Психологические особенности младшего дошкольного возраста. Предпрофельная подготовка 9 класс

Раздел Дошкольное образование
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс 9 .

Программа предпрофильной подготовки

«Начальная школа - продолжение детства»

Тема 1. Психологические особенности младшего школьного возраста (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь). Особенности познавательной деятельности младших школьников.

Цели:

образовательные

- способствовать формированию представлений о психологических особенностях младшего школьника;

- способствовать формированию и развитию умений и навыков в проектировании;

- способствовать пониманию закономерностей мотивационной сферы младшего школьника и их потребности к обучению;

развивающие

- способствовать развитию умения анализировать, выделять главное

- способствовать развитию самостоятельности у учащихся;

воспитательные

- создавать условия для формирования уважительного отношения к профессии педагога.

Дидактическое обеспечение:

С.П. Баранов. Педагогика. М. «Просвещение», 1987г.

И.Ф. Харламов. Педагогика. М. «Университетское», 2002г.

Ш.А. Амонашвили. «Здравствуйте, дети!», М. «Просвещение», 1988г.

З.П. Шабалина. «Первый год самый трудный», М. «Просвещение»,1990г.

А.К. Маркова. «Формирование мотивации учения в школьном обучении», М. «Просвещение», 1983г.

А.Я Каруле. «Обучение шестилетних детей в школе», М. «Педагогика», 1984г.

Материально-техническое оснащение:

кабинет, плакаты по теме.

Педагогические технологии:

традиционные с элементами личностно-ориентированных.

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические.

Формы организации познавательной деятельности:

фронтальные, групповые, самостоятельная работа.

Тип урока:

комбинированный.


ХОД ЗАНЯТИЯ


  1. Организационная часть.

Приветствие, отметить отсутствующих, назначить дежурных. Сообщить план изучения новой программы предпрофильной подготовки.


  1. Основная часть.

Сообщение новой темы (лекция с элементами беседы) - ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Стр. 71 - 74 «Педагогика: 100 вопросов, 100 ответов» И.П. Подласый, М., 2003

  1. Какие перемены наступают в жизни шестилетнего ребенка?

  2. Какие физиологические особенности шестилетнего возраста?

  3. Чем отличается восприятие младших школьников?

  4. Каковы особенности внимания младших школьников?

  5. Как развивается мышление и речь младших школьников?

  6. В чем состоят особенности памяти младших школьников?

  7. Каковы особенности познавательной деятельности младших школьников?

Составление конспекта.

  1. Практическая работа.

Составление плана беседы с младшим школьником.

  1. Заключение.

Подведение итогов занятия, выставление оценок за теоретическую часть и за практическую работу.

  1. Уборка класса (внеурочное время).
























ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Тема 1. Психологические особенности младшего школьного возраста (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, речь). Особенности познавательной деятельности младших школьников.

В шестилетнем возрасте ребенка ждут первые крупные перемены: изменяется привычный распорядок дня, изменяются отношения с родителями и сверстниками, появляются новые обязанности - то есть изменяется весь уклад жизни.

В биологическом отношении младшие школьники переживают так называемый период «второго округления» - когда по сравнению с предыдущим возрастом несколько замедляется рост и заметно увеличивается вес. Рост шестилетнего ребенка в среднем составляет 134 - 138 см, при этом девочки обычно чуть ниже мальчиков, но к 10 годам догоняют их в росте и даже перегоняют, достигая в среднем 152 см. Вес при этом обычно удваивается. В младшем школьном возрасте начинается процесс окостенения скелета, кроме того происходит рост костей, особенно лицевых, а также костей рук и ног. Это приводит к изменению внешности (взросление). В младшем школьном возрасте интенсивно развиваются мышцы, становятся более сильными, что приводит к высокой потребности в движении и физической активности. Интенсивно развивается нервная система и мозг. Усиливается специализация больших полушарий, их аналитическая и синтетическая функции. Вес мозга в этом возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека. Быстро развивается психика, повышается точность работы органов чувств. Очень важно, что в этом возрасте изменяется соотношение процессов торможения и процессов возбуждения. И хотя процессы возбуждения все еще остаются доминирующими, сила процессов торможения значительно возрастает.

Восприятие младших школьников еще не слишком устойчивое, ведь они совсем недавно были дошкольниками. Однако это очень любознательный возраст и задача учителя всемерно поддерживать стремление к знаниям. Учитель должен знать, что неустойчивость и неорганизованность восприятия могут создать такой прецедент, что ребенок спутает в какой-то момент цифры 9 и 6 или буквы ь и р. Надо мягко поправить ребенка, не обижая его, и опираясь на любознательность и эмоциональность, научить ребенка целенаправленно наблюдать, сравнивать, делать выводы из сравнения, слушать. Тогда постепенно к 5 классу восприятие будет развиваться до анализирующего и дифференцирующего уровня и приобретет устойчивость и организованность.

Внимание младших школьников непроизвольное, недостаточно устойчивое и ограниченное по объему. Задача учителя способствовать формированию произвольности внимания, воспитывая волевые качества, ответственность, дисциплинированность. При этом очень важно развивать положительную мотивацию к учению. Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний: «дети, откройте альбомы, возьмите красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуйте кружок». Надо помнить, что внимание ребенка может отключаться вообще - это спасает от переутомления. Поэтому полезно включать в занятия элемент игры и почаще чередовать разные виды деятельности на уроке.

Мышление младших школьников развивается от наглядно-образного к абстрактно-логическому. По сравнению с восприятием функция интеллекта ребенка значительно слабее. Задача учителя заключается в том, чтобы создать условия для развития интеллекта до уровня понимания причинно-следственных связей, то есть поднять мышление на качественно новый уровень, позволяющий оперировать абстрактными понятиями.

Речь развивается во взаимосвязи с мышлением и другими психическими процессами. К четвертому классу словарный запас школьника достигает 5 - 6 тысяч слов, но главное в том, что ребенок приобретает умения устно и письменно излагать свои мысли.

Память младшего школьника непроизвольная. Следует отметить, что естественные возможности памяти достаточно велики, так как мозг обладает пластичностью, которая позволяет справляться даже с задачами дословного запоминания. Однако, младший школьник не умеет распорядиться такими возможностями памяти. Больших трудов стоит учителю выработать умение самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки.

Воображение в жизни ребенка играет гораздо большую и значительную роль, чем для взрослого. Неустанная работа воображения - это важнейший путь познания окружающего мира, способ приобретения практического опыта, развития творческих способностей. Воображение младшего школьника в условиях учебной деятельности требует специального развития, которое необходимо подкреплять специальными орудиями (карты, схемы, предметы, знаки, макеты и др.) - это способствует произвольным действиям воображения, что в свою очередь помогает развиваться мышлению, речи, памяти, внимания и других психических процессов.

Познавательная деятельность младших школьников

Особенность познавательной деятельности заключается в том, что она направлена на самого себя: ребенок учится учиться. Овладевая знаниями и способами их усвоения, ребенок сравнивает себя прежнего и настоящего, он отслеживает собственные изменения и достижения (не умел - умею, не знал - знаю, не мог - могу, был - стал).

Очень важно, чтобы при этом у ребенка были ощущения собственной успешности, тогда формируется и поддерживается положительная мотивация к познавательной деятельности.

Учебная (познавательная) деятельность отличается от игровой обязательностью и это, как правило, вызывает у младшего школьника некоторое напряжение. Поэтому вовлекать ребенка в учебную деятельность надо, используя привычные игровые методы, не применяя ни в коем случае насилия, чтобы не возникло негативное отношение к учению.


© 2010-2022