Экспериментальная работа в дошкольном учреждении

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ШАХТЕРСКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ


ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

В ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Важно не количество знаний,

а их качество.

Можно знать очень много,

не зная самого нужного.

Л. Н. Толстой

Сегодня дошкольное образование ознаменовано новыми важными задачами, поставленными Министерством образования и науки ДНР.

Приоритеты: предоставление качественного дошкольного образования, интеграция науки и практики; экспериментирование новых оригинальных технологий на современном этапе развития системы дошкольного образования, поиск инновационных форм воспитания и обучения, которые бы способствовали личностному росту дошкольника.

Экспериментально-исследовательская работа - особая форма взаимодействия науки и практики с разработкой и реализацией научных исследований, социально-значимых проектов, определяющих стратегию образования. Актуальность темы определяется требованиями современного общества, его экономико-политической обстановкой, особенностями менталитета и уровнем развития самосознания общества (формирование представлений об окружающем мире и своем месте в нем, представлений о собственной национальной и культурной принадлежности).

Модель экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях города проводится в соответствии с действующими нормативно - правовыми документами на базе сотрудничества и взаимодействия с наукой, имея следующие составляющие:

- Донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования- методический кабинет управления образования администрации города Шахтерска - экспериментальная деятельность на базе дошкольных образовательных организаций.

По содержанию деятельности учреждения делятся на два типа: исследовательский и внедренческий. Педагоги наших учреждений активно изучают и обобщают педагогические инновации, лучший опыт работы, педагогическое наследие великих ученых. Воспитатели - наставники разрабатывают методические рекомендации для молодых коллег, советы и памятки родителям, дидактические пособия; создают парциальные программы, проекты, которые утверждаются на научно-методическом совете методического кабинета.

На базе дошкольных учреждений №13«Светлячок» и №14«Мир» три года работала областная школа лаборатория по формированию гражданских качеств у детей дошкольного возраста на материалах родного края. Научный руководитель экспериментальной работы - заведующий отделом дошкольного образования Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования Губанова Н.В.

В данных учреждениях рождаются и хранятся разнообразные культурные семейные традиции, создаются оптимальные условия для передачи народного наследия и формирования современного культурного опыта средствами музейной педагогики, народного фольклора, песенно-танцевального творчества, что обеспечивает всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Результатом образовательно-воспитательной системы по формированию гражданских качеств является:

- формирование здорового образа жизни малыша и адекватное восприятие им окружающей среды;

- понимание юмора и фольклора и проявление творчества в различных видах деятельности;

- накапливание жизненного опыта и формирование жизненно необходимой компетентности;

- формирование школьной зрелости.

По определению В.А. Сухомлинского к гражданским качествам относятся: любовь к своему народу, краю, отечеству, толерантность, гражданское самосознание, достоинство, гражданский долг и ответственность, трудолюбие, уважение к чужому мнению.

Цель концепций учреждений №14«Мир» и №13«Светлячок»: создать модель образовательно-воспитательной системы, которая обеспечивает формирование гражданских качеств у дошкольников. Надеемся получить

результаты эффективности работы модели на качественном предоставлении дошкольного образования детворе:

- проявляют интерес к прошлому и настоящему родного города;

- приобретают основы этнографических, краеведческих знаний;

- приобретают жизненно необходимые компетентности.

Педагоги учреждений №3«Елочка», №4 «Журавленок» проводят экспериментально-исследовательскую работу по вопросам мониторинга оздоровительной функции дошкольного образования. Целью экспериментальной деятельности педагогических коллективов был мониторинг состояния здоровья, прогнозирование, коррекция здоровья ребят; формирование здорового образа жизни малышей и родителей. Работа проводится постоянно с новыми детьми и семьями. Актуальность этой проблемы и поиск путей ее решения важно довести до сведения педагогов нашего города и родительской общественности через СМИ, Интернет. Руководитель ДОУ №4 «Журавленок» Мельникова А. Ф. информировала о результатах работы на коллегии управления образования, методист Криволап И.А. - на вебинаре и на городской методической студии «Диалог».

Продолжается работа областной школы - лаборатории на базе учреждений №8 «Малыш», №2 «Искорка» по проблеме формирования экономического опыта у дошкольников. Мы уверены в ценности ориентира бизнес - образования: развитие творческого потенциала личности, создание условий для формирования самостоятельности, креативного поведения, уверенности в собственных силах и т.д.

Важно отметить продолжение деятельности педагогов в этом направлении и плодотворный результат:

- городская и областная презентации опыта работы;

- публикации в профессиональных изданиях;

- областные семинары - практикумы;

- участие в Третьей Всеукраинской выставке «Инноватика в современном образовании»;

- участие педагогов в проведении вебинаров Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования.

Сегодня происходит глубинное реформирование системы образования, важное место в этом процессе занимает проблема преемственности и перспективности между дошкольным и начальным звеньями образования.

Поступление в школу и все, что с этим связано, издавна был предметом внимания педагогической и общественной мысли. Эту проблему освещали в своих трудах Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, С. Ф. Русова, А.С. Макаренко, П. П. Блонский и другие выдающиеся педагоги. Много внимания уделял ей В.О. Сухомлинский.

Г. А. Люблинская подчеркивала необходимость обеспечивать «бескризовый» процесс развития ребенка, который устраняет тяжелую ломку представлений, понятий при переходе с детского сада в школу. Актуальной проблемой занимаются педагоги дошкольного учреждения №3 «Елочка». Эффективность их опыта работы признана на республиканском уровне.

Реализация перспективности дошкольного образования предполагает формирование у ребенка: готовности к овладению новой учебной деятельностью; социальной компетентности; способности к творческому мышлению и поиску нестандартных решений.

Обеспечение преемственности между дошкольным учреждением и школой - это общая задача воспитателей, учителей и родителей, которая осуществляется совместно. Только плодотворно взаимодействуя, воспитатели смогут успешно подготовить старших дошкольников к школьной жизни, а учитель - обеспечить продолжение их качественного образования, а не начинать все сначала.

Очень важно взаимопонимание и активность родителей. Основная педагогическая задача взрослых - создать благоприятные условия для полноценной жизни дошкольника и реализации его природного потенциала (физического, психологического, социального, нравственного, волевого), определив уровень мотивационной готовности проявления индивидуальности.

В связи с этим напоминаем «портрет» будущего первоклассника:

- более 90% детей имеют средний и высокий уровень готовности к школьной жизни (коллективная деятельность, соблюдение социальных и этических норм, умение достигать поставленной цели и т. д.);

- 74% детей имеют завышенную самооценку;

- наличие низкой самооценки почти отсутствует.

Всем известно, что 70% знаний человек усваивает до 7 лет и только 30% - за всю последующую жизнь.

Формирование жизненно необходимой компетентности у ребенка дошкольного возраста - это актуально, что и предполагает Государственный стандарт дошкольного и начального образования. Преемственность между детсадом и школой осуществляется через информационно-просветительские; психолого-методические аспекты.

Уровень обеспечения преемственности между детсадом и школой определяется результатом информационно-просветительским; психолого-методическим; научно-практическим взаимодействием:

- управленческого состава дошкольного учреждения и школы;

- психологических служб учреждений;

- педагогов детского сада и школы;

- детских коллективов;

- родительской общественности.

Безусловно, есть и определенные трудности, учитывая ситуацию военного положения в нашей республике, а именно:

- отсутствие финансовой поддержки педагогов - исследователей;

- недостаточное научное сопровождение экспериментальной деятельности;

- кадровые изменения в дошкольных учреждениях (уход педагогов с высоким творческим потенциалом, молодые воспитатели не совсем готовы к экспериментально-исследовательской деятельности).

Задача методической службы в условиях перехода на новый Государственный образовательный стандарт - это создание оптимально комфортных условий для успешной работы педагогических коллективов в режиме развития.

Невольник Н.И.,

методист

методического кабинета

Список используемой литературы:

1.Л. Н. Менщикова. Экспериментальная деятельность детей. - Издательство: Учитель, 2009год

2.В. В. Москаленко. Опытно-экспериментальная деятельность. - Издательство: Учитель, 2009

3.Л. Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - Издательство. Аркти, 2005

4.Журнал "Дошкольное воспитание". № 11/2004. «От педагогики повседневности - к педагогике развития»

5.А. И. Иванова. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. - Программа развития Издательство: Сфера, 2008
6.Н.А.Короткова «Познавательно-исследовательская деятельность «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации»/ Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. - М.:АРКТИ, 2003. - 64с.

7. Материалы - интернет сайтов.



© 2010-2022