Рабочая программа по кружкам Математическая знайка

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

«Отдел образования исполнительного комитета

Нурлатского муниципального района РТ»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 «Родничок» общеразвивающего вида» г.Нурлат РТ




«СОГЛАСОВАНО»

Педагогическим советом МАДОУ №1

«Детский сад № 1 «Родничок»

Протокол № 1 от 28 августа 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Приказ № 88 от 28 августа 2015 г.

Заведующий МАДОУ «Детский сад №1

«Родничок» _______ Г.А.Кореева






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«Математическая знайка»








Воспитателя подготовительной

группы Никифорова В. В.

первая квалификационная категория





г. Нурлат

Пояснительная записка.

В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.

Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.

Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.

Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.

Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.

Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.

Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать ее математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.

На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.

Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.

Цели и задачи программы

  • Дать детям возможность почувствовать радость познания, радость от получения новых знаний, иначе говоря, дать детям знания с радостью, привить вкус к учению.

  • Привить любовь к конкретному предмету - математике.

  • Формирование представлений о числе и количестве:

  • Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

  • Устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой частью на основе счета, составления пар предметов и соединения предметов стрелками.

  • Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

  • Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1.

  • Составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; при решении задач пользоваться знаками действий с цифрами: плюс (+, минус (-, равно (=).

  • Развитие представлений о величине:

  • Считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

  • Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета, а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая) две части из четырех и т. д.) ; устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

  • Измерять длину, ширину, высоту предметов (сантиметры, метры, километры, объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры (литр) .

  • Ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

  • Пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.






Общая характеристика предмета.


Детский сад - первая и очень ответственная ступень общей системы образования. Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит общая задача - совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и улучшение подготовки детей к обучению в школе.

Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.

Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам - находчивее, сообразительнее.

Место курса в учебном плане


Программа предназначена для работы с детьми 6-7 лет, рассчитана на 1 год обучения:

Программа кружка для подготовительной группы предполагает проведение образовательной или игровой ситуации один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность деятельности 25 - 30 минут.

Общее количество в год - 36.



Планируемый результат.

Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

  • Самостоятельно объединять различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляет из множества отдельные его части (часть предметов). Устанавливать связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находить части целого множества и целое по известным частям.

  • Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20).

  • Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10).

  • Соотносить цифру (0 - 9) и количество предметов.

  • Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, - , =).

  • Различать величины; длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес предметов) и способы их измерения.

  • Уметь делить предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивать целый предмет и его часть.

  • Различать и называть: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники (треугольники, четырехугольники, пятиугольники и др.), шар, куб. Проводить их сравнение.

  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями.

  • Уметь определять временные отношения (день - неделя - месяц); время по часам с точностью до 1 часа.

  • Знать состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.

  • Уметь получать каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

  • Знать монеты достоинством 1, 5, 10 копеек; 1, 2, 5, 10 рублей.

  • Знать название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года.

  • Обучение математическим компьютерным играм.

Содержание учебного курса

Название темы

теория

всего

1-2

Повторение

2

2

3 - 4

Свойство предметов и символы

2

2

5

Таблицы

1

1

6

Число 9, цифра 9.

1

1

7

Число 0 цифра 0

1

1

8

Число 10 и цифра 10

1

1

9

Сравнение групп предметов. Знак =

1

1

10

Сравнение групп предметов. Знак = и =

1

1

11-13.

Сложение.

3

3

14 - 16

Вычитание

3

3

17 - 19

Сложение и вычитание.

3

3

20

Знаки

1

1

21

На сколько больше? На сколько меньше?

1

1

22

На сколько длиннее (выше)?

1

1

23-25

Измерение длины.

3

3

26

Объемные плоскостные фигуры.

1

1

27

Сравнение по объему.

1

1

28-29

Измерение объема

2

2

30-32

Повторение

3

3




Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности

Оснащение занятия

Теория

всего

По плану

По факту

1-2

Повторение

2

2

3.09

11.09

Игра, беседа

Лего, кубики.

3 - 4

Свойство предметов и символы

2

2

17.09

25.09

Объяснение, игра, разучивание

Геометрические фигуры, листы, карандаши

5

Таблицы

1

1

2.10

Объяснение, игра, разучивание

Геометрические фигуры, листы, карандаши

6

Число 9, цифра 9.

1

1

08.10

игра, разучивание

Цифры, кубики.

7

Число 0 цифра 0

1

1

15.10

игра, разучивание

Геометрические фигуры, листы, карандаши

8

Число 10 и цифр 10

1

1

23.10

игра, разучивание

Цифра 10, листы, карандаши

9

Сравнение групп предметов. Знак =.

1

1

29.10

Объяснение, игра, разучивание

Предметы, листы, карандаши

10

Сравнение групп предметов. Знак = и =

1

1

06.11

Объяснение, игра, разучивание

Предметы, листы, карандаши

11-13.

Сложение.

3

3

12.11

20.11

26.11

Объяснение, игра, разучивание

счетные палочки

14 - 16

Вычитание

3

3

3.12

11.12

17.12

Игра.

объяснение,

разучивание

Задачи, счетные палочки

17 - 19

Сложение и вычитание.

1

1

25.12

08.01

14.01

Игра.

объяснение,

разучивание

Задачи, счетные палочки

20

Знаки

1

1

22.01

Объяснение, игра,

счетные палочки

21

На сколько больше? На сколько меньше?

1

1

28.01

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки

22

На сколько длиннее (выше)?

1

1

5.02

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки

23-25

Измерение длины.

1

1

11.02

18.02

26.02

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки ленточки

26

Объемные плоскостные фигуры.

1

1

03.03

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки,

27

Сравнение по объему.

1

1

11.03

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки,

28-29

Измерение объема

2

2

17.03

25.03

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки,

30-32

Повторение

3

3

01.04

07.04

15.04

игра, объяснение,

разучивание

счетные палочки,

33-36

Решение задач на смекалку.

4

4

21.04

29.04

13.05

20.05

Игра.

листы, карандаши

счетные палочки,

37

Повторение

1

1

27.05

Игра

листы, карандаши

счетные палочки,

Материально техническая база


Печатные пособия:

Дидактические игры. Домино. Шашки.

Музыкальные пособия:

Аудио и видео записи.

Мультфильмы:

Учебно-практическое оборудования:

1.Игрушки, счетные палочки.

2.Картотека дидактических, подвижных игр.

3. Фланелеграф.




Список используемой литературы:

Петерсон Л. Г. Игралочка - ступенька к школе М., издательство «Ювента», 2011

Петерсон Л. Г. Раз - ступенька, два - ступенька М., издательство «Ювента», 2011

Соколова Ю. Тесты на готовность к школе 2010

Смоленцева А. А. Введение в мир экономики С. - П. «Детство - Пресс» 2001

М., 2011

Зиганов М. Учимся читать и считать М., 1997

Метлина Л. С. Занятия по математике в детском саду М., 1985

Воронина Л. В. Знакомим дошкольников математикой М., 2011

Воскобовича В. В. Развивающие игры Воскобовича издательство «ТЦ Сфера»

Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников М., «Просвещение» 1990

Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников М., 2008

9


© 2010-2022