Выступление на семинаре - практикуме

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Выступление на семинаре - практикуме.


Автор Жукова А.А.


2015 год

«В здоровом теле - здоро́вый дух» - крылатое латинское выражение. Традиционное понимание: сохраняя тело здоровым, человек сохраняет в себе и душевное здоровье.

Выражение взято у Ювенала.

Фраза вырвана из контекста, на самом деле ход мысли Ювенала был другим. Вот как звучит эта цитата в более развёрнутом варианте:

Надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом.
Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состоянье терпеть затрудненья какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши Сарданапала. (перевод Ф. А. Петровского):

«Проблема здоровья неотделима от проблемы человека, она возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой культуры. Здесь следует подчеркнуть, что проблема человека не может не включать в себя проблему здоровья, так как только здоровый человек может решить свою историческую миссию на Земле…»(И.И.Брехман).

Здоровье - как специфическая характеристика адаптивных возможностей человека - глубоко взаимосвязано с процессом старения, которое, в существе своем, есть процесс нарастания сокращений приспособительных возможностей организма.

Представления о благополучии, здоровье человека неотделимы от всеобъемлющего, комплексного представления о самом человеке, критериях человека во всем многообразии специфических аспектов и проявлений - биологических, экологических, антропологических социальных и философских.

Итак, здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек. Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Представление о здоровом образе жизни является одним из составляющих социальных представлений, которое необходимо формировать в дошкольном возрасте.

Выделяются три группы задач в развитии представлений о здоровом образе жизни.

Формирование сознания у детей - системы представлений, понятий, суждений.

Совокупность идей, взглядов, теорий, понятий, традиций составляет общественное сознание. В общественном сознании отражается общественный опыт: нравственные идеи, теории, понятия отражают реальные отношения людей, которые складываются в процессе деятельности и общения.

Высшим уровнем сформированности сознания являются убеждения. Они становятся регуляторами действий и поступков ребенка. От них зависит устойчивость личности. Убеждение характеризуется прочным усвоением системы понятий, развитостью чувств, обобщенностью опыта поведения и отношений.

Овладение социальными представлениями и понятиями - длительный и сложный процесс.

Дети проходят большой путь от усвоения понятий сначала на уровне представления до полного овладения их содержанием.

У детей дошкольного возраста формируются конкретные представления, связанные с конкретным опытом поведения, общения, отношений со сверстниками и взрослыми. Эти представления характеризуются ситуативностью, фрагментарностью, недостаточной осознанностью. Они включают представления об отношении к игрушкам, к личным и общественным вещам, о нормах, правилах и способах поведения в семье, детском саду, общественных местах, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми и т.д.

Формирование поведения - вторая группа задач воспитания ребенка на всех этапах развития представлений о здоровом образе жизни.

Сознание требует всегда определенного способа поведения. Поведение должно стать привычным для формирующейся личности, а для этого необходимо накапливать опыт такого поведения.

Под опытом поведения понимается совокупность осознанных способов и умений реализации действий и поступков в определенных условиях. Опыт поведения включает в себя интеллектуально-волевую, чувственную и исполнительную (техническую) сферы. Поэтому у детей необходимо формировать в единстве с представлениями и понятиями готовность к действию, поступку, необходимые умения, понимание необходимости того или иного действия или поступка, переживания, чувства удовлетворения или неудовлетворения от совершенного. В действиях проявляется отношение к своему здоровью, самому себе, позиция личности.

Дети осваивают опыт поведения, накопленный взрослыми, и приобретают собственный опыт. Важнейшим в развитии представлений является накопление положительного опыта, устранение причин, порождающих отрицательный опыт.

В формировании опыта большое значение имеет освоение навыков и привычек поведения. В их основе - упрочившийся способ осознанных действий, доведенный до автоматического исполнения.

На ступени дошкольного возраста дети накапливают первый опыт поведения, у них формируются первые навыки организованного и дисциплинированного поведения, навыки положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, навыки самостоятельности, умение занять себя интересной и полезной деятельностью, поддерживать порядок и чистоту окружающей обстановки.

Формирование личности ребенка строится по линии постепенного расширения опыта поведения, большей его осознанности и взаимосвязи с углубляющимися чувствами и расширяющимися представлениями.

Формирование чувств и отношений - третья группа задач развития представлений у детей здорового образа жизни.

Значение чувств в развитии представлений исключительно велико. В чувствах выражаются желания ребенка, его эмоциональное состояние. Чувства могут быть формой и способом оценки происходящего. От направленности чувств во многом зависит поведение ребенка.

В нашем дошкольном учреждении данные задачи решаются поэтапно:

I этап - накопление знаний. Формула деятельности: воспитатели + дети

- Просмотр видеоролика о здоровом питании, беседа

- Игры в подвижные, дидактические, словесные, сюжетно - ролевые игры;

- Беседы о ЗОЖ с медсестрой детского сада, физ.инстуктором и т.д.

II этап - практический. Союз осуществляется по формуле: воспитатели + физ.инструктор + дети.

- Рассматривание энциклопедий, иллюстраций, плакатов на тему: «Внутренние органы человека»;

- Творческие занятия: рисование «Витамины»; «Спортсмены»; лепка «Фрукты»; …

- Систематическое выполнение оздоровительных мероприятий: утренняя и дыхательная гимнастика; физкультурные занятия; прогулка; гимнастика после дневного сна; ходьба по коррекционой дорожке; правильное питание; пешие прогулки; и т.д.

III этап - завершающий. Формула: воспитатели + дети + родители

- Анкетирование родителей по теме «Здоровый образ жизни»;

Создание альбомов «Здоровый образ жизни детей в детском саду».

Совместные оздоровительные мероприятия: дыхательная гимнастика, соревнования, конкурсы.

Обобщение опыта работы на городском уровне, открытое занятие с использованием гимнастики на фитболах.

Дошкольный возраст - сензитивный период в развитии представлений ребенка о здоровом образе жизни. Нами замечено, что дети активно включают членов семьи в активную здоровую жизненную позицию. Если хотя бы в одной семье ЗОЖ станет традицией семьи - то наша задача выполнена.



© 2010-2022