Сообщение на круглый стол по теме: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 11

города Шебекино Белгородской области»



Преемственность между дошкольным и начальным образованием в условиях введения новых образовательных стандартов

(Сообщение на круглый стол)









Курлыкина Наталья Михайловна,

воспитатель первой младшей группы

















Введение в действие с 1 января 2014 года Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который приходит на смену Федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). Вопросы преемственности в содержании и методологии данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов. Сравнительный анализ основных положений ФГОС начального общего образования и проекта ФГОС дошкольного образования представлен в данной статье.

Прежде всего, следует обратить внимание на анализ преемственности в методологии и структуре ФГОС ДО и ФГОС НОО.

Преемственность ФГОСов дошкольного и начального общего общего образования:

  • единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований к:

    • условиям реализации стандарта

    • структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы

    • образовательным результатам

  • единый психолого-педагогический методологический подход:

    • ориентация на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»

    • опора на зону актуального развития и ориентация на зону ближайшего развития ребёнка

    • понятие об универсальных учебных действиях

    • ориентация на возрастные психофизиологические особенности детей

  • принцип организации инклюзивного образования:

    • минимальная регламентация образования детей, имеющих ОВЗ, детей-инвалидов

    • разработка адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ

    • опора на индивидуальную программу реабилитации (при организации специальных образовательных условий для детей-инвалидов)

  • направленность основных образовательных программ ДО и НОО:

    • формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей

    • процесс успешной социализации ребёнка

    • развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования

    • сохранение и укрепление здоровья детей

Если мы обратим внимание на содержательные стороны проекта ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, то убедимся в наличии преемственности между областями на дошкольной ступени и ступени начальной школы. Пять образовательных областей, обозначенных в проекте ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования. Между тем, не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия проекта ФГОС дошкольного образования и действующего ФГОС начального общего образования.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

- единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

- единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

- общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы.

Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:

-​ на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей;

-​ процесс успешной социализации ребенка;

-​ развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования;

-​ сохранение и укрепление здоровья детей.

Обращая внимание на содержательные стороны ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, убедимся в наличии преемственности между образовательными областями на уровне дошкольного и начального общего образования. Пять образовательных областей, обозначенных в ФГОС дошкольного образования, имеют прямую проекцию на предметы основной образовательной программы начального общего образования.

Сообщение на круглый стол по теме: ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНЫМ И НАЧАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Говоря о преемственности результатов освоения стандартов дошкольного и начального общего образования, важно отметить, каким образом соотносятся целевые ориентиры ФГОС ДО с универсальными учебными действиями (УУД) в ФГОС НОО.
Очевидно, что конкретные целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС дошкольного образования, по содержательному наполнению можно объединить в группы, которые напрямую соотносятся с группами универсальных учебных действий, положенных в концептуальную основу ФГОС НОО (см. таблицу).

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

ГРУППА УУД

- инициативен, самостоятелен;

- уверен в своих силах;

- любознателен и т.п.

личностные

- активно взаимодействует со сверстниками;

- способен договариваться;

- хорошо понимает устную речь и т.п.

коммуникативные

- контролирует свои движения и управляет ими;

- способен к волевым усилиям;

- способен наблюдать, экспериментировать и т.п.

регулятивные

- знаком с книжной культурой и детской литературой;

- обладает элементарными представлениями из области живой и неживой природы, истории, математики и т.п.

познавательные

Чёткое понимание существующих отличий во многом определяет специфику построения деятельности воспитателей, учителей начальных классов, а также педагогов-специалистов (психологов, логопедов, дефектологов), осуществляющих работу с детьми.

Отличия ФГОСов дошкольного и начального общего образования:

Критерий сравнения

ФГОС дошкольного образования

ФГОС начального общего образования

Характер получения образования

Нецензовый характер образования в связи с необязательностью данной ступени

Цензовый характер образования: итоговая оценка достижения результатов освоения образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) - основание для перевода на следующую ступень

Результаты освоения основной образовательной программы (ООП)

Результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основами для сравнения с реальными результатами детей

Результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценки), метапредметные (универсальные учебные действия и предметные результаты подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке)

Позиция в освоении учения детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование: разработка специальных вариантов стандартов для детей с ОВЗ не предусмотрено

Инклюзивное образование: ведется разработка специальных ФГОСов для детей с ОВЗ (в зависимости от характера и тяжести имеющихся нарушений)

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс. С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а, значит действительно знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Таким образом, преемственность - это не только подготовка к новому, но и, что еще более важно и существенно, сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития процесса. На практике же мы часто сталкиваемся с тем, что преемственность сводится именно к подготовке и не просто к новому, а именно к новым требованиям следующей ступени образования.

В связи с введением новых образовательных стандартов в начальной школе и с появлением федеральных государственных требований в дошкольном образовании обозначился переход от парадигмы «знаний, умений, навыков» к культурно-исторической системно-деятельностной парадигме образования (на всех ступенях).

Основные изменения в дошкольном образовании связаны с тем, что акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»[1]. Утверждается необходимость построения образовательного процесса в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей и т.п. Итогом освоения образовательной программы дошкольного образования будут интегративные качества ребенка. Такие как любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость, способность решать интеллектуальные, личностные задачи и др.

Отличительной особенностью ФГОС НОО [2] является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования также отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра Стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимаются «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.

Таким образом, важнейшая задача современной системы образования формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе компетентностного подхода.

Исходя из положений новых требований и стандартов, в дошкольном и начальном образовании появились дополнительные основания для обеспечения преемственности. Однако анализ педагогического опыта позволяет говорить о том, что ключевые моменты преемственности остаются декларативными и требуют перехода из концептуальных положений в практическую плоскость. Более того, вместе с ростом вариативности форм и методов обучения, в частности с появлением различных моделей обучения стали нарастать признаки рассогласования и ослабления преемственности на различных ступенях образования. И если на уровне целей и задач согласованность представлена (а на деле чаще всего просто заявлена), то на уровне методов , средств и форм она практически отсутствует.

Поэтому, признавая, что в основе успешности ребенка, особенно, в условиях непрерывного образования, рассматривается компетентность ребенка в разных видах деятельности и в сфере отношений. В системе современного образования преемственность целей и задач должна получать логическое продолжение в согласовании педагогических подходов и технологий, которые будут способствовать формированию заявленных компетенций воспитанников и учащихся начальной школы.

Исследования, а также многолетний опыт применения разработок в сфере образования показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, ИКТи т.п.

Взаимосвязь педагогических подходов и технологий, используемых в ДОУ и школе 1 ступени может выступить условием формирования УУД и компетенций воспитанников и учащихся ОУ при соблюдении определённых требований к выбору технологий и организации педагогического процесса:

  • создание образовательной среды, способствующей эмоционально ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

  • предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

  • ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);

  • формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

  • опора на игру при формировании учебной деятельности;

  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности;

  • самостоятельный, творческий характер освоения ребенком культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития;

  • предоставление ребенку возможности самостоятельно добывать и применять свои знания;

  • обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

  • организация конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.

Список литературы

1.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

от 23 ноября 2009 г. N 655

2.Федеральный образовательный государственный стандарт начального общего образования. Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО









Ι. УМК «Детство» - УМК «Перспективная начальная школа»

Современный УМК «ПНШ» ставит перед собой задачу личностного

духовно-нравственного развития обучающихся. Носителями базовых

национальных ценностей являются различные социальные,

профессиональные группы. В УМК «ПНШ» прослеживается из-за общности

интриги семейная жизнь, соблюдение традиций своей семьи, своего народа

через знакомство с историей, событиями из жизни местопроживания семьи

Ивановых и, которые перекладываются на историю родного села, семьи и

родственников каждого учащегося.

В комплекте ведётся развитие патриотизма, гражданственности,

развивается любовь к семье, труду и творчеству, природе и человечеству,

ведутся исследования, опыты и наблюдения (с элементами научности),

неразделимы искусство и литература. Невозможно только лишь в школе

развивать ребёнка. УМК «ПНШ» предусматривает социально-педагогическое

партнёрство через связь с семьёй, общественными организациями,

учреждениями дополнительного образования и СМИ.

Стратегия введения ФГОС, на мой взгляд, заключена в необходимости

обновления содержания, методов обучения, что приведёт к достижению

нового качества результатов обучения. УМК «ПНШ» предусматривает

информатизацию образования, что позволяет, наконец, повернуться лицом к

личности обучаемых. УМК рассчитан на долгосрочную перспективу

развития ребёнка. Здесь решаются задачи по формированию универсальных

учебных действий школьников.

Перспективы ФГОС заключены в гибком реагировании образования на

запросы личности, изменении потребностей общества. Данный УМК отвечает индивидуальным потребностям, что обеспечивает личностную,

социальную и профессиональную успешность, отвечает государственным

требованиям, социальному заказу.

Образовательные результаты должны быть ориентированы на

познавательные возможности школьников и связаны с условиями и

возможностями общества. Введение ФГОС начального общего образования

должно повысить процент освоения учебных образовательных программ. Это

даст возможность полноценно развиваться личности ребёнка и успешно

продолжить обучение. Это может быть достигнуто не только на базовом

уровне, но и на этапе усвоения вариативной части, которую учащиеся

выберут совместно с родителями. У многих детей появится право на

полноценное образование исходя из его потребностей. Будет чётко

проявляться преемственность образования.

В ФГОС второго поколения появляются требования к структуре

основных общеобразовательных программ, к результатам их освоения, к

условиям реализации основных общеобразовательных программ, что

является сравнительно новым в пакете нормативных и рекомендательных

документах. Примерные (базисные) учебные программы по предметам

позволят конкретному образовательному учреждению регулировать

педагогический процесс в зависимости от состава обучающихся и успешно

формировать и развивать универсальные учебные действия.

Базисный образовательный план определяет максимальный объём

учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направление

внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на

освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Содержание образования, определяемое инвариантной частью,

обеспечивает формирование системы предметных ЗУНов и личных качеств,

соответствующих требованиям стандартов. Вариативная часть обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные

потребности обучающихся. Часы, отводимые на внеурочную деятельность

учащихся, должны использоваться на различные формы её организации,

отличающиеся от урочной системы обучения: экскурсии, кружковая и

клубная работа, КВН, школьные научные общества, олимпиады,

соревнования, поисковые и научные исследования.

Стандарты второго поколения подчёркивают необходимость перехода:

- от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений,

навыков к определению цели, как формированию умения учиться;

- от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий,

составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания

обучения в контексте решения значимо жизненных задач в условиях

реализации межпредметных связей;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли

учебного сотрудничества в достижении целей образования.

На первом месте сейчас стоят задачи формирования универсальных

учебных действий (УУД). Их можно определить как совокупность действий

учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному

усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Каждый УМК имеет свои теоретические и методические особенности,

которые, безусловно, сказываются на технологии проведения урока.

В настоящее время всё более широкое распространение получает

личностно-ориентированная развивающая система обучения

«Перспективная начальная школа». Созданная на методических основах

развивающих систем обучения, она вобрала в себя опыт классических систем обучения, учитывая при этом необходимость формирования прочных знаний,

умений и навыков.

Общее развитие школьников во многом зависит от содержания

образования. Исследование учёных и педагогическая практика убедительно

показали, что обучение и развитие каждого ребёнка в школе может быть

успешным только при создании для этого необходимых условий. Авторы

УМК «ПНШ» считают, что в основании того или иного педагогического

понятия могут лежать разные идеи. Это и позволяет по-разному трактовать

его сущность. Главной целью начального образования становится

общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся,

обеспечивающее такую ключевую компетенцию младшего школьника, как

умение учиться. Следовательно, содержание начального образования, наряду

с традиционным предметным содержанием конкретных дисциплин,

обогащается новой психологической составляющей, обеспечивающей

школьникам умение учиться. При этом знания, умения и навыки (ЗУНы)

рассматриваются как производные от соответствующих видов

целенаправленных универсальных учебных действий.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристику учебной

деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития

таких универсальных учебных действий как личностные, регулятивные,

коммуникативные и познавательные.

В начале школьного обучения личностные универсальные учебные

действия характеризуют личностную готовность ребёнка к обучению в

школе (отношение к учению, произвольному поведению).

Применительно к учебной деятельности младших школьников

личностные действия обеспечивают, прежде всего, ценностно-смысловую

ориентацию детей. Конкретно это выражается в знаниях моральных норм и

умениях им следовать (взаимопомощь, правдивость, ответственность), в умении детей соотносить свои поступки с этическими чувствами (вина,

совесть, стыд); в желании и умении видеть нравственные аспект своих поступков.

Регулятивные действия обеспечивают младшему школьнику организацию учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как способность принять учебную (практическую) задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

  • планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий при решении учебных (практических) задач;

  • саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент, тормозить ненужные реакции, запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

  • контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;

  • коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

  • самооценка как способность осознать то, что уже освоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность младшего школьника. Они характеризуются умениями слушать и слышать других, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении возникающих проблем, выстраивать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (например, распределение ролей при парной, групповой или коллективной работе);

- сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать

ответственность на себя.

Перечисленные выше универсальные учебные действия способствуют

познавательному развитию младших школьников.

Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические действия, а также постановку и решение проблем. В общеучебные универсальные действия входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

(учебной и практической задачи);

- планирование этапов предстоящей работы и определение их

последовательности;

- осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и

письменной форме;

- извлечение необходимой информации из учебников, прослушанных

текстов, справочников, словарей; определение основной и второстепенной

информации (отделение основной информации от неглавной при решении

практических задач);

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

- использование простейших предметных, знаковых, графических моделей,

таблиц, диаграмм, их построение и преобразование.

К логическим универсальным действиям относятся:

- анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных

признаков;

- синтез - составление целого из частей, самостоятельное достраивание с

восполнением недостающих компонентов;

- выбор основания для сравнения, сериации, классификации объектов;

- установление причинно-следственных связей;

- формулирование проблемы (условия задачи учебной и практической);

- построение логической цепи рассуждения.

Постановка и решение проблемы сводится к таким действиям, как:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное нахождение путей решения проблемы творческого

характера.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации познавательной, коммуникативной, личностной и регулятивной деятельности школьников. Теоретически в цепи начального образования появилось новое звено, являющееся его логическим завершением, формирование способности применять (использовать) универсальные учебные действия и знания в практической деятельности и повседневной жизни.

УМК «ПНШ» предлагает содержание начального образования в полном объёме современных государственных эталонов и программирует различные формы обучения, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности. В связи с этим каждый УЧЕБНИК из этого комплекта - это ещё и инструмент по организации учебных форм обучения УЧЕНИКА на уроке и вне урока.

Новая технология УМК ставит УЧЕБНИК в центр всех составляющих комплекта (словарей, справочников, хрестоматий, тетрадей для самостоятельной работы, Интернета) и реализуется через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих методике обучения как гуманитарным, так и естественно-математическим предметам.

Эти типические свойства в свою очередь определяют т особую, единую для всего комплекта структуру учебника. В каком-то смысле учебник становится самоучителем для ребёнка, его настольной книгой. Основные типические свойства УМК комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция

Учебные издания УМК «Перспективная начальная школа» включены в перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011/2012 учебный год в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

УМК «Перспективная начальная школа» ─ лауреат Главной премии за лучшую работу в области науки, технологии и образования (Премия Российской академии наук, МАИК «НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА»).

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности.

К отличительным особенностям УМК следует отнести:

  • максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника;

  • использование единой системы условных обозначений во всем УМК;

  • использование единых героев и коммуникативной социально-ролевой игры;

  • систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками;

  • пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование;

  • наличие системы словарей (от 5 до 10), помещенных непосредственно в сами учебники;

  • систему интерактивного общения со школьниками посредством клубной работы.

УМК «Перспективная начальная школа» позволяет системно решать задачи формирования всего комплекса универсальных учебных действий (УУД), которые являются приоритетным направлением в содержании образования.

Учебные издания «Перспективная начальная школа» представлены двумя комплектами: учебным комплектом для ученика и методическим комплектом для учителя.

Учебный комплект для ученика - это учебники, включающие словари, справочники и учебный материал для организации внеурочной деятельности (научные клубы младшего школьника); хрестоматии; тетради для самостоятельной работы.

Методический комплект для учителя включает концептуальные основы УМК «Перспективная начальная школа»:

программы (в том числе программы внеурочной деятельности);

методические пособия по предметам;

поурочные разработки; сборники самостоятельных и контрольных работ (включая таблицы оценки достижений планируемых результатов базового и повышенного уровня);

методическое пособие для учителя и администратора школы «Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе».

Для общеобразовательных учреждений выходит серия книг «Руководителю образовательного учреждения для реализации ФГОС»:

  • Проектирование основной образовательной программы начального общего образования (на основе содержания УМК «Перспективная начальная школа»).

  • Управление введением ФГОС (начальная школа) и др.

Система информационного и учебно-методического сопровождения учебного процесса, созданная научно-методическим отделом издательства, позволит учителям эффективно осваивать и внедрять разработанные методы обучения







УМК: Программа «ДЕТСТВО»

Авторы: Бабаева Т.И., кандидат педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, руководитель авторского коллектива образовательной программы воспитания и развития детей дошкольного возраста «Детство».

Логинова В.И., доктор педагогических наук, профессор, заведовала кафедрой дошкольной педагогики Ленинградского педагогического института им. А.И. Герцена.

Ноткина Н.А., кандидат педагогических наук, профессор, директор Института детства, РГПУ им. А.И. Герцена.

«Детство» - комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно-деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).

В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.

В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.

Цель программы:

обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного, через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду. Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.).

Данная система развития строится на основе практических видов деятельности, доступных ребенку. В результате совершения их дети познают свойства и отношения объектов, чисел, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм. В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков: «Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);

«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);

«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);


«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Девиз программы «Детство»: «Чувствовать - Познавать - Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Рекомендована Министерством образования РФ.

УМК к программе «Детство»

• Логинова В.И.

«Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду»

Программа разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена с позиций гуманистической педагогики. Представлено содержание образования и воспитания детей дошкольного возраста, разработанное на основе достижений классической и современной дошкольной педагогики.

Издание адресовано воспитателям дошкольных учреждений разных видов, студентам и преподавателям педагогических институтов, колледжей, училищ.

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ.

•Гончарова Н.В.

«План-программа педагогического процесса в детском саду» Методическое пособие составлено с целью оказания помощи воспитателям дошкольных образовательных учреждений в практическом освоении программы развития и воспитания детей «Детство». В пособии сформулированы познавательные и другие задачи по основным видам детской деятельности в соответствии с требованиями программы «Детство». Они объединены в блоки: «Экологическое воспитание», «Математическое развитие», «Художественно-творческая деятельность», «Социально-нравственное воспитание», «Физическое развитие». Конкретное содержание программы включает игры, упражнения, проблемные и бытовые ситуации, наблюдение и экспериментирование и т.д.

• Бабаева Т.И. и др.

«Методические советы»

В сборник вошли статьи ведущих специалистов Санкт-Петербурга и Москвы по темам: «Социализация ребенка-дошкольника», «Речевое и математическое развитие детей», «Экологическое развитие детей». Представленные методические разработки проиллюстрированы различными способами их реализации на практике - конспектами занятий, заданиями, сценариями тематических утренников.

Для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений.

• Бабаева Т.И. и др.

«Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство» В методическом пособии представлены содержание, методы и приемы организации детской деятельности в группах детей 3-го года жизни в соответствии с программой «Детство». Предложенная система игр, развивающих ситуаций, занятий поможет ребенку освоить общение со сверстниками и взрослыми, приобрести умение включаться в совместные действия и отражать свои впечатления в музыкальных, подвижных, сюжетных играх, в рисунках, аппликации и других формах проявления детской активности.

Адресовано воспитателям групп раннего возраста, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений.

• Бабаева Т.И. и др.

«Как работать по программе «Детство»: Дошкольник 4-5 лет в детском саду»

Представлены современное содержание, методы и приемы организации различных видов детской деятельности для детей средней группы в соответствии с программой «Детство» (РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург). Система развивающих ситуаций, игр, предложенная в пособии занятий будет способствовать эффективному развитию детей, совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, поможет уточнить позиции авторов разных разделов программы.

Издание адресовано воспитателям средних групп детского сада, студентам и преподавателям педагогических учебных заведений.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет»

Данная рабочая тетрадь является приложением к ранее вышедшей программе экологического развития детей «Добро пожаловать в экологию!» и предназначена для совместной работы со взрослыми или самостоятельной детской деятельности. В ходе выполнения заданий малышам придется решать небольшие проблемные ситуации, которые не только способствуют формированию экологических представлений, но и развивают познавательные психические процессы. В конце тетради - диагностические задания.

Для педагогов ДОУ, родителей.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Часть 1»

Данная экологическая тетрадь в двух частях является приложением к вышедшей ранее книге «Добро пожаловать в экологию!» и разработано в соответствии с программой «Детство» (раздел «Мир открывает ребенок»). Задания для детей соответствуют темам наблюдений, опытов, бесед и занятий, заложенных в перспективном плане, что позволяет обеспечить целостность педагогического процесса. Предложенные диагностические задания позволят педагогу установить уровень развития экологической культуры каждого ребенка.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Часть 2»Данная экологическая тетрадь в двух частях является приложением к вышедшей ранее книге «Добро пожаловать в экологию!» и разработана в соответствии с программой «Детство» (раздел «Мир открывает ребенок»). Задания для детей соответствуют темам наблюдений, опытов, бесед и занятий, заложенных в перспективном плане, что позволяет обеспечить целостность педагогического процесса. Предложенные диагностические задания позволят педагогу установить уровень развития экологической культуры каждого ребенка.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Часть 1» Рабочая тетрадь для детей старшей группы позволяет значительно улучшить эффективность обучения детей в области экологического образования. В первую часть вошли задания с сентября по февраль. Тетрадь может быть использована как для индивидуальной работы, так и в группе детского сада на коллективных занятиях при подготовке дошкольников к школе.

Для педагогов ДОУ, родителей.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Часть 2»Рабочая тетрадь для детей старшей группы позволяет значительно улучшить эффективность обучения детей в области экологического образования. Во вторую часть издания вошли задания начиная с марта. Тетрадь может быть использована как для индивидуальной работы, так и в группе детского сада на коллективных занятиях при подготовке дошкольника к школе.

Для педагогов ДОУ, родителей.

• Гусарова Н.Н.

«Беседы по картинке. Времена года»Пособие представляет собой альбом картинок на сюжеты из жизни природы с приложением вопросов - примерного плана проведения занятий с детьми от 3 до 6 лет. Такие занятия-беседы способствуют развитию речи ребенка, наблюдательности, сообразительности, образного мышления и художественного вкуса. В книге приведены примеры малых форм устного фольклора - загадок, пословиц, потешек соответствующие сюжетам картинок тематики.

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию! Серия демонстрационных картин для работы с детьми 5-6 лет»Альбом содержит конспекты восьми занятий по формированию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и иллюстрационный материал по предложенным темам. Картины и динамические модели, выполненные на высоком художественном уровне, обеспечивают развитие важнейших операций мышления и формируют у детей осознанное отношение к природе. Содержание конспектов соответствует одноименной программе ДОУ. Помимо динамических моделей, в пособии представлены наглядные модели - условные схематические изображения явлений природы, свойств и признаков животных, которые педагог вырезает из дополнительных листов альбом перед началом занятий.

Для воспитателей, методистов ДОУ, родителей.

• Маневцова Л.М.«Готовимся к аттестации» В настоящее время, в условиях динамичных изменений в системе образования, необходимым условием повышения качества управления дошкольным образованием является постоянно саморазвитие субъектов образовательной деятельности и в целом образовательной системы любого уровня. Механизмом, способствующим совершенствованию деятельности ДОУ, выступает аттестация. Во второе издание сборника вошли материалы, которые будут полезны для педагогов дошкольных образовательных учреждений разных типов. Они помогут сориентироваться в современных подходах к развитию и воспитанию детей, осознанно подойти к выбору методик диагностики.

Сборник адресован педагогам ДОУ, студентам педагогических вузов, колледжей.

• Курочкина Н.А.

«Дети и пейзажная живопись. Времена года»

Пособие адресовано всем, кто занят воспитанием детей, приобщением их к художественной культуре, привитием художественного вкуса. Автор предлагает систему педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с пейзажем, разработанную в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство». Для каждой возрастной группы детей даются подборки соответствующих теме поэтических произведений, игр и праздников.

• Курочкина Н.А.

«Знакомим с книжной графикой»

В учебно-наглядном пособии представлена система педагогической работы по ознакомлению детей разных возрастных групп с книжной графикой, с особенностями творческой манеры художников-иллюстраторов детской книги. Книга включает подборку цветных репродукций и ориентировано на педагогов дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей, руководителей художественных кружков и студий, родителей. Допущено Министерством образования РФ.

• Курочкина Н.А.

«Детям о книжной графике»Методическое пособие адресовано всем, кто занят воспитанием детей, приобщением их к художественной культуре, привитием им художественного вкуса, иммунитета против «художественных суррогатов». В первой главе автор касается вопросов истории книжной графики как вида искусства, его становления в России, рассказывает о средствах выразительности этого вида искусства, специфичных для детской книги. Вторая глава посвящена педагогической работе по ознакомлению детей с книжной графикой. Материал дается по возрастным группам. Большую помощь педагогам окажут конспекты занятий по различным темам. Пособие дополнено библиографией, словарем искусствоведческих терминов, биографиями художников-иллюстраторов. Для воспитателей ДОУ, родителей дошкольников.

• Курочкина Н.А.

«Знакомство с натюрмортом»

Книга посвящена эстетическому, художественному воспитанию дошкольников, формированию у них умения понимать, чувствовать и эмоционально откликаться на произведения живописи. Автор предлагает систему педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с натюрмортом, разработанную в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство» (кафедра дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. Л.И. Герцена). Для каждой возрастной группы даются подборки соответствующих теме поэтических произведений и игр. Книга дополнена приложением - комплексом занятий по ознакомлению детей со свойствами цвета.

Для воспитателей детских дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей, руководителей кружков и студий.

Серия: Библиотека программы «Детство»

Издательство: Детство-Пресс

Год издания: 2006

• Курочкина Н.А.

«Знакомим с натюрмортом: Серия демонстрационных картин»В альбоме представлена методика педагогической работы по ознакомлению детей всех возрастных групп с натюрмортом как видом изобразительного искусства. Пособие включает подборку из 19 цветных репродукций картин известных художников. Издание выпущено в альбомном виде на плотном картоне увеличенного формата (на гребенке) для удобства демонстрации при коллективной работе с группой детей.

Для педагогов дошкольных образовательных учреждений, руководителей художественных кружков и студий, родителей.

• Курочкина Н.А.

«Знакомим с пейзажной живописью: Серия демонстрационных картин»В учебно-наглядном пособии представлена методика педагогической работы по ознакомлению дошкольников разных возрастных групп дошкольного возраста с живописным пейзажем как видом изобразительного искусства. Пособие включает подборку цветных репродукций работ известных художников. Издание ориентировано на педагогов дошкольных образовательных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей, руководителей художественных кружков и студий, родителей. Рекомендовано Министерством образования РФ.

• Курочкина Н.А.

«Знакомим с портретной живописью: Учебно-наглядное пособие»В альбоме предложена методика педагогической работы, представлены конспекты занятий и цветные репродукции картин известных художников для ознакомления детей 4-7 лет с портретной живописью.

Издание адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений, студентам педагогических вузов и колледжей, руководителям художественных студий, родителям.

Серия: Библиотека программы «Детство»

Издательство: Детство-Пресс

Год издания: 2006

• Воронкевич О.А.

«Добро пожаловать в экологию»

Пособие содержит перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Представленные конспекты занятий, описание оригинальных дидактических, подвижных и прочих игр, фольклорный материал, дополняющий книгу, - все это позволит воспитателю с успехом реализовать задачу экологического приобщения детей к миру животных и растений, к миру Природы.

Рассчитано на воспитателей и методистов дошкольных учреждений.

• Белоусова Л.Е.

«Добрые досуги по произведениям детских писателей»В книге представлены сценарии праздничных мероприятий, предполагающих участие и детей, и взрослых. Основой досугов служат отрывки из произведений А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, В.А. Осеевой, А.Л. Барто.

Для методистов и воспитателей ДОУ, педагогов школ раннего развития, гувернеров, родителей.

• Крулехт М.В.

«Дошкольник и рукотворный мир»В пособии раскрывается концепция и педагогическая технология реализации образовательной программы «Детство» в педагогическом процессе детского сада. Подробно рассматривается система педагогической работы по ознакомлению детей 3-6 лет с предметным миром и трудом взрослых, приобщению дошкольников к азам трудовой деятельности, воспитанию ценностного отношения к труду. Пособие содержит примерные планы и конспекты занятий, сценарии образовательных ситуаций и описание дидактических пособий в вариантах построения предметно-материальной среды.

Пособие адресовано воспитателям дошкольных образовательных учреждений, студентам факультетов дошкольного образования педагогических вузов и колледжей, родителям дошкольников.

• Бабаева Т.И. и др.

«Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

В сборнике рассматриваются теоретические и практические аспекты развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста с использованием различных видов игры. Раскрываются особенности детской игровой культуры и описываются методы педагогического воздействия, развивающие самостоятельность и творческую активность ребенка в игровой и образовательной деятельности в условиях ДОУ.

Сборник адресован студентам и преподавателям педагогических колледжей и институтов, практическим работникам ДОУ, а также специалистам в области дошкольного воспитания.

• Михайлова З.А.

«Игровые задачи для дошкольников»Книга содержит занимательный материал, который окажет помощь воспитателю в активизации мыслительных процессов детей при организации занятий и самостоятельной деятельности старших дошкольников. Книга будет интересна воспитателям детских садов и родителям.

• Гоголева В.Г.

«Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет»

Во 2-м издании пособия представлены логические игры и упражнения для детей дошкольного возраста, развивающие умственные способности и обеспечивающие высокий уровень творческого мышления. Материал представлен в порядке усложнения и снабжен цветными разрезными картинками. Для воспитателей и методистов ДОУ, учителей, психологов, студентов, а также родителей, желающих развить интеллектуальные способности своих детей.

• Зверева С.В., Каменская В.Г.

«К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению»

В книге рассматриваются вопросы психического и интеллектуального развития дошкольника, его эмоционально-мотивационной готовности к переходу к новому социальному статусу и способу обучения. Представленные несложные тесты и игровые диагностики позволят родителям узнать о способностях и потенциальных возможностях своих детей и решить вопрос, в какой школе ему будет по силам обучаться.

Для родителей, воспитателей ДОУ, психологов, студентов психологических вузов.

Серия: Библиотека программы «Детство»

Издательство: Детство-Пресс

Год издания: 2004

• Королева И.А., Степанова В.А.

«Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников»

Методическое пособие знакомит педагогов дошкольных учреждений с одной из наиболее действенных и вместе с тем сложных форм воспитания мировосприятия - с экскурсией. Интересное и познавательное содержание экскурсий, современная методика проведения не только обеспечат успешное усвоение детьми комплекса знаний о природе родного края, но и помогут научить их любовному отношению к ней. Пособие содержит календарно-тематические планы и конспекты по проведению экскурсий. Адресовано практическим работникам и методистам ДОУ, студентам педагогических институтов и колледжей.

Серия: Библиотека программы «Детство»

Издательство: Детство-Пресс

Год издания: 2004

• Непомнящая Р.Л., Носова В.А.

«Логика и математика для дошкольников»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности предматематической подготовки.

Какие это мыслительные умения? С помощью каких дидактических средств их следует формировать? Как осуществлять руководство этим сложным процессом? Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? На эти вопросы мы постараемся ответить в предлагаемом вашему вниманию методическом пособии.

Книга знакомит с уникальным, получившим всемирное признание дидактическим материалом - логическими блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Использование этого материала на занятиях с детьми 3-6 лет способствует развитию у них логико-математических представлений и умений, служит хорошей предматематической подготовкой. Во второе издание включены новые игры-упражнения, уточненные задания, переработанный наглядный материал, который для удобства размещен в приложении в табличной форме.

Издание предназначено для педагогов, студентов педагогических вузов и колледжей, а также родителей.

• Михайлова З.А.

«Математика - это интересно. Игровые ситуации. Диагностика освоенности математических представлений»Пособие является методическим основанием к пяти рабочим тетрадям «Математика - это интересно», предназначенным для дошкольников разных возрастных групп (2-3, 3-4 года, 4-5, 5-6, 6-7 лет). Оно поможет педагогу дошкольного образовательного учреждения в организации математического развития дошкольников в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство».

• Чеплашкина И.Н.

«Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 2-3 года»Рабочая тетрадь «Математика - это интересно» предназначена для занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома. Содержание тетради «математическим» можно назвать только условно: оно направлено на развитие обследовательских, практических умений детей, наблюдательности, сообразительности, без чего невозможен ни один вид познания. Шестнадцать игровых сюжетов объединены близкой детям темой - «игрушки». Наличие вкладыша (разрезного материала) позволяет ребенку накладывать изображения предметов на картинки, передвигать их - то есть действовать с ними, как с игрушками.

Автор пособия - петербургский педагог-методист с большим стажем практической работы. Пособие составлено в соответствии с рекомендациями программы развития и воспитания детей «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург). Оно входит в серию из пяти тетрадей с одноименным названием. Содержание тетрадей прошло апробацию в детских дошкольных учреждениях Санкт-Петербурга и получило одобрение педагогов.

• Чеплашкина И.Н.

«Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 3-4 года»Пособие предназначено для занятий с детьми в детском саду и дома. 12 игровых сюжетов, объединенных близкой малышам темой повседневной жизни детского сада, познакомят их с основными цветами и простейшими математическими понятиями, будут способствовать развитию внимания, наблюдательности, логики мышления, а также мелкой моторики рук и аккуратности при выполнении графических заданий. Пособие составлено в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство».

Цветные иллюстрации

• Чеплашкина И.Н.

«Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 4-5 лет»Пособие предназначено для занятий с детьми в детском саду и дома. Оно состоит из рабочей тетради и сопроводительных текстов. 16 занимательных игровых сюжетов построены так, что, выполняя задания, дети осваивают счет в пределах первого десятка, учатся сравнивать предметы по форме и размеру, выстраивать ряд по заданным параметрам, действовать по предложенной схеме-алгоритму и т.д. - то есть приобретают элементарные математические представления. Кроме того, эти задания способствуют развитию у детей внимания, пространственной ориентации и творческого воображения. Пособие составлено в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство».

• Чеплашкина И.Н.

«Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 5-6 лет»Пособие для старшей возрастной дошкольной группы детей может быть использовано как в детском саду, так и дома. Оно состоит из рабочей тетради и сборника текстов заданий: 12 занимательных игровых сюжетов с математическим содержанием. Выполняя задания, дети поупражняются в счете в пределах 100, определении правой и левой стороны, использовании модели, системы координат, в действиях по плану и инструкции и т.д. Пособие составлено в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство».

• Чеплашкина И.Н.

«Математика - это интересно. Рабочая тетрадь. 6-7 лет»Эта тетрадь завершает серию рабочих тетрадей по математике для различных возрастных групп дошкольников. Она составлена в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство». Содержание тетради включает знакомство детей с понятиями цифры и числа, математическими знаками, составом числа. В соответствии с занимательными игровыми сюжетами дети будут производить различные арифметические действия и операции с числами. Некоторые игры предполагают знакомство детей с палочками Кюизенера. В тетрадь включены элементы цифровой прописи.

• Пустовойт О.В., Смоленцева А.А.

«Математика до школы» Пособие состоит из двух частей. Часть I - Математика до школы (авт. А.А. Смоленцева, О.В. Пустовойт). Представлена оригинальная система игровых упражнений с нестандартными средствами математического развития для детей старшего дошкольного возраста. Математические игры помогают дошкольнику понять и полюбить сложный для него абстрактный мир чисел и фигур. Часть II - Игры и головоломки (сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая). Предлагаются описания и чертежи восьми разных по сложности игр-головоломок (геометрических конструкторов), способствующих развитию пространственного воображения и мышления детей 5-7 лет, подготовке их к обучению в школе.

• Михайлова З.А.

«Математика от трех до семи»

В учебно-методическом пособии представлено основное содержание математического развития детей младшего, среднего, старшего и подготовительного к школе возраста в соответствии с программой развития и воспитания детей «Детство», разработанной кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Книга содержит планы-конспекты игровых занятий для различных возрастных групп детей, а также свыше 100 иллюстраций. Пособие адресовано воспитателям детских садов. Оно может быть интересно и полезно родителям для домашних занятий с детьми, в том числе и не посещающими дошкольные образовательные учреждения.

• Кондратьева Н.Н.

«МЫ. Программа экологического образования»В книге представлена программа экологического воспитания дошкольников. В ее основе - идея гуманизации, воспитания человека с развитой системой ценностных ориентаций. Содержание программы способствует развитию личности ребенка в целом, его экологического сознания, экологического поведения в природе, правильного отношения к ней.

Конспекты занятий, справочный и познавательный материалы, дополняющие сборник, позволяют в полной мере реализовать программу на практике, обеспечивая педагогу и родителю весь необходимый спектр информации по этому аспекту.

На доступном для дошкольников уровне отражены ведущие идеи и понятия современного естествознания. В книгу входят конспекты тематических занятий согласно приведенной программе, наглядный и организационный материал для работы с детьми.

Рассчитано на педагогов дошкольных учреждений.

• Гурович Л.М.

«Ребенок и книга»

В пособии для воспитателей детского сада рассматриваются вопросы, связанные с приобщением ребенка-дошкольника к миру художественной литературы. В 3-е издание вошли новые главы: «"Дети, книжки берегите", или Уголок книги в детском саду»; «"Бабушка, расскажи сказку", или Литературное образование ребенка в семье». В книге предложены списки литературы, рекомендуемой для чтения детям, - произведений отечественных и зарубежных авторов. В значительной степени обновлено содержание занятий. Таким образом, в книгу вошло более 20 конспектов занятий и детских тематических утренников.

• Сайкина Е.Г., Фирилева Ж.Е.

«Са-Фи-Дансе: Танцевально-игровая гимнастика в детском саду»В пособии представлена оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике для дошкольных учреждений, раскрывающая содержание различных направлений оздоровительных видов гимнастики с применением игрового метода обучения, и конспекты занятий-уроков с подробными описаниями входящих в них упражнений, игр, танцев, игроритмики, танцевально-ритмической и креативной гимнастики и проч. Программа рассчитана на обучение детей от 3 до 7 лет.

• Крулехт М.В.

«Самоделкино: Образовательная программа и педагогическая технология содержательной досуговой деятельности мальчиков старшего дошкольного возраста»В учебно-методическом пособии представлены парциальная образовательная программа, методические рекомендации и разработки образовательных ситуаций для содержательной досуговой деятельности мальчиков 5-6 лет, связанной с конструированием из «бросового» материала. Пособие разработано в соответствии с концептуальными идеями образовательной программы «Детство» и ориентировано на воспитание основ экологической культуры и разумного потребления материальных ресурсов. Для педагогов ДОУ, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей.

• Гусарова Н.Н.

«Техника изонити для дошкольников»Пособие знакомит с примерами техники создания художественного образа путем переплетения цветных нитей на картонной основе. Эта техника - изонить, напоминающая вышивание, может быть использована на занятиях с детьми в старших группах детских садов. Для методистов и воспитателей детских садов, родителей.

• Большева Т.В.

«Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники»В предложенных конспектах занятий учебно-методического пособия автор предлагает не только знакомить детей с окружающим миром, но и воспитывать у них правильное звукопроизношение, обучать выполнению различных игровых заданий, способствующих интеллектуальному развитию. В приложении методического пособия представлен цветной иллюстративный материал к занятиям. Конспекты игровых занятий составлены в хронологической последовательности для использования их в течение года с сентября по май.

• Сивачева Л.Н.

«Физкультура - это радость! Спортивные игры с нестандартным оборудованием»

В книге представлены оригинальные способы изготовления спортивных снарядов из «подручных» предметов. Предложенная подборка сценариев игр и соревнований предназначена для занятий с детьми различного дошкольного возраста. Для воспитателей, физкультурных руководителей ДОУ.

• Большева Т.В.

«Физкультура для малышей»

Учебно-методическое пособие для воспитателей детского сада включает рекомендации по работе с детьми раннего возраста и конспекты игровых физкультурных занятий по сказочным сюжетам, составленные в соответствии с требованиями программы «Детство». Представленные занятия охватывают полный объем физических упражнений, необходимых для освоения детьми младшего дошкольного возраста в течение учебного года. Практическая часть - конспекты игровых тематических занятий по сюжетам сказок, логоритмические упражнения по потешкам, а также комплексы упражнений для утренней гимнастики.

Рассчитано на педагогов дошкольных учреждений.

• Никонова Н.О., Талызина М.И.

«Экологический дневник дошкольника. Осень. Рабочая тетрадь»

Тетрадь содержит системно выстроенную и наглядно представленную экологическую информацию для старших дошкольников, которая разворачивается от недели к неделе, от месяца к месяцу осеннего периода. Форма «дневника» создает для педагогов необходимость регулярного обращения к природе, что ставит ребенка в активную позицию.

Для педагогов ДОУ.



© 2010-2022