Занятие по познавательному развитию в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В гости к Хозяйке Медной горы

Задачи:

1. способствовать усвоению представлений о свойствах речного песка и минерала соли. Учить сравнивать вещества, делать умозаключения;

2. развивать творческие способности в процессе решения проблемных ситуаций;

3. воспитывать любознательность, интерес к неживой природе.

Ход занятия:

Воспитатель вносит в группу письмо.

- Ребята, в адрес нашей группы пришло письмо. Давайте его прочитаем.

«Дорогие ребята! Я очень нуждаюсь в вашей помощи. Надеюсь, что вы, скоро прилетите ко мне».

С уважением Хозяйка Медной горы

- Предлагаю пролететь туда на нашем ковре самолёте. Я знаю одно волшебное средство, чтобы быстрее долететь. Закройте глаза и произнесите волшебные слова «Крибли - крабли - бумс».

(пока глаза у детей закрыты, воспитатель достаёт куклу - Хозяйку Медной горы).

- Открывайте глаза, мы уже прилетели. А вот и Хозяйка Медной горы.

- Здравствуйте ребята! Я очень рада, что вы откликнулись на моё письмо и прилетели ко мне. У меня возникла такая проблема. Моя любимая змейка Скоробейка нечаянно рассыпала два минерала и они перемешались между собой. Я вас прошу мне помочь разделить их. Вы мне поможете в этом?

- Вам наверное интересно знать, какие же минералы смешала змейка Скоробейка!?

- Попробуйте об этом догадаться через загадки:

В воде родиться, а воды боится (соль)

- Как ты думаешь Лиза, Ваня, Ирина?

Его встретишь везде

И на суше и в воде.

Когда сухой он,

Он сыпучий,

Когда сырой - липучий ( речной песок).

- Как ты думаешь Алёна, Наташа, Слава.

- Молодцы, вы хорошо знаете мои минералы.

- Я вас приглашаю пройти в свой зал «Волшебства». Присядьте и посмотрите внимательно на планшетки. Можете ли вы невооружённым глазом определить, где здесь соль, а где речной песок? (ответы детей).

- Я предлагаю вам вспомнить как выглядят соль и речной песок. На одну планшетку пожалуйста положите 1 мерную ложку вещества из мешочка №1. А на вторую планшетку - вещества под №2. Так вам минералы будет лучше видно.

- Сейчас я вам предлагаю через лупы рассмотреть тот или иной минерал.

- Из чего состоит речной песок? (дети рассуждают - из песчинок разного цвета и величины: белые, прозрачные песчинки, есть матового, чёрного и коричневого цвета. Песок сухой, легко меняет свою форму, сыпуч, песчинки твёрдые на ощупь).

- Из чего состоит соль? ( дети рассуждают с помощью воспитателя: соль состоит из прозрачных и полупрозрачных крупинок - кристалликов, которые искрятся на свету, блестят и похожи по цвету на снег. На ощупь соль твёрдая, колючая).

- Давайте поиграем в игру «Чем похожи - непохожи?».

- Чем похожи соль и речной песок? (оба минерала твёрдые, состоят из прозрачных и полупрозрачных частичек, рассыпчатые).

- Чем отличаются? (цветом, соль на ощупь колючая, песок - нет).

- Молодцы! Как вы хорошо знаете сходства и отличия речного песка и соли.

- Но есть ещё одно важное свойство этих минералов, которое отличает их друг от друга. Вспомним загадки. Какая была первая загадка? (В воде родится, а воды боится). Что это значит!? Давайте проведём опыт с этими минералами.

- У вас на столах есть ёмкости с водой. Что произойдёт с солью, когда мы её опустим в воду. Попробуем это сделать. Что мы наблюдаем? (соль растворилась, а вода стала немного мутной).

- Что произойдёт с речным песком? (вода стала грязной, мутной, песок осел на дно).

- Вот мы и узнали ещё одно свойство соли - она растворяется. Это единственный минерал, который может растворяться в воде.

- Сейчас я вас прошу помочь мне отделить соль от речного песка. Кто-нибудь из вас знает, как это можно сделать?

- Что ты предложишь Ваня, Слава, Ирина.

- С помощью воронки попробуем высыпать минералы, которые смешала змейка Скоробейка, в баночку с водой. Палочкой перемешаем. Что же произошло? (соль растворилась, а песок осел на дно).

- Ребята, помните, как мы в своей группочке очищали через фильтр воду. Получится ли с помощью фильтра отделить соль от речного песка? Попробуем это сделать. Фильтром будет марля, сложенная в несколько слоёв. Один из вас придерживает фильтр, другой переливает воду в другую ёмкость.

- Как проверить, что мы отделили соль от речного песка. Может быть нам это не удалось!? (ответы детей). Пробовать мы не будем. В этой воде много микробов и можно заболеть. Кто-нибудь другой вариант проверки знает?

- Тогда я вам предлагаю следующее. Баночки с солевым раствором оставим до утра. Под воздействием тепла, что произойдёт с водой? (она испарится). А соль может испаряться? (она не испаряется - это минерал). Но давайте всё равно проверим. После того как вода испарится, на дне баночек должна остаться соль. Завтра утром мы с вами посмотрим.

- Сейчас я вам предлагаю отправиться в Соляной город. Вы наверное уже слышали про этот город? Кого мы там можем встретить и что можем увидеть попробуем изобразить.

Физкультминутка: 1, 2, 3 соляная фигура замри. Кого изобразила Лиза, Алёна, Ирина и т.д.

Молодцы! Очень интересные соляные фигуры у вас получились.

- Попробуем создать Минеральный город. Этот город вы можете дополнить фигурками людей, животных, те кто будут жить в этом городе. Кто-то из вас может станет зодчим и создаст красивое сооружение. Я предлагаю вам создать картину из речного песка или из соли. Клеем будем рисовать тонкий контур фигур и сверху посыпать нашими минералами.

- Я предлагаю вам выбрать любую понравившуюся фигуру или сооружение минерал и пройти в зал «Творчества».

(под музыкальное сопровождение дети создают минеральный город).

- Какие замечательные картины у вас получились. Хозяйка Медной горы не знала, что можно рисовать минералами.

- Ребята, мне с вами очень приятно было пообщаться. Хотелось бы знать, что вам больше всего понравилось? Что вы нового узнали? (ответы детей).

- А сейчас мне пора уходить. До новых встреч!

- А нам, ребята, пора возвращаться обратно в детский сад. Закроем глаза и скажем наши волшебные слова: Крибли - крабли - бумс. Вот мы и дома.

© 2010-2022