- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Занятие по развитию речи в подготовительной группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Демчук А.Я. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«Правильная сказка». Развитие речи в подготовительной группе детсада.
Программное содержание:
Закреплять знания об особенностях жанра сказки, развивать умение самостоятельно создавать художественные образы, совершенствовать умение сочинять короткие сказки;
упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов,
пополнять словарный и фразеологический запас за счет пословиц на морально-этическую тему;
формировать интерес к устному народному творчеству как народной мудрости, воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности на примере сказочных героев; воспитывать интерес к чтению.
Предварительная подготовка к занятию:
Чтение и рассуждение над сказками на морально-этические темы на занятиях и вне занятий (по перспект. плану);
работа и игры с предложением-пословицей, скороговоркой, названием на занятиях по подготовке к грамоте;
заучивание и использование в качестве физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики текстов на тему сказки, тему ответственности, дружбы, взаимопомощи;
знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников;
упражнения в анализе подобных сказок («Уголек, Соломина и Боб» бр. Гримм, «Бородка и Пузырек» в обр. Афанасьева А.Н.) на соответствие жанру.
Ход занятия:
1.Приветствие
11.Актуализация знаний о сказке
а) Сообщение темы занятия через загадку:
В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий ,
Падчерица в ней бедна,
Но красива и умна.
Разговаривают двери,
Строят дом на зиму звери.
Ее слушать не наскучит ,
Ведь она всегда нас учит.
Волшебства полным-полна
Догадайтесь, кто она?
Вам даю сейчас подсказку,
Это не рассказ, а …. (сказка)
«Что такое сказка?»
- Что такое сказка?- Вы любите сказки? Покажите, как вы их любите. (обращаю внимание на то, что дети прижимают ладонь к сердцу, предлагаю поиграть в игру)
б)Речевое упражнение: «Найди словечки с одним сердечком» (дети могут самостоятельно подбирать однокоренные слова или отвечать на вопросы:
- как наз-ся небольшой р-з с волшебством и фантастикой? - СКАЗКА
- От какого слова происходит «сказка»? - сказЫВАТЬ, РАСсказЫВАТЬ
- А по сути, что такое сказка? - РАСсказ
- как можно сказать о маленькой сказке? - сказОЧКа
- как наз-ют человека, который сочиняет сказки? - сказОЧНИК
- лягушка в сказке настоящая или какая? - сказочнАЯ
- Уголек настоящий или герой…? - сказочнЫЙ
- Веретено из «Бабушки-Метелицы» какое? - сказочнОЕ
- Пузырек и Бородка какие герои? - сказочнЫЕ
- а мы тоже умеем сказки… -РАСсказЫВАТЬ
- К нам приезжает театр и сказку… - ПОказЫВАЕТ
- а вы их потом дома… ПЕРЕсказЫВАЕМ
- Сказочник сказку не читает и не рассказывает, он ее…- СКАЗЫВАЕТ,
и даже есть похожие на былины, большие сказки, целые книги - СКАЗы
в) Беседа об особенностях жанра
- Кто создает сказки? (Какими бывают сказки?) - народные и авторские
- Почему сказки называются народными? (Ее сочинил народ, н один человек, с каждым рассказыванием она становится все лучше и интереснее).
- Как обычно начинается сказка? (зачин: «жили-были», В три-девятом…»)
- Что бывает в сказке, чего не бывает в жизни? (о фантастике и волшебстве)
- Как заканчивается? (добро побеждает зло, - «хорошо»)
- Чем полезна сказка? (всегда чему-то учит)
г) Психофизич. зарядка:
- Во дворе метель метет как? - Вот так! (Громко.)
- По полю лиса идет как? - Вот так (Хитро)
- Елочка в лесу стоит как? - Вот так! (Спокойно, уверенно
- А в берлоге мишка спит как? (Тихо)
- Дятел по стволу стучит как? Вот так!
- Зайка по полю бежит как? - Вот так. (Весело)
- Убегает от зимы как? - Вот так! (Громко, свободно
- А гостей встречаем мы как? - Вот так
Ортоп. упр-е: повороты плечами в
стороны, со свободными взмахами рук.
Ходьба на месте, круговые дви жения плечами поочередно вперед с
пом рук (имитация движения лап лисы)
Основная ортопедическая стойка.
Приседание из ООСт, соблюдая
равновесие и не наклоняясь вперед
(уверенно, спокойно
Наклоны вперед, «складывание»
Прыжки на месте
Дети бегут к стульчикам. (Спокойно, уверенно).
Дети показывают правильную ортоп. посадку.
111. Неправильная сказка
1.Чтение сказки (В обработке А.Н. Толстого)
Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!
- Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
2. Рассуждение над сказкой
- Вам понравилась? Вы бы хотели ее слушать на ночь? Почему не понравилось? (отзывы детей)
- О ком рассказано в сказке? О Пузыре, Соломине и Лапте.
- Давайте выясним, почему так плохо закончилась сказка., можт быть все дело в героях?
- Какая Соломинка? Какой у не характер? Почему вы так решили? (Нехитрая, , наверное, добрая,послушная, никакая но без собственного мнения..- неумная, на доске пишем: «Соломинка - глупая»
- Какой Лапоть? - боится труда -ленивый, плохой друг, знает, что тяжелый , а все равно идет по Соломинке («Лапоть - ленивый»)
- Какой Пузырь в сказке?..- ленивый, боягуз, злой («Пузырь - злой»)
Вывод по законам жанра
Посмотрим на характеры, читаем: «Соломинка - глупая», «Лапоть - ленивый», «Пузырь - злой» - хороших добрых героев нет.
Сказка закончилась плохо - НЕПРАВИЛЬНАЯ сказка.
- Что делать?
1V. Мы сказочники (воспитатель предлагает всем превратиться в сказочников. Но сказочниками нужно учиться и сдавать экзамены. Вы согласны? Приготовимся:
-
Пальчиковая гимнастика:
-
Пальчик-мальчик, где ты был?
В сказку с братцами ходил.
С этим по лесу гулял,С этим шишки собирал,
С этим я в снежки играл,
С этим с горочки катался,
- С этим я в снегу валялся,
С этим сказку повстречал,
С этим сказку сочинял,
Этот сказку записал,
Этот сказку рассказал.
Вот такие мы друзья:Знаем сказку: ты и я!
2. Экзамен на сказочников:
Игра: «превращение» Цветовые схемы надо превратить в слова: Топор(ы),
Бревно (дерево), Мост(ик) - объясняют, для чего нужны эти предметы.
Игра «Скажи наоборот»:
С - не хитрая - мудрая
Л - ленивый - трудолюбивый
П - трусливый - храбрый,добрый
Игра «Собери пословицу»
Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.
Друзья в беде не бросают.
Дружно - не трудно, а врозь- хоть брось,
Не смейся над чужой бедой,- своя придет
3 Правильная сказка (рассказывание по итогам анализа)
(Здесь учитываются способности Соломинки, трудолюбие Пузыря и Лаптя, их доброта и взаимопомощь)
Жили-были ...Пошли ...Дошли до реки…
Соломинка уже имела опыт построения поста (опытный проектировшик) и предложила построить мостик…Пузырь, перенес дрова. Лапоть споткнулся и упал с моста. Пузырь прыгнул в воду, помог другу выбраться.
А когда они пришли домой, Соломина растопила печь, накормила друзей.
И жили они дружно и весело
V. Итог:
Превращение в детей группы: «трекс-пекс -повертись, снова в группу превратись»…
Вывод о «правильной» сказке, что сделали, чтобы исправить сказку, повторить особенности жанра…
Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)