Конспект организованной образовательной деятельности образовательная область «Речевое развитие» Тем а Пришла зима, с нею смех и кутерьма

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 51















Конспект организованной образовательной деятельности

образовательная область «Речевое развитие»

Тема «Пришла зима, с нею смех и кутерьма»

(подготовительная к школе группа)



















Автор: Хрыкина Ольга Александровна



Конспект ООД по речевому развитию (подготовительная к школе группа).


Тема: «Пришла Зима, с нею смех и кутерьма»

Цель: Систематизировать знания детей о зиме.

Задачи

Воспитательные

  • Воспитание толерантности в коллективной работе, доброжелательного отношения к окружающим, способности слушать собеседника, принимать чужое мнение;

  • Воспитывать интерес к русскому языку.

Развивающие

  • Развитие коммуникативных навыков детей в коллективном общении;

  • Совершенствовать навыки составления описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу;

  • Обогащать словарь детей тематической лексикой;

  • Развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач;

  • Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;

  • Развивать речевое творчество, учитывая индивидуальные способности и возможности детей.

Обучающие

  • Формировать умения выделять признаки сходства путем сравнения.

  • Освоение умений самостоятельного придумывания с использованием приемов ТРИЗа;

Методы и приемы:


  • Проблемная ситуация: закрытая картина

  • Сюрпризный момент «Волшебный мешочек»

  • Игра «Данетка»

  • Игра «Кузовок»

  • Игра «Хорошо - плохо»

  • Игра «Цепочка»

  • Чтение стихотворения А.С. Пушкина

  • Динамическая пауза «Зимушка - Зима»

  • Пальчиковая игра «Во дворе»

  • Игра «Волшебные картинки»

Материал и оборудование

  • Репродукция зимнего пейзажа

  • Волшебный мешочек с предметами (корзинка со снежинками, снеговик, игрушка собачка, белый кубик морковка, клубок белых ниток, домик)

  • Схема - модель «Зима» для рассказывания.



Изменения в развивающей предметно-пространственной среде:

-до оод

В речевом центре сюжетные картинки на тему «Зимние забавы», мнемотаблица для

рассказывания на тему «Что мне нравится зимой»

В центре изо репродукции картин на зимнюю тематику

- после оод

Оформление тематической папки «Зима в стихах»

Папка - передвижка с рассказами и фото детей на тему «Пришла зима, с нею смех и кутерьма»

Взаимосвязь с другими видами деятельности.

  • Наблюдения в природе за зимними явлениями

  • Разучивание образно-жестовой игры «Зимушка-зима»

  • Рассматривание репродукций картин на зимнюю тематику И. Шишкин «Зима», А. Васнецов «Зимний сон», И.Грабарь «Белая зима. Грачиные гнёзда», К.Коровин «Зимой», И.Левитан «Деревня. Зима» , А. Саврасов «Зимний пейзаж»

  • Составление рассказов из личного опыта «Что мне нравится зимой»

Взаимодействие с семьями воспитанников.

-до оод

Участие в фотовыставке « Наш семейный выходной»

-после оод

Привлечение к сбору материала и оформлению и иллюстрированию тематической папки «Зима в стихах»

Способ использования игровых технологий

  • Использование игры как педагогической формы (игровые технологии, игровые методы и приемы обучения): проблемная ситуация «Закрытая картина», игровая технология ТРИз

  • Интерактивная форма организации детей с учетов индивидуальных особенностей и уровня развития детей по условным обозначениям, а так же гендерным признакам (отдельно мальчики и девочки)



Содержание деятельности

Этапы

Содержание

Время

Процесс вовлечения

Воспитатель. Ребята, на доске закрыта картина, которая подскажет нам, о чем пойдет сегодня речь. Чтобы узнать, что изображено на картине, поиграем в игру «Данетка». Вы мне будете задавать вопросы, а я буду отвечать только «Да» или «Нет».

Дети задают вопросы, воспитатель лаконично подводит к изображённому на картине времени года.

3 мин.

Процесс целеполагания

Открывается картина.

Воспитатель читает стихотворение

Под голубыми небесами, великолепными коврами, Блестя на солнце снег, лежит Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин

Воспитатель. Какие красивые стихи написал о зиме А.С. Пушкин. Вам понравились стихи?

Посмотрите-ка, ребята. А Зимушка нам мешочек волшебный оставила. А в мешочке вещицы разные, зимние, интересные. Хотите узнать, что нам Зимушка приготовила?

2 мин.

Процесс проектирования и планирования

Воспитатель. Чтобы поиграть с Зимушкой, что нам нужно сделать?

Дети Открыть мешочек и посмотреть , что в нём

Воспитатель. Мы мешочек открываем, с подарками Зимушки поиграем.

Процесс осуществления деятельности.

















































Процесс рефлексии

Воспитатель достает из мешка корзинку со снежинками.

Проводится игра «Кузовок» (играют дети, у которых на стульчиках приклеены снежинки)

Дети отвечают на вопрос «Какая зима?», кладут снежинку в корзинку.

Дети. Снежная, морозная, белая, веселая, красивая, радостная, спортивная…

Воспитатель. Как много красивых слов о зиме мы назвали. Давайте покажем и расскажем, как мы зимой играем.

Пальчиковая игра. «Во дворе»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики)

Мы во двор пришли гулять (идут по ладошке указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили (лепим комок)

Птичек крошками кормили (крошащие движения)

С горки мы потом катались (скользящие движения указательным пальцем правой руки по левой ладошке)

А ещё в снегу валялись (ладошки переворачиваем)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки )

Съели суп, и спать легли (показывают движениями)

Воспитатель. Ребята, зима - это хорошо или плохо?

Достает из мешочка две коробочки с буквами П и Х , грустным и веселым смайликом

Воспитатель. Как вы думаете, что могут обозначать буквы и картинки на коробочках?

Дети. Нравится не нравится, грустно- весело.

Проводится игра «Хорошо - плохо»

Воспитатель. У меня есть красивые камушки из стекла. Какие камушки? (стеклянные). Кто считает, что зима - это хорошо, кладет камушек в коробочку с веселым человечком и объясняет свой выбор, а кто считает, что зима - это плохо, в коробочку с грустным человечком и объясняет свой выбор (зима - это хорошо, потому что…..)

Дети берут декоративный камушек, похожий на ледяную фигурку и кладут его в коробочку с грустным или веселым человечком (на коробочках также буквы Х и П. ) Дети кладут камушек и аргументируют свой выбор.

Воспитатель. Что еще есть в зимнем мешочке? Достает игрушки домик и снеговичка. Проводится игра «Теремок» (играют дети, у которых на стульчиках приклеены домики)

Правила игры. Снеговик называется хозяином теремка. Другие игроки выбирают предмет и подходят с ним к домику и просятся в него, при этом нужно назвать сходство с предметами в теремке. Предметы для детей: колокольчик, снежинка, игрушка собачка, белый кубик, морковка, клубок белых ниток.

Воспитатель. Какая интересная сказка у нас получилась. Зима дарит нам много игр и забав.

А сейчас немного отдохнем.

Образно-жестовая игра «Зимушка-зима» (играют отдельно мальчики и девочки)

Зимушка, зимушка, Зимушка-зима (дети идут по кругу)

Дарит нам снежные чудо-терема (показывают крышу над головой)

Ну, а Дедушка Мороз прикатил подарков воз(2 р.) (топают ногами)

Морозы трескучие (обнимают себя, как бы греются)

Снега сыпучие (показываю снег под ногами)

Ветра завьюжные (качают руками над головой)

Метели дружные (кружатся)

Мы мороза не боимся,

Как снежинки разлетимся

(разбегаются и замирают на месте в интересных фигурах, отмечается особенность «фигур» девочек и мальчиков)

Воспитатель. Выглянуло солнце, стали наши снежинки таять, солнце спряталось за тучку, снова ожили наши снежинки, подул ветерок и собрал их в большой сугроб.

Молодцы! Хотите посмотреть, что еще нам в чудесный мешочек положила Зима? Тогда скорее садитесь на места. В мешочке есть еще снежный комочек.

Игра «Цепочка»

Правила игры. Начинающий называет предмет, второй его качество, третий участник называет предмет, к которому можно отнести это качество, следующий - качество, которым еще может обладать названный предмет. Пример, Снеговик - снеговик холодный -

холодным бывает мороженое-мороженое сладкое - сладким бывает яблоко- яблоко круглое ит.д.

Воспитатель. Началась наша цепочка со снежного комочка , а закончилась……

Ребята, а зимушка еще нам еще картинки приготовила.

Составление рассказа о зиме с опорой на схему.

Демонстрируется схема - модель составления описательного рассказа о зиме

Дети составляют рассказ (слушаются рассказы детей, у которых на стульчиках белые ленточки: дети с высоким уровнем развития связной речи)

Воспитатель. А вы хотели бы пофантазировать? Для этого нам нужно перейти за столы.

Игра «Волшебные картинки» Дети дорисовывают линии и фигуры, но с условием, что предметы должны быть зимними.

Воспитатель в процессе работы детей спрашивает, что у них получилось. Отмечает наиболее оригинальные рисунки.

Воспитатель. Мы так много сегодня говорили о зиме, показали свои знания, узнали новое. Что вам понравилось больше? Как мы можем использовать полученную информацию о зиме? С кем можем поиграть в игры, в которые играли?

Дети. Рассказать младшим детям, сделать книгу о зиме, нарисовать зимние рисунки , познакомить родителей с играми.

Вы сегодня хорошо работали?

Воспитатель обращает внимание на мешочек и достаёт из него угощения от зимы (конфеты «Рафаэлло» или зефир)

Отмечает наиболее активных детей.

Благодарит за работу.



20 мин

















































3 мин








Использованная литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Мурашковска И.Н. Развивающие игры. Игра "Теремок". -Рига 1994 г.

Сидорчук Т.А. К вопросу об использовании элементов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. изд. 2, - Ульяновск, 1991г.- 52с.

Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технология развития связной речи дошкольников (методическая разработка), 2004.

Гуткович И.Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. сборник конспектов занятий воспитателей Центра. -Ульяновск, 1996г. -100 с.

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И.



© 2010-2022