Совит-Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-540с.: ил.