Развитие детского двигательного творчества

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие детского двигательного творчества на физкультурных занятиях.

Физическая культура занимает очень важное место в общечеловеческой культуре. «Здоровый образ жизни», «физическая культура личности», «физкультурная образованность», - эти словосочетания все чаще входят в нашу повседневную жизнь, составляют ее неотъемлемую часть. Великая ценность каждого человека - здоровье, а оно немыслимо без систематических занятий физическими упражнениями. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы, от 0 до 7 лет, закладывается фундамент здоровья, формируются личностные качества, интерес к занятиям любимым дел

Для малыша - дошкольника двигаться также естественно, как дышать, есть, пить, спать. Первое, что начинает делать новорожденный - двигаться. Учить детей движениям не только нужно, но необходимо. Физкультурное занятие - самая эффективная форма обучения детей движениям, и мы стараемся, чтобы занятия проходили весело, увлекательно, в игровой форме, чтобы у детей была возможность проявить самостоятельность, двигательное творчество. Так, чтобы детям было нескучно прыгать через «ручеек», мы берем не один, а несколько «ручейков». Рисуем их разноцветными мелками, разной длинны и ширины. Дети могут прыгать через разные ручейки и через узкие и через широкие или только через те, которые им под силу, или те, которые понравились по цвету. Ситуация, когда детям предоставляется возможность выбирать, является началом их творческих, еще не осознанных поисков, поддерживает интерес к процессу, стремление многократно повторить движение. А наша задача в этой ситуации - наблюдать, возможно - индивидуально корректировать движения, время от времени делать предметом общественного внимания, действия отдельных детей, создавать ситуацию успеха. Например: «Молодец Леня, научился правильно приземляться, перепрыгивая через ручеек, теперь ты попробуй перепрыгнуть через ручеек пошире», или «Посмотрите, Рузаль выбрал самый широкий ручеек! Видите, как он сильно согнул ноги, чтобы дальше прыгнуть!». В более младшем возрасте, главной задачей для нас было - вызвать у детей желание действовать, а правильность выполнения на данном этапе - это как бы второй план. Такие ситуации, где дети самостоятельно могут что-то выбрать или решить, мы стараемся создавать на каждом занятии физической культурой. Почему, например, все должны идти «через речку» по одному мостику? Это неудобно, образуется очередь, надо ждать. Мостиков(дощечек, полосок линолеума) мы предлагаем детям несколько, они разной ширины, а впоследствии и разной высоты (доска, лежащая на полу, приподнятая на кубики, скамейки разной высоты ширины и др.).Затем, мы предлагаем пройти по мостику, как медвежонок - на четвереньках, как петушок - высоко поднимая ноги, мышка - на носочках, птичка - размахивая руками «крылышками». На таких занятиях мы легко решаем проблемы двигательной активности: дети движутся все одновременно в разных направлениях, в удобном для каждого ритме и темпе, выполняя двигательные действия с большим удовольствием. С переходом детей в старшие группы, возможности для развития двигательной инициативы, для проявления творческих начал, многократно увеличиваются. Возросший общий и двигательный уровень детей, позволяет нам побуждать их к инициативным действиям уже на уровне формирования игрового замысла. Например: «Подумайте, какие можно взять предметы, как их расставить, чтобы получились «норки», в которые могут юркнуть «мыши», что может быть большими и маленькими «пенечками», с которых будет удобно прыгать? Подумайте, как двигаться чтобы быть похожими на уточку, «кошка ходит грациозно» - вслушайтесь какое необычное слово, лапки ставит мягко, голову не опускает и может легко взобраться на любой предмет. Дети имеют возможность экспериментировать с движениями, видоизменять их в зависимости от ситуации. На каждом занятии мы стараемся находить место и время для творческих заданий, для детского самовыражения, для проявления инициативы, выдумки. Когда нам надо прибегнуть к волшебному «как будто» при постановке двигательной задачи творческого характера, мы стараемся использовать все средства художественной выразительности - соответствующую интонацию голоса, мимику, жесты. Так, детьми средней группы хорошо воспринимались упражнения в сюжетной форме. Дети «входили в образ» и выполняли упражнения не только вместе с нами, но и сами показывали «кошечек, которые греются на солнышке», «птичек, гуляющих по огороду» и т.д. В старших группах основой импровизационных реакций детей стало развитое воображение. Предопределило его развитие целенаправленное формирование двигательного опыта, стержнем которого является возможность выбора. Огромный пласт для творческой работы нам представляют физические упражнения. Так иногда мы не показываем детям знакомое упражнение, а только называем его, давая детям возможность вспомнить. Предлагаем выбор: «ноги (сидя на полу) можно поднимать обе или поочередно по одной. Возьмите для упражнений предметы, которые нравятся (флажки, ленточки, платочки и т.д.) В подготовительной группе мы иногда говорим детям так: «Сегодня все (или некоторые) упражнения придумайте сами. Я буду только подсказывать, для какой части тела они должны быть. Если нами предусматривается на занятии придумывание упражнений детьми, то тогда дети свободно размещаются по залу. Так детям свободней и они видят «придумки» товарищей. Через игровые задания в часто закрепляют и основные движения. Мы делаем так, чтобы в самом названии игровых заданий уже содержалась подсказка, что надо делать и направленность на результат, то есть возможность заглянуть вперед и по-своему, а значит осмысленно действовать. Очень важно, чтобы они стали не только показателем уровня обученности детей, но и мотивом формирования двигательного воображения. «Кто попадет?»- назвали мы задание, размещая на разной высоте и разном расстоянии сразу несколько мишеней, разной величины и разной конфигурации. Дети бросали мешочки с песком, в разные цели любым способом. Затем спрашивали у детей: «В какую мишень сверху бросали не так (или также), как в нижнюю?». По разным заданиям мы задавали вопрос: «Как это можно сделать по-другому?» Организуя детей, вначале занятий, мы не всегда строили их в шеренгу или колонну. Иногда мы использовали подвижные игры с элементами строя, например: «чье звено быстрее построится», «найди себе пару», «плетень» и др. Также мы считаем, что очень эффективны игровые задания типа «постройся, как хочешь». Во время движения врассыпную, воспитатель называет ребенка, который дает соответствующий сигнал - рука, поднятая, означает «стройся за мной в колонну! В сторону - «стройся в шеренгу». Построить детей можно в любом месте, но обязательно вдоль зала. Если занятие начиналось традиционно, т.е. движение строем чередовалось с движением врассыпную разными способами - шагом, подскоками, прыжками, ходьбой на носках, танцевальным шагом, бегом и т.д. Иногда во время движения врассыпную давались команды на придумывание и изображение движения, например: «звери» или «рыбы» и т.д. Подвижные игры - самый популярный и востребованный вид физических упражнений у детей. Подвижные игры мы стараемся начинать радостно, захватывающе, например: «Я спрятала в зале маски - шапочки и мы будем играть в ту игру, для которой вы быстрее найдете маску», или - «мы будем играть в ту игру, которую назовет тот, кого выберем считалкой» - «А давайте подумаем, как в игру(название игры знакомой детям) можно играть по-другому».К нетрадиционным занятиям по физической культуре (или отдельным заданиям) - сюжетным (двигательный рассказ), игровым и особенно импровизационным, мы стараемся подготовить детей в эмоционально-психологическом плане. Напоминаемим содержание художественного произведения, которое будет служить основой импровизационных действий. Например, его повторным чтением, тематическим рисованием, выставкой книжных иллюстраций и детских рисунков, домашним заданием по обыгрыванию сказочного образа.Проводя физкультурные занятия в игровой форме, развивая детское двигательное творчество, мы стараемся создавать у детей хорошее самочувствие, «заряжать» детей бодростью, энергией.

















Сообщение из личного опыта

«Развитие детского двигательного творчества на физкультурных занятиях».








Воспитатель: Ладыгина Марина Михайловна


2014 г

© 2010-2022