РАБОТА ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАБОТА ДОУ С СЕМЬЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье, санитарной грамотности и гигиенической культуры населения, уровня развития здравоохранения и образования, социально- экономической и зкологической ситуации в стране.

С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и оздоровлению детей должны находиться семья и д. сад как две основные социальные структуры, которые, в основном, и определяют уровень здоровья ребенка. В "Концепции дошкольного воспита­ния», подчеркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникнове­ния двух социальных институтов... Важнейшим условием преемствен­ности является установление дове­рительного делового контакта меж­ду семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспита­тельная позиция родителей и педа­гогов».

Все это требует переосмысления и изменения содержания и форм ра­боты с семьей.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоро­вительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не создано детско-взрослое сообще­ство (дети - родители - педагоги), для которого характерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, его прав и обя­занностей.

Более того, мы считаем, что во­просы создания детско-взрослого со­общества, повышения педагогической культуры родителей необходимо рассматривать в тесной связи с по­вышением квалификации самих вос­питателей, поскольку уровень их профессионального мастерства опре­деляет отношение семьи к детскому саду, педагогам и их требованиям. Причем для того чтобы быть насто­ящим пропагандистом идей, средств и методов воспитания здорового об­раза жизни детский сад в своей де­ятельности должен служить образ­цом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспита­телей и охотно пойдут с ними на контакт.

Поэтому, организуя сотрудниче­ство с семьей по воспитанию здо­рового ребенка и понимая тесную взаимосвязь данной работы с со­держанием всей физкультурно-оз­доровительной программы, особое внимание мы уделяем постоянно­му совершенствованию мастерства педагогов, поиску новых подходов к физическому развитию детей, ба­зирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мо­ниторинге состояния здоровья каж­дого ребенка, учете и использова­нии особенностей его организма, индивидуализации профилактичес­ких мероприятий и т.д.

Совместная работа с семьей стро­ится на следующих основных поло­жениях, определяющих ее содержа­ние, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хоро­шо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздорови­тельной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последова­тельность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение все­го года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

3. Индивидуальный подход к каж­дому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и спо­собностей.

4. Взаимное доверие и взаимопо­мощь педагогов и родителей на ос­нове доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторите­та педагога в семье, а родителей - в детском саду.

В соответствии с этими основны­ми положениями система работы с семьей включает:

1) ознакомление родителей с ре­зультатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомотор­ного развития;

2) участие в составлении индиви­дуальных программ (планов) оздо­ровления детей;

3) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необ­ходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.;

4) ознакомление родителей с со­держанием физкультурно-оздорови­тельной работы в прогимназии, на­правленной на физическое, психичес­кое и социальное развитие ребенка;

5) обучение конкретным при­мам и методам оздоровления ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам

накаливания и т.д.);

6) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями,

проводимыми в ДОУ, обучение от­дельным нетрадиционным мето­дам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т.д.).

Для реализации этих задач широ­ко используются:

- информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

- консультации;

- устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физвоспитанию, а также родителей с опы­том семейного воспитания;

- семинары-практикумы;

- деловые игры и тренинги с про­слушиванием магнитофонных записей бесед с детьми, разбо­ром проблемных ситуаций по видеосъемкам, решением педаго­гических кроссвордов и т.д.;

- «открытые дни» для родителей с просмотром и проведением раз­нообразных занятий в физкуль­турном зале, на стадионе и в бас­сейне, закаливающих и лечебных процедур и т.д.;

- совместные физкультурные досу­ги и праздники и т.д.

Стержнем всей данной работы яв­ляется индивидуальная программа (план) оздоровления, разрабатывае­мая на каждого ребенка в начале учеб­ного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состоя­ния его здоровья и психомоторного раз­вития, которая включает:

- анамнез заболеваемости за пре­дыдущий период времени;

- осмотр ребенка «узкими» специ­алистами и общее обследование (заключение педиатра);

- анализ навыков детей по основ­ным видам движений;

- анкетирование родителей по вопросам воспитания здорового ребенка.

Проанализировав данные анкет, полученные в нашем ДОУ, мы при­шли к выводу, что, хотя все родители имеют высшее и среднее образова­ние, уровень знаний и умений в об­ласти воспитания привычки к здоро­вому образу жизни большинства из них невысок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, ког­да их ребенку уже требуется меди­цинская или психологическая по­мощь. Это обусловлено тем, что большинство родителей не понима­ют самой сущности «здоровья», рас­сматривая его только как отсут­ствие заболеваний, а средства оздо­ровления детского организма видит лишь в лечебных и закаливающих мероприятиях, совершенно не учи­тывая взаимосвязь всех составляю­щих здоровья: физического, психи­ческого и социального.

Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только «гибкий режим» дня, закали­вающие процедуры и разнообраз­ные формы физкультурно-оздорови­тельной и лечебно-профилактиче­ской работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных ме­роприятиях для родителей (перечис­ленных выше), так и в семейных клубах: «Здоровье», «Папа, мама и я -спортивная семья», «Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка» и др. Причем темы занятий в клубах, формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и «Книгу

предложений».

В процессе работы по индивидуальным программам здоровья в дошкольном учреждении и дома предусматривается систематиче­ский медико-педагогический конт­роль, включающий разные формы наблюдений за ребенком со сторо­ны работников детского учрежде­ния и родителей. На основании ана­лиза комплексных результатов на­блюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные про­граммы корректируются и в соот­ветствии с этим даются дополни­тельные рекомендации как педаго­гам, так и родителям.

Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной рабо­ты не только позволяет на деле осу­ществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь ро­дителей к совместным системати­ческим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ.

Именно такой подход к воспита­нию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области фи­зического развития детей. Так, сред­няя заболеваемость за год составила 7 дней на 1 ребенка. Считаем, что самой эффективной формой работы с семьей по данному вопросу являются занятия в семейных клубах, позволяющих осуществить полноценный ИНДИВИДУ­АЛЬНЫЙ ПОДХОД К физическому психическому развитию ребенка че­рез взаимодействие родителей, досконально знающих особенности своего ребенка, и педагогов и меди­ков, строящих работу ил основе про­фессиональных знаний педагогики, психологии и медицины

Занятия в семейных клубах пре­дусматривают теоретическую и фактическую части Общая продолжительность - 60 минут: Гак, на­пример, в первой теоретической ча­сти занятий семейного клуба «Здо­ровье» родителям предлагается

сообщение или беседа специалиста (врача, психолога, логопеда, диетсестры и т.д.) по определенной теме занятия. Продолжительность - 15-20 минут а во второй, практической части подключаются дети. Это может быть совместное выполнение какого-либо комплекса лечебно-профилактических упраж­нений в спортивном, тренажерном зале, в бассейне или работа на тре­нажерах. Про­должительность - 35-40 минут.

В третьей, заключительной части подводятся итоги занятия. Родите­лям выдаются разнообразные па­мятки, методическая литература, ре­комендации. Продолжительность - 3-5 минут.

Например, на занятии семейного клуба «Здоровье» но теме «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьно­го возраста» врач познакомила родите­лей с особенностями строения дет­ской стопы, дала понятие о про­дольном, поперечном и комбиниро­ванном плоскостопии, рассказала о причинах появления плоскосто­пия. Затем медсестра по массажу научила диагностике и профилак­тике плоскостопия. Детям и их родителям показали как делать плантограмму, а затем предложили комплекс ЛФК при плоскостопии или для его предупреждения, осо­бое внимание уделив самомасса­жу стоп. Занятие закончилось де­монстрацией оборудования для профилактики плоскостопия (про­филактических дорожек, массаж­ных ковриков, мячей, массажеров для стоп и т.д.), причем, кроме па­мятки, родителям были выданы отдельные чертежи авторского оборудования (полусфер, кеглей, степов и т.д.).

На занятии клуба по профилакти­ке у детей нарушений зрения роди­тели совместно с детьми (причем участниками были и старшие ребя­та - учащиеся средней школы) зна­комились с гимнастикой для глаз по методике Э. Аветисова; в целях профилактики близорукости обуча­лись самомассажу биологически ак­тивных точек на лице и гимнастике для шейного отдела позвоночника, работали по схеме зрительно-двига­тельных траекторий В. Базарного, получили рекомендации по использованию в данных целях ароматерапии.

Безусловно, такие занятия в се­мейных клубах приносят ощути­мые результаты. Однако следует подчеркнуть, что эта результатив­ность в большой мере обусловлена не только содержанием, но и каче­ством общения специалистов ДОУ с семьей.

Общение, как известно, процесс двухсторонний, и в нем заинтере­сованы все участники. Эта заинте­ресованность касается содержа­тельной и эмоциональной стороны общения. В каждой семье есть га­зеты, книги, радио, телевизор, поэто­му мы уверены, что дело не в ко­личестве информации, предлагае­мой родителям на занятиях в Семейных клубах, но и в степени ее новизны, актуальности и неорди­нарности подачи. Поэтому при под­готовке к занятиям мы обращаем внимание не только на разработку содержания сообщения, подготовку необходимого оборудования и мате­риалов, но и на аргументирован­ность и доказательность положе­ний, динамизм, умение считаться с позицией другого человека, конст­руктивно использовать возникаю­щие во время общения проблемные ситуации и спорные мнения. Не­большое количество участников (на одном занятии не более 6-8 семей) способствует активному за­интересованному контакту с каж­дым, совместному поиску наиболее эффективных решений проблемы для конкретного ребенка.

Занятия в семейных клубах зна­чительно повышают как уровень развития физических качеств детей, так и скорость формирования жизненно важных двигательных навы­ков. Помощь родителей и их инди­видуальный контроль за своим ре­бенком делают этот процесс весьма эффективным. Кроме того, постоян­ное наблюдение и страховка позво­ляют предоставить детям большую свободу действий, что приводит к развитию ловкости и освоению бо­лее сложных движений. Не менее важно, что занятия в семейных клу­бах позволяют ребенку вступать в контакты с детьми из других групп, с разными взрослыми. Такой круг общения создает широкую среду развития, помогает каждому ребенку стать полноценным членом со­общества.

Таким образом, занятия в семей­ных клубах «Здоровье», «Папа, мама и я - спортивная семья» и др. не только приобщают к здоровому об­разу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способству­ют самореализации каждого и вза­имообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: осо­бенности характера, мечты и спо­собности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уваже­ние к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родите­лями и педагогами, т.е. обеспечива­ется взаимосвязь физической, пси­хической и социальной составляющих здоровья.


© 2010-2022