- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Познавательное развитие (младшая гр.), ФГОС, 2015-2016 г
Познавательное развитие (младшая гр.), ФГОС, 2015-2016 г
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Петренко О.А. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи, умение общаться спокойно, без крика.
Содержание образовательной области ««Речевое развитие» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование интереса к книгам;
- развитие литературной речи;
- формирование умений слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с ФГОС через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
Целевые ориентиры образования
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Месяц
Тема, цели занятий
1-й, 2-й недель
Тема, цели занятий
3-й, 4-й недель
Реализуемые
образовательные
области
Планируемые
результаты освоения
ООПДО
1
2
3
4
5
Сентябрь
Тема
Чтение стихотворений
С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу».
Чтение русской народной
сказки «Кот, петух и лиса»,
обр. М. Боголюбовой
03.09.
10.09
Звук [у].
Звук [а]
17.09. 24.09.
Социально-коммуникативное развитие: учить
запоминать прослушанный текст произведения, развивать умение использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, рассматривать сюжетные картинки.
Художественно-эстетическое развитие: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного
произведения
Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения
Цели
Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить
за развитием действий в них.
Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков
Совершенствовать умение внятно произносить в словах гласные.
Развивать моторику речевого
двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звука [у].
Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие
фразы, говорить спокойно,
с естественными интонациями
Октябрь
Тема
Чтение русской народной
сказки «Колобок»,
обр. К. Ушинского.
Чтение стихотворений
А. Блока «Зайчик», А. Плещеева «Осень наступила»
01.10.
08.10.
Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстрации
к сказке «Колобок». Рассматривание сюжетных картинок
15.10.
22.10.
Социально-коммуникативное развитие: понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый).
Художественно-эстетическое развитие: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении; учить в рисунке передавать сюжет произведения
Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных
персонажей
Цели
Познакомить со сказкой «Колобок».
При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому
холодно, голодно, страшно
в ненастную осеннюю пору.
Помочь запомнить стихотворение
Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя
содержание иллюстраций.
Отрабатывать четкое произношение звука [о].
Помочь понять сюжет картины,
охарактеризовать взаимоотношения между персонажами
Ноябрь
Тема
Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке»
29.10.
05.11.
Рассматривание картины «Коза
с козлятами».
Звук [и]
12.11.
19.11.
Социально-коммуникативное развитие: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы.
Художественно-эстетическое развитие: учить в рисунке передавать сюжет произведения
Может составить
рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность
в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы
и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Цели
Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух.
Упражнять в образовании слов по аналогии
Учить рассматривать картину,
отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова
Декабрь
Тема
Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова. Чтение рассказа А. Босева «Трое», пер. с болгарского В. Викторова.
Заучивание стихотворения
Е. Ильина «Наша елка»,
К. Чуковского «Елка»
26.11.
03.12.
Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье»
10.12.
17.12.
Социально-коммуникативное развитие: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений
Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом;
может выучить небольшое стихотворение
Цели
Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы
(отличным от образа лисиц
из других сказок), упражнять
в выразительном чтении
отрывка - причитания.
Познакомить с рассказом,
оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение
Упражнять в произношении слов со звуком [э] (игра «Эхо»), в определении качеств предметов
на ощупь; учить правильно называть строительные детали и их
цвета, формировать диалогическую речь
Январь
Тема
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок
24.12.
14.01.
21.01.
Звуки [м], [м'], [п], [п']
28.01.
04.02.
Социально-коммуникативное развитие: формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты.
В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр
Январь
Цели
Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку
Упражнять в четком произношении звуков в словах, фразовой речи, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; учить образовывать слова
по аналогии.
Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков
[п], [п']; побуждать вступать
в диалог, употреблять слова
со звуками [п], [п']
Художественно-эстетическое развитие: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе
Февраль
Тема
Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», обр. В. Даля.
Заучивание стихотворения
В. Берестова «Петушки»
11.02.
18.02.
Звуковая культура речи: звуки
[б], [б'].
Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»
25.02.
03.03.
Познавательное развитие: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
Социально-коммуникативное развитие: развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами
Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить
небольшое стихотворение
Цели
Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец).
Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному
чтению
Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах), совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать
суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления
1
2
3
4
5
Март
Тема
Чтение стихотворения
И. Косякова «Все она».
Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой
10.03.
17.03.
Звуковая культура речи: звуки
[т], [п], [к].
Рассматривание сюжетных картин
24.03.
31.03.
Социально-коммуникативное развитие: учить воспроизводить ритм стихотворения, звуковой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его); на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место.
Художественно-эстетическое развитие: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д.
Умеет использовать
в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый,
печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку
на заданную тему
Цели
Познакомить с новым стихотворением, совершенствовать диалогическую речь; напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой.
Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки
Закреплять произношение звука
[т] в словах и фразовой речи, учить отчетливо произносить
звукоподражание со звуками
[т], [п], [к], рассматривать сюжетную картинку и определять ее тему, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей.
Упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью, отрабатывать правильное и отчетливое произношение
Апрель
Тема
Чтение стихотворений А. Плещеева «Весна», А. Майкова «Ласточки прилетели». Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок», обр.
Е. Чарушина. Рассматривание сюжетных картин
07.04.
14.04.
Звуковая культура речи: звуки
[ф], [с]
21.04.
28.04.
Художественно-эстетическое развитие: учить исполнять произведения малой фольклорной формы; учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки
Умеет четко произносить и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом
Цели
Познакомить со стихотворением, с русской народной сказкой, учить называть признаки года, рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено
Учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком, отрабатывать четкое произношение звука [c].
Упражнять в умении вести диалог
Май
Тема
Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова. Заучивание стихотворения А. Плещеева « Сельская песня»
05.05.
12.05.
Звуковая культура речи: звук
[з], [ц]
19.05
26.05
Социально-коммуникативное развитие: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету.
Художественно-эстетическое развитие: учить слушать и запоминать музыкальные сказки
Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет)
Цели
Познакомить с русской народной сказкой, помочь вспомнить название и содержание сказок, которые читали
на занятиях ранее, стихи, которые учили в течение года;
помочь запомнить новое
стихотворение
Упражнять в чистом произношении звука [з], учить изменять
темп речи.
Отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний