- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Опытно – исследовательская деятельность «Загадки песочной феи»
Опытно – исследовательская деятельность «Загадки песочной феи»
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Льдокова Л.Н. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное дошкольного образовательного учреждения детский сад 20 «Сказка» общеразвивающего вида
Елабужского муниципального района
Опытно - исследовательская деятельность
«Загадки песочной феи»
подготовительная группа
Воспитатель:
Льдокова Л.Н.
2015 г.
Задачи:
- развитие речи, закрепление слов на татарском языке;
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира;
- расширение поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в моделирующие действия;
- поддержание у детей инициативы, пытливости, самостоятельности.
Оборудование:
песок речной; цветной песок; клей; лупы по количеству детей, стол для экспериментирования, видеопрезентация, ватман - 3 шт, стол с овощами для развития речи, ракушки, ракушка с жемчугом.
Ход занятия:
1. Введение в игровую ситуацию.
Слайд 1
Звучит спокойная музыка, Фея стоит возле песочного мольберта и рисует волшебный замок.
Фея: Мои милые друзья, проходите, не стесняйтесь. Я - Песочная Фея, а это мой мир. Посмотрите на мой сказочный мир. (Дети подходят, выражают свои эмоции).
Фея: - Какой мой мир? (Ответы детей)
- Из чего он состоит?
Фея: А какие мои песчинки? (Маленькие - рассматриваем через лупу; колкие, твёрдые - на ощупь; сыпучие - пересыпаем рукой)
Какие свойства имеет мой песок?
Фея: Мои песчинки очень любят путешествовать и я хотела бы, чтобы вы сочинили сказку о путешествии одной песчинки вместе со мной, я приготовила для вас историю в картинках, а вы сочините по ним сказку. Название придумайте сами. И еще одно условие: в сочинении сказки должны участвовать все мои гости. (на доске появляется мнемотаблица, ребята с помощью мнемотаблицы сочиняют сказку)
Слайд 2
(Дети сочиняют сказку по мнемотаблице)
В горы пришла зима. Скалистые пики высоких горбыли покрыты снегом. На одной горе росло дерево. Это была сосна. В трещинке, рядом с сонной, уютно устроился маленький камушек. А как мы можем этот камушек назвать? Этот камушек был с одной стороны гладкий, а с другой - шершавый. Давным - давно она оторвалась от большого валуна и упала в трещину. Пришла весна, снег в горах стал таять. Потекли ручьи и один из ручейков подхватил камушек и понёс его в реку. Песчинка крутилась, прыгала, вертелась, стукалась о камни. Постепенно она становилась всё меньше и меньше. Река несла песчинку уже среди холмов и лугов. Однажды река вынесла ее на берег пляжа. Вдруг детская лопатка подхватила песчинку и положила в ведро. Б-А-Х! Песчинка вывалилась из ведра на самую верхушку замка. Что подумала песчинка в этот момент?
Фея: Ребята, вы справились отлично, но я хочу вам сказать по секрету, что песок таит в себе много сокровищ, и я предлагаю вам отправиться на их поиск. Согласны? (ответы детей)
А помогать нам будут мои сказочные друзья, которые тоже в какой-то мере связаны с песком, а как? скажете мне вы, отгадав загадки. (ответы картинки на интерактивной доске)
Загадки Слайд 3
Не имел я, друзья ничего,
Кроме имени моего,
Но могучий мне служит джинн,
Потому что я... (Алладин!)(он нашел в песках лампу с джином)
Слайд 4
Бородатый старый дед
Пробыл в лампе сотни лет
Был он джинном и не только
Он дружил с мальчишкой Волькой! (Старик Хоттабыч) (его со дна озера в кувшине достал мальчик Вова)
Слайд 5
Дочь царя морей Тритона
Не сидит, скучая, дома.
Только ей на дне морском
Каждый уголок знаком.
Отгадай-ка поскорей,
Как звать принцессу? ... (Ариэль)(она живет во дворце на морском песчаном дне)
Слайд 6
Фея: каждый из героев приготовил для вас сокровище, но прежде чем они поделятся с вами своими сокровищами, вы, ребята должны выполнить задания. Ребята, вы согласны выполнить задания моих друзей? (ответ) Тогда не будем терять время и преступим к выполнению заданий.
Первое задание
Слайд 7
Алладин: - Я много путешествовал со своими друзьями и встречал разный песок, он отличается не только по цвету, но и по составу. Слушайте внимательно моё задание. 1.Назовите, как называется смесь песка, глины, камешков и корешков??
Слайд 8
(ответы - Смесь песка, глины, камешков и корешков - это плодородный слой земли называется - почва. Почва необходима человеку для выращивания овощей и фруктов).
Слайд 9
2.Для чего нам необходима эта смесь?
Слайд 10
Ответы детей
Слайд 11
Алладин: Молодцы! Я вижу, вы очень любознательные, и я хочу вам подарить свое сокровище - это удивительный стол, играя на нем, вы сможете узнать название овощей и фруктов на татарском языке. Поиграйте и сами убедитесь в этом.
Фея: Друзья, давайте проверим, действительно ли этот подарок может стать для нас сокровищем?
Слайд 12
Игра «Бу нерсе?»
(Дети крутят на столе стрелку, задают друг другу вопросы и отвечают на них на татарском языке)
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу кәбестә.
Воспитатель: Нинди кәбестә?
Дети: кәбестә зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә кәбестә?
Дети: яшел төстә.
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу банан.
Воспитатель: Нинди банан?
Дети: банан зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә банан?
Дети: сара төстә.
-
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу бәрәңге.
Воспитатель: Нинди бәрәңге?
Дети: бәрәңге зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә бәрәңге?
Дети: Сары төстә.
-
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу суган.
Воспитатель: Нинди суган?
Дети: суган зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә суган?
Дети:Сары төстә.
-
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу алма.
Воспитатель: Нинди алма?
Дети: алма зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә алма?
Дети:Яшел төстә.
-
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу кыяр.
Воспитатель: Нинди кыяр?
Дети: кыяр зур, матур, чиста, тәмле.
Воспитатель: Нинди төстә кыяр?
Дети:Яшел төстә.
-
Воспитатель: Бу нәрсә?
Дети: Бу аш.
Воспитатель: Нинди аш?
Дети: аш тәмле.
Фея: Как вы считаете является ли этот стол для нас сокровищем?(добиваться ответов со словами- Я считаю, думаю, предполагаю, мне кажется ….потому что ….)
Слайд 13
Старик Хоттабыч: - О, достопочтенные друзья мои, мир, в котором мы живем, полон тайн и чудес. Кто из вас любит чудеса и хотел бы сегодня с ними встретиться - поднимите руку! Прекрасно, я вижу, здесь собрались очень талантливые ребята. Я предлагаю вам побывать в «Мастерской художника». Сейчас мы с вами отправимся на встречу с песчаными чудесами.
(на доске появляются картины из песка
Посмотрите, какие чудесные картины можно сделать из песка.
Слайд 14, 15, 16, 17
Море, небо и леса -
Из песка здесь чудеса.
Слайд 18
Старик Хоттабыч: (на доске появляются две картины «Торнадо» и «Ровная пустыня») Скажите, пожалуйста, чем отличается первая картина от второй,
ФЕЯ: каков характер этих картин?
Слайд 19
Характер: 1 картина 2 картина
Тревожная Спокойная
Суровая Мягкая
Бурная Нежная
Разъяренная Ласковая
Стремительная Ленивая
Темная Светлая
Грозная Мирная
Слайд 20
Старик Хоттабыч: На этом чудеса не заканчиваются. Сейчас я попрошу вас нарисовать картины и, изобразив в них характер той музыки, которую вы услышите.
Слайд 21
Звучит фрагмент волнообразной музыки, дети делятся на три команды и решают что они будут рисовать единый сюжет картины, а затем аргументируют свой выбор - после того, как нарисовали.
Фея: Итак, теперь я прошу вас ознакомит нас всех с тем, что вы изобразили и почему.
Слайд 22
Старик Хоттабыч: Я изумлен и поражен вашими талантами и дарю вам сокровище, которое подарит вам здоровье.
Слайд 23
Физкультминутка
Слайд 24
Задание Русалочки.
Русалочка: читает стихотворение Е. В. Новожиловой «Море».
Вот какое море
Без конца и края,
На песчаный берег
Волны набегают.
Перестанет ветер
На море сердиться -
Станет видно, кто там
В глубине таится.
Русалочка: Друзья мои я хочу с вами побывать в лаборатории ученого-гидробиолога (видение раковин с разных точек зрения-исследование «Видим раковины»)
Слайд 25
Предлагаю каждому выбрать из таинственного мешка один предмет и ответить на вопрос «Что вы держите в руках?».
Слайд 26
(ребята называют их ракушками, раковинами и т. д. Когда все названия перечислены, в качестве стимулятора фантазии предлагается изучить Задание № 1 , где изображено восприятие раковины с разных точек зрения: - - ученый-гидробиолог считает, что это скелет;
- сам моллюск (мягкотелый) считает, что это его дом;
- морская звезда знает, что внутри находится ее еда;
- дети используют раковины как игрушки.
После знакомства с перечисленными точками зрения участники продолжают список своего видения раковин (сувенир, украшение, деньги, поделочный материал и т. д.).
Слайд 28
Русалочка: Вы здорово справились с заданием из вас выйдут великие ученые исследователи морских глубин, но мне интересно найдете ли вы - Где макушка у ракушки? Макушка это верх чего-либо. У кого же есть макушка?
И у Тани есть макушка,
И у Димы есть макушка.
У ракушки есть макушка?
Где макушка у ракушки?
А теперь повторите за мной мной (повтор скороговорки детьми).
Найдите макушку на своей раковине и определите ее расположение по отношению к центру.
Слайд 29
Фея: А по бокам макушки у раковин бывают ушки. Определите, есть ли ушки у вашей раковины.
Слайд 30
Русалочка: Вы замечательно справились с заданием, вы узнали много о морских глубинах и моём морском царстве и я хочу преподнести вам моё самое дорогое сокровище - белую жемчужину.
Слайд 31
Фея: Ребята, а для чего вы можете использовать этот жемчуг? (ответы - в поделках, украшениях и т.д.)
Слайд 32
Русалочка: А теперь мне пора с вами прощаться - меня ждут мои морские друзья. Всего хорошего, до новых встреч на морском побережье.
Фея: Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. Мне очень понравилось общение с вами. Все мои друзья вам что-то подарили, и я тоже хочу сделать подарок. Я дарю вам игру «Әйдәгәз, уныйбыз!", которая, я надеюсь, принесет вам не только радость, но и знания татарского языка. Чтобы вы могли общаться на дух языках татарском и русском. А сейчас я хочу поиграть вместе с вами (игра на доске)
Слайд 33
После игры слайд 34
Фея: Настало время прощаться, Что вам сегодня понравилось больше всего? О чём бы вы хотели со мной ещё поговорить или узнать что-то новое? Хорошо, в следующий раз мы обязательно об этом оговорим. До новых встреч, ребята.