Использование разнообразных форм работы по формированию социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сорокина Юлия Георгиевна

Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории,

МАДОУ «Центр развития ребёнка -Детский сад № 137» г. Перми


Использование разнообразных форм работы по формированию социально-личностных качеств у детей дошкольного возраста с ОВЗ.


Я работаю учителем - дефектологом в коррекционном дошкольном учреждении с детьми с задержкой психического и умственного развития более 20 лет.

Дети, с какими бы не были отклонениями в развитии, развиваются по тем же законам, живут в том же социуме, что и их сверстники. Разница только лишь в том, что период становления формирования каких - либо качеств растягивается, удлиняется во временном отношении и требует индивидуального подхода с педагогической стороны

В практике мы не раз сталкиваемся с такими ситуациями, когда дети теряются, не могут адекватно проявить, выразить своё эмоциональное состояние или отношение, не знают как поступить в конкретных или проблемных ситуациях. В силу своей эмоциональной возбудимости, неуравновешенных поведенческих проявлений, либо наоборот инертности. Далеко не все дети могут действовать в соответствии с нормами поведения или воспользоваться ими в привычной конкретной ситуации, опираясь на рассуждения.

Наша задача- помочь детям не растеряться в этом мире, найти точку опоры в социуме.

В программе, которую мы реализуем, образовательная область «Социализация» представлена достаточно широко.

На протяжении нескольких лет, в нашем ДОУ осуществляется единая система коррекционного воздействия, которая предполагает тесную взаимосвязь всех специалистов, осуществляющих педагогический процесс. В последние два года в реализацию проекта были внесены коррективы согласно новым ФГТ. Базируется единая система на программы дошкольного образования, под ред. Вераксы Н.Е., Васильевой М.А. и программу коррекционного обучения и воспитания, под ред. Шевченко В.Г.

Система педагогического воздействия предполагает использование разнообразных форм работы, наиболее активных и эффективных , предполагающих развивающее обучение.

Мы обратились к методу проектирования. Разработали педагогические проекты социальной направленности и апробировали их в своей работе. Все проекты включены в единую образовательную систему коррекционного воздействия и соответствуют возрастным и программным требованиям.

Вашему вниманию предлагаются следующие проекты:

  • «Уроки доброты»

  • «Как вести себя на дороге»

  • «Зима - народные традиции»

  • «Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Каждый проект предполагает приоритетные средства его реализации:

ПЛАНИРОВАНИЕ

НОД

СОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Проекты предполагают определённый цикл занятий разной направленности:

1 занятие, как правило, вводное - информационное, ознакомительного характера;

2 занятие предполагает содеятельность педагога и детей (занятие поискового характера);

3 занятие- использование элементов экспериментирования, решение проблемно-практических задач.

4 занятие - обобщающего характера, т.е. итоговое (практическое применение ЗУНов).

К проектам разработаны и составлены сценарии развлечений и праздников.

Каждое занятие имеет своё психологическое сопровождение (использование психогимнастических этюдов, релаксационных пауз), что позволяет в свою очередь либо снизить, либо повысить эмоциональное состояние детей.

На некоторых этапах работы по каждому проекту осуществлялась взаимосвязь с родителями: привлечение их к выполнению домашнего задания . Родители активно участвовали в создании тематических газет, тематических страничек в портфолио. Например, «Мама, папа, я - дружная семья», «Ах ты, Зимушка-Зима, до чего ж ты, хороша!», «Как я помогаю маме дома» и др.

Я проиллюстрирую на примере проекта : «Как вести себя на дороге»

На экране вы видите темы проектов и занятия, которые они предполагают.

Каждое занятие несёт свою цель и направленность, о чём я уже говорила ранее.

Цель:

  • Создать условия для усвоения детьми теоретических и практических знаний о правилах поведения на дороге, о дорожных знаках

.

  • Вызвать у детей интерес к различным формам занятий с педагогами и детьми.

  • Способствовать формированию основ безопасного поведения на дороге.

Приоритетными средствами реализации проекта является:

  • 4 занятия разной направленности

1-е занятие: «Мои верные помощники на дороге»

Цель: Привлечь внимание детей к дорожным знакам, показать значимость дорожных знаков для пешеходов и водителей. Воспитывать желание быть послушным пешеходом и соблюдать правила дорожного движения.

  • Беседа с детьми о знаках дорожного движения, о их назначении.

Познакомить детей с правилами поведения на дороге (проезжей части).

Д/И «Составь и назови дорожный знак».

2-е занятие: «Происшествие на улице»

Цель: Продолжать знакомить детей с правилами поведения на дороге, с основными знаками, предупреждающими об опасности. Учить детей анализировать конкретную ситуацию, устанавливать причинно-следственные зависимости (игра на дороге -причина аварии, Авария следствие игры на дороге…)

  • Обыгрывание ситуации на основе театрализации, с последующей беседой.

Педагог обыгрывает с детьми конкретную ситуацию, (читается рассказ о мальчике, который играл на проезжей части дороги, рассматриваются иллюстрации и используются элементы театрализации). Знакомство с новым знаком.

Чтение х/л «Авария», «Как вести себя на улице» О. Корнеевой.

  • Организация развивающей среды;

  • Привлечение родителей к созданию сюжетных иллюстраций с проблемно-поисковыми ситуациями.;

Вопросы к детям:

-Что произошло с мальчиком?

-Почему это случилось?
-Где нужно играть в мяч?

-Если бы ты встретил такого мальчика на улице, что бы ты сделал?

Т.о. даётся оценка детьми поведения мальчика на дороге.

3-е занятие: «На перекрёстке» практическое занятие

Цель: Познакомить детей с перекрёстком и как переходить улицу, пользуясь светофором. Познакомить с некоторыми основными дорожными знаками.

Экскурсия к светофору, который находится на перекрёстке.

Задания практического характера.

4-занятие: Просмотр м/ф «Смешарики » серия «Безопасность на дороге».

Цель: Продолжать расширять знания детей о правилах поведения и соблюдения мер безопасности на дороге через любимых мультипликационных героев.

Обсуждение после просмотра м/ф.

Иллюстрации с проблемно-практическими ситуациями.

Презентация новых правил ( использование схем-пиктограмм с правилами дорожной безопасности.

5 - е занятие: Развлечение «Мой друг светофорик».

Цель: Закрепить и обобщить знания детей о правилах поведения на дороге, о дорожных знаках. Воспитывать желание быть послушным пешеходом и соблюдать все правила дорожного движения.

Приложение к проекту «Как вести себя на дороге!»


Чтение худ. литературы: Лучшая книга малышам

  • «Безопасная дорога» О. Корнеева

  • «Не играйте на дороге» Н. Дедяева

  • «Осторожно на дороге» Н. Мигунова

Чтение рассказов, стихов для установления причинно-следственных зависимостей.

  • Алябьева Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет. М.2005.

  • Серия иллюстративного материала для воссоздания последовательности событий

Результат данного проекта:

- Усвоение детьми теоретических и практических знаний о правилах поведения на дороге, дорожных знаках, применение их на практике.

- Формирование интереса к различным формам совместной деятельности;

- Проявление интеллектуально-познавательной компетентности.

Ко всем проектам разработано методическое обеспечение, где прописана развивающая среда, составлены конспекты занятий, развлечений, осуществлена подборка стихов, рассказов, сказок, относительно темы проекта.

Опыт показал, что использование проектов на практике способствует повышению уровня социализации дошкольников, снижает уровень школьной дезадаптации, помогает адекватному проявлению детских эмоций.

В перспективе мы планируем разработать проекты с таким же методическим сопровождением по безопасности поведения детей на улице и дома, а так же использовать метод проектирования в других образовательных областях.





© 2010-2022