- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Тема проекта: Обитатели Черного и других морей
Тема проекта: Обитатели Черного и других морей
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ермолина Н.П. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Проект
МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка»
городского округа Судак
подготовительная «Д» группа
г. Судак 2015г
Проект
Наш родной город расположен на берегу Черного моря. Хочется познакомить детей с обитателями Черного моря. Ведь в море живет очень много загадочных существ . Дети будут узнавать жителей моря, знать как они называются.Расширится их кругозор, знания пополнятся пониманием взаимосвязей в морских глубинах. Это вызовет эмоциональный отклик и чувство любви к природе, желание беречь ее.
Регистрационная карточка проекта
Тема: « Обитатели Черного и других морей»
Авторы проекта: Ермолина Наталья Петровна - воспитатель МБДОУ «Детского сада №1 «Ласточка» городского округа Судак.
Цель проекта:
- создать условия для развития познавательного интереса, творческих способностей, инициативы и самостоятельности;
- решить проблему: «Кто живет в Черном море?»
Задачи проекта:
-
Расширить представления детей об обитателях морских глубин.
-
Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
-
Развивать способность вслушиваться в звуки природы.
-
Развивать познавательный интерес, творчество и инициативу.
-
Продолжать развивать мыслительные процессы: мышление (классификацию, анализ, синтез), память,речь.
-
Использовать нетрадиционные техники продуктивной деятельности (конструирование из бумаги, пластилинография, рисование ладошками).
-
Формировать обоснованно осторожное поведение в природе.
-
Учить охранять окружающую среду.
Продолжительность проекта: короткий - 1 месяц июль 2015г.
Тип проекта:
информационно-творческий, познавательный.
Участники проекта:
Дети подготовительной «Д» группы, воспитатель, родители.
Проблема:
Малая осведомленность детей об обитателях Черного и других морей.
Актуальность проекта:
-владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «молюски»;
- знать строение тела морских обитателей в связи с их жизнью в воде, способах питания, дыхания, защиты от врагов;
-знать о взаимосвязи с другими обитателями;
-иметь представления о влиянии деятельности человека на окружающую среду;
-формировать навыки экологически грамотного поведения в природе;
-формировать основы безопасности в природе.
Основные направления реализации проекта:
-
Предварительная работа:
-поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Морские обитатели Черного и других морей»;
-знакомство с литературными произведениями: С.Сахарнов «Кто в море живет?», А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г.Х.Андерсен «Русалочка», Л.Толстой «Прыжок»;
-разучивание стихов Ю.Дулепины «Осьминог», С.Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», «Тюлень», «Рыбка», загадывание загадок;
-прослушивание песни «Дельфины» на стихи С.Козлова из мультфильма «В порту», Равель М. «Игра воды»;
-просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Русалочка»,
«Кит и кот», «В поисках Немо» , «Подводная братва».
-
Сотрудничество с семьей:
-совместное творчество родителей и воспитанников в подготовке выставки рисунков «Обитатели Черного моря»;
-совместный поиск родителей и воспитанников в интернет ресурсах сведений о новых обитателях Черного моря и составление рассказа о них.
3. Ресурсное обеспечение:
Иллюстрации, фотоматериалы, видеоролики, книги, энциклопедии, художественные произведения, фотоаппарат, компьютер, материалы для конструкторской и изобразительной деятельности, ракушки, пластилин, живая черепаха, медуза, водоросли Черного моря.
Предполагаемый результат:
-активизированный познавательный интерес к обитателям морских глубин, инициатива, самостоятельность в поисках новой информации (привлекая к помощи взрослых);
-пополнение запаса знаний о разнообразии подводного мира;
-качественный рост навыков поисковой деятельности;
-обогащенная речь детей;
-активизация словарного запаса детей;
-понимание необходимости бережного отношения к природе.
Продукт проектной деятельности:
Презентация «Морские обитатели Черного моря», рисунки детей ладошками «Разноцветные осьминожки», конструирование из бумаги «Черепашка -Наташка», пластилинография «Рыбка», сообщения-рассказы детей о рыбах Черного моря, выставка рисунков «Обитатели Черного моря».
Презентация проекта:
Этап проекта
Вид деятельности
Сроки
Формы реализации результата
Подготовительный
Познавательное развитие
Речевое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Художественно- эстетическое развитие
Поисковая работа по подбору иллюстративного
материала «Обитатели морей»,
наблюдение за черепахой.
Беседы о морских животных, рыбах
молюсках, их жизни в воде, способах дыхания питания, защиты от врагов, рассматривание иллюстраций, просмотр видеороликов «Обитатели Черного моря»,
Беседа об опасных рыбах Черного моря
С/р игра «Аквалан гисты»
Знакомство с литературными произведениями,
Прослушивание песен
Пальчиковая гимнастика
Чтение стихов,
Отгадывание загадок,
Просмотр мультфильмов
1.07-10.07
Иллюстрации книги, энциклопедии на морскую тематику
Аквариумная черепаха
Конспекты бесед по теме
Демонстрационные картинки по теме
Презентация на компьютере
Правила поведения с опасными рыбами
конспект
Художественная литератера, хрестоматия для детей
Аудиозаписи
«Рыбка», «Чайка»
Картотека стихов, загадок
Интернет-ресурсы
Реализационный
Художественно-эстетическое развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Чтение художественной литературы
Вечер загадок и отгадок о морском мире
Музыкальная деятельность
Музыкальные игры
Дидактические игры
Словесные игры
экспериментальная
деятельность
Экскурсия в библиотеку:
«Знакомство с морскими обитателями»
Подвижные игры
Пальчиковые игры
13.07-
25.07.
Г.Х.Андерсен «Русалочка», Л.Толстой «Прыжок»
Г.Косова «Азбука подводного мира»
Интернет -ресурсы
Прослушивание песен о море, слушание музыки «Звуки моря»
«Веселые рыбки».
«Русалочки»,
«Рыболовы»
Четвертый лишний
Чья тень?
Плавает-летает
Отгадай задуманное слово
Дорисуй недостающую деталь
Опиши животное (рыбу)
Узнай по описанию
Придумай загадку
Чьи детки
Живое- неживое
Опыт «Есть ли воздух в воде» фотоотчет
фотоотчет
Рыбак и рыбки
Море волнуется
Рыбки и камушки
«Чайка», «Тюлень»,
«Рыбка»
Заключительный
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
Оформление игрового уголка «Морской мир»
Сообщения детей о черноморских рыбах
Продуктивная деятельность:
Конструирование из бумаги «Черепашка Наташка»
Пластилинография «Рыбка»
Рисование ладошками «Разноцветные осьминожки»
Совместная деятельность родителей и воспитанников «Обитатели Черного моря»
Проведение развлечения для детей
25.07-31.07
Игровой уголок
Рассказы детей
Выставка поделок
Выставка рисунков
Выставка рисунков
Сценарий развлечения, фотоотчет
Результат проекта
Предполагаемый результат:
Знания о разнообразии подводного мира, полученные во время реализации проекта, у детей пополнились. Активизировался познавательный интерес к обитателям морских глубин. Воспитанники стали чаще рассматривать энциклопедию о подводном мире, самостоятельно рассказывают друг другу о морских животных и рыбах, молюсках. Инициируют поиск информации с помощью родителей. Эмоционально и с удовольствием рассказывают об обитателях Черного моря. В процессе рассказывания совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Активизировался словарный запас детей. Путем сравнения формируют выводы о том, что общего у всех рыб: место обитания, наличие плавников, способом передвижения; что разного : размер, маскировка, питание, выведение потомства. Воспитанники могут классифицировать обитателей моря на группы : «Животные», «Рыбы», «Молюски». Пополнились знания и об опасных рыбах Черного моря (ерш, звездочет, дракончик, скат, катран) и медузах. Шипы, которые расположены в спинных плавниках, заполнены ядом, причиняющим вред людям.Поэтому не стоит спешить брать в руки незнакомую рыбу. Обоснованно осторожное поведение поможет избежать беды. Повысился уровень знаний воспитанников о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды.
Пословицы и поговороки о море:
Цель: закрепить умение детей запоминать пословицы и поговорки, понимать смысл пословиц и поговорок, помочь в придумывании своих. Развивать связную речь, грамматический строй речи.
- В море раз побудешь, век не забудешь.
- В море дорог много.
- Море шутить не любит.
- Море кого любит, а кого губит.
- Море любит смелых да умелых.
- Перед морем все равны.
- Учись, матрос,- капитаном будешь.
Дидактические игры:
«Угадай на ощупь»
Цель: учиться определять морских обитателей на ощупь с завязанными глазами.
Ход игры: с завязанными глазами определить какой морской обитатель у тебя в руках.
«Занимательное море»
Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.
Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.
«Зоологическое лото»
Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необхо-димые окошки своих карточек.
«Отгадай загадку»
Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.
Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.
«Распутай путаницу»
Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта».
Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.
.
Лексико-грамматические игры и упражненияна тему : «Морские обитатели»
• «Подбери слово». Подбор глаголов к слову рыба: ловить, чистить, мыть, разделывать, потрошить, резать, делить, солить, варить, жарить, запекать, вялить, есть.
• «Запомни и повтори». Формирование обобщающих понятий у детей.
Ерш, сом, пескарь - это речные рыбы. Камбала, горбуша, сельдь - это морские рыбы. Карп, карась, плотва - это озерные рыбы. Акула, мурена, щука - это хищные рыбы.
• «Вопросы - ответы». Усвоение притяжательных прилагательных. Расширение лексического запаса по изучаемой теме. Чья голова? - Это рыбья голова. Чьи жабры? - Это рыбьи жабры. Чье туловище? - Это рыбье туловище. Чья чешуя? - Это рыбья чешуя. Чей хвост? - Это рыбий хвост. Чье брюшко? - Это рыбье брюшко. Чьи плавники? - Это рыбьи плавники. Чьи икринки? - Это рыбьи икринки. Чьи кости? - Это рыбьи кости.
• «Рыбы-великаны». Формирование навыка словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами -ище, -ища: пескарь - пескарище, окунь - окунище, ерш - ершище, акула - акулища, карась - караси|
ще, рыба - рыбиша. .;
• «Составь предложение». Дети становятся в круг. Логопед : бросает кому-либо мяч и просит сказать два (три, четыре) ! слова про акулу (пескаря, щуку, окуня и т. п.).
• «Рыболов». Согласование числительных с существительными.
Логопед показывает детям цифру (от 1 до 5) и картинку с изображением рыбы (пескаря, окуня, щуки и т. п.) и спрашивает: «Сколько рыб поймал рыболов?» Дети отвечают: «Рыболов поймал два пескаря. Рыболов поймал пять щук. Рыболов поймал одного окуня» и т. д.
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант
. «Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники-«рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».
Сюжетно-ролевые игры
«Аквалангисты»
Цель: познавательный интерес к обитателям морского дна, умение видеть интересное и занимательное во время морской прогулки.
«Путешествие на море»
Цель: дать знания о труде моряков на корабле, слаженности в их работе; совершенствовать навыки речевого общения; развивать творчество, воображение, фантазию; воспитывать интерес и уважение к труду работников морского флота.Учить любоваться пейзажами моря
Художественная литература
Л.Огурцова Черное море
Море Чёрное - большое:
Утром серо-голубое,
Днём оно зелёное,
Пенное, солёное.
Ну, а ночью, при луне,
Золотым казалось мне!
Илья Гуревич Медуза
Медуза ужасно похожа на студень:
Прозрачна, дрожит на бегущей волне,
Но кушать тот студень с тобой мы не будем,
Нам маминой каши хватает вполне.
Е. Албул Про жизнь акулы
Я с утра сижу над вопросом,
Как же жить акуле непросто.
Ей и вправду трудно живётся:
Кушает она, что придётся.
Как тут быть, чтоб пасть стала чище?
Ведь зубов у ней больше тыщи!
Чистить их с утра начинает,
А когда закончит - не знает…
Тратит по три тюбика пасты -
Значит, покупать надо часто.
И не каждой щёткой зубною
Справишься с работой такою:
Надо брать не меньше сапожной,
Ведь обычной-то - невозможно!
А уж если что заболело -
Как врачу тут взяться за дело?
В пасть к ней каждый влезть побоится!
Где ж тогда ей, бедной, лечиться?
……………………………………….
Я спокойно ночью заснула:
Хорошо, что я - не акула.
В. Ланцетти Разноцветный осьминог
Я сам себя не узнаю:
Менять свой цвет не устаю.
Был в горошек час назад,
А сейчас я полосат.
Подплываю я к кораллам -
Становлюсь я алым-алым.
Вот я клоун-осьминог -
Восемь разноцветных ног!
Стать могу чернее ночи -
Свет гаси. Спокойной ночи!
Н. Хилтон Соленое море
Не могу понять никак:
Кто, зачем, когда и как
Воду в море посолил,
Чтоб никто её не пил.
Как же рыбки там живут?
Что они, бедняжки, пьют?
О дельфинах всем известно -
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
В самом центре океана
Бьет струя, как из фонтана!
Фантастичный, чудный вид
Дарит нам огромный кит! Вера Ни Ка
Плавают в море киты и пингвины,
Крабы, креветки, акулы, дельфины.
Скаты морские, морские ежи,
Белые мишки, тюлени, моржи.
В речке и озере - рыбка резвится.
Плавают все, кто воды не боится! В. Сибирцев
Посреди морских глубин
Проплывает рыба-блин,
Электрический разряд
Носит в теле рыба - скат. Г. Дядина
Стихотворение про ската
В море ската называют
Все Его Величеством.
Ну, а тех, кто забывает,
Бьет он электричеством!
Стихотворение про устриц
Крепко-крепко сжали створки
Маленькие устрицы.
Эй, ракушки-черноморки!
Доброе вам утреце!
Но молчат жильцы в ракушках
И не отпираются,
Будто их на завтрак скушать
Кто-то собирается.
Краб в отчаянном бою
Потерял клешню
Свою.
Потерял и не нашёл,
Без клешни
Домой пришёл.
Целый год, врагов ругая,
Он не трогал никого:
Ждал, пока клешня другая
Отрастала у него.
Акула (рыба)
Древней акулы рыбы нет.
Она живет здесь много лет.
Но у старушки грозный вид
И превосходный аппетит!
Автор: Н. Томилина
Дракон морской (рыба)
Ты его не трогай просто посмотри
Красивые иголки - очень ядовиты.
У морских драконов характер не простой
Потому и прячутся глубоко под водой.
Автор: неизвестен
Ёрш (рыба)
Изловить его не просто,
Ведь плавник у рыбы острый!
Хищник, лучше не тревожь,
Защищен надежно ёрш.
Автор: Сибирцев Виталий
Звезда морская
Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.
Автор: Инна Сударева
Зеленушка (рыба)
Приплыли зеленушки на солнышке погреться
Побаловать блестящее, зелененькое тельце.
И прямо близко-близко к поверхности поднялись.
Ах, только бы чайкам на ужин не достались!
Игла морская (рыба)
В море рыба есть - Игла.
Брюки шить Игла могла.
Нос её - игла, не шило.
Осьминогу брюки сшила.
Автор: Валентина Черняева
Рыба-игла
Немало в море всяких рыб,
Одна плыла меж тёмных глыб,
Её малыш рукой поймал
И с ней немного поиграл.
Была та рыба столь мала,
По форме острая игла,
Она метнулась, как стрела,
И очень быстро уплыла!
Автор: Марк Львовский
Камбала (рыба)
Эта важная особа
Смотрит в стороны сурово,
В рот водицы набрала
Проплывает камбала.
Автор: Сибирцев Виталий
Камбала.
Они ужасно плоски
И дети, и подростки
И даже рыбы взрослые
На вид совсем как доски
Автор: неизвестен
Конек морской
Держась хвостом за стебелек,
Стоит на дне морской конек.
Он изгибает круто шею,
Но бегать быстро не умеет.
Автор: Н. Томилина
Конек морской
Чем похож я на коня?
Шейка, гривка у меня...
Здесь какая-то ошибка:
Я на самом деле - рыбка!
Автор: Александра Моничь
Меч - Рыба
Есть чему тут удивиться,
Перед нами рыба-рыцарь!
На дуэль кого привлечь,
Ищет взглядом рыба-меч.
Автор: Сибирцев Виталий
Мидия
Спрашивали Лидию:
«Вы мидию не видели?»
Отвечала Лидия:
«А кто такая мидия?»
Мидия - ракушка,
Лаковое брюшко,
С дна морского покажись
И опять на дно ложись! Автор: Георгий Радуга
Загадки
Вот просторы океана
Бороздит гора сфонтаном,
Бьет хвостом, вода кипит-
Проплывает важно … (кит).
Плоский он . Размером разный.
Хвост его бичеобразный.
Лишь один несет отряд
Электрический заряд! (скат).
Передние -ласты, а задние - лапы!
Есть панцирь овальный. Подобие шляпы!
Другого жилья, кроме моря, не зная,
Потомству даст жизнь, на песок выползая. (морская черепаха).
Над волной дугою взвился,
Спинкой черной заискрился.
Мимо Судака плывет … Афин !
Белобрюхий кто ? (дельфин).
Хрустальное блюдце! Не видите блюдца?
А может то зонтик лежит на волнах?
В нем щупальца - спицы. А спиц тех коснуться
Не каждый решится. Обжечься есть страх! (медуза).
Восемь рук иль восемь ног.
Кто же это ? (осьминог).
Пластилинография «Рыбка»
Использование техники цветные ладошки