Программа дополнительного образования по патриотическому развитию для детей старшего дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития детей»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13




Принята на заседании

педагогического совета

протокол № от . .20 г.


Авторская программа

дополнительного образования

патриотического кружка

«Сынские дошколята»

Возраст 5-7 лет

(срок реализации 1 учебный год)





Автор программы:

старший воспитатель Смирнова О.О.


с.Овгорт

-2014г-

Пояснительная записка

Сынский край,

Мой край родимый!

Самый чистый и родной!

Оберег ты мой хранимый,

Для меня - ты мир иной...

(О.О.Смирнова)

Настоящая программа по целевому назначению является общекультурной, по содержанию и видам деятельности - профильная, по степени авторства - авторская, разработанная индивидуально старшим воспитателем МБДОУ «Детский сад «Теремок», по сроку реализации - одногодичная, то есть на один учебный год, по особенностям развития - общая. Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам, созданным самостоятельно.

Актуальность программы.

Важной задачей воспитания подрастающего поколения всегда было и остается воспитание патриотизма и гражданственности, так как именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Источником патриотического воспитания дошкольников является естественная среда его жизнедеятельности. И в первую очередь - это «Малая Родина». Наша Родина - это «Сынский край». В настоящее время есть много различных программ, которые построены на приобщении детей к народному творчеству к культурным традициям. Каждый человек должен знать историю малой Родины. К сожалению, что в современном мире представления детей дошкольного возраста о родном крае поверхностны и отрывочны. Конечно, у детей есть знания о родном «Сынском» крае, но они элементарны, например, не все дети знают название поселка, района, иногда даже улицы, на которой они проживают, и в основном не знают об окружающем мире родного края. В наше время, дети с раннего возраста увлечены новыми компьютерными технологиями, играми, сотовыми телефонами, зарубежными мультфильмами, различными детскими планшетами, и забывают о жизни и развитие родного края, поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю уже с дошкольного возраста.

Понимание данной проблемы и явилось ведущим мотивом программы «Сынские дошколята» по ознакомлению детей с историей и культурой родного края, программа предназначена для работы дополнительного образования в кружке дошкольного учреждения детского сада «Теремок». Программа названа в честь нашей родной местности, которая расположена в Шурышкарском районе, в ее содержании большая часть отводится ознакомлению и приобщению детей к истории, народам, творчеству родного края. В процессе занятий у детей сформируются психические процессы, будут развиваться умственные, творческие и музыкальные способности. Формирование разнообразных навыков и умений будет происходить в едином процессе ознакомления детей с историей и культурой.

Новизна заключается в том, что в воспитательно-образовательную работу кружка «Сынские дошколята» включены краеведческие знания, которые будут реализованы через различные виды детской деятельности: игровую, творческую, познавательную, двигательную и др. путем реализации образовательного стандарта. Краеведческие знания будут позаимствованы от Овгортского музея им.Е.И.Тыликовой, ведь сегодня Овгортский музей - это 9 экспозиционных залов, 12 постоянных выставок, в которых отражена вся суть родного края, его природа, история, красота национальных традиций, судьбы людей, их достижения. В музее хранится более 5,5 тыс. экспонатов, и практически каждый из них уникален своей историей или древностью.

Цель данной программы заключается в ознакомлении детей дошкольного возраста с родным краем, в развитии у дошкольников нравственно-патриотических чувств и уважению к своей малой Родине, через реализацию образовательных областей Федерального государственного образовательного стандарта.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

- приобщить детей дошкольного возраста к изучению родного края;

-развивать нравственно-патриотические качества дошкольников;

- способствовать развитию познавательной и творческой активности детей;

- формировать у дошкольников желание в будущем самостоятельно приобретать знания о малой Родине;

- формировать представление о бережном отношении к окружающей природе через различные виды деятельности;

- создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Описание деятельности.

Сроки реализации программы: 2014-2015 учебный год.

Формы работы.

Достоинством данной программы будет являться то, что для достижения целей обучения будет применим широкий спектр форм работы: теоретические занятия, просмотр презентаций, чтение художественной литературы, практические и самостоятельные занятия, информационно-коммуникативные технологии, наблюдения, экскурсии, целевые прогулки и развлечения, национальные праздники, участие в мероприятиях района и села.

Рекомендации, необходимые для проведения кружковой деятельности.

  1. Добровольное участие детей, с согласия родителей.

  2. Наполняемость кружка: 8-10 детей старшего дошкольного возраста.

  3. Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

  4. Продолжительность непосредственной организованной образовательной деятельности 25 - 30 минут.

  5. Регулярность проведения кружка - 1 раз в неделю, во второй половине дня.

  6. Всего непосредственных организованных образовательных деятельностей - 36.

  7. Целевые ориентиры проводятся два раза в год: вводный (сентябрь - октябрь), итоговый (май), также с согласия родителей.

  8. Создание и поддержание в ходе кружковой деятельности эмоционально-позитивного фона.

  9. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Ожидаемые результаты:

- знать историю родного края, поселков;

- иметь представления о традициях и обычаях народа ханты и коми;

- иметь представление о животном и растительном мире родного края;

- знать знаменитых людей нашего края.

- пополнение словарного запаса дошкольников.

Методическое обеспечение:

1. Иллюстрации картин, фотографии, сюжетные и предметные картинки.

2. Методическая и художественная литература, пособия по изучению Шурышкарского края, консультации и статьи о родном крае Е.И.Тыликовой.

3. Художественная литература местных писателей и поэтов.

4.Информационно-технологические средства (компьютер, телевизор, DVD, проектор).

Отслеживание результатов в виде наблюдений, викторин, выставок, поделок, целевых ориентиров, творческих отчетов руководителя кружка, участия в конкурсах различного уровня.

Для реализации программы используются следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод - используется во время:

  • Наблюдений.

  • Рассматривания книжных иллюстраций, открыток, репродукций, предметов.

  • Экскурсий по родному поселку, экскурсии в краеведческий музей, целевых прогулок.

  • Проведения дидактических игр.

  • Моделирования сказок.

Словесный метод - представляется наиболее эффективным в процессе:

  • Чтения литературных произведений.

  • Бесед с элементами диалога.

  • Рассказа воспитателя.

  • Использования художественного слова, пословиц, поговорок.

  • Загадывания загадок.

  • Рассматривания наглядного материала.

  • Проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод - используется, когда необходимо:

  • Организовать продуктивную деятельность.

  • Провести игры (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.).

  • Оформить коллекцию из природного материала.

  • Изготовить персонажи к сказкам.

  • Организовать постановку сказок, конкурсы, викторины.

  • Провести экскурсии различной направленности.

Принципы разработки программы:

  1. Доступность - соответствие требованиям современного дошкольного образования, в том числе концепция модернизации образования.

  2. Функциональность - расширение и обобщение полученных ранее знаний на занятиях «Ознакомление с окружающим», «Рисование». «Лепка», «Аппликация», «Развитие речи».

  3. Региональность - учет природных особенностей Шурышкарского района и культурных, исторических традиций проживающего на его территории народов.

  4. Научность - программа базируется на определенных исторических данных, художественно-публицистических материалах, материалов по краеведению.

  5. Адресованость - программа ориентирована на работу с детьми старшего дошкольного возраста и предусматривает ознакомление детей с «азбукой» краеведения - эпизодическими, наиболее яркими фрагментами из истории родного поселка, края, культурной жизнью, народно-прикладным искусством и т.д.

Учебно-тематический план разбит на 4 блока: история родного края и поселений, народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские), животный и растительный мир вокруг нас, знаменитые люди нашего района.

Каждый блок по 9 часов, из них 4 часа выделено на теорию, 3 часа на практику и 2 часа на целевые прогулки и экскурсии.

Итогом внедрения в воспитательно-образовательный процесс кружка «Сынские дошколята» является проведение развлечения с приглашением родителей воспитанников, где в сценарий включены игры народов Севера, выставки народно-прикладного искусства, рисунки и т.д.

Широко используется наглядность, в том числе словесная (показ дидактических пособий, изделий декоративно-прикладного творчества, чтение народных сказок, мифов, легенд, приданий). Проживание детьми определенной тематической или исторической ситуации придает занятиям особую эмоциональную окраску, активизирует знания и будит фантазию ребенка.

При реализации данной авторской программы у детей систематизируется и расширяется представление о своем крае, природных условиях и ресурсах, об особенностях взаимодействия человека и природы, о культурной жизни «Сынского края».

Учебно-тематический план


№ п/п

Название раздела

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Экскурсии и целевые прогулки

1

История родного края, история поселений

9

4

3



2

2

Народы, проживающие в родном крае (ханты, коми, русские)

9

4

3



2

3

Животный и растительный мир вокруг нас

9

4

3



2

4

Знаменитые люди нашего края

9

4

3


2

Всего: 36 часов



Используемая литература


1. Административно-территориальное деление Тюменской области (XVII-XX вв.). Тюмень, 2003. 304 с.

2. Департамент образования и науки ХМАО - Югры. Использование обско - угорского фольклора на уроках чтения и родного языка, природоведения, экологии. Методическое пособие для учителей национальных школ. Ханты - Мансийск, 2004г.

3. Мегионский городской историко - этнографический музей НИИ Возрождения обско - угорских народов. Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири (ханты). Мегион,1995г.

4. Природа Ямало-Ненецкого автономного округа. / Под ред. В.К. Рябицева. - Екатеринбург, 2006г.

5. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт».

6. «Ребенок и окружающий мир», комплексные занятия в старшей группе, Л.Л.Тимофеева, С-Пб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г.

7. Региональный компонент в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. Под ред. О. Лисенко, 2009г.

8. «Среди Обских раздолий. Шурышкарский район», Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 2005г.

9. Федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании».

Интернет-ресурсы: obrmuji.wslab.ru, ru.wikipedia.org/, admmuji.ru/, nsportal.ru/, school10tula.ru, proshkolu.ru. gorki1.narod.ru/, yamolod.ru/, mvk-yamal.ru/itogi-konkursa-muzey-i-vremya-2013/


© 2010-2022