Рабочая программа в 1-ой младшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание:

1 Целевой раздел………………………………………………………….3

    1. Пояснительная записка……………………………………………….3

    2. Планируемые результаты освоения программы………………7

  1. Содержательный раздел……………………………………………..9

2.1 Учебный план ООП ГО в первой младшей группе МДОУ «Детский сад №93» Саранск………………………….…………………………………9

2.2 Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе…………………………………….11

2.3 Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе…………………………………………………………………………13

2.4 Взаимодействие с семьей, с социумом…………………………….15

2.5 Планирование работы с детьми в группе: все виды планирования……………………………………………………………………17

2.6 Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками…………………………………………………………………17

2.7 Особенности организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками (климатическая, демографическая, национально-культурная)……………………………………………………………………..26

3 Организационный раздел…………………………………………….28

3.1 Оформление предметно-пространственной среды……………….28

3.2 Режим дня, структура образовательной деятельности……..…………………..………………………………………….31

3.3 Перечень методических пособий…………………………………..38







1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №93» и программы «Детство» под редакцией Бабаевой Т.И в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Общие сведения о группе: В первой младшей группе на начало учебного года 20 человек, из них: 12 мальчиков и 8 девочек. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы. В группе 3 детей из неполных семей.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личностичерезосознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа направлена на

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиковаться в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формированиеоснов его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видовдеятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесссоциализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей испособностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональнойотзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманногоотношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления ксамостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей иречи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желаниявключаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразноевзаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительнымискусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией,математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения кдругим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобыдошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своейсопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самой ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2 Планируемые результаты освоения программы.

Результатами освоения Программы являются целевые ориентиры дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в раннем детстве

Социально-коммуникативное развитие

  • наблюдается динамика непосредственного эмоционального общения со взрослым, эмоциональное благополучие детей;

  • ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

  • использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими; владеет простейшими навыками самообслуживании; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

  • развитие готовности и способности к обобщению со взрослыми и совместным играм со сверстниками под руководством взрослого.

Физическое развитие

  • развиты крупная (общая) моторика, стремление осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.); интерес к тактильно-двигательным играм.

Познавательное развитие

  • от владения основными культурными способами деятельности, подражания речевым и предметно-практическим действиям взрослого, проявления инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.

Речевое развитие

  • владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

  • стремится обращаться ко взрослым с вопросами, просьбами;

  • проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин.

Музыкальное развитие

  • интересуется звучащими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с музыкальными игрушками и в музыкально-дидактические игры, стремится проявлять настойчивость в достижении результата;

  • проявляет интерес к танцевальным движениям и песням, стремится двигаться под музыку;

  • эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

Художественное развитие

  • ребенок манипулирует с предметами и выполняет познавательно-исследовательские действия с инструментами и материалами, способствующими интересу к изобразительной деятельности;

  • формируются готовность к экспериментированию с материалами и веществами (песок, вода, тесто), создание продукта изобразительной и конструктивной деятельности;

  • ребенок проявляет интерес к рассматриванию картинки, эмоционально откликается на различные произведения искусства.








2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план ООП ДО в первой младшей группе МДОУ.

Направление развития

Виды деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры

3 РАЗА В НЕДЕЛЮ

ПО 10 МИНУТ

Социально-

коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

поручения, игры, беседы, ХБТ

НЕ БОЛЕЕ 30 МИНУТ

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

В РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ

Познавательное

развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

В режимные моменты

ФЭМП

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

2раза в месяц по10минут

сенсорика

Мир природы

Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

социализация

Речевое развитие

Развитие речи

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

1раз в неделю по10мин

Восприятие художественной литературы и фольклора

Беседы, слушание худ.произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование,

лепка

1раз в неделю по 10 мин

2раза в месяц по10мин

Конструирование

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

2раза в месяц по10мин

Музыкальная деятельность

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

2раза в неделю по 10мин

2.2 ФОРМА, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ

Направление развития

Форма реализации программы

способы

методы

приемы

Сов.деят.

Самос.

деят.

Взаим.

с семьей

1

2

3

4

5

6

7

Физическое

Физ. занятия,

утренняя гимнастика,

физкультминутки,подвижные игры, спортивные игры, игровая беседа с элементами движений

Игры, двигательная активность в течении дня, самостоятельные спортивные игры и упражнения, утренняя гимнастика

Спортивные

развлечения, консультации

Наглядные, словесные, практические

Познавательное

Эксперименты, беседы, рассказ, экскурсия, исследовательская деятельность, коллекционирование, проблемные ситуации, чтение, проектная деятельность


Сюж. рол.игра, рассматривание, наблюдение, развивающие игры, конструирование

Беседа, проектная деятельность, экскурсии, просмотр телепередач, викторины, конкурсы

Игровые наглядные, словесные, практические, методы проблемного обучения( проблемная ситуация, экспериментирование, прогнозирование)

Социально-коммуникативное

Игры дидактические, психологические, хороводные, театрализованные,

Проектнаядея-ть, целевые прогулки, беседы, экскурсии, рассматривание и обсуждение картинок

Индивидуальные игры, совместные игры, все виды самостоятельной деятельности, предполагающие общение со сверстниками, наблюдение, экскурсионные программы

Открытые просмотры детской деятельности, развлечения, досуги, чтение, показ.беседы, выставки, консультации, деловые игры, семейные гостиные, родительское собрание

Информационно-рецептивный(рассматривание картин, рассказы воспитателя или детей, чтение, распознающее наблюдение

Речевое

Обсуждения, беседы, творческие задания, чтение художественной литературы, ситуации общения, создание коллекций, режиссерская игра, решение проблемных ситуаций, показ настольного театра, игра-драматизация

Дидактические игры, игры-драматизации, наблюдения, рассказывание по картинам, сюжетно-ролевая игра, подвижная игра с текстом, хороводная игра с пением, игровое общение

Проектная деятельность, загадки, разговор, рассказывание, консультирование, участие в праздниках

Моделирование, наблюдение, словесный( рассказ, объяснение, беседа, поручение, обсуждение, работа с книгой),наглядный, игровой, практический

Художественно-эстетическое

Занятия, праздники, игры, театральнаядея-ть, беседы, чтение, слушание музыки, сказок


Импровизация, конструирование по замыслу, свободное рисование, игры-драматизации, музыка в повседневной жизни

Открытые занятия, досуги, проектная деятельность

Словесный, наглядный, практический, игровой

2.3 Взаимодействие с семьей, социумом

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Род.собрание «Давайте познакомимся»

сентябрь

воспитатели

2

Консультация «Давайте познакомимся»

сентябрь

3

Экскурсия родителей по группе с целью ознакомления с условиями воспитания детей

сентябрь

воспитатели

4

Консультация «Ребенок поступает в детский сад»

сентябрь

5

Анкета знакомство

сентябрь

воспитатели

6

Беседа «Чем занять ребенка в выходные»

октябрь

7

Консультация « Этот упрямый ребенок»

октябрь

8

Фото выставка « Как я провел лето»

октябрь

Воспитатели

9

Род.собрание. Беседа «Витамины с грядки»

ноябрь

Мед.сестра

10

Консультация «Расти здоровым малыш»

ноябрь

11

Акция « Позаботимся о птицах»

ноябрь

воспитатели

12

Анкета «О здоровье детей»

ноябрь

воспитатели

13

Консультация «Все свои игрушки уберу я сам»

ноябрь

14

Консультация «Закаливание детей младшего дошкольного возраста»

декабрь

15

Круглый стол «Ребенок в группе сверстников»

декабрь

воспитатели

16

Беседа«Карнавальный костюм вашего ребенка»

декабрь

17

Изготовление поделок «Фабрика Деда Мороза»

декабрь

воспитатели

18

Новогодний утренник

декабрь

муз.рук, воспитатели

19

Привлечение родителей к оформлению зимнего участка

январь

воспитатели

20

Беседа «Как одеть ребенка в разные сезоны года»

январь

21

Консультация «Значение прогулки в разностороннем развитии дошкольников»

январь

22

Беседа «Рациональное питание в семье»

февраль

Медсестра, воспитатели

23

Консультация «Упрямые и капризные дети»

февраль

24

Беседа «Правильная осанка детей за столом»

февраль

25

Муз.- спорт. развлечение «День защитника Отечества»

февраль

Муз.рук, воспитатели

26

Совместный труд по расчистки участка от снега

февраль

воспитатели

27

Род.собрание. Анкетирование

март

воспитатели

Консультация «Зачем детям игры»

март

28

Оформление газеты « Моя мама- лучшая на свете»

март

Воспитатели

29

Развлечение к 8 марта Консультация «Двигательная активность и здоровье детей»

март

муз.рук

30

Консультация «Как дома организовать книжный уголок»

март

31

Беседа «Уровень физического развития детей»

апрель

32

Консультация «Как разбудить ребенка без каприз»

апрель

33

Привлечь родителей к организации огорода на окне

апрель

воспитатели

34

Консультация «Движение и здоровье»

апрель

35

Род.собрание «Чтобы лето прошло с пользой»

май

Воспитатели

36

Консультация «Чтобы лето прошло с пользой»

37

Консультация «О художественно-эстетическом воспитании детей»

май

38

Беседа «Как ребенок справляется с программой раздела «Математика»

май

39

Показ итогового занятия

май

воспитатели

2.4 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.

-Перспективное планирование

-Календарно-тематическое

-Годовое планирование мероприятий

2.5 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

Описание вариативных форм, способов и методов реализации программ

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Характерные особенности:

  1. смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» - не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;

  2. основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;

  3. содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:

  1. создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;

  2. оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;

  3. содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).

Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:

  1. Социально-педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.

  2. Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»

  3. Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Составляющие педагогической технологии:

  • Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

  • Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).

  • Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода - помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).

  • Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.

  • Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект^ детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе

  • свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).

  • Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).

  • Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы,модели, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).

  • Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).

  • Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).

  • Интеграция образовательного содержания программы.

Технологии исследовательской деятельности

Этапы становления исследовательской деятельности:

  • ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);

  • проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);

  • планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);

  • анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);

  • Алгоритм действий:

  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.

  2. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного,новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект - это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).

  1. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».

  2. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя - права импровизировать.

  3. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).

  4. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.

  5. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.

  6. Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.

Принципы исследовательского обучения

  • ориентации на познавательные интересы детей (исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);

  • опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации;

  • сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);

  • формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;

  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;

  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие - ядро проблемной ситуации - в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога)

Методические приемы:

  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;

  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;

  • постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;

  • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)

Условия исследовательской деятельности:

  • использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)

  • создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;

  • четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;

  • выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;

  • развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;

  • обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;

  • создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;

  • побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;

  • подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение

  • оригинальных решений, умений делать выбор; знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Информационно - коммуникативные технологии

В МДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.

2.6 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

  1. Климатические особенности

Погода Мордовии характеризуется ее климатическими особенностями, что, в свою очередь, обусловлено географическим положением: республика располагается в умеренном поясе центра Восточно-Европейской равнины, где установлена чёткая выраженность сезонов года.

Мордовия расположена в зоне континентального климата с холодной снежной зимой и теплым летом. Температура воздуха летом колеблется от +15 до +25 градусов. Зимой - от -8 до -18 градусов. Среднегодовое количество осадков ~ 450-500 мм. Преобладают осадки тёплого периода (апрель - октябрь) - 70%. Наибольшее количество осадков выпадает в июле (около 65 мм), минимальное в феврале (15-30 мм).

В течение весеннего периода выпадает 75 - 80 мм осадков. Весной отмечается наибольшее разнообразие в характере погодного режима: от суховейно-засушливого до сильно морозного. В мае испарение превышает количество осадков. В весенний период в ландшафтах наблюдается активизация геолого-геоморфологических процессов (оползни, плоскостная и линейная эрозия и др.).

Лето на территории Мордовии начинается в третьей декаде мая при переходе средних суточных температур через 15 °C . Его продолжительность составляет 115 - 120 дней.

Осень начинается, когда на почве появляются первые заморозки. Этот период на территории республики приходится на 20 - 24 сентября. Количество осадков в осенний период по сравнению с летним уменьшается, они выпадают в виде дождя, снега, мокрого снега, ледяной крупы.

Устойчивый снежный покров обычно устанавливается в конце ноября. Режим погоды осенью варьирует от суховейно-засушливой в начале сезона до умеренно морозной в конце.

3) Национально - культурные особенности:

Среди детей 5 мордвинов , 14 русских и1татарочка.

Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы.

3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО- ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

Предметно - развивающая среда в первой младшей группе построена в соответствии с программой «Детство» Т.И.Бабаевой, т.е. учитывается:

-последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей.

У детей младшего дошкольного возраста существует три основных потребности: общение, движение и познание.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным особенностям ребят и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования, которая реализуется дошкольными образовательными учреждениями.

В образовательном пространстве обязательно должны быть:

а) Средства обучения. Для того чтобы был создан соответствующий эмоциональный фон, звуковая среда, происходило обогащение познавательного мира детей в процессе игровой совместной и самостоятельной деятельности, в группе должны присутствовать магнитофон, интерактивная доска.

б) Игровой, спортивный, оздоровительный инвентарь и оборудование.

в) Разнообразный материал, оборудование и инвентарь, которые помогут обеспечить:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребят, экспериментирование с доступными (по возрасту) материалами;

двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и конкурсах;

эмоциональное благополучие ребят при взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

самовыражение ребят. Для этого существуют разнообразные атрибуты для театрализованной игры, драматизации, ролевых игр (маски, театры, наряды и т. д.).

Для обеспечения полифункциональности пространство целесообразно условно разделить на три части:

а. «Спокойная», где дети смогут спокойно проводить свое время: играть в настольные игры, знакомиться с книгами, картинками, творить и уединяться.

б. «Активная», где дети активно двигаются, возводят крупные игровые постройки, организуют сюжетно-ролевые, подвижные и другие групповые игры.

в. «Рабочая», предусмотренная для организации партнерских форм занятий ребят.

Разделение группового пространства зависит от образовательной ситуации, вида детской деятельности, применяемых для игровой или продуктивной и исследовательской деятельности материалов.

Важно отметить тот факт, что существуют такие составляющие предметной среды, которые не обладают жёстко закреплённым способом употребления и могут быть использованы в разных видах деятельности малышей:

• природные материалы;

• предметы-заместители, предметы мебели, маты, мягкие модули и ширмы.

Все элементы предметно-пространственной среды группы должны соответствовать требованиям по обеспечению комфортности, надёжности и безопасности при их использовании.

В группе детей младшего дошкольного возраста должно быть разнообразие материалов, игр, игрушек и оборудования, которые обеспечивают свободный выбор ребят. Маленькому ребенку свойственно постоянное изменение, развитие и вместе с ним должно изменяться пространство группы, т. е. оно должно быть вариативным. Игровой, дидактический, наглядный материал тоже должен меняться, для стимулирования игровой, двигательной, познавательной и исследовательской активности малышей.

Доступ дошколят к играм, игрушкам, материалам, пособиям, которые обеспечивают все основные виды детской активности, должен быть свободным и функциональным, а не витринным. Всё должно находиться на уровне роста детей, чтобы они смогли спокойно это взять и перенести с места на место. Материалы для детских игр целесообразней хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками-значками, которые помогут облегчить выбор.

Важное назначение предметно-развивающей среды - способствование раскрытию индивидуальных возможностей малыша, которые были даны ему от природы. Предметно-развивающая среда группы должна быть оснащена общим и специфичным материалом для девочек и мальчиков (поло-ролевое воспитание): куколки, машинки, костюмы, дидактические игры, печатные материалы, материалы для творчества и т. д.

В младшей группе дошколят должен быть создан центр для детей, где они смогли бы получить первые представления о родном поселке, районе, крае. Познакомиться с природой родного края, бытом, одеждой, игрушками, предметами обихода, народами, проживающими на территории района (национально-культурные условия).

Правильно организованная развивающая среда помогает каждому ребенку найти занятие по душе, узнать свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, что и лежит в основе развития малыша.





3.2 РЕЖИМ ДНЯ.

Организация жизнедеятельности воспитанников в первой младшей группе в течение дня

(холодный период года)


Режимные моменты

2-3 лет

Прием, осмотр, игры утренняя гимнастика

07.00-08.10

Подготовка к завтраку, завтрак

08.10-08.40

Игры, подготовка к НОД,

08.40-09.00

НОД

9.00-9.10;

9.20-09.30;

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

9.30-11.00

Возвращение с прогулки, водные процедуры, игры

11.00-11.20

подготовка к обеду, Обед

11.20-12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

Подъем, закаливающие и гигиенические процедуры игры

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Игры, самостоятельная деятельность

16.00-17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00-17.30

Игры, уход домой

17.30-19.00











Организация жизнедеятельности воспитанников первой младшей

группы в течение дня

(теплый период года)


Режимные моменты

2-3лет

Прием детей на улице, игры,

утренняя гимнастика

07.00-08.00

Подготовка к завтраку, завтрак

08.00-08.30

Игры, подготовка к прогулке, занятию

08.30-8.50

Занятие на участке

8.50-9.00

Прогулка(наблюдения, подвижные и сюжетно-ролевые игры, игры с водой и песком, закаливающие процедуры: солнечные и воздушные ванны, соблюдение питьевого режима, свободная деятельности)

9.00-11.00

Возвращение с прогулки, игры, водные процедуры

11.00-11.20

Подготовка к обеду, обед

11.20-12.00

Подготовка ко сну, сон

12.00-15.00

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры, игры

15.00-15.20

Подготовка к полднику, полдник

15.20-15.45

Подготовка к прогулке, занятию, прогулка

15.45-16.00

Занятие(на участке)

16.00-16.10

Игры, самостоятельная деятельность

16.10-17.00

Подготовка к ужину, ужин

17.00-17.30

Игры

Уход детей домой

17.30-19.00



РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2015-16 УЧЕБНЫЙ ГОД

Первая младшая группа

группа №9

Понедельник


9.00-9.10 Мир природы

Соц.Мир

9.20-9.30

Лепка/Конструирование

Вторник


9.00-9.10Развитие речи

9.20-9.30

Физическое развитие

среда

8.45-8.55Музыкально развитие

9.20-9.30 Физическое развитие

четверг

9.00-9.10ФЭМП/Сенсорика

9.20-9.30 Физическое развитие

пятница

8.45-8.55Музыкальное развитие

9.15-9.25Рисование

Организация двигательного режима в первой младшей группе детей

2-3 лет

Формы организации

особенности организации

Длительность в минутах

физкультурно-оздоровительная работа

утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале

5

физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости

2-3

двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз

Ежедневно

7-10

подвижные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно во время прогулки, подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей

10

индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки

8

прогулки-походы.

2 раза в год

10-20

оздоровительный бег

Ежедневно во время утренней гимнастики

1-1,5 мин.

гимнастика послед дневного сна

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

не более 7мин.

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре

3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня

10

самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе

В зависимости от желания и индивидуальных особенностей детей

физкультурно-массовая работа



неделя здоровья

Все организованные мероприятия недели посвящены охране и укреплению здоровья детей, формированию привычек к здоровому образу жизни

физкультурные развлечения

1 раз в месяц по второй половине дня

8минут



СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ


вид двигательной деятельности

физиологическая и воспитательная задача

необходимые условия

ответственный

утренняя гимнастика

Воспитывать потребность начинать день с движения. Формировать двигательные навыки.

Музыкальное сопровождение. Одежда, не стесняющая движений. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослыми

Воспитатели групп, медицинская сестра

движения во время бодрствования

Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости, гибкости

Наличие в групповых помещениях на участке детского сада места для движения. Одежда не стесняющая движений. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению

Старший воспитатель, воспитатели групп, воспитатель по физической культуре

подвижные игры

Воспитание умении двигаться в соответствии с заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры

Знание правил игры

Воспитателигрупп

музыкально-ритмические движения

воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку

Музыкальное сопровождение.

Музыкальный руководитель

гимнастика пробуждения

Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движение

Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения. Наличие в спальне места для проведения гимнастики

Воспитатели групп, медицинская сестра

корригирующая гимнастика

Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Формирование навыка правильно осанки

Наличие места для проведения гимнастики и специального оборудования. Одежда, не стесняющая движений.

Непосредственное руководство взрослого.

Воспитатели групп, медицинская сестра



План оздоровительных мероприятий

Перечень процедур

Частота процедур

Время

Ответственный

1.Утренняя гимнастика

ежедневно

6-8 мин.

воспитатель

2.Физкультурные минутки

3 раза в день

2 - 5 мин.

воспитатель

3.Физкультурные занятия

3 раза в неделю

10 мин.

воспитатель по физкультуре

4. Прогулки на свежем воздухе

2 раза в день

воспитатель

5. Закаливание

(обильное умывание лица и рук по локоть прохладной водой, полоскание ротовой полости и гортани солевым раствором, чередуя отваром трав).

ежедневно до сна

5-8 мин.

воспитатель

6. Витаминизация

6.1 Профилактика гриппа

ежедневно

в период обострения респираторных заболеваний

старшая медсестра

7. Аэрофитонцидтерапия, добавление лука, чеснока в пищу

ежедневно

старшая медсестра

8.Закаливание (воздушные ванны и хождение босиком по «дорожкам здоровья»), бодрящая гимнастика после сна.

ежедневно после сна

6-8 мин.

воспитатель

9.Дыхательная гимнастика, точечный массаж

ежедневно

6-8 мин.

воспитатель

10.Подвижные игры

ежедневно


воспитатель

11.Сквозное проветривание

ежедневно 2 раза в день

в отсутствии детей

помощник воспитателя

Закаливание - это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости механизмов защиты и приспособления организма ребёнка ко многим факторам внешней среды, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления не вызывали у детей резких отклонениях в протекании физиологических процессов, вследствие которых возможны заболевания.























3.3 ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.

Образова-тельная область

Общеобразоват. программы

Педагогические методики, технологии

1

Физическое развитие

«Детство»

(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.)

1. Вареник Е. Н. Утренняя гимнастика в детском саду.

2. Кобзева Т. Г., Холодова И. А. Организация деятельности детей на прогулке.

3. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Физкультурные минутки.

4. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет.

2

Социально-коммуникатив-ное развитие


  1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников.

  2. Безопасные сказки.

  3. Волошина Л. Н., Исаенко Ю. М. Обучение детей игровой деятельности в разновозрастной группе.

  4. Гальцова Е. А. Забавные истории обо всём на свете.

  5. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

  6. Лыкова В. В., Шипунова В. А. Азбука безопасного общения и поведения.

  7. Меремьянова О. Р. Вместе с куклой я расту: познавательно-игровые занятия с детьми 2-7 лет.

  8. Павлова Г. Я. Безопасность: знакомим дошкольни ков с источниками опасности.

  9. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности.

  10. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях.

  11. Шорыгина Т. А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание.

3

Познавательное развитие

«Детство»

(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.)

1.Кислинская Т. А. Игры-заводилки.

2. Павлова Л. Ю. Сборник дид. игр по ознакомлению детей с окружающим миром.

3. Шорыгина Т. А. Беседы о правах ребёнка.

4

Речевое развитие

«Детство»

(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.)

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников.

2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников.

3. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях.

4. Хрестоматия для дошкольников от 2-3 лет.

5. Шорыгина Т. А. Общительные сказки: социально-нравственное воспитание.

5

Художественно-эстетическое развитие

«Детство»

(А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова и др.)

1. Голицина Н. С. Занятия в детском саду.

2. Дьяченко В. Ю Естествознание, изобразит. искусство, художественный труд.

3. Гербова В. В., Ильчук Н. П. Книга для чтения в детском саду.

4. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.

5. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования.

6. Куцаева Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

7. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий.

8. Лиштван З. В. Конструирование.

9. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.

10. Новикова И. В. Конструирование из природных материалов в детском саду.

11. СакулинаН. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду.

12. Швайко Г. С. Занятия по изодеятельности в детском саду.



© 2010-2022