Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Коктюльская средняя общеобразовательная школа»

структурное подразделение д/сад «Берёзка»

______________________________________________________________________________
627046, Тюменская область, Ялуторовский район, с. Коктюль, ул. Школьная,13, тел.96-197







Самообразование




Тема:

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности


Составитель: С.В.Плоскова воспитатель младшей группы



2014- 2016 год

с.Коктюль


«Детская речь на всех этапах своего

развития питается неисчерпаемой

жизненной силой народного языка»

К.Чуковский

Актуальность темы:

Почему так актуально развитие речи у дошкольников ?

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средствами общения. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребенка, приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные процессы через игровую деятельность. А так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте - игра, то необходимо использовать развивающие игры.

Актуальность заключается в том, что она обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и начальной школой. Программа строится с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников, учитывает тенденции модернизации российского образования. Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 3-4 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у детей активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.





План работы по теме самообразования

Тема

Сроки

Практический выход

1

Подбор и изучение литературы по теме

Планирование работы по самообразованию.

2

Развитие речи через игровую деятельность

На протяжении всего срока

Дидактические игры

Хороводные игры

Сюжетно-ролевые игры

3

Разучивание считалок, стихов, песен.

На протяжении всего срока

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

4

Работа над развитием речи через чтения литературы. Инсценировки

На протяжении всего срока

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

5

Развиваем речь в игре

На протяжении всего срока

Развитие монологической речи у детей, развитие воображения. Игры, направленные на формирование у детей представлений о людях разных профессий. Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Развитие правильной речи ребёнка. Артикуляционная гимнастика

На протяжении всего срока

Развитие речевого дыхания. Логопедические игры для детей

Проговаривание поговорок, чистоговорки, повторяй-ка, досказалка

На протяжении всего срока

Речевые упражнения помогают научить чётко, произносить слова

Пальчиковые игры, упражнения

На протяжении всего срока

Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создаёт зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребёнка

Работа над грамматическим строем речи

На протяжении всего срока

Расширять и активизировать словарь, обогащение словаря. Учить правильно строить предложения, правильно произносить звуки и слова

Рассказы по сюжетным картинкам, пересказ сказок, ответы на вопросы воспитателя

На протяжении всего срока

Грамматически правильно оформить предложения. Развитие подражания правильнойфонетической речи взрослых

6

Работа с родителями

Август-ноябрь

1. Индивидуальные беседы с родителями поступивших детей.

2. Представление родителям речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи младших дошкольников.

3. Семинар-практикум «Игры, в которые мы играем».

7

Работа с родителями

Декабрь-февраль

1.Рекомендации родителям по развитию речи детей, через пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику

2. Проведение совместного праздника для детей и родителей в помещении группы

8

Работа с родителями

Период 2015г

1. Консультация «Учим ребёнка общаться».

2. Сообщение на родительском собрании «Развитие речи детей 3 - 4 лет».

3. Консультация для родителей «Как организовать домашний театр».

9

Работа с родителями

Период 2016г

1. Анкетирование, тесты

2. Проведение праздника 3. Рекомендации родителям по активизации словарного запаса ребенка 3-4 лет.

4. Памятки для родителей.

Самообразовательная работа воспитателя


  1. Индивидуальная тема самообразования

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


  1. Когда начата работа над темой

2014 год

  1. Когда предполагается закончить работу над темой

2016 год

  1. Цели и задачи самообразования по теме

Цель: Способствовать развитию речи детей посредством игровой деятельности

Задачи:

1) Расширение и уточнение словаря;

2) Совершенствования грамматического строя речи;

3) Развитие связной монологической речи;

4) Привлечение внимания детей к собственной речи, через игровую деятельность;

5) Знакомство со звуками

6) Развитие речевого аппарата(артикуляционная гимнастика).

7)Совершенствование пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольников


  1. Основные вопросы, намеченные для изучения

1) Расширение и уточнение словаря:

- введение в активный словарь новых слов и понятий;

- реализация обиходного словаря через создание игровых ситуаций;

2) Развитие грамматического строя речи:

- формирование навыка согласования слов в словосочетании;

- формирование навыка образования имен существительных суффиксальным способом (« Назови ласково»), форма числа имен существительных («Скажи со словом много»);

- развитие умения употреблять предлоги в речи;

- развитие умения конструировать предложения.

3) Работа над звуковой культурой речи:

- развитие артикуляционного аппарата;

- знакомство со звуками русского языка;

4) Развитие связной речи:

- рассказывание о предмете;

- рассказывание по вопросам педагога;

- рассказывание по сюжетным картинкам, по серии картинок совместно с воспитателем и другими детьми

5) Артикуляционная разминка

6) Пальчиковые игры

  1. Предполагаемый

  2. результат

Дети должны уметь:

Формировать грамматический строй речи:

1.Согласовывать слова в словосочетаниях

2. Употреблять в речи предлоги: в, на, за, под, около.

3. Узнавать и правильно произносить гласные и согласные звуки.

4. Образовывать существительные во множественном числе.

Формирование словаря:

1 Реализовывать новые слова и понятия в речи

2. пользоваться словарем обобщений.

3. использовать в речи словарь признаков (по цвету, по размеру и т.д.)

4.Отвечать на вопросы взрослого.

5. рассказывать по картине совместно с воспитателем.


  1. Этапы проработки материала

  1. Диагностический

  2. Прогностический

  3. Теоретический

  4. Практический

  5. Обобщающий

  6. Внедренческий


  1. Литература по теме

Материалы с Интернета

Г.Г.Агаян. Мы топали, мы топали… Пальчиковые игры,-Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

С.Н.Анищенкова. Пальчиковые игры.

Л.В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью.

Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Морозова. Тра-ля-ля для язычка. Артикуляционная гимнастика.- Дмитров, ИД «Карапуз», 2004.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). - СПб, Паритет, 2003.

Т,А. Куликовская. Массаж лицевых мышц для малышей. -М., Книголюб, 2000.

Е,А, Бабенко. Подвижные игры.

И,В, Кравченко «Прогулки в детском саду»

И,А, Лыкова. Дидактические игры и занятия.

1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М., 2004.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М., 1999.

3. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. - М., 2005.

4. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2009. Т.

5. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. Гербова В.В. - М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004.

7. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Вторая младшая группа» - М.: Мозаика - Синтез, 2014 г.


  1. Творческое сотрудничество по данной теме

  1. М/О воспитателей

  2. Учителя начальных классов

  3. Логопед

  4. Психолог

  5. Воспитатели


  1. Практические выходы (беседы,

доклады …..)

  1. М/О воспитателей

  2. Родительские собрания

  3. Индивидуальные беседы с родителями

  4. Открытые НОД (занятия)

  5. Предоставлять материалы, информацию на сайт школы

  6. Проверка ЗУН по развитию речи в виде индивидуальной работы

  7. «Недели по развитию речи»

  8. Проведение мероприятий

  9. Распространение памяток, рекомендаций среди родителей

  10. Проведение тестов с родителями, детьми

  1. Изучение передового опыта ( посещение НОД, уроков, мероприятий…)

  1. Посещение уроков в начальных классах

  2. Посещение НОД воспитателей

  3. Посещение мероприятий воспитателей

  4. Беседы со специалистами (логопед, психолог)

  5. Изучение литературы

  6. Посещение сайтов Интернета

  1. Итоги работы

  1. Анализ работы за 2 года

  2. Создание памяток, рекомендаций

  3. Анализ проведения тестов

  4. Диагностическое исследование

  5. Разработки НОД, родительские собрания; доклады; мероприятия

























Выступления, сообщения, проведение мероприятий

( о собственном педагогическом опыте)

Когда?

(дата)

Название мероприятия

Где?

(проходили мероприятия)

Участники















Выступления, сообщения, проведение мероприятий

( о собственном педагогическом опыте)

Когда?

(дата)

Название мероприятия

Где?

(проходили мероприятия)

Участники















Этапы работы над темой самообразования


Этапы

Содержание работы

Сроки

Диагностический

1.Постановка проблемы

2.Изучение литературы по проблеме

3. Поиск материала в интернете, литературы

Первый год работы над темой

Прогностический

1.Определение цели, задач темы по самообразованию

2.Разработка системы мероприятий, направленных на решение проблемы

3.Прогнозирование результатов

Начало работы над темой

Теоретичекский

1.Изучение методической литературы по данной теме

2. Изучение материала на сайте Интернета

В течении года

Практический

1.Внедрение педагогического опыта, направленных на решение проблемы

2.Формирование методического материала

3.Отслеживание процесса

4.Корректировка работы

В течение всей работы

Обобщающий

1.Подведение итогов

2.Оформление результатов работы по теме

3.Представление материалов

Второй год работы над темой

Внедренческий

1.Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы

2.Распространение опыта

В ходе дальнейшей педагогической деятельности


© 2010-2022