Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Правильная сказка». Развитие речи в подготовительной группе детсада.

Программное содержание:

Закреплять знания об особенностях жанра сказки, развивать умение самостоятельно создавать художественные образы, совершенствовать умение сочинять короткие сказки;

упражнять в согласовании слов в предложении, в подборе однокоренных слов,

пополнять словарный и фразеологический запас за счет пословиц на морально-этическую тему;

формировать интерес к устному народному творчеству как народной мудрости, воспитывать чувства дружбы, взаимопомощи и ответственности на примере сказочных героев; воспитывать интерес к чтению.

Предварительная подготовка к занятию:

Чтение и рассуждение над сказками на морально-этические темы на занятиях и вне занятий (по перспект. плану);

работа и игры с предложением-пословицей, скороговоркой, названием на занятиях по подготовке к грамоте;

заучивание и использование в качестве физкультминуток, подвижных игр и пальчиковой гимнастики текстов на тему сказки, тему ответственности, дружбы, взаимопомощи;

знакомство с иллюстрациями к сказкам известных художников;

упражнения в анализе подобных сказок («Уголек, Соломина и Боб» бр. Гримм, «Бородка и Пузырек» в обр. Афанасьева А.Н.) на соответствие жанру.

Ход занятия:

1.Приветствие

11.Актуализация знаний о сказке

а) Сообщение темы занятия через загадку:

В ней всегда конец хороший,
Добрый молодец пригожий ,

Падчерица в ней бедна,

Но красива и умна.

Разговаривают двери,

Строят дом на зиму звери.

Ее слушать не наскучит ,

Ведь она всегда нас учит.

Волшебства полным-полна

Догадайтесь, кто она?

Вам даю сейчас подсказку,

Это не рассказ, а …. (сказка)

«Что такое сказка?»

- Что такое сказка?- Вы любите сказки? Покажите, как вы их любите. (обращаю внимание на то, что дети прижимают ладонь к сердцу, предлагаю поиграть в игру)

б)Речевое упражнение: «Найди словечки с одним сердечком» (дети могут самостоятельно подбирать однокоренные слова или отвечать на вопросы:

- как наз-ся небольшой р-з с волшебством и фантастикой? - СКАЗКА

- От какого слова происходит «сказка»? - сказЫВАТЬ, РАСсказЫВАТЬ

- А по сути, что такое сказка? - РАСсказ

- как можно сказать о маленькой сказке? - сказОЧКа

- как наз-ют человека, который сочиняет сказки? - сказОЧНИК

- лягушка в сказке настоящая или какая? - сказочнАЯ

- Уголек настоящий или герой…? - сказочнЫЙ

- Веретено из «Бабушки-Метелицы» какое? - сказочнОЕ

- Пузырек и Бородка какие герои? - сказочнЫЕ

- а мы тоже умеем сказки… -РАСсказЫВАТЬ

- К нам приезжает театр и сказку… - ПОказЫВАЕТ

- а вы их потом дома… ПЕРЕсказЫВАЕМ

- Сказочник сказку не читает и не рассказывает, он ее…- СКАЗЫВАЕТ,

и даже есть похожие на былины, большие сказки, целые книги - СКАЗы

в) Беседа об особенностях жанра

- Кто создает сказки? (Какими бывают сказки?) - народные и авторские

- Почему сказки называются народными? (Ее сочинил народ, н один человек, с каждым рассказыванием она становится все лучше и интереснее).

- Как обычно начинается сказка? (зачин: «жили-были», В три-девятом…»)

- Что бывает в сказке, чего не бывает в жизни? (о фантастике и волшебстве)

- Как заканчивается? (добро побеждает зло, - «хорошо»)

- Чем полезна сказка? (всегда чему-то учит)

г) Психофизич. зарядка:

- Во дворе метель метет как? - Вот так! (Громко.)

- По полю лиса идет как? - Вот так (Хитро)

- Елочка в лесу стоит как? - Вот так! (Спокойно, уверенно

- А в берлоге мишка спит как? (Тихо)

- Дятел по стволу стучит как? Вот так!

- Зайка по полю бежит как? - Вот так. (Весело)

- Убегает от зимы как? - Вот так! (Громко, свободно

- А гостей встречаем мы как? - Вот так

Ортоп. упр-е: повороты плечами в

стороны, со свободными взмахами рук.

Ходьба на месте, круговые дви жения плечами поочередно вперед с

пом рук (имитация движения лап лисы)

Основная ортопедическая стойка.

Приседание из ООСт, соблюдая

равновесие и не наклоняясь вперед

(уверенно, спокойно

Наклоны вперед, «складывание»

Прыжки на месте

Дети бегут к стульчикам. (Спокойно, уверенно).

Дети показывают правильную ортоп. посадку.

111. Неправильная сказка

1.Чтение сказки (В обработке А.Н. Толстого)

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

Лапоть говорит пузырю: - Пузырь, давай на тебе переплывем!

- Нет, лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

2. Рассуждение над сказкой

- Вам понравилась? Вы бы хотели ее слушать на ночь? Почему не понравилось? (отзывы детей)

- О ком рассказано в сказке? О Пузыре, Соломине и Лапте.

- Давайте выясним, почему так плохо закончилась сказка., можт быть все дело в героях?

- Какая Соломинка? Какой у не характер? Почему вы так решили? (Нехитрая, , наверное, добрая,послушная, никакая но без собственного мнения..- неумная, на доске пишем: «Соломинка - глупая»

- Какой Лапоть? - боится труда -ленивый, плохой друг, знает, что тяжелый , а все равно идет по Соломинке («Лапоть - ленивый»)

- Какой Пузырь в сказке?..- ленивый, боягуз, злой («Пузырь - злой»)

Вывод по законам жанра

Посмотрим на характеры, читаем: «Соломинка - глупая», «Лапоть - ленивый», «Пузырь - злой» - хороших добрых героев нет.

Сказка закончилась плохо - НЕПРАВИЛЬНАЯ сказка.

- Что делать?

1V. Мы сказочники (воспитатель предлагает всем превратиться в сказочников. Но сказочниками нужно учиться и сдавать экзамены. Вы согласны? Приготовимся:

  1. Пальчиковая гимнастика:

Пальчик-мальчик, где ты был?
В сказку с братцами ходил.
С этим по лесу гулял,

С этим шишки собирал,

С этим я в снежки играл,

С этим с горочки катался,

- С этим я в снегу валялся,

С этим сказку повстречал,

С этим сказку сочинял,

Этот сказку записал,

Этот сказку рассказал.
Вот такие мы друзья:

Знаем сказку: ты и я!

2. Экзамен на сказочников:

Игра: «превращение» Цветовые схемы надо превратить в слова: Топор(ы),

Бревно (дерево), Мост(ик) - объясняют, для чего нужны эти предметы.

Игра «Скажи наоборот»:

С - не хитрая - мудрая

Л - ленивый - трудолюбивый

П - трусливый - храбрый,добрый

Игра «Собери пословицу»

Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Друзья в беде не бросают.

Дружно - не трудно, а врозь- хоть брось,

Не смейся над чужой бедой,- своя придет

3 Правильная сказка (рассказывание по итогам анализа)

(Здесь учитываются способности Соломинки, трудолюбие Пузыря и Лаптя, их доброта и взаимопомощь)

Жили-были ...Пошли ...Дошли до реки…

Соломинка уже имела опыт построения поста (опытный проектировшик) и предложила построить мостик…Пузырь, перенес дрова. Лапоть споткнулся и упал с моста. Пузырь прыгнул в воду, помог другу выбраться.

А когда они пришли домой, Соломина растопила печь, накормила друзей.

И жили они дружно и весело

V. Итог:

Превращение в детей группы: «трекс-пекс -повертись, снова в группу превратись»…

Вывод о «правильной» сказке, что сделали, чтобы исправить сказку, повторить особенности жанра…

Что нужно для того, чтобы познакомиться и с другими сказками? (Учиться читать.)



© 2010-2022