Статья Проблемы духовно-нравственного воспитания в системе непрерывного образования

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Ушакова Инна Николаевна

педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №32 г. Выборга»

Проблемы духовно-нравственного воспитания

в системе непрерывного образования.

Какое оно, современное общество? Стремительное, постоянно меняющееся, динамичное, требующее всегда идти в «ногу со временем», непрерывно совершенствоваться, уметь перестраиваться и постоянно учиться. Современная система образования построена таким образом, чтобы ребенок не просто получал готовые, накопленные веками знания и опыт, а умел мыслить, рассуждать, делать выводы. Но достаточно ли этого, чтобы современное общество было здоровым, успешным и гармоничным? Федеральный государственный образовательный стандарт определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы, над которой сегодня работает все педагогическое сообщество.

Труднее обстоит дело со взрослым населением, которое воспитано на «старых» традициях. Многие родители и педагоги отрицают современные модели образования, ссылаясь на то, что они получили хорошее образование и воспитание без использования современных технологий (например, ИКТ). Другие ссылаются только на опыт прошлых поколений, не видя положительной перспективы в современном образовании. А ведь их детям и ученикам жить, работать, творить не в прошлом веке, а в прогрессирующем мире, в современных условиях. Для достижения наибольшего успеха, нельзя стоять на месте, необходимо постоянно идти вперёд, совершенствоваться, развиваться.

Таким образом, система непрерывного образования затрагивает не только систему непосредственного образования подрастающего поколения, а также области за ее пределами в разные периоды жизни человека. Конечной целью системы является целостное, гармоничное развитие личности человека. Непосредственное обучение в основном дает человеку знания, способствует развитию его интеллекта, профессиональных качеств и навыков. Однако, если они не направлены в нравственное русло, то могут в определенных условиях быть обращены не к созиданию, а к разрушению.

Поэтому, основным направлением в системе непрерывного образования является не только обучение, но и духовно-нравственное просвещение общества, гуманизация смысла жизни.

В настоящее время перед обществом стоит острая проблема - моральная деградация, национализм, разрушение фундамента нравственности.

Таким образом, можно выделить следующие социальные институты, формирующие духовно-нравственную личность, влияющие на гуманизацию её сознания:

Для человека семья является тем главным социальным институтом, который дается ему при рождении. Более того, она является духовным ориентиром уже в перинатальном развитии. Стиль семейного воспитания, семейные традиции, нравственная позиция родителей, их гражданственность, взаимоотношения родителей и детей, совместная деятельность всех членов семьи - всё это, несомненно, является фундаментальным опытом в жизни каждого человека.

Необходимо формировать в ребенке с ранних лет умение не только брать, но и отдавать; развивать бескорыстие, доброту, умение испытывать радость оттого, что сделал кому-то доброе дело. Путь к этому лежит через воспитание в родителях умения любить выражать свою любовь. Заботливое отношение к окружающим - ценнейшее духовное качество, которое воспитывается у детей в семье.

Культура семьи и окружающего общества в период социализации накладывает огромный отпечаток на морально-нравственные взгляды и убеждения человека. Так как каждый человек осуществляет свою деятельность, прежде всего, среди других людей, в обществе, то исходное значение для него приобретает гуманитарная культура, умение строить многообразные социальные отношения и осуществлять деятельность, согласующуюся с общепринятыми нравственными, правовыми, экономическими и другими нормами, личными и общественными интересами. Человек формирует в себе человеческое только через социализацию, становится личностью в обществе, в среде себе подобных.

Образование. Если мы хотим быть государством, а не просто группой людей, объединенных по территориальному признаку, нам важно помнить свое историческое прошлое, знать собственную историю и говорить на родном языке. Язык, история, культура - это то, что может быть названо духовно-нравственной базой личности. Наряду с семьей и средствами массовой информации все ступени образования в России оказывают мощное влияние на молодое поколение, формируя его мировоззрение, нравственное и эстетическое сознание. В системе образования обязательно должны присутствовать учебные дисциплины, целью которых будет являться формирование личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю.

Задачей религиозного воспитания заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании, умении уважать ценности представителей всех культур религиозных убеждений. В соответствии с законодательством, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Однако, духовность может быть и нерелигиозной. Она проявляется во всех формах ценностного сознания. Духовность направляет наше поведение и воплощается в плодах нашей деятельности. Духовность - это способность человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. Это проявление этического начала, стержень личности. Именно через духовность осуществляется гуманизация личности, ориентация на общечеловеческие ценности, тяге человека к правде, добру, красоте, стремление к общению с другими людьми и заботливом отношении к природе.

СМИ (интернет, социальные сети). Социальные, нравственные качества личности формируются по образу и подобию всего того, что человек слышит и видит, осознает и переживает, погружаясь в конкретную социально-культурную среду. Поэтому одной из острых проблем в России является нравственное и духовное воспитание общества на фоне интенсивного развития средств массовой информации, которые, к нашему сожалению, не всегда представляют человеку лучшие образцы массовой культуры. Прослеживая негативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание ребёнка, подростка и молодежи, следовало бы обратить внимание не только на формирование агрессии, алчности, развращенности, что приводит к психически неустойчивым состояниям, но и на такое явления как «зомбирование». Получая готовую шаблонную информацию, человек перестает думать, а значит, и творить, мечтать, изобретать. Эта проблема коснулась не только подрастающего поколения. Взрослые люди, казалось бы, с устоявшейся психикой, жизненными ценностями невольно становятся зрителями сцен насилия, разрухи, безнадежности и фатализма, ежедневно транслируемых на экранах телевизоров и компьютеров. Таким образом, получая негативную информацию, люди становятся тревожными, мнительными, подавленными. А такие душевные состояния ведут к вегетативным расстройствам, психосоматическим заболеваниям, депрессиям.

Возможно, всем известное выражение «В здоровом теле - здоровый дух» исчерпало себя в современном мире? Здоровье души - вот основа здоровой личности, а, следовательно, и здорового, духовно-нравственного, гармоничного общества в целом.

Список используемой литературы:

  1. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях. \ Т.Г. Жарковская \\ Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 . №3 - С. 9-12

  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011.



© 2010-2022