Социально-педагогический проект Здравствуй, школа

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Социально-педагогический проект Здравствуй, школа

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 98»

муниципального образования г. Братска




Социально-педагогический проект












Братск 2013 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема проекта: «Здравствуй, школа!».

Автор проекта - Салимянова Елена Айратовна - старший воспитатель.

Сроки реализации проекта 2012 - 2013 учебный год.

Обоснование проекта. В настоящее время в системе дошкольного образования происходят большие перемены. На первый план выступает проблема своевременной и качественной подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе, организация преемственности в работе детского сада и школы, обеспечение равных стартовых возможностей при поступлении в школу для всех детей.

Главные цели предшкольной подготовки - сформировать выраженную внутреннюю учебную мотивацию, повысить уровень познавательного, речевого развития ребенка, сформировать устойчивый интерес к школьному обучению, способствовать лучшей ориентировке в социуме (в школе, на улицах города).

Адаптация детей к школьному обучению так же является важной проблемой современной педагогики. Новые жизненные условия, смена стиля общения с педагогом на официально-деловой, строгое подчинение режиму школьной жизни вызывают тяжелый стресс у ребенка, если его не готовить к этим переменам заранее.

С другой стороны, необходимо открывать новые места в ДОУ, с целью предоставления возможности посещения детского сада всем нуждающимся детям дошкольного возраста. И открытие групп на базе школ позволяет существенно решить эту проблему.

В ходе анализа научно-педагогической литературы и практического опыта, осмысления проблемы предшкольного образования старших дошкольников, нами обнаружен целый ряд проблем:

  1. В современной педагогике существует противоречие: с одной стороны, требования, предъявляемые к дошкольнику, стоящему на пороге школы становятся все выше и выше, а с другой стороны преемственность в работе детского сада и школы осуществляется на низком уровне.

  2. С первых дней пребывания в школе ребенку предлагается решать множество сложных задач, к которым он не подготовлен: самостоятельно добираться до школы, выполнять задания учителя, быть сосредоточенным и активным на протяжении урока, самостоятельно передвигаться по школе (например, в физкультурный зал, столовую, мастерскую).

  3. Создание новых мест в ДОУ за счет открытия дополнительных групп на базе школы - актуальная потребность семей, живущих в нашем городе, но она требует усиленной подготовки педагогических кадров, особой работы с родителями, установления тесных партнерских взаимоотношений со школой, основанных на взаимопомощи и доверии.

4.Из-за отдаленности групп открытых на базе школы от основного здания ДОУ, возникает трудность в установлении административного контроля за работой педагогов. Поэтому в таких группах должны работать лучшие воспитатели детского сада, имеющие высокий уровень профессиональной компетентности, дисциплинированности, способные работать на самоконтроле.

5.Родители без оптимизма относятся к идее перехода группы, которую на протяжении ряда лет посещают их дети в группы открытые на базе школы, считают это предложение не выгодным для детей. Требуется большое педагогическое мастерство и такт для того, чтобы переубедить их в обратном, представить плюсы предшкольного образования.

6. Школа занимает обособленную позицию по отношению к детскому саду, не охотно идет на сотрудничество. Это обусловлено рядом объективных и субъективных причин (занятостью администрации и педагогов школы, пространственной отдаленностью учреждений, недооценкой школой важности дошкольного образования и пр.).

Разработанный нами проект «Здравствуй, школа!» содержит систему управленческих мероприятий направленных на предшкольное образование дошкольников.

Цель проекта: создать единое образовательное пространство «детский сад-школа», обеспечив равные стартовые возможности для всех детей при поступлении в школу.

Задачи проекта:

  1. В работе детского сада: обеспечить целостность и непрерывность системы образования, не нарушая естественный ход развития ребенка. Привести систему образования в дошкольном учреждении в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, создать в ДОУ дополнительные места, способствовать ликвидации очередности в ДОУ.

  2. В работе с дошкольниками: содействовать успешной адаптации будущих первоклассников в условиях школы, осуществить всестороннюю подготовку детей к школьному обучению.

  3. В работе с родителями: создать в группах ДОУ, открытых на базе школы, необходимые условия для сотрудничества педагогов с семьями воспитанников по вопросам предшкольной подготовки детей.

  4. В работе с педагогическими кадрами: повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах подготовки дошкольников к школьному обучению, организации преемственности в работе со школой, в вопросах работы ДОУ с семьями воспитанников.

  5. В работе со школой: установить партнерские взаимоотношения между детским садом и школой в вопросах предшкольной подготовки детей.

Участники проекта: коллектив ДОУ, коллектив школы, воспитанники ДОУ и их родители.

Описание проекта. Мероприятия проекта реализуются через взаимодействие администрации ДОУ со школой, педагогическим коллективом ДОУ, родителями и воспитанниками подготовительных к школе групп. Работа над проектом строится поэтапно.

I этап: подготовка к реализации проекта: изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей, тестирование педагогов, диагностическое обследование детей, составление плана работы по проекту, составление плана совместной работы со школой.

II этап: реализация управленческого проекта.

III этап: анализ результатов по реализации педагогического проекта, тестирование педагогов, диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ результатов выполнения плана совместной работы со школой.

Основные шаги реализации проекта

Первый этап (июнь - август)

Содержание

Результат

●Изучение литературы по данной теме, анкетирование родителей «Готовы ли Вы к предшкольному образованию детей?».

●Тестирование педагогов

«Я - профессионал».

●Диагностическое обследование детей (мониторинг ООП ДО, диагностика психологической готовности к школьному обучению)

●Составление плана работы по проекту, составление плана совместной работы со школой.

●Открытие групп на базе школы их материально-техническое оснащение.

●Расширение знаний по проблеме предшкольного образования дошкольников.

●Выявление профессиональной компетентности педагогов, возможности работать на самоконтроле.

●Выявление возможных проблем во взаимодействии с родителями и перспективы их устранения

●Выявления уровня развития детей на начало реализации проекта

●Установление партнерских взаимоотношений со школой, формулирование общих целей в преддошкольном образовании детей и путей их достижения.

●Создание благоприятных условий для пребывания, воспитания и обучения детей в группах открытых на базе школы (косметический ремонт помещений, установка сантехники, мебели, мягкого инвентаря и оборудования и др.)

Второй этап (сентябрь - май)

1 блок: «Работа с педагогическими кадрами»

Форма работы

Содержание

Сроки

Результат

Создание и функционирование в ДОУ рабочей группы

Разработка совместного плана работы с педагогами, школой и родителями по предшкольному воспитанию детей.

В течение

года

Утвержден совместный план работы по проекту

Постоянно действующий семинар

Освещение вопросов предшкольного образования детей.

В течение года

Повышение профессионализма педагогов

Совет педагогов

«Организация предшкольного образования в ДОУ»

( Приложение №1.)

11. 12.

Повышение профессионализма педагогов

Игра «Брейн-ринг»

«Здравствуй, школа!» (Приложение № 1.)

11. 12.

Повышение профессиональной компетентности педагогов

Консультация для педагогов

1.«Организация подготовки детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению»

10. 12.

Повышение профессионализма педагогов

2.«Построение предметно-развивающей среды как условие подготовки детей к школьному обучению»

12. 12.

3.«Речевая готовность детей к школе» (см. Приложение №1)

02. 13.

4.«Учим детей ориентироваться на улице и в школе»

03. 13.

Круглый стол

«Преемственность в работе ДОУ и школы».

Встреча воспитателей и учителей начальных классов (Приложение № 1)

10.12.

Формирование преемственности работе ДОУ и школы

Памятка для воспитателей и родителей

Памятка для воспитателей и родителей

«Готовим детей к школе» (Приложение № 1)

10. 12.

Педагогическое просвещение педагогов и родителей

2 блок «Взаимодействие ДОУ и школы»

Круглый стол

1.Составление совместного плана работы ДОУ и СОШ

(Приложение № 2.)

08. 12.

Формирование преемственности работе ДОУ и школы

Дополнительная

бесплатная образовательная

услуга

«По дороге в школу» - кружок. Ведут учитель начальных классов и воспитатель ДОУ

В

течение года

Подготовка детей к школьному обучению

Совместная деятельность учителя и воспитателя

Организация непосредственно-образовательной деятельности (образов. области «Познание», «Коммуникация», «Социализация»)

В течение года

Адаптация дошкольников к школьной жизни

Экскурсии

Посещение классных комнат, музея, библиотеки, кабинета ПДД, столовой школы и др.

В течение года

Адаптация дошкольников к школьной жизни

Посещение воспитанниками ДОУ школьных праздников

«День знаний», «Прощание с букварем».

09. 12

10. 12

Знакомство детей с жизнью школы

Викторина

«В мире сказок», «Лучший знаток ПДД» (участники воспитанники ДОУ и ученики СОШ) (Приложение № 2.)

12. 12.

04. 13

Адаптация дошкольников к школьной жизни. Подготовка детей к школьному обучению

Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия

«Зов джунглей», «Детская Олимпиада»

10. 12.

03. 13.

Совместная деятельность дошкольников и школьников

«Новогодние игрушки своими руками», «Победный май»

12. 12.

05. 13.

Посещение дошкольниками уроков в 1 классе.

Посещение уроков чтения, математики, технологи

09. 12.

Адаптация дошкольников к школьной жизни

День открытых дверей в ДОУ

Посещение мероприятий ДОУ учителями начальных классов.

04. 13.

Обеспечение преемственности в работе школы и ДОУ

Родительские собрания в предшкольной группе

Совместное проведение родительских собраний воспитателями и учителями.

В течение года

Педагогическое просвещение родителей

Взаимопосещения

Взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями.

В течение года

Обеспечение преемственности в работе школы и ДОУ.

3 блок «Взаимодействие ДОУ и семьи»

Анкета (Приложение 3.)

Анкетирование родителей

09. 12.

Выявление удовлетворенности родителей работой

предшкольной группы ДОУ»

Памятка для родителей

«По дороге в школу»

(Приложение № 3.)

Рекомендации по подготовке детей к школе.

10. 12.

Педагогическое просвещение родителей.

Консультация

(Приложение № 3.)

«Готов ли ребенок к школьному обучению?»

11. 12.

Родительские собрания (воспитатели и учителей

начальных классов)

1.«Здравствуй, школа! Идем в школу уже сейчас!» (Приложение 3)

08.12.

Оказание помощи семье в подготовке детей к школьному обучению. Педагогическое просвещение родителей.

2.«Визитная карточка школы. О партнерстве ДОУ, школы и семьи в предшкольном образовании детей

12. 12.

3.«О трудностях школьного обучения»

02. 13.

4.«Особенности адаптации детей к школьной жизни»

05. 13.

Круглый стол

1.Что такое предшкольное образование?»

10. 13.

Создание единого образовательного пространства семья - ДОУ - школа.

2.«Вот и стали мы на год взрослей! Наши достижения и проблемы в предшкольном образовании»

05. 13.

Консультации

«Рекомендации для родителей
по повышению уровня готовности к школе» (Приложение № 3)

10. 12.

Педагогическое просвещение родителей, совместная подготовка детей к школьному обучению.

«Учим детей общаться»

11. 12.

«Готовимся к школе - учимся играя»

12. 12.

Речевая готовность детей к школе

02. 13.

«Как поступить в 1 класс»

03. 13.

Деловая игра

«Мы идем в первый класс»

01. 13.

Педагогическое просвещение родителей

«Детям о безопасности»

04. 13.

Информационный стенд

«Скоро в школу!»

В течение года

Третий этап (май)

Содержание

Результат

●Анализ предметно-развивающей среды, организованной в двух группах предшколы.

●Диагностическое обследование детей (мониторинг ООП ДО, диагностика психологической готовности к школьному обучению)

●Анализ посещаемости детьми предшколы.

●Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой предшколы ДОУ»

●Анкетирование учителей начальных классов «Успешность учеников 1 классов, обучающихся в предшколе»

●Анкетирование воспитателей «Успешность предшколы», фронтальный и тематический контроль «Особенности психолого-педагогической работы в предшколе»

Подведение итогов работы по проекту, анализ полученных результатов, сравнение с результатами диагностики, полученной на начало года.

Ресурсное обеспечение проекта.

Кадровый ресурс ДОУ

Кадровый ресурс школы

-заведующий ДОУ

- заместитель заведующей по

-заместитель заведующего по АХР

-старший воспитатель

- педагог-психолог

-инструктор по физической культуре

-учитель - логопед

- воспитатели подготовительных групп ДОУ

- директор школы № 43;

-заместитель директора по учебной и воспитательной работе;

-заместитель директора по АХЧ;

- учителя начальных классов.

Материально-техническое обеспечение проекта:

-оснащение групп необходимой мебелью, инвентарем;

-приобретение игрового, наглядно-дидактического, развивающего материала;

- обустройство участка для прогулок воспитанников предшкольных групп на территории школы.

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблееи от 20 ноября 1989 года

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом
по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 феврала 2010 г.

5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Информационно - методическое обеспечение:

1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. Васильевой.М., Мозаика - Синтез, 2012 г. - 367 с.

2. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 - 48 с.

3.Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

4. Буре Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 - 93с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 - 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 - 289 с.

8. Предшкольное образование. Региональная модель. Сборник научно-практических материалов. - М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009. -176 с.

9. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы /Сост. Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011.- 64с.

Оценка эффективности реализации проекта.

Критерии эффективости проекта: мы будем считать наш проект успешно реализованным, если:

1.ДОУ успешно откроет две подготовительные к школе группы на базе школы № 43, за счет этого в детском саду появятся дополнительные места и, таким образом, сократится очередность детей в ДОУ.

2.Выпускники групп, открытых на базе школы, поступив в первые классы школы в следующем учебном году, успешнее своих сверстников, не посещающих предшкольные группы адаптируются в школе и покажут более высокий уровень успеваемости.

3.98 % родителей подготовительных к школе групп, которым будет рекомендован переход в группы, открывающиеся на базе школы дадут согласие на переход и начнут сотрудничество с педагогами по вопросами предшкольной подготовки детей. А в конце учебного года не менее 80% родителей будет удовлетворено работой предшкольных групп на высоком уровне.

4.Педагоги совершенствуют свои профессиональные знания, умения и навыки в вопросах подготовки детей к школьному обучению, организации преемственности в работе со школой, в вопросах работы ДОУ с семьями воспитанников. А к концу года 100% воспитателей предшколы смогут работать на самоконтроле.

5.К концу года не менее 60% родителей будут удовлетворены работой предшколы на высоком уровне.

Оценка рисков. Возможные риски:

1.Нехватка средств для создания благоприятной развивающей среды в предшкольных группах и на участке для прогулок, расположенных при СОШ.

2.Родители откажутся покинуть стены ДОУ и перейти в группы открытые при школе (мотивы: удобное расположение к дому, боязнь нового, не желание покинуть привычные условия в ДОУ, если в семье есть младшие дети - удобство в посещении одного адреса учреждения).

3.Педагоги окажутся недостаточно квалифицированными и не смогут работать на самоконтроле.

4.Школа продолжит «формальное» сотрудничество, займет обособленную позицию, не поддержит инициативу предшкольных групп в ДОУ.

Мониторинг реализации проекта показал:

1. При школе открыто две подготовительные к школе группы, обеспеченные всем необходимым оборудованием. При группах построен участок для прогулок.

2. Исследование адаптации и успеваемости выпускников предшколы показало, что они успешно адаптировались к школе. Так, высокий уровень адаптации отмечен у 80% детей (что на 40% выше, чем у детей, не посещающих предшколу), средний уровень адаптации - 20% (это на 30% выше, чем у сверстников не посещающих предшколу), низкий уровень адаптации - 0% детей, что на 30% лучше результатов детей, не посещающих предшколу).

Дети, посещающие группы на базе школы, показали успехи в усвоении программы начального звена школы. Так, по итогам 1 четверти нового учебного года 60% выпускников предшколы имеют «высокий» уровень усвоения программы, 40% - оптимальный уровень.

3. Родительское собрание, проведенное в августе месяце совместными усилиями воспитателей ДОУ и учителей начальных классов школы «Здравствуй, школа! Идем в школу уже сейчас!» позволило убедить родителей в полезности перехода детей в предшкольнцую группу, способствовало тому, что 100% родителей дали согласие на перевод детей в предшкольные группы.

4.Анкетирование воспитателей показали, что педагоги усовершенствовали свои профессиональные знания, умения и навыки в вопросах подготовки детей к школьному обучению, организации преемственности в работе со школой, в вопросах работы ДОУ с семьями воспитанников. А к концу года 100% воспитателей предшколы смогли работать на самоконтроле.

5. Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой ДОУ» выявило, что 80% родителей удовлетворено работой предшколы на высоком уровне (что на 20% выше ожидаемых результатов), 20% на среднем уровне, 0% - на низком уровне.

Дальнейшее развитие проекта. Группы, открытые на базе школы, могут успешно функционировать на протяжении многих лет и на высоком уровне организовывать предшкольное образование старших дошкольников.

Продукты проекта:

1.Приложение 1. «Работа с педагогическими кадрами в ДОУ по вопосам организации предшкольного образования в ДОУ»

2.Приложение 2. «Работа с родителями воспитанников ДОУ по вопросам организации предшкольного образования в ДОУ»

3.Приложение 3. «Совместная работа ДОУ и школы по организации предшкольного образования старших дошкольников».








ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

«Работа с педагогическими кадрами в ДОУ по вопосам организации предшкольного образования в ДОУ»


План проведения Совета педагогов

«Организация предшкольного образования в ДОУ»


Цель: уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме предшкольного образования дошкольников, взаимодействия с родителями, школой по вопросам обеспечения готовности детей к школьному обучению.

Начало: игра «школа - это…»

Часть I. Теоретическая.

1.1.Мозговой штурм «Плюсы и минусы предшкольного образования»

1.2.Консультация педагога-психолога «Современные подходы к подготовке детей к школьному обучению».

1.3. Выступление учителя начальных классов «Преемственность в работе ДОУ и школы по подготовке старших дошкольников к школьному обучению»

Часть II. Практическая.

2.1. Работа в проблемных группах «Трудности, с которыми сталкивается ребенок и его родители на первом году школьного обучения» (решение проблемных ситуаций).

2.2.Составление плана-конспекта непосредственно-образовательной деятельности «Здравствуй, школа» и его презентация.

Часть III. Аналитическая.

3.1. Анализ анкетирования родителей «Ваши ожидания от посещения детьми предшколы».

Часть IV. Подведение итогов Совета педагога, выработка решений.

План игры «Брейн-ринг»

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах готовности детей к школьному обучению. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность педагогов.

Ход:

Ведущий: «Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались в музыкальном зале, чтобы поиграть в интересную игру, обобщить наши знания в вопросах готовности детей к школьному обучению».

1 Задание: командам презентовать свое название, девиз.

2 Задание: отгадать загадки про школу.

3 Задание: решение тестовых заданий.

4 Задание: игра «Собери ребенка в школу».

5 Задание: игра «Телефон доверия для первоклассников и их родителей» (решение проблемных ситуаций).

6 задание: составление коллажа «Школа будущего».

7. Подведение итогов.



Консультация для родителей и педагогов ДОУ

Речевая готовность детей к школе

План:

1. Обоснование актуальности проблемы речевой готовности детей к школе.

2. Критерии речевой готовности детей к школьному обучению.

3. Пути преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Цель: обобщить знания педагогов о речевой готовности детей к школьному обучению.

Ребенок готовится стать школьником. И для него важно уметь хорошо говорить: иметь чистое звуковое произношение, богатый словарный запас, связную речь.

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.

Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.

1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.

2. Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.

4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

5. Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.

Также к началу обучения в школе дети должны уметь:

-строить сложные предложения разных видов;

-составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;

-находить слова с определенным звуком;

-определять место звука в слове;

-составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;

-членить слова на слоги (части);

-различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.

-самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;

-драматизировать небольшие произведения;

-уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;

-иметь представления о сезонных явлениях природы;

-знать свой домашний адрес, ФИО родителей.

Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .

Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.

Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.

Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.

Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Что могут сделать педагоги и родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?

- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;

- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;

- не ругать ребенка за неправильную речь;

- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;

- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;

- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.

Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;

2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, благодаря совместной работе учителя-логопеда, педагога- психолога, родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.

Литература:

1. Ахутина, Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов: пособие для логоᴨȇдов и психологов / Т.В. Ахутина, Т.А. Фотекова. - М., 2002.

2. Бургуменко, Е.А. Готовность детей к школе: Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов: метод. разработки для школьного психолога / Е.А. Бургуменко - М., 1990.

3. Власова, Т.А. Методы обследования нарушений речи у детей: сб. научн. тр. / Т.А. Власова, И.Т. Власенко, Г.В. Чиркина. -- М., 1982.

4. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г.А. Каше. - М., 1985.

5. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова.- М., 1983 г.

6. Кузнецова, В.Г. Основы сᴨȇциальной психологии / В.Г. Кузнецова. - М., 2002.

7. Лисина Н.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / Н.И. Лисина, Г.И. Копчеля. (С) Информация опубликована на ReferatWork.ru - Кишинев, 1987.

8. Пантелеева, Л.А. Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями / Л.А. Пантелеева // Журнал «Логоᴨед». - 2004. - №4.

9. Парамонова, Л.Г. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе»: сб. тестов и развивающих упражнений / Л.Г. Парамонова, М.Н. Ильина. - СПб., 1998.

План проведения круглого стола

«Преемственность в работе ДОУ и школы»


Цель: обеспечить преемственность в работе ДОУ и школы по подготовке детей к школьному обучению, по работе предшколы.

Вступление: Игра «Давайте познакомимся»

Часть I. Теоретическая.

1.1.Мозговой штурм «Первые трудности школьного обучения и пути их преодоления»

1.2.Консультация «Обеспечение готовности детей к школьному обучению в условиях ДОУ»

1.3. Выступление учителя начальных классов «Трудности первого года школьного обучения»

Часть II. Практическая.

2.1. Работа в проблемных группах. Составление плана работы кружка «По дороге в школу», презентация.

Часть III. Аналитическая.

3.1. Анализ анкетирования адаптации и успеваемости первоклассников - выпускников ДОУ - учитель начальных классов.

Часть IV. Подведение итогов, выработка решений.

Памятка для воспитателей и родителей

«Готовим детей к школе»

1.При подготовке ребенка к школе помните: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» ( М. Монтень).

2.Воспитание и обучение правополушарных и левополушарных детей, мальчиков и девочек необходимо проводить по различным методикам.

3.Раннее начало знакового обучения недопустимо. Оно способствует формированию минимальных мозговых дисфункций.

4.Детей до семилетнего возраста следует воспитывать и обучать как правополушарных, так как это соответствует возрастному этапу их развития.

5.Неподвижный ребенок не обучается. Любая новая информация должна закрепляться движением.

6.При любой асимметрии полушарий необходимым условием высокой интеллектуальной активности ребенка, его успешного обучения и высокой стрессоустойчивости является полноценное развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела).

7.При подготовке мальчиков к школе необходимо больше внимания уделять развитию мозолистого тела, чем при подготовке девочек.

8.Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария).

Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рациональнологического» полушария).

9.Ругать их за это бесполезно и безнравственно.

10.Лень ребенка - сигнал неблагополучия педагогической деятельности взрослого, неправильно выбранной им методики работы с данным ребенком.

11.Сделайте своей главной заповедью - не навреди!

План постоянно действующего семинара в ДОУ

Тема семинара

Дата

Форма организации

1.

«Педагогическая пропаганда предшкольного образования для родителей воспитанников подготовительных к школе групп»

09.12

круглый стол

2.

«Что должен знать и уметь ребенок к концу учебного года - портрет первоклассника»

10.12

дискуссия

3.

«Проблема установление партнерских взаимодействий между ДОУ и школой и пути их преодоления»

11.12

семинар

4.

«Предшкольное образование - «за» и «против»

12.12

деловая игра

5.

«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста, как компонент подготовки к школьному обучению»

01.13

психолого-педагогический тренинг

6.

«Компоненты готовности детей к школьному обучению»

02.13

круглый стол

7.

«Современные подходы к подготовке детей к школьному обучению»

03.13

лекция с элементами беседы

8.

«Предметно-культурное насыщение пространства в группах, организованных на базе СОШ»

04.13

семинар

9.

«Развитие компетентности у детей в сфере отношений к миру, людям, себе, как компонент предшкольного образования»

05.13

круглый стол

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

«СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ДОУ И ШКОЛЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ


План совместных мероприятий

МБДОУ «ДСКВ № 98» г. Братска и МОУ «СОШ № 43» г. Братска


Месяц

Мероприятия

Ответственные

август

Составление совместного плана работы ДОУ и СОШ

Зам. зав. по ВМР и зам. директора по УВР

В течение


учебного года


Дополнительная образовательная услуга «Готовимся к школе»

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов.

Совместная деятельность учителя и воспитателя в ходе непосредственно-образовательной деятельности (образовательные области «Познание», «Коммуникация», «Социализация»

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов.

Сентябрь

1.Посещение детьми подготовительных к школе групп торжественной линейки, посвященной Дню знаний

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

2.Экскурсии в классные комнаты, музей, библиотеку, спортивный, актовый, танцевальный залы, кабинет ПДД, столовую СОШ и др.

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели

3.Посещение дошкольниками уроков в 1 классе.

4. Родительские собрания «Подготовка детей к школьному обучению в детском саду и дома» (гр. Осьминожки»), «На пороге школы» (Капитошки», «Клубничка»)

Зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

Октябрь

1.Посещение уроков в 1 классах

2.Праздник на базе ДОУ «Золотая осень» (приглашаются первоклассники)

3.Праздник «Прощание с букварем» (на базе СОШ)

Ноябрь

1.Акция «Покормите птиц зимой»

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

2. Викторина (участники воспитанники ДОУ - ученики СОШ) «В мире сказок»

3. Экскурсия в школьную библиотеку

Декабрь

1.Спортивный праздник «Зимние забавы» (воспитанники ДОУ и ученики 1 класса)

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, инструктор по физ. воспитанию, учителя 1 классов

2.Выставка рисунков «Зима-красавица» (воспитанники ДОУ и ученики 1 класса)

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

3.Совместная деятельность дошкольников и школьников «Новогодние игрушки своими руками»

4. Акция «Новогодний подарок другу»

Январь

1.Встреча родителей первоклассников с учителями школы.

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, муз. рук., инструктор по физ. культуре, учителя 1 классов

2.Совместные физкультурно-оздоровительные мероприятия «Зов джунглей», «Детская Олимпиада»

3.Анкетирование будущих первоклассников.

4. Совместное развлечение «Новогодние колядки» (на базе ДОУ)

Февраль

1.Посещение уроков в 1 классе

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

2. Выставка творческих работ детей «Слава защитникам отечества»

Март

Экскурсия в школу (повторная)

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, муз. рук., учителя 1 классов

Ярмарка «Здравствуй, весна - красна!» (в ДОУ приглашаются первоклассники)

Апрель

Развлечение на базе ДОУ «День смеха»

Зам. директора по УВР

1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, учителя 1 классов

КВН «Веселый светофор» (на базе СОШ кабинета ПДД) Викторина (участники воспитанники ДОУ - ученики СОШ) «Лучший знаток ПДД»

Май

Утренник «До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!»

Зам. директора по УВР 1 ступени, зам. зав. по ВМР, воспитатели, муз. рук., учителя 1 классов

Совместная акция «Посади цветок - сделай мир краше!»


Составил: зам. зав. по ВМР Салимянова Е. А.



План игры «Юные знатоки правил дорожного движения»

(воспитанники ДОУ и ученики школы)


Цель: закреплять у детей знания безопасного поведения на улице, продолжать знакомить детей с жизнью школы (развлечение проводится в кабинете ПДД школы).

Участники: воспитатель ДОУ, учитель начальных классов школы, команда воспитанников предшколы, команда учеников 1 класса, команда ЮИД школы.

Подготовка: команды изготавливают эмблему и придумывают девиз, электронный плакат «Дорожные знаки», электронный светофор, игра «Сложи слово», игра «Что не так?», атрибуты для игры «Быстрые автомобили».

Ход:

Ведущий:

«Здравствуйте, ребята!

Всем, кто любит погулять

Всем без исключения

Нужно помнить, нужно знать

Правила движения

А сейчас я хочу проверить, как вы знаете правила светофорных наук.

Сегодня мы собрались не в простом школьном классе, а в кабинете, где изучают правила дорожного движения.

Мы поиграем в игру «Юные знатоки правил дорожного движения и проверим, хорошо ли вы знаете правила дорожного движения.

Правил дорожных много на свете

Знать их обязан и взрослый, и дети.

Надо нам правила все уважать

Их выполнять и не нарушать»

В игре участвуют две команды: команда детского сада - «Быстрые машины» и команда 1 класса школы - «Ловкие рулевые». А помогать нам будут юные инспектора дорожного движения нашей школы (музыкальное приветствие команды ЮИД).

Задание № 1: дидактическая игра «Узнай дорожный знак».

Инсценировка «Светофор» (ЮИД)

Все вместе:

Чтоб вам помочь

Путь пройти опасный

Горим мы день и ночь

Зелёный, жёлтый, красный.

1-ый инспектор:

Все вниманье!

Все вниманье!

Говорит вам жёлтый свет.

Объявляю вам заранее:

Перехода больше нет!

Не спешите, посмотрите

Посмотрите на меня!

Не спешите, потерпите

До зелёного огня!

2-ой инспектор:

Вот теперь идите смело,

Пешеходам путь открыт,

Проходите, разрешаю,

Не беда, что я один

Я надёжно защищаю

От трамваев и машин.

3-ий инспектор:

Красный свет-сигнал тревоги

В светофоровых глазах.

Не ходите по дороге,

Оставайтесь на местах.

Даже если вы спешите

На работу иль в кино

Подождите, подождите

Подождите всё равно!

Все вместе:

У нас девиз такой:

Подружитесь все ребята

С светофоровой семьёй!

Задание № 2: подвижная игра «Светофор».

Задание № 3: дидактическая игра «Сложи слово»: слова «светофор» и «инспектор (работа в командах).

Задание № 4.: дидактическая игра «Что не так?».

Задание № 5. Блиц-опрос

●Кто такой пешеход?

●Как выглядят дорожные знаки запрещающие движение?

●Где могут ездить велосипедисты?

●В каком порядке расположены сигналы светофора сверху вниз?

●Для чего нужен дорожный инспектор?

●Как выглядят предупреждающие дорожные знаки?

●Что такое перекресток?

●Какие дороги придуманы специально для пешеходов?

●Как выглядят разрешающие дорожные знаки?

●Как регулируется движение на перекрестке?

Задание № 6: подвижная игра «Быстрые автомобили».

Подведение итогов, вручение призов.



Консультация для воспитателей ДОУ и учителей школы

Преемственность детского сада и начальной школы - одна из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений в новом учебном году

План:

1. Успехи и проблемы ДОУ и школы в организации совместной деятельности по подготовке детей к школе за прошлый учебный год.

2. Пути совершенствования совместной работы двух учреждений по созданию единого образовательного пространства.

Цель: расширить представления педагогов о приемственности в работе ДОУ и школы.

Дошкольное образование является неотъемлемой частью всей образовательной вертикали и необходимость тесного сотрудничества детского сада и начальной школы очевидна.

Работа школы и дошкольного учреждения, предусматривает использование всех форм преемственности: изучение программ, взаимный обмен опытом, формирования у детей интереса к занятиям и учебной деятельности.

Проанализировав всю предшествующую работу по преемственности, мы пришли к выводу, что прежде всего необходима выработка единой, системной и последовательной работы двух структур, дошкольного и начального образования.

И на сегодняшний день можно с ответственностью сказать, что ситуация во многом изменилась.

Нами был разработан план совместных мероприятий, реализация которого ставила задачу не увеличения количества методических мероприятий, а улучшение качества преемственных связей между дошкольным и начальным звеном.

На сегодняшний день 2 группы открыто при СОШ № 43, что позволило педагогам создать единое образовательное пространство, и реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Стали традиционными Дни открытых дверей в дошкольных образовательных учреждениях для учителей начальных классов, что очень помогает устанавливать доверительные и партнерские отношения между педагогами; созданы творческие рабочие группы, цель которых - разработать подробные методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, учителей начальных классов и родителей.

Детские сад и школа, на данный момент, пересматривают свою работу в направлении преемственности. Эффективными, стали такие формы взаимодействия, как взаимное знакомство с образовательными программами детского сада и школы, организация совместных педагогических советов, круглых столов, мастер-классов. Знакомство со спецификой планирования работы в детском саду и тематическими планами проведения уроков в школе, это дает возможность каждому педагогу обмениваться опытом, находить оптимальные методы, приемы и формы работы, знакомит с обстановкой и организацией жизни и обучения детей.

Такое сотрудничество формирует у педагогов понимание значимости процесса развития ребенка, а не накопления знаний, помогает сохранять здоровье детей, и не ущемлять его право на образование, определяет выбор способов индивидуального подхода к будущему ученику.

Ещё одним важным, на наш взгляд, направлением работы между детским садом и школой является организация совместных праздников, выставок, фестивалей, участие в проектной деятельности и других интересных мероприятий. Например, в школах проводятся праздники, посвященные началу учебного года, такие как: «Прощание с букварем», «Книжкина неделя».. В свою очередь, в детском саду много интересных мероприятий, в которых учителя школы принимают самое активное участие: «Прощание с детским садом», «День дошкольного работника», «День защиты детей» и многие другие.

Для воспитанников детских садов и учеников начальной школы организуются: совместные акции «Школьные музеи дошкольникам», «Лучший знаток ПДД»; совместные выставки детского творчества «Золотая осень», «Зима-волшебница». Такие встречи активизируют любознательность, творчество, развивают положительный интерес дошкольников к школьной жизни, знакомят с образовательным пространством школ.

Однако, серьезной проблемой остается проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению. При поступлении в некоторые школы требуется, чтобы ребёнок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и знал многое другое. Отсюда и потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребёнка без учёта его индивидуальных особенностей.

Для осуществления успешной преемственности между детским садом и школой необходимо планомерное и поэтапное выполнение следующих шагов:

1.Необходимо не формально, а вдумчиво заключить договор о сотрудничестве между детским садом и школой;

2. Составить план совместной деятельности между учреждениями;

3.Регулярно проводить совместные педагогические советы для более глубокого знакомства с программами воспитания и обучения детей в детском саду и начальной школе;

4.Осуществлять взаимопосещение занятий в детском саду и уроков в начальной школе воспитателями и учителями;

5. Проводить совместные заседания специалистов детского сада и школы;

6. Планировать совместную деятельность для успешной адаптации детей к школьному обучению;

В заключении хочется сказать, что только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, организации предшкольного обучения, сделать для ребенка переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

«Работа с родителями воспитанников ДОУ по вопросам организации предшкольного образования в ДОУ»


Анкета

«Выявление удовлетворенности родителей работой

предшкольной группы ДОУ»


Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой предшкольной группы ДОУ.

Инструкция: родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними по шкале от 1 до 5 баллов.

Вопросы:

1.Удовлетворены ли Вы материально-техническим состоянием предшколы: косметический ремонт групп, оснащенность мебелью, насыщенность группы игрушками, дидактическим материалом?

2.Нравится ли Вам оформление участка предшколы?

3.Вас лично удовлетворяет уход, воспитание и обучение, которые получает Ваш ребенок в группах, открытых на базе школы?

4.Устраивает ли Вас организация питания и режима пребывания детей?

5.Ведется ли в предшкольной группе работа воспитателей по подготовке детей к школьному обучению?

6.Устраивает ли Вас работа учителей по подготовке детей к школе?

7.Создает ли предшкола условия для успешной адаптации детей в школе: формирует навыки самостоятельности и безопасного поведения, знакомит с условиями школьного обучения, устанавливает позитивный контакт с будущими преподавателями?

8.Получили ли Вы в ходе родительских собраний, консультаций и др. мероприятий полезные знания о подготовке детей к школьному обучению?

9.Организуются ли в детском саду совместные мероприятия с участием родителей, детей, учителей и воспитателей?

10.Родители получают информацию о жизни и об успехах ребенка в предшкольной группе?

11.Сотрудники детского сада интересуются, насколько их работа удовлетворяет родителей (беседы, анкетирование, сайт детского сада).

12.Как Вы считаете, оправдала ли предшкола Ваши ожидания?

13. Полезна ли предшкола для подготовки дошкольников к школьному обучению?

Анализ результатов: Средний балл 4-5 баллов - высокая степень удовлетворенности родителей работой предшколы, 3-4 балла - средняя удовлетворенность, менее 3 баллов - низкая степень удовлетворенности.

































































Памятка для родителей

«По дороге в школу»


Уважаемые родители! Вас беспокоит вопрос, готов ли Ваш ребенок к поступлению в школу? Задайте ему вопросы.

Чтобы выявить общую ориентацию детей в окружающем мире и оценить запас бытовых знаний спросите ребенка:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Где они работают и кем?

5. Как называется город, в котором ты живёшь?

6. Какая река протекает в нашем городе?

7. Назови свой домашний адрес.

8. Есть ли у тебя сестра, брат?

9. Сколько ей (ему) лет?

10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?

11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?

12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?

13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?

14. Сколько времён года ты знаешь?

15. Сколько месяцев в году и как они называются?

16. Где правая (левая) рука?

17. Прочти стихотворение.

18. Знания математики:

- счёт до 10 (20) и обратно

- сравнение групп предметов по количеству (больше - меньше)

- решение задач на сложение и вычитание

Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут следующие вопросы:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе?

4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

5. Как нужно вести себя на уроках в школе?

6. Что такое домашнее задание?

7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?

8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?


План родительского собрания

«Здравствуй, школа! Идем в школу уже сейчас!»


1. Презентация «Здравствуй, школа или какими мы были …лет назад!» (ответственный - старший воспитатель);

2. «Что такое предшкола? Плюсы и минусы предшкольного обучения» (ответственный - зам. зав. по ВМР);

3. «Готовимся к школе прямо сейчас!» (педагог подготовительной к школе группы);

4. Игра «Школа - это…?» (педагог-психолог);

5. Решение проблемных ситуаций. Работа в микрогруппах (педагог-психолог);

5. «Как преодолеть трудности первого года школьного обучения» (учитель начальных классов);

6. Подведение итогов собрания. Игра «Пожелание будущим первоклассникам» (зам. зав. по ВМР).



Консультация для родителей

Простые правила для успешной подготовки детей к школьному обучению


План:

1. Трудности первого года обучения.

2. Правила успешной подготовки.

Цель: оказать педагогическую помощь и поддержку родителям в подготовке детей к школьному обучению.

Многие считают, что если ребёнок посещает детский сад, значит, подготовку к школе полностью обеспечивают сотрудники дошкольного учреждения. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной. Ребёнку требуется постоянное закрепление знаний: открытия, сделанные дома, он должен проверить и закрепить в детском саду. И наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с домашними.

Адекватное отношение к своим «пробам и ошибкам», активность в обучении ребенок проявляет в том случае, если взрослый с первых дней сумеет стать для него помощником, наставником, а не контролёром и цензором. Критика и раздражение взрослого мешают обучению, дети начинают бояться задавать вопросы. У них может появиться «комплекс неудачника».

Создать позитивную установку в обучении можно, если будут учитываться следующие правила:

● Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно участвуют родители.

● Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат, чем час-два в выходные дни.

● Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно, когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель. Например: учите распознавать и называть цвета. Когда один цвет усвоен, добавляется новый, а прежний закрепляется в игре «Чего не стало?».

● Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами: «Если бы ты сделал так (показ, объяснение), то было бы ещё лучше».

● Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются смыслом Вашей жизни, поэтому играйте с малышом, например, во время приготовления ужина на кухне («Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в машине, в автобусе («Слова-города и др.).

● Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вам не хочется играть в какую-то игру или Вы плохо себя чувствуете, то лучше отложите занятие. С плохим настроением, через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно быть интересным и для него, и для Вас. В этом случае создаётся положительная атмосфера для усвоения знаний и развития.

●Не опережающее изучение программы первого класса, а всестороннее развитие ребёнка должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников. Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.

●Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7 лет своей жизни.

●Каждому первокласснику необходимы знания о жизни страны, о родном городе, о труде взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания.

●Развивайте наблюдательность. Наблюдения обогащают ребёнка верными, яркими образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения и отчёта о наблюдениях развивается речь детей. А союзницей вашей будет природа.

●Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные приятные для ребёнка занятия. Если Вы также организуете ребёнку разнообразные игры, рисование, лепку, конструирование, прослушивание рассказов и пересказ, проигрывание сказок, пение - всё это будет прекрасной подготовкой к школе. Можно вводить непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы. Никогда не ругайте ребёнка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или он не понимает, поставьте задачу, решая которую ребёнок усвоит материал. Искусство и трудность для взрослого - не словами объяснять ребёнку материал, а придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если ребёнок не понимает что-то, чаще всего это ошибки взрослого, неправильное объяснение материала.

●Помните, ребёнок 5-6 лет не может работать долго, 15-20 минут - вот предел, а потом он должен отвлечься.

●Играя с ребёнком, выполняя упражнения, не слишком утомляйте его. Старайтесь играть и максимально разнообразить этот процесс. Следите за его реакцией и либо меняйте занятие, либо дайте ему отдохнуть.

●Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашивайте его, что он делал, что узнал, как он узнал, что ему понравилось.

●Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения.

●Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы, приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.

●Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.

●Не старайтесь «натренировывать» ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.

●Для развития крупных движений, координации движений организовывайте подвижные игры, спортивные упражнения, но не соревнования, т. к. неудачи могут отпугнуть ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребёнком в мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т. п.

●Следует увеличить количество даваемых ребёнку пропедевтических, т. е. вводных систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью, точностью и безошибочностью ответов на вопросы или выполнения каких-либо действий.

●Чтобы ребёнок легко усваивал школьный материал, у него должна быть сформирована способность строить образные представления. Эта способность развивается в дошкольном возрасте при рисовании, конструировании, прослушивании сказок и пересказе их.

●Для развития руки полезны такие занятия, как лепка из пластилина, глины, рисование, конструирование, пришивание пуговиц, плетение из бисера, вырезание из бумаги (но ножницы должны быть с закруглёнными безопасными концами), нанизывание бус.

●Для развития навыков общения полезны ролевые игры, разыгрывание спектаклей.

●Для развития инициативы у ребёнка давайте ему в игре роль лидера (капитана корабля, мамы, учителя, врача).

Следуя этим правилам, Вы сможете успешно подготовить своего ребенка к школьному обучению. Пусть у вас все получится!

1. Закон РФ «Об образовании»

2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблееи от 20 ноября 1989 года

3. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Утверждена Федеральным координационным советом
по общему образованию Минобразования России 17.06.2003 г.

4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Утверждена Президентом РФ Д. Медведевым 04 феврала 2010 г.

5. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Литература:

1. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с.

2. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 - 289 с.

© 2010-2022