Игровой практикум по формированию творческого мышления у педагогов

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Игровой практикум

по формированию

творческого мышления у педагогов

педагога - психолога ГБДОУ «Детский сад» № 125

Языковой Екатерины Викторовны



Девиз: От творческого взрослого - к творческому ребенку.

Цель: развитие творческого мышления у взрослых.

Задачи:

  • развивать творческое воображение и творческое мышление;

  • развивать умение работать в группе, коллективно творчески мыслить;

  • побуждать к творческому поиску, к познанию самого себя и окружающих.

Методы: игры, задания, упражнения, кроссворды, пантомима.

Материалы: листы А-4, газеты, журналы, клей, кисточка для клея, пластилин, бросовый материал (коробочки, баночки, палочки, пуговицы и т.п.), кроссворды.

Количество участников: 10-20

Время: 2 часа





Содержание практикума

Упражнение №1 Разминка «Приветствие»

Цель: развитие чувствительности к невербальным средствам коммуникации, создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.

Каждый участник должен поздороваться с каждым членом группы по особенному, не повторяясь и без слов, используя возможности мимики, жестов, пантомимы. Если приветствия однообразны, можно напомнить способы приветствия из фильмов или национальные способы приветствия.

Упражнения№2 «Хорошо - плохо»

Цель: развитие диалектического мышления (закон единства и борьбы противоположностей).

Участники делятся на 2 - 3 команды. Каждой команде предлагается оценить объект (тему) с хорошей и плохой точки зрения. Описать хорошие и плохие свойства объекта (темы). Выбрать и приспособить нужное свойство в каждую ситуацию.

Предлагаемые темы: «Развитие творческих способностей», «Ребенок творческая личность», «Педагог без творческих способностей» и т.д.

Например: 1 вариант

- Педагог без творческих способностей это хорошо - почему?

- От него знаешь что ожидать.

- Педагог без творческих способностей это плохо - почему?

- С ним не интересно, хуже усваиваешь материал.

- Знаешь, что ожидать от педагога это плохо - почему? И т.д.

2 вариант

Педагог без творческих способностей

+

-

Действует строго по инструкции

Не интересно детям

Он может в себе их раскрыть или развить.

Нет достаточных условий для развития творческих способностей у детей.

Каждая команда представляет результат этой работы по своей теме.

Обсуждение (примерный перечень вопросов: Как вы считаете, необходимо ли развивать творческие способности? В каком возрасте? Почему это важно?).

Упражнение№3 «Достоинства»

Цель: развитие позитивного самосознания.

Группа собирается в круг. Каждый по часовой стрелке называет свои достоинства, а затем повторяет достоинства других в том порядке, в котором они назывались

Упражнение №4 «Газетная заметка»

Цель: развитие воображения, творческих способностей.

Оборудование: Лист А-4, газеты, журналы, клей, кисточка для клея.

Каждой команде предлагается из заголовков разных газет и журналов вырезать и составить короткий юмористический рассказ, объявление, рекламу, уголовную хронику и т.д.

Разминка№5 «Дотрожка»

Цель: создание благоприятной атмосферы, сплочение группы.

Ведущий предлагает всем встать и подвигаться. По команде ведущего все быстро должны выполнить его задание. Всем необходимо дотронуться до: круглого, синего, любого, острого, мягкого, нежного, теплого, растущего, длинного, твердого, красного, мохнатого, мудрого и т.д.

Задание № 6 «Памятник пословице»

Цель: развитие творческого воображения, мышления.

Оборудование: клей, пластилин, бросовый материал (коробочки, баночки, палочки, пуговицы и т.д.).

Каждой команде предлагается придумать и сделать из подручных материалов памятник пословице или афоризму.

Варианты пословиц: «Сытый голодному не товарищ», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Устами младенца глаголет истина», « Любви все возрасты покорны» и т.д.

Варианты афоризмов: «Творчество: самый забавный труд и самая трудная забава». Бауржан Тойшибеков. «Если идти по чужим следам, то твоих следов не будет видно». Неизвестный автор. «Высокий профессионализм - обращенное в профессию творчество». Л.Гинзбург

Шаблон - совершенно недопустимое зло во всяком творчестве. Анатолий Федорович Кони

Упражнение №7 «Вредные советы»

Цель: развитие творческих способностей, воображения.

Попробуйте написать 10 вредных советов, которым подходил бы заголовок: «Как превратить друзей в заклятых врагов», «Как заставить начальника думать о себе плохо», «Как набрать лишние килограммы» и т.д.

Задание№8 «Разгадай кроссворд, ребус»

Цель: развитие мышления, знакомство и закрепление понятий по теме творческие способности и творческая личность.

Примечание: необходимо провести предварительно консультацию либо семинар по теме.

Предлагаются кроссворды:

«Основные понятия» (по заданной теме)

  1. Самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности.

  2. Способность порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления.

  3. Психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры.

  4. Процесс познавательной деятельности индивида, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

«Качества творческой личности».



  1. Процесс порождения новых целей в деятельности человека, одно из проявлений мышления.

  2. Цепочка действий, которые нужно совершить, чтобы добиться какой-то цели.

  3. Потенциальная возможность индивида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

  4. Умение «держать удар».

  5. Способность порождать необычные идеи, отклонятся от традиционных схем мышления.

Упражнение№9 «Темперамент»

Цель: развитие воображения, мышления, актерских способностей, совершенствование коммуникативных навыков.

Участники делятся на две команды. Каждой команде предлагается изобразить, как ремонтирует телевизор человек какого-то темперамента (можно заранее раздать название темперамента: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник). Первая подгруппа показывает, вторая угадывает. Затем подгруппы меняются.

Рефлексия

Участники садятся в круг. Передавая друг другу цветок ( мяч, клубок и т.п.) говорят: «У меня лучше всего сегодня получилось…», « Я сегодня понял, что…», «Мне еще необходимо…» и т.п.











Литература



  1. «Золотой ключик творческого мышления». Сборник материалов детского сада №277 г. Самары. Челябинск , 2000.

  2. Ковалев В.Н., СингаевскийД.В. Тренинг личностного роста (содержание и методика проведения). / Серия: Тренинги, игры, психолого-педагогические студии. Выпуск№1.-Севастополь, 2003.-52с.

  3. Семенова Е.М. (автор составитель) Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие.- М.: Изд-во Института Психотерапии,2002. - 224с.

  4. Симановский А. Э. «Развитие творческого мышления детей». - Ярославль: «Академия развития», 1996.

  5. Словарь практического психолога /сост. С.Ю. Головин.- Минск: Харвест, М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - 800с.

  6. Субботина Л. Ю. «Развитие воображения детей». - Ярославль: «Академия развития», 1996.

  7. Энциклопедия домашнего психолога/ Автор-составитель О.Нагоркина. - Саратов: Совит-Принт; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.-540с.: ил.



© 2010-2022