Роль семьи в воспитании и развитии ребенка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация для родителей.

Подготовил: Педагог-психолог Радикова А.А.

Роль семьи в воспитании и развитии личности.

1. Культурно-исторический аспект отношений родителей к ребенку

Миссия семьи на каждом историческом этапе меняется в зависимости от принятой человеческим сообществом системы ценностей. Представления о том, каким должен быть ребенок и какова роль семьи в его воспитании, определяют содержание, методы, позицию и отношение родителей к ребенку, уклад жизни семьи в целом.

На ранних этапах развития человеческого общества воспитание не было прерогативой общественных институтов или семьи. Уход за детьми был делом всей общины. Для первобытного общества нормой являлось двойственность отношения к детям. Широкое распространение имел инфантицид (убийство детей), обусловленный дефицитом средств к существованию. Характерно то, что вероятность инфантицида в обществах охотников, собирателей и рыболовов была почти в семь раз выше, чем у скотоводческих и земледельческих племен. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или психически неполноценными, исходя из предрассудков (например, близнецов) и т.п. Вместе с тем иметь детей считалось почетным, и не только родители, но и близкие родственники могли быть ласковыми и внимательными к детям. Право распоряжаться жизнью ребенка было отобрано у родителей только в конце IV века н.э. Умерщвление детей стало рассматриваться законом как убийство.

В средние века, как и в античности, положение детей было тяжелым. Но наряду с этим, средневековье донесло до нас память о нежных любящих матерях, веселых детских играх. Однако характерна амбивалентность (двойственность) образа детства. Младенец - одновременно символ ненависти и воплощение зла. А главное, он - существо, лишенное разума.

Целый ряд причин затруднял формирование устойчивого позитивного отношения к детям. Среди них: высокая рождаемость и высокая смертность. В результате плохого и небрежного ухода в XVII-XVIII веках в странах Западной Европы умирали от 1/5 до 1/3 всех новорожденных, а до 20 лет доживало меньше половины. Фатализм и смирение в этих условиях были естественны, а холодность, с которой родители относились к смерти своих детей, была проявлением психологической защиты, реакцией на то, что случалось слишком часто. Формирование индивидуальных привязанностей между родителями и детьми затруднялось и институтом "воспитательства" - обычаем обязательного воспитания вне родительской семьи (воспитание детей знати в другом знатном доме, в монастыре в качестве слуг, пажей, фрейлин и т.п.).

Отношения в русской патриархальной семье были жесткими и иерархичными, основанными на принципе старшинства. Детям в ней отводилось подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 года дети не могли жаловаться на родителей, убийство ребенка каралось трехгодичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить без всякой пощады. Это неравенство было прекращено Петром I только в начале XVIII века. Но воспитание детей по-прежнему оставалось очень жестким.

Поворотным пунктом европейского общественного мнения по отношению к детству послужила книга Ж.-Ж. Руссо "Эмиль, или о воспитании".

Сравнительно-исторический анализ позволил Л. Демозу выделить несколько стилей отношения к ребенку и соответственно исторических периодов:

1. Стиль детоубийства (античность - IV в.) характеризуется детоубийством, насилием. В то время важным являлся материальный фактор, способность семьи обеспечить жизнь ребенка. В том случае, если родители не могли прокормить ребенка, они убивали его.

2. Оставляющий стиль (IV-XIII вв.). Признается наличие у ребенка души. Развиты проекции: ребенок полон зла. В этот период появляются кормилицы, практикуется воспитание в чужой семье, в монастыре. Атмосфера в семье - эмоционально-холодная и строгая.

3. Амбивалентный стиль (XIV-XVII вв.). Ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей, его начинают окружать вниманием, но в самостоятельном духовном существовании ему отказывают. Такой подход к ребенку аналогичен работе скульптора, который лепит произведение искусства из глины. Если ребенок сопротивляется, то из него выбивают злое начало.

4. Навязчивый стиль (XVIII в.). Характеризуется психологической близостью родителей и детей. Но родители стремятся полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка.

5. Социализирующий стиль (XIX - начало XX вв.). Цель воспитания - подготовка ребенка к будущей самостоятельной жизни, процесс тренировки является основой воспитательных воздействий. Этот стиль отношений лег в основу построения большинства психологических моделей двадцатого века - от фрейдовской "канализации импульсов" до скиннеровского бихевиоризма.

1. Традиционный христианский взгляд: новорожденный несет на себе печать первородного греха и спасти его может только жесткое подавление воли, подчинение его родителям и духовным пастырям.

2. Точка зрения социально-педагогического детерминизма: ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а подобен чистому листу, на котором общество или воспитатель может написать все, что угодно.

3. Точка зрения природного детерминизма: характер и способности ребенка предопределены до его рождения.

4. Утопически-гуманистический взгляд: ребенок рождается хорошим и добрым, а портится под влиянием общества. Эта идея обычно ассоциируется с романтизмом и гуманистическими взглядами эпохи Возрождения.

Каждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания. Идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации - педагогика формирования личности путем направленного обучения; идее природного детерминизма - принцип развития природных задатков и ограничения проявлений, а идее изначальной благости ребенка - педагогика саморазвития и невмешательства. Эти образы и стили не только сменяют друг друга, но и сосуществуют. Ни одна из этих ориентаций не господствовала безраздельно в практике воспитания, завися от сословных, классовых, религиозных, имущественных, семейных, индивидуальных способностей воспитателей.

Каждый народ богат представителями самых разнообразных психологических типов, но тем не менее, некоторые типы в одних культурах встречаются чаще, чем в других. Кроме того у представителей любого народа одни психологические качества доминируют над другими.

Э. Фромм определяет социальный характер как результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. Социальный характер, связывая тип культуры с определенным типом личности, служит системой, с помощью которой происходит поиск, отбор и переосмысление информации, вхождение в пространство социальных норм и ценностей.

В своей работе "Психологические границы общества" А. Кардинер (по Э.В. Соколову) отмечает, что социальный характер состоит из системы действий" и "проективных систем". В процессе вхождения в культуру происходит перенос возникших в детстве "проективных систем" на широкий круг ситуаций. Образ матери переносится на других женщин, в частности на жену, образ отца - на мужчин, облеченных властью.

Социальный характер формируется благодаря семейному воспитанию, важнейшими элементами которого могут быть:

1. постоянность или спорадочность материнской заботы;

2. регулярность питания;

3. отношение родителей или тех, кто их заменяет, к ребенку;

4. способы наказания;

5. время и методы отнятия от груди.

Изучая культуру алорезов (жителей острова Алора, в 600 милях восточнее Явы), А. Кардинер обнаружил отсутствие согласованного кодекса нравственных правил. Обещания, даваемые детям, не выполняются. Матери и отцы редко бывают с детьми. Самостоятельно обучаясь ходить, дети часто падают и ушибаются. Их отличает замкнутость, конфликтность. Нередко ими овладевают приступы ярости. Среди взрослого населения часты ссоры, разводы. Большую роль в отношениях играют деньги.

По-другому воспитывались дети в племенах команчей, которые жили охотой, войной и торговлей. Главную роль в племени играли молодые мужчины. Женщины посвящали себя заботам о семье. Ребенка ждали, радовались его появлению. Грудью кормили долго. Система требований к ребенку была согласованной и ориентированной на спортивные и охотничьи успехи. В результате такого воспитания у команчей развивалась сильная уверенная личность. Взрослых и детей отличали доброжелательность, кооперативность.

А. Кардинер также изучал технику воспитания человека западной культуры на примере небольшого американского городка Плейвилля. Большое значение в воспитании имели авторитет отца и длительная забота матери. Ребенка воспитывали в чистоте, комфорте, стремились развить в нем привязанность к родителям. Однако чрезмерная забота, излишняя сексуальная дисциплина оказывали неблагоприятное воздействие на развитие личности ребенка, порождая пассивность и инертность.

Какие черты характера присущи русскому народу? Наиболее развернутые характеристики русского национального характера даны философами. Внутреннюю антиномичность считали главным свойством русской души С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев и Н.О. Лосский. В.Г. Белинский говорил о бессилии при силе, бедности при огромных богатствах, тупости при смышленности природной, бессмыслии при уме природном. Г.А. Струве - о легковерии без веры, борьбе без творчества, фанатизме без энтузиазма, нетерпимости без благоверия. Постоянное несогласие между законами и жизнью, между учреждениями писаными и живыми нравами народными отмечал А.С. Хомяков. Г.Г. Шпет писал о том, что русскому народу свойственна специфическая национальная психология, проявлениями которой являются ответственность перед призраком будущих поколений, иллюзионизм, неумение и нелюбовь жить в настоящем, суетливое беспокойство о вечном. Среди качеств, присущих русскому народу, выделяют максимализм, нетерпимость, недостаток исторической трезвости, разлад между словом и делом, мечтательность, легкомысленность, недальновидность.

Для иллюстрации данного утверждения обратим внимание на русские народные сказки, которые, являясь элементом культуры народа, отражают его философию. Исследователи русских народных сказок отмечают их особенности: поэтичность, остроумие, задушевность, правдивость, сочетание детской наивности с глубокой мудростью, реалистичным взглядом на жизнь. Русскому национальному характеру присущи способность быть и оставаться ребенком, непосредственно и самозабвенно, доверчиво почитать сиюминутное настроение. Смысл русских сказок заключается в том, что от человеческого ума, учености, воли мало что зависит. Истина открывается человеку в тот момент, когда его душа находится в состоянии восприимчивой пассивности. Отсюда русские пословицы: "Везет дуракам", "Бог дураков любит", "Дуракам - счастье". Про русского человека говорят: "Он живет под знаком своего сердца". Сердце и совесть - это русские добродетели. Самое невзрачное, всеми презираемое существо обладает в русских сказках внутренней красотой ("С лица воду не пить" и т.п.). Умных людей в России почитают, перед волевыми склоняются, фантазерам дивятся, но более всего любят человека сердечного, а если он и совестливый, то его почитают как святого.

Специфику русского национального характера объясняют и географическим положением России, её историей, специфическим ландшафтом, характером русской природы и многим другим.

На рубеже XX в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу. Отвергаются ценности, свойственные традиционной русской культуре (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность). Резко возросла ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии, как независимости и уверенности в себе, стремление выразить свою уникальность, формируются установки на социальное неравенство. Такое резкое изменение ценностных ориентаций связано с вхождением России в общемировое цивилизованное пространство.

2. Функции семьи в воспитании детей

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание личности, является семья. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной и социальной зависимостью от них.

Семья - малая (первичная) группа, которая состоит из лиц, связанных двумя типами отношений: супружества и родства, которая обеспечивает личности эмоциональную стабильность, психологическую и физическую безопасность и личностный рост. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем.

Семья имеет ряд функций, которые можно разделить на институциональные и базисные.

Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся:

1. функции воспроизводства;

2. первичный социальный и сексуальный контроль;

3. экономическая поддержка детей;

4. поддержка нетрудоспособных;

5. защита права ребенка на полноценное развитие.

Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся:

1. удовлетворение потребности в любви:

2. функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности;

3. функция самоутверждения, самореализации и личностного роста; психотерапевтическая функция семьи;

4. функция социальной ответственности за каждого члена семьи;

5. функция формирования позитивных отношений;

6. функция формирования культурной общности.

Воспитание в семье, в сущности, и является передачей социального опыта старшего поколения младшему. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Большее значение приобрели такие функции, как психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Реализация этих функций предполагает зрелость чувств и психологическую культуру всех членов семьи и, прежде всего, родителей.

Высокоинтегрированная семья отличается тем, что её члены хорошо знают индивидуально-психологические особенности друг друга и имеют большие резервы влияния друг на друга; её характеризует высокий уровень развития взаимопомощи, а члены имеют хорошо развитые "просемейные" мотивы; семья имеет хороший контакт и взаимодействие с социальным окружением (А.С. Спиваковская). Наибольшее значение для супружеских отношений имеет согласие по таким семейным ценностям, как сексуальное общение, рождение и воспитание детей, моральная и эмоциональная поддержка, социальные контакты.

Особенность человека заключается в том, что он не сохраняет наследственную память о выживании, существовании. Без обучения другими людьми ребенок вряд ли смог бы произвести хотя бы один-единственный элемент культуры. Игорь Кон представляет воспитание как "элемент ценностно-нормативной культуры любого общества, производный от его представлений о природе и возможности человека". Являясь составной частью общества и отражая все происходящие явления в нем, семья, как бы транслирует общественный исторический опыт в образе ребенка. Образ ребенка имеет, по меньшей мере, два измерения: чем он является от природы (или от бога) и чем он должен стать в результате обучения и воспитания. В зависимости от образа новорожденного в социально-историческом плане, родители транслируют культуру, опыт, традиции новому поколению.

Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие прежде всего западной культуре, "перенимаются" довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к серьезным внутриличностным конфликтам. Все это в наиболее ярком виде проявляется в отношениях между взрослыми и детьми. В частности подростки не принимают стиль жизни, который характерен для их родителей, вынужденными много работать, возвращаться усталыми и раздраженными домой. В большинстве семей отсутствует атмосфера теплоты и интимности в отношениях между родителями и детьми. Каждый шестой подросток (из полных семей) испытывает эмоциональное отвержение со стороны обоих родителей. Наиболее типично враждебно-непоследовательное отношение родителей в сочетании с их психологической автономией. У подростков формируется желание противостоять и противодействовать ценностям и установкам, образу жизни взрослых. Это часто ведет к конфликту с родителями, особенно если в семье преобладает авторитарный стиль воспитания. Первые места в рейтенге ценностей подростков занимают счастливая семейная жизнь, материальное благополучие и здоровье. Они же называются как наименее доступные в будущем. Высокая ценность этих жизненных сфер в сочетании с недосягаемостью порождает внутренний конфликт. Важно, чтобы родители понимали, что от отношения семьи к ребенку во многом зависит его будущее, его отношения в обществе.

3. Формирование "Я-концепции" личности в семье

Многие психологи рассматривали связь влияния семьи на формирование у ребенка позитивного самовосприятия - фундамента развития личности. Внимания заслуживает исследование Д. Куперсмита, который сделал вывод о том, что основной предпосылкой формирования у ребенка высокой самооценки является дисциплинирующее начало в семейном воспитании (по Р. Бернсу). Также он считает важным такие детерминанты, как внутренняя установка матери на принятие ребенка уровень её собственной самооценки.

Д. Сирс выдвинул гипотезу о том, что установка родителей, благодаря которой ребенок чувствует, что его любят, принимают в семье, относятся к нему с уважением, порождает у него аналогичную самоустановку, приводящую к ощущению собственной ценности и успешности. Д. Сирс считает, что концепция собственной ценности созревает у ребенка интуитивно, а оценочные установки передаются через механизм социального подкрепления со стороны любящих родителей, которые выступают для ребенка не только в роли проводников этих установок, но и в качестве моделей для подражания. Он отмечал, что теплота и забота со стороны матери должна благоприятно влиять на формирование "Я-концепции" как мальчиков, так и девочек, но для девочек это влияние должно быть более заметным. В то же время теплота в отношении ребенка со стороны отца, который включается в воспитательный процесс сравнительно поздно, должна оказать более значительное влияние на благоприятное развитие "Я-концепции" мальчиков. Гипотеза Д. Сирса не подтвердилась, но зато породила многие работы по исследованию влияния матери и отца на формирование половой идентичности ребенка.

Было также обнаружено, что корреляция между самооценкой и отношениями с родителями зависит преимущественно от характера отношений ребенка с родителями одного с ними пола. У мальчиков, испытывающих недостаток в отцовской любви, больше развито чувство неуверенности и незащищенности, они хуже адаптируются в социальной среде, чем девочки из подобных семей. Благоприятное воздействие на ребенка оказывает активная забота о нем матери, незамедлительная помощь в любой ситуации, установление определенных норм, регулирующих его поведение.

На основании приведенных фактов можно сделать вывод о том, что тип взаимоотношений, которые складываются в семье между ребенком и родителями, является важным фактором развития "Я-концепции". Р. Бернс объясняет это двумя причинами. Во-первых, основа "Я-концепции" закладывается в раннем детстве, когда главным значимым другим является родитель, взаимодействие с которым обеспечивает обратную связь, необходимую для возникновения и развития представлений о себе. Во-вторых, ребенок в этом возрасте во многом зависит от родителей, и, следовательно, они имеют уникальную возможность влиять на развитие его личности.

воспитание семья ребенок личность

4. Влияние семьи на развитие личности

В эмпирическом исследовании Дж. Болдуина выделено два стиля родительского воспитания - демократический и контролирующий.

Демократический определяется следующими параметрами: высоким уровнем вербального общения между детьми и родителями, включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения, готовностью родителей прийти на помощь, если это требуется; одновременно с этим - верой в успех самостоятельной деятельности ребенка и ограничением собственной субъективности в видении ребенка.

Контролирующий стиль предполагает значительные ограничения в поведении детей, четкое и ясное объяснение ребенку смысла ограничений, отсутствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер.

Дж. Болдуин исследовал детей обеих групп и детей со смешанным стилем воспитания. Дети в семьях с демократическим стилем характеризовались умеренно выраженной способностью к лидерству, хорошим психическим развитием, социальной активностью, легкостью вступления в контакты со сверстниками. Но им не был присущ альтруизм, сензитивность и эмпатия. Сами дети с трудом поддавались внешнему контролю.

Дети родителей с контролирующим стилем воспитания более послушны, внушаемы, боязливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном стиле воспитания ребенку присущи внушаемость, послушание, эмоциональная чувствительность, не агрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедная фантазия.

Дж. Болдуин выделил также четыре параметра измерения родительского поведения:

1. родительский контроль, т.е. предпочитают ли родители оказать большое влияние на детей, способны ли настаивать на выполнении своих требований, последовательны ли в них;

2. родительские требования, побуждающие к развитию у детей зрелости, способностей в интеллектуальной, эмоциональной и коммуникативной сферах;

3. способы общения с детьми в ходе воспитательных воздействий;

4. эмоциональная поддержка - способность родителей выражать сочувствие, любовь и теплые отношения, испытывать любовь, удовлетворение и гордость от успехов детей.

При анализе данных оказалось, что комплекс черт компетентных детей соответствует наличию в родительском отношении всех четырех измерений: контроля, требовательности к социальной зрелости, общения и эмоциональной поддержки - то есть оптимальным условием воспитания является сочетание высокой требовательности и контроля с демократичностью и принятием.

Японский психолог Масару Ибука считает, что как повышенная уверенность, так и излишняя тревожность не содействует успешному родительству. Чем более "свободно" родители воспитывают своего ребенка, тем более неуверенным в себе он вырастает. Под "свободой воспитания" Масару Ибука понимает нерегулярный уход за ребенком, обилие игрушек и в то же самое время отсутствие внимания. Таким детям не хватает любви, они все время ищут внимания взрослых, в то время как ребенок выросший в любви, скорее адаптируется к обществу, он более уравновешен и добр.

Существует определенная связь между стилем родительского воспитания и особенностями ребенка. Традиционно в психологической литературе выделяют следующие стили семейного воспитания - авторитарный, демократический, либеральный. Еще в работах А.С. Макаренко было выделено несколько типов так называемого ложного родительского авторитете: авторитет подавления, расстояния, педантизма, резонерства, подкупа. В качестве благоприятных описаны авторитет любви, доброты, уважения.

Г. Крайг предлагает следующую классификацию стилей родительского воспитания, выделенных на основании соотношения двух параметров: родительского контроля и теплоты.

Авторитетный стиль предполагает высокий уровень контроля, когда родители признают и поощряют растущую автономию своих детей, а также теплые отношения (родители открыты для общения, допускают изменения своих требований). Как результат - дети социально адаптированы, уверены в себе, способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль характеризуется высоким контролем, родители ждут неукоснительного выполнения своих требований; отношения холодные, отстраненные. Дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Девочки в большинстве своем - пассивны и зависимы, мальчики - неуправляемы и агрессивны. Ребенок с сильным типом нервной системы становится диктатором по отношению к своим родителям и переносит этот стиль общения на отношения с другими людьми. Он просто не воспринимает другие отношения, так как постоянные ограничения и холодная интонация возводятся им в норму. Ребенок со слабым типом нервной системы не просто пассивен, он чаще всего закомплексован, зажат, сломлен. Эти дети ни в подростковом возрасте, ни в старшем не решаются на самостоятельные суждения, на ответственные поступки.

Либеральный стиль предполагает низкий уровень контроля и теплые отношения. Родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка. Хотя родители открыты для общения с детьми, доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям, детям предоставлен избыток свободы, родители не устанавливают каких-либо ограничений. Дети склонны к непослушанию, агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе. В некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми.

Индифферентный стиль - с низким уровнем контроля и холодными отношениями. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Из-за обремененности собственными проблемами не остается сил на воспитание детей. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.

Некоторые психологи выделяют ещё такой стиль как опека. В основном к этому стилю относятся однодетные семьи, семьи с поздним ребенком, частоболеющим.

Одной из психологических особенностей является тип нервной системы. Ребенок с сильным типом нервной системы, не взирая на запреты родителей, старается получить интересующую его информацию и опыт. При накапливании этого опыта и продолжающихся ограничениях со стороны родителей авторитет их постепенно снижается, что позволяет ребенку (чаще всего в подростковом возрасте) использовать любовь родителей в своих интересах. Таким образом, в стиле опека ребенок с сильным типом нервной системы может стать диктатором по отношению к близким, а затем и другим людям. Ребенок же со слабым типом нервной системы не рискует ослушаться родителей и не получает опыт. Он полагается во всем на мнение взрослых, вырастая пассивным, безынициативным, беспринципным человеком.

Т.М. Мишина и А.Б. Добрович описывают наиболее часто встречающиеся неблагополучные формы родительско-детских отношений. Соперничество предполагает стремление отдельных членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Мнимое сотрудничество - конфликты между членами семьи "спрятаны" от посторонних глаз. Семья как бы демонстрирует образ хороших, правильных отношений. Изоляция в наиболее явном виде проявляется в отчуждении одного из членов семьи от воспитания детей. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых, их используют как средство манипулирования.

Три типа неправильного воспитания выделены В.И. Гарбузовым, А.И. Захаровым и Д.Н. Исаевым:

1. отвергающий (чрезмерная требовательность, жесткая регламентация, контроль либо недостаток контроля на почве попустительства);

2. гиперсоциализирующий (чрезмерная озабоченность и тревожность родителей будущим ребенка, его статусом, успехами и неудачами);

3. эгоцентрический (наблюдается в семьях с низким уровнем ответственности, когда ребенку навязывается представление "Я - большой" в качестве самодовлеющей ценности.

Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребенку, понимают и чувствуют, что хочет ребенок (поддержка автономности), чем больше они уделяют ему внимания и ребенок занимает важное место в их жизни (вовлечённость), а также, чем более четко описывают свои требования, сдерживают обещания (структурированность отношений), тем более психологически благополучен ребенок (Клюева Н.В., 1998г.).

Немаловажным фактором, влияющим на развитие личности ребенка, является порядок его появления в семье. З. Фрейд был первым, кто заметил, что позиция ребенка среди сестер и братьев имеет важнейшее значение во всей его последующей жизни. Первый ребенок чаще всего вызывает у родителей трепетную любовь и восхищение. На нем концентрируется внимание всей семьи. Старший ребенок сначала воспитывается как единственный. У него ряд преимуществ, по сравнению с детьми из многодетных семей: на нем сконцентрировано все внимание родителей, лучшее обеспечение. Первенцы, как правило, ориентированы на успех и достижения. С другой стороны, такой ребенок более зависим от родителей, социально изолирован. Большое влияние на развитие личности первого ребенка оказывает рождение второго. Когда в семье появляется новорожденный, даже те дети, которые с нетерпением ждали его, могут чувствовать себя забытыми, отверженными. А. Адлер назвал это состояние отверженности "синдромом детронизации". "Маленького принца (принцессу) согнали с трона" - так может воспринять ребенок эту ситуацию в том случае, если его положение в семье изменилось в худшую сторону, когда все взрослые заняты только малышом. Для привлечения к себе внимания ребенок может использовать такие формы поведения, как агрессивность, капризность, упрямство. Более соперничают между собой дети одного пола и с небольшой разницей в возрасте (до 4-5 лет). Самое сложное положение у среднего ребенка. Он не имеет привилегий старшего ребенка, но он и не может конкурировать с младшим, так как не обладает его качествами. Родителям необходимо помочь ребенку найти место в структуре семейных отношений.

Очень часто агрессивное поведение прививается и закрепляется в тех случаях, когда взрослое окружение чрезмерно уступчиво и беспомощно против различных крайних проявлений в поведении детей.

Такая семья, с одной стороны, для ребенка постоянно полна соблазна, искушения, поскольку он может проявить свою власть над взрослыми, злоупотреблять их хорошим отношением. С другой стороны, эта среда создает в душе ребенка все более ощутимое чувство смятения, беспокойства, которое порождает все новые агрессивные проявления, а родители, которые отступают, продолжают тем самым индуцировать этот процесс. Таким образом ребенок зачастую вовлекается в водоворот агрессивных проявлений. Родители должны уделять детям больше внимания, установить с ними теплые отношения или же на определенных критических этапах должны проявлять решительность. Такое поведение родителей оказывает на детей успокаивающее действие, они обретают чувство безопасности и уверенности.

Известно, что ребенок в очень большой степени зависит от окружения и, не являясь самостоятельным, независимым существом ни по интеллекту, ни в социальном отношении, ни по духовному миру. Именно поэтому для него очень важно, как он выглядит в глазах окружающих, что о нем думают родители. Если родители многократно высказывают свое мнение о ребенке, со временем он и сам начинает считать себя таким, каким его видят окружающие. В конечном счете в одном случае у ребенка формируется положительное мнение о себе, он считает себя сообразительным, самостоятельным, чувствует, что родители ему доверяют и это приводит к формированию чувства ответственности за собственные действия, стремлению к внутреннему самоконтролю; в другом же случае у ребенка складывается отрицательное впечатление, он считает себя неполноценным и страдает от этого ощущения, что приводит к стремлению перекладывать ответственность на плечи других и вместо самоконтроля ребенок следит за реакцией окружающих.

Таким образом из ребенка вырастает или самостоятельный, независимый и ответственный человек, или же личность, постоянно зависящая от окружения, ощущая постоянную потребность в чьем-то вмешательстве.

Каким вырастет ребенок, ориентированным на избежание неудачи или же ему будет свойственна ориентация на успех, это в решающей степени определяется в детские годы. Родители должны побуждать ребенка постоянно тянуться вверх, но вместе с тем нельзя предъявлять ему требования, выходящие за пределы его возможностей, потому что в этом случае в ребенке вырабатывается тяжелая, отрицательная черта, влияющая на всю его дальнейшую жизнь, проявляющаяся прежде всего в стремлении уклониться от необходимости решать собственные задачи.

Способ воспитания, который используется в семье, в решающей степени определяется характером и личными качествами родителей. Родители, которым свойственны автократические установки, имеют мало шансов создать демократическую атмосферу воспитания. Решимости у родителей хватит ненадолго, причем необходимость постоянно сдерживать себя создает такое эмоциональное напряжение, что непринужденной, демократической атмосферы создать так и не удается. Таким образом, личные качества родителей пробиваются сквозь их вынужденное поведение, и поэтому все благонамеренные попытки редко дают желаемый результат. Нельзя забывать, что воспитание будет по-настоящему эффективным лишь при том условии, что ребенок будет иметь перед собой взрослых людей, служащих для него моделью, причем ребенок перенимает не только и даже не в первую очередь поведение родителей в различных "педагогических" ситуациях, но также и те формы поведения, которые он наблюдает в отношениях между родителями и другими людьми, будь то дети или взрослые. Следовательно, не существует какого-то специального педагогического поведения, бессмысленно, да и не очень возможно, изображать себя взрослым не такими, какие они есть на самом деле. Важнейшей задачей семейного воспитания состоит в посредничестве между личностью и обществом, т.е. в семье ребенка следует научить жить в соответствии с принятыми общественными нормами и правилами, а это невозможно без определенных ограничений руководства действиями ребенка. Степень внешних ограничений должна уменьшаться по мере взросления ребенка, т.е. внешние ограничения, необходимые на ранних этапах развития личности, постепенно приняли форму внутренних ограничений (умение самостоятельно и ответственно ориентироваться в лабиринте общественных норм). Важно также в процессе воспитания учитывать тип личности ребенка. Экстраверт любит бывать в обществе, ощущает необходимость в контакте с людьми, читать или учиться в одиночку ему неприятно. Такие люди любят острые ощущения, риск, часто подвергают себя опасности, их поступки часто зависят от настроения, обычно они импульсивны. Они не могут строго контролировать свои чувства и не всегда на них можно положиться.

Интроверт - это тихий, замкнутый, обращенный в себя человек, чувствующий себя лучше среди книг, чем в обществе. У него относительно немного друзей, но зато отношения с ними доверительные и задушевные. В отношениях с людьми такой человек сдержан, прежде чем ответить, предпочитает подумать. Ему не нравятся неожиданные, непредвиденные ситуации, поэтому он предпочитает соблюдать свои планы. Такие люди строго контролируют свои чувства, редко бывают агрессивными, редко теряют голову. Это надежные люди, придающие большое значение моральным нормам.

Семья создает личность. Она даёт изначальный опыт умения жить, учит жизни во всей полноте её социально-нравственных проявлений. Сегодня значение семьи в воспитании детей возросло, а эффект семейного влияния громаден.

Духовное богатство, трудолюбие матери и отца, их моральная чистота - все это самым благотворным образом воздействует на ребенка.


© 2010-2022