Доклад Патриотическое воспитание дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Патриотическое воспитание

Сегодня Россия остро нуждается в патриотах своей страны, инициативных, активных гражданах с чувством социальной ответственности и приверженности к демократическим ценностям. Многие государственные и общественные деятели, ученые справедливо полагают, что основной идеей, способной сплотить российское общество, укрепить единство и целостность федеративного государства является воспитание в духе российского патриотизма и дружбы народов.

С начала перестройки, когда многие воспитательные ориентиры изменились, трансформировались, а некоторые просто изжили себя, педагоги - практики методом проб и ошибок, что называется «на ощупь», пытаются возродить идеалы патриотизма и гражданственности в воспитании детей.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейщим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России и других странах СНГ изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся прежде системы патриотического и интернационального воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность, безнравственность. Вызывает озабоченность тот факт, что это происходит на фоне усиления патриотического воспитания в ведущих странах мира, где культивируется верность родине, уважение к государственному флагу и гербу.

Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что даже само слово «патриотизм» подчас используется в ироническом и даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости за свое Отечество и его историю, стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Когда эти чувства свободны от национальной кичливости и имперских амбиций, в них нет ничего предосудительного. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм и соответственно связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряли себя, как народ, способный на великие свершения.

Идеями патриотизма и гражданственности пронизаны все классические произведения науки и искусства, им посвящены труды великих отечественных педагогов: Макаренко, Сухомлинского, Ушинского и др.

В России вопрос о месте и роли патриотизма при формировании человеческой личности ставили почти все писатели, педагоги, общественные деятели. Вот высказывания некоторых из них: «Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись» (И.С.Тургенев), « В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на благо своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро,- сколько возможно больше и сколько возможно лучше» (Н.А.Добролюбов), «Историческое значение каждого русого великого человека измеряется его заслугами перед родиной, его человеческим достоинством- силою патриотизма» (Н.Г.Чернышевский). Вспомним А.С.Пушкина, который к числу главных качеств гражданина отнес уважительное отношение к славному прошлому и чувству любви к Родине:

Два чувства давно близки нам.

В них сердце обретает пищу:

Любовь к отеческим гробам,

Любовь к родному пепелищу.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека,

Залог величия его.

О роли и значении воспитания патриотизма личности писал еще К.Д.Ушинский, который считал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями». Великий педагог В.А. Сухомлинский утверждал: « Долг перед Отечеством - смысл и сущность жизни человека. От нас, от отца и матери, учителя зависит то, чтобы каждый юный гражданин понимал и сердцем чувствовал непреложные истины: Родина для меня - все, я без Родины - ничто; горе, несчастье. Только там, где есть беззаветная и неугасимая любовь к святому и великому - Родине, только там живет и ненависть к врагу, готовность отдать свою жизнь во имя счастья народа».

В последнее время в обществе все более широко осознается пагубность для будущего России нравственной деградации. Слово «патриотизм» вновь обретает свое высокое значение. Сложившаяся в стране сложная ситуация вызвала озабоченность работников учреждений образования и культуры, ученых, государственных, общественных и религиозных деятелей. Согласно их мнению, патриотическое воспитание является важным средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности Российской Федерации.

«Патриотизм,- утверждает В.В.Соловьева,- тесно связан с этнической принадлежностью, патриотический опыт люди приобретают с раннего детства без всяких поисков и исследований: он приходит как бы сам собою. Люди инстинктивно, естественно, незаметно привыкают к окружающей их среде, природе, соседям, культуре своей страны, быту своего народа. Но именно поэтому духовная сущность патриотизма остается почти всегда за порогом их сознания. Отсюда следует, что чувство патриотизма, которое природно заложено в душе ребенка, необходимо пробудить, помочь осознать его. Как же должно осуществляться воспитание российского патриотизма, гражданственности взрослеющей личности? Воспитание патриотизма сегодня не может копировать советские образцы. Российский патриотизм приобрел новые гуманистические черты, развиваясь сегодня в русле общих тенденций эволюции нашего общества, открытого для освоения культурных ценностей других наций и народов.

Воспитание - это передача социально- культурного опыта от старшего поколения к младшему. Приставка «во» в слове «воспитание» означает восхождение к чему-то высшему, по аналогии со словом «восхождение». Отсюда понятие «воспитание» можно трактовать и как наполнение человека духовностью, помощь взрослеющей личности в восхождении от состояния биологического к состоянию субъективному, социальному. По мнению философа М.С.Кагана, воспитание кардинально отличается от образования как процесса передачи знаний, и от обучения как способа передачи умений, и от управления как подчинения индивида социальным нормам. Сущность воспитания заключается в формировании отношений к окружающему миру, системе человеческих ценностей, с ее специфическим содержанием и иерархической структурой». Отсюда патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей патриотизма в специально заданной педагогической системе при взаимодействии педагогов и воспитанников. Воспитание чувства патриотизма в ребенке и процесс становления его, как качества личности, начинается с пробуждения национального самосознания. На основе знаний, понимания и любви к своим отеческим корням проще строить фундамент таких ценностей как гражданственность и патриотизм. В современных кризисных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущую российскому патриотизму веру в реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитывать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости, вставать на ее защиту. Отсюда следует, что каждый педагог должен проникнуться особой ответственностью перед обществом, страной и определить свою зону возможностей в формировании чувства патриотизма и гражданственности у современных детей.


Задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста


Задачи по воспитанию гуманной духовно - нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего отечества:

  1. Наличие методической литературы, пособий, художественной
    литературы для детей; организаций экскурсий вместе с родителями.

  2. Приобретение костюмов для выступлений, создание развивающей
    среды в группах:


  1. формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду,
    друзьям в детском саду, своим близким;

  2. формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей
    малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и
    традициям;

  3. формирование представлений о России как родной стране, о Москве
    как о столице России;

  4. воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России
    средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность,
    художественное слово;

5)воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение
государственной символики России.


© 2010-2022