Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из главных направлений по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество.

И.О.Пастухова высказывается о том, что формировании сотруднических отношений между педагогами и семьей - это длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

1.Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада - состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника.

4.Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти развития зависят от многих факторов: культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, её состава, жилищных условий и т.д.

5.Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ.

6.Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности детского сада.

7.Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия детского сада и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Все эти принципы можно реализовать через модель включенности дошкольного учреждения и родительского сообщества.

Современная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Моделирование - один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель - Ребенок - Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых - эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно- конструктивными.

По - мнению Т.Н. Дороновой, построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

- активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

- использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

- способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.

Модель организации взаимодействия ДОУ и семьи, может являться для педагогов отправной точкой организации и планирования работы. Она условно может состоять из трёх блоков: информационно - аналитический, практический и контрольно-оценочного. Рассмотрим содержание каждого из них:

Информационно-аналитический блок предусматривает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, решаемые в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся:

- опрос,

- анкетирование,

- интервьюирование,

-наблюдение,

-изучение медицинских карт

-специальные диагностические методики, используемые психологами.

Второй блок - практический. Он содержит информацию, которая направляется на решение конкретных задач, связанных с всесторонним развитием детей.

Формы и методы работы, которые будут использоваться специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках информационно-аналитического блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям - просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:

• выпуск газет,

• листы-памятки,

• мини-библиотека,

• информационные стенды,

• дни открытых дверей,

• библиотека игр и упражнений и т.д.

• практикумы,

• индивидуальное и подгрупповое консультирование,

• нетрадиционные родительские собрания,

• экскурсии;

• видеотека,

• аудиотека и т.д.

Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями, чувствами. С этой целью необходимо планировать такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:

• игротеки,

• выставки выходного дня,

• театральная пятница,

• встречи с интересными людьми,

• праздники,

• издание семейных газет,

• журналов,

• защита семейных проектов,

• ведение домашних читательских дневников,

• походы и многое другое.

К сожалению, формы и методы работы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям

С целью решения задачи эффективного взаимодействия детского сада с семьёй вводится третий блок - контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный блок - это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать:

- опрос,

-книги отзывов,

-оценочные листы,

-экспресс-диагностику,

-родительскую почту,

- самоанализ со стороны педагогов и т.д.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Информационно-аналитический блок

Анализ эффективности проделанной работы

Комплексный подход в решении конкретных задач, связанных с развитием детей, с привлечением специалистов ДОУ и социальных партнёров.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семьи, выявление трудностей и запросов.



Формы и методы:

-опрос,

-книга отзывов,

-оценочные листы,

-самоанализ педагогов и т.д.

Формы и методы:

- традиционные и нетрадиционные (просвещение родителей, организация продуктивного общения)

Формы и методы:

- опрос,

-анкетирование,

-интервьюирование,

-наблюдение.



Взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными партнёрами.

Рисунок 1- Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Реализация модели должна быть направлена на получение следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

- повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

- гармонизация детско-родительских отношений;

- повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

- эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

- участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

- участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

Итак, в результате проведенного теоретического анализа разработана модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Она может явиться отправной точкой организации современного взаимодействия «родители-дети-педагоги».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, с появлением ФГОС ДО педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Во-вторых, помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей, основные на сотрудничестве в режиме диалога, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями.

В-третьих, теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО это отправная точка межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.




Литература:


1.Арнаутова, Е.А. В помощь воспитателям ДОУ в работе с родителями. [Текст]: учеб. пособие/ Е.А. Арнаутова, К.Ю.Белая.- М.: Школьная Пресса,2011.

2.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. - М.: Просвещение, 2002.

3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: методические рекомендации/ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. - М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: библиотека руководителя ДОУ/ И.О. Пастухова. - М.: ТЦ Сфера,2007.



© 2010-2022